При изучении данной темы следует помнить, что правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-правовых категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм. Административно-правовой статус личности составляет важнейшую и органическую часть общего правового статуса. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности.
Рассматривая административно-правовой статус гражданина как совокупность прав, обязанностей и гарантий в сфере государственного управления, надо иметь в виду, что этот статус, в конечном счете, юридически определяется нормами права. Поэтому правовое положение личности зависит от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере государственного управления. Нормы административного права о статусе человека и гражданина могут содержаться как в комплексных нормативных актов, так и в специальных. Административно-правовой статус гражданина РФ, устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной власти, указами Президента РФ.
Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизмы защиты органами государства и местного управления). При определении статуса граждан устанавливаются общие принципы: 1) социальное равенство; 2) гуманизм; 3) демократизм; 4) презумпции невиновности; 5) законности.
Административные права производны от конституционных прав, таких как право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной жизни, защиту своей чести и доброго имени и т.д. К непосредственным правам в сфере исполнительно-распорядительной деятельности можно отнести следующие права: а) на участие в государственном управлении; б) на поступление на государственную службу; в) на обращения в органы государственного управления и к их должностным лицам; г) на свободу передвижения; д) на неприкосновенность; е) на изменение фамилии и имени; ж) на объединение; з) на обжалование действий органов управления и их должностных лиц; и) на реализацию юридических свобод; к) на образование; л) на охрану здоровья; м) вносить в государственные органы предложения об улучшении их деятельности, критиковать их недостатки.
В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действий, (кроме неотъемлемых прав) ФЗ «О чрезвычайном положении»). Среди административно-правовых обязанностей выделяют абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они возлагаются на каждого (соблюдать законность и государственную дисциплину в сфере управления, специальные запреты). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности читателя библиотеки, собственника автомобиля).
Юридические гарантии:
1. Правовое закрепление (в юридических нормах) статуса.
2. Ответственность органов управления и должностных лиц за нарушения статуса.
3. Права граждан на обжалование (административное, судебное) действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
4. Право на возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
5. Контрольно-надзорная деятельность государственных органов.
6. Прокурорский надзор.
Подготовку вопроса об административно-правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства необходимо начинать с определения понятий «иностранец» и «лицо без гражданства - апатрид». Характеризуя их административно-правовой статус, необходимо исходить из конституционного положения о равенстве перед законом всех проживающих на территории Российской Федерации, за исключением ряда ограничений. При подготовке ответа необходимо подробно остановиться на этих ограничениях, начиная от получения разрешения на въезд и заканчивая административной деликтоспособностью этих лиц.
План практического занятия
В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:
1. Правовое государство и гражданин: принципы взаимоотношений.
2. Гражданин как субъект административного права. Единство прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления.
3. Административно-правовые гарантии прав гражданина.
4. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
Контрольные вопросы и задания для практического занятия
1. Объясните, могут ли существовать какие-либо препятствия при реализации гражданами своих прав и обязанностей в сфере исполнительной власти. Если они существуют, то приведите несколько примеров в сочетании с правовым разрешением сложившейся ситуации.
2. На основе анализа нормативных правовых актов по данной теме курса «Административное право» перечислите категории граждан, имеющих специальный административно-правовой статус. Что может предпринять государство по отношению к этим гражданам в социальном плане?
3. Какие граждане, находящиеся на территории РФ, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?
4. Определите, служит ли факт доступа к сведениям, составляющим много лет назад государственную тайну, основанием для ограничения права гражданина на выезд за границу? Определите, является ли законным отказ на этом основании в выдаче заграничного паспорта. Перечислите категории граждан, которым могут отказать в выдаче заграничного паспорта?
5. Больной венерическим заболеванием гражданин И.Ю. Мохов уклонялся от лечения. По распоряжению главного врача местного кожно-венерологического диспансера П.Р. Мартынова И.Ю. Мохов был принудительно госпитализирован в больницу, где его лечили в течение месяца. После выписки И.Ю. Мохов решил, что были нарушены его права, и вознамерился писать жалобу на действия главного врача.
Имеются ли законные основания для такой жалобы?
Каков порядок направления на принудительное лечение венерических больных?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 425.