Практическое занятие «Административное право как отрасль права»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение курса следует начинать с уяснения содержания основных понятий, без чего невозможно приступить к изучению дисциплины. Необходимо понять, что административное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, административное право представляет собой совокупность правовых норм, то есть общеобязательных правил поведения людей.

Следует раскрыть понятие управления и государственного управления, показать его место в системе социального управления. Отдельно стоит отметить, что понятие государственного управления является более объемным, нежели понятие исполнительной власти, поскольку государственное управление в широком смысле представляет собой общую функциональную характеристику государственной власти, включая все три ее ветви. Понятие исполнительной власти можно считать в определенном смысле производным от понятия государственного управления.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, именуются ее предметом. Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих качеств, которые свойственны ее нормам. То есть необходимо четко представлять, какие правовые нормы принадлежат к определенной отрасли, институту. Это дает возможность понять функциональное назначение данной отрасли права, какие общественные отношения составляют предмет отрасли. Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административно-правовой метод в значительной степени связан с властной природой государственного управления, предопределяющей неравенство сторон регулируемых общественных отношений: одна сторона может приказывать другой. Властность, объективно присущая управлению, влечет как следствие и как одно из своих проявлений подчиненность одной стороны другой. Естественно, что такой стороной является тот или иной субъект (орган) исполнительной деятельности, реализующий принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера. Отсюда метод властных предписаний, отношение власти и подчинения, для которых характерно решение вопросов по воле одной стороны.

Для понимания формулы (власть - подчинение) студенту необходимо уяснить ее юридическое содержание. Являясь выражением властности управления, она в юридическом смысле означает не что иное, как то, что одна сторона в управленческих отношениях юридически властна, а другая юридически подвластна.

В четвертом вопросе следует раскрыть функции административного права. Среди них необходимо назвать: 1) правоисполнительная (административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти); 2) правотворческая (наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству); 3) организационная (обеспечение нормами административного права организационного характера управленческой деятельности); 4) координационная (обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления); 5) правоохранительная (обеспечение соблюдения установленного в сфере государственного управления правового режима); 6) теоретическая (способствование развитию юридической науки, общей теории социального управления); 7) прикладная (разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования деятельности государственной администрации); 8) воспитательная (способствование развитию необходимых принципов поведения у граждан, служащих).

Рассматривая систему административного права, следует дать ей понятие, указав, что это внутреннее строение отрасли, отражающее последовательное расположение образующих ее элементов – институтов и норм, их единство и структурную взаимосвязь. Система административного права имеет не только чисто практическое значение (например, как база для проведения кодификационных работ), она теснейшим образом связана с научными и учебными аспектами административно-правовой проблематики (система науки, система учебного курса). При этом одной из существенных системообразующих проблем является то, что в административном праве тесно соприкасаются как нормы материальные, так и процессуальные, что нехарактерно для подобных ему крупных отраслей права, таких как гражданское и уголовное право.

Наука административного права - это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сферах административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования.

Методологической основой науки административного права являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права.

Среди актуальных проблем российского административного права и тем научных исследований следует назвать: проблему административно-деликтного права (А. П. Шергин, В. Д. Филимонов); проблемы принятия нормативных актов об административных правонарушениях и ответственности (Б. М. Лазарев, Н. Г. Салищева, М. С. Студеникина, о развитии и проблемах административного законодательства (А. Ф. Ноздрачев, Ю. М. Козлов, М. П. Лебедев, Л. Л. Попов, В. С. Пронина, Б. Б. Хангельдыев); проблемы системы административного права (К. С. Бельский, Ю. М. Козлов, Ю. А. Тихомиров и другие).

 

План практического занятия

 

В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:

 

1. Исполнительная власть и государственное управление: соотношение понятий, черты, задачи и функции.

2. Административное право как отрасль права. Основные научные точки зрения на понятие административного права.

3. Предмет и метод административного права.

4.  Функции административного права

5. Система и институты административного права, место в правовой системе России.

6. Актуальные проблемы современного административного права.

7. Современная наука административного права.

 

Контрольные вопросы и задания для практического занятия

 

1. Поясните, в чем заключается двойственный характер общественных отношений, регулируемых отечественным административным правом.

2. Приведите примеры общественных отношений, складывающихся в сфере административно-распорядительной деятельности Российского государства.

3. Приведите примеры общественных отношений, складывающихся в сфере административно-охранительной деятельности Российского государства.

4. Назовите органы публичной власти в России, наделяемые наиболее полным арсеналом административных полномочий, многоцелевого назначения в административно-правовой сфере.

5. Выделите в структуре предмета отечественного административного права группы однородных общественных отношений, складывающиеся между физическими лицами и организациями без непосредственного участия, но под контролем публичной администрации, и охарактеризуйте их.

6. Выделите в структуре предмета отечественного административного права группы однородных общественных отношений, складывающиеся с участием судебных органов, и охарактеризуйте их.

7. Укажите, какие из нижеперечисленных отношений полностью или частично регулируются административным правом:

а)    между государственным высшим учебным заведением и студентом этого заведения по поводу организации учебного процесса и обеспечения внутренней дисциплины;

б)    между водителем автомобиля и пешеходом, переходящим проезжую часть дороги;

в)    между следователем следственного подразделения МВД России и обвиняемым по уголовному делу;

г) между Правительством области и строительным предприятием по поводу ремонта здания правительства:

8. На имя директора техникума поступили: заявление от выпускницы средней школы с просьбой допустить ее к вступительным экзаменам в техникум; заявление от начальника учебного отдела этого техникума о предоставлении ему отпуска: приказ из департамента образования мэрии об утверждении новой структуры техникума; предписание инспектора Государственного пожарного надзора об устранении в здании техникума нарушений правил противопожарной безопасности.

Какими нормами должен руководствоваться директор техникума при принятии по этим документам решений?

9. Дополните утверждение.

… функция административного права способствует развитию юридической науки, общей теории социального управления.

… функция административного права предполагает разработку рекомендаций по совершенствованию правового регулирования деятельности государственной администрации.

… функция административного права способствует развитию необходимых принципов поведения у граждан, служащих.

10. Сравните методы правового регулирования административного права с методами правового регулирования гражданского, конституционного и уголовного права.

11. В системе административного права как отрасли права и учебной дисциплины выделяют Общую, Особенную и иногда Специальную части. Укажите, какие признаки (критерии) положены в основу такого деления. Определите, к какой части относятся нормы, содержащиеся в следующих нормативных правовых актах: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральный закон «О транспортной безопасности», указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения».

12. На основе нескольких (на выбор) нормативных правовых актов административного законодательства, принятых за последние 2 года, выявите тенденции развития административного права.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 1115.