Начинать изучение темы следует с определения понятия источника административного права и выявление закономерностей, лежащих в основе их становления, развития, отмены Источник административного права – нормативно-правовой акт, содержащий административно-правовые нормы и правила, совокупность которых и составляет эту отрасль. Следует остановиться на зависимости источников административного права от этапов развития экономики, культуры, образования и других факторов, сбалансированности, стабильности правовой системы России.
Важно отметить, что политические, исторические, социальные, международные, географические и иные факторы развития нашей страны предполагают усиление сближения административно-правовой системы России с правовыми системами других высокоразвитых стран, сохраняя и в условиях глобализации целостность отечественного права, его источников, как феномена российской культуры.
Необходимо рассмотреть иерархию источников административного права:
а) Конституция РФ;
б) Федеральные конституционные законы;
в) Общепризнанные нормы международного права, международные договоры, одной из сторон которых является Российская Федерация;
г) Кодифицированные акты;
д) Федеральные законы;
е) Законы субъектов Федерации;
ж) Подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации;
з) Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Федерации;
и) Обычаи признаются источниками административного права в том случае, если они не противоречат обязательствам участников правоотношений;
к) Нормативные договоры;
л) Нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, организаций и учреждений, действия которых ограничены, как правило, рамками данного формирования.
Источники административного права развиваются и эволюционируют во времени, социальном, идеологическом и географическом контексте, отражают юридическую попытку стабилизировать управленческие отношения, пребывающие в непрерывном и динамическом движении. Система источников права не в силах переломить эволюцию общества, особенно в роковые часы его развития, но может создать для подлинной элиты условия, позволяющие предвидеть исторические катаклизмы и обвалы, направить их в русло сохранения отечественной государственности и быть основой установления нового правопорядка.
Источники административного права отличаются друг от друга не только своими юридическими свойствами, но внешней формой (кодекс, положение, устав, постановление, инструкция, иные акты законодательной и управленческой деятельности – регламенты, типовые правила, доктрины, концепции, декларации).
Конституция РФ – создает правовые пределы осуществления исполнительной власти, функционирования государственного режима и является основной юридической формой его выражения (политическая централизация и децентрализация власти, принцип разделения властей, соотношение гражданского общества и субъектов исполнительной власти; неприкосновенность личности, защита ее прав и законных интересов; обеспечение безопасности личности, общества и государства).
По содержанию нормативные акты субъектов исполнительной власти, органов государственного управления должны соответствовать Конституции РФ: по характеру и содержанию затрагиваемых в нормативном акте вопросов; по историческим целям, т.е. отвечать конституционным принципам и целям правового регулирования, а также соответствовать исторически сложившимся фундаментальным принципам управления; по формально-юридическому, абсолютному критерию – не противоречит буквальному содержанию ни одной из статей Конституции РФ.
Конституция РФ ввела термин – конституционный строй, ранее государственный и общественный строй. Конституция – это не только Основной закон, нормативно-правовой акт, но и документ, обозначивший принципы деятельности, задачи, цели Российской Федерации, основные направления обеспечения национальной безопасности, права и свободы человека и гражданина.
Современное административное право, исходным и фундаментальным правовым источником которого является Конституция РФ, является важнейшим средством обеспечения самой Конституции.
Важным источником административно-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, подведомственность и подсудность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП РФ, к компетенции субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на федеральном уровне действует более полутора десятков различных кодексов, содержащих и нормы административного права (Земельный, Лесной, Водный, Таможенный, Жилищный, Градостроительный и др.).
Систематизация (инкорпорация, кодификация, консолидация) норм административного права. Систематизация административного законодательства – объективно необходимый элемент правовой действительности, ее совершенствования, посредствам систематизации происходит упорядочивание и совершенствование действующего административно-правового массива путем его обработки и изложения по определенной схеме в виде сборников актов (предметных, системно-предметных, хронологических) или в форме сводных кодифицированных актов. Кодификация норм административного права частичная, что затрудняет проблемы эффективности и качества применения (реализации) норм административного права и может порой вести к созданию предпосылок нарушениям государственной служебной дисциплины, законности.
Кодекс – систематизированное изложение норм, правил, относящихся к определенной области государственного управления. По обоснованной точке зрения кодекс, будучи формой юридического мышления, которая в наибольшей мере отвечает требованиям эффективного регулирования общественных отношений, требованиям характерным для правового государства.
Положение – юридический документ, определяющий либо круг задач и полномочий органа управления, учреждения (например, положение о министерствах) либо порядок совершения определенных действий (например, положение о паспортах).
Устав – свод правил, регулирующих деятельность учреждения, организации, предприятия (например, устав классического университета) или самостоятельной системы управления (устав внутреннего водного транспорта).
Акты административного законодательства, как правило, должны приниматься и применяться, если подготовлены условия для их реализации (финансовые, материальные, научно-технические, организационно-административные, социально-культурные, идеологические и др.).
План практического занятия
В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:
1. Источники административного права: понятие, виды и особенности.
2. Конституция РФ - определяющий источник административного права.
3. КоАП РФ и КАС РФ как источники административного права.
4. Административный договор как источник административного права.
5. Систематизация источников административного права (инкорпорация, кодификация и консолидация). Проблемы систематизации.
Контрольные вопросы и задания для практического занятия
1. Назовите для примера по пять федеральных законов (в том числе конституционных), указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов министерств и ведомств РФ, являющихся источниками административного права.
Докажите, что названные вами законы, указы, постановления являются источниками именно административного, а не какой-либо другой отрасли права.
К каким административно-правовым институтам относятся избранные вами нормативные правовые акты?
2. Всегда ли в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ действует и применяется федеральный закон?
Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.
3. Назовите отличия федерального конституционного закона от федерального закона. Принятие каких конституционных законов предписано Конституцией РФ? Перечислите все принятые и еще не принятые конституционные законы.
4. Из приведенных примеров соглашений выберите те, которые, по вашему мнению, являются административными договорами:
- договор коммерческой концессии;
- контракт о прохождении военной службы;
- соглашение о постоянном переводе на другую работу;
- соглашение о разграничении предметов ведения между органами исполнительной власти;
- договор подряда на выполнение строительных работ;
- государственный контракт;
- дополнительное соглашение об изменении условий оплаты труда;
- договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства.
Есть ли среди них источники административного права?
5. Проанализируйте современное состояние административного законодательства, выявите его недостатки. Какие, на ваш взгляд, кодифицированные акты необходимо принять на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ? Предложите варианты кодексов. Составьте соответствующие схемы (модели) проектов.
6. Законодательная Дума Томской области приняла закон «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Томской области», которым установила административную ответственность за нарушение требований к размещению подобных объектов.
Вправе ли она была это сделать? Если да, то почему?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 397.