Лекция 2. КОМПОЗИЦИЯ РУКОПИСИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Построение научной статьи определяется общими законами композиции в той же мере, в какой подчиняются им другие литературные произведения. Правила построения литературного произведения известны с глубокой древности. Цицерон, говоря о том, что пытаться изложить письменно свои мысли, не умея их ни расположить, ни ясно выразить, ни увлечь читателя приятным слогом, может только человек, неумеренно злоупотребляющий своим временем и писанием, на первое место ставил умение расположить свои мысли, т. е. построение произведения. Эти правила утверждают, что последовательность частей должна быть мотивированной, части – соразмерными, а приемы композиции определяются содержанием и характером выступления. Прочность конструкции научной статьи достигается четким выделением центральной проблемы, умением отобрать необходимое и отказаться от всего лишнего, гармоничностью сочетания частей. Композиционная полнота, необходимость и единство – вот те требования для построения письменного текста.

В основе научной статьи всегда находится логическое построение. Четкость построения – необходимое требование. Искусство делать «известную истину более убедительной, более наглядной подразумевает как обязательное условие продуманность композиции, умение организовать изложение и логически правильно изложить материал. И хотя по отношению к научной публикации не принято употреблять термин «сюжет», не одни только логические связи цементируют его. Свидетельство тому – слова К. Маркса о «Капитале»: «каковы бы ни были недостатки моих сочинений, одно является достоинством: они представляют собой художественное целое». Построение «Капитала» определили не только строгая логика научного исследования, но и образное осмысление автором сложнейших жизненных явлений.

Анализ структуры.

Сложность структурной организации статьи заключается в том, что автор имеет дело, как правило, с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т. д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Автору необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую автор пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

• выдвижению основного тезиса для доказательства;

• построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса;

• выводам из системы доказательства.

Таким образом, статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение – показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т. п. Наиболее часто подобного рода текстовые элементы встречаются тогда, когда автор стремится рассмотреть ту или иную проблему объемно. В тех случаях, когда ему необходимо раскрыть суть какого-то противоречивого явления, целесообразней прибегнуть к проблемному анализу. При этом выясняются различные причинно-следственные связи между фактами, выявляются движущие силы проблемы, вырабатываются прогнозы. К главным текстообразующим операциям относят осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации), выдвижение действительной программы разрешения конкретной проблемной ситуации (рабочая идея). А среди композиционных узлов выделяют следующие:

– «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

– «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

– столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

– «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»).

– «образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни (эквивалент развязки).

Такая структура позволяет автору придать статье динамичность. «Ввод» в проблему можно начать с основной характеристики явления или исследуемого факта, с описания любопытной детали. «Постановка проблемы» предполагает обозначение наиболее существенных характеристик рассматриваемого вопроса, так как «проблемой именуют относительно сложный вопрос, поддающийся разложению на несколько подчиненных ему вопросов». Обозначая проблематику выступления, желательно подчеркнуть актуальность рассматриваемой ситуации, ее значимость и новизну. В самой постановке проблемы должна быть выражена общественная потребность в ее разрешении. В теоретической литературе проблему обозначают как «знание о незнании», т. е. «знание о тех сторонах действительности, свойства и сущность которых неизвестны, но осмысление которых подготовлено всем предшествующим движением общественной практики и общественного сознания, диктуется потребностями социального развития». Логической формой проблемы выступает вопрос, требующий разрешения. Познавательная роль вопроса состоит в том, что он «является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к еще не сформулированному новому». В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции вопросы делят на исследовательские и коммуникативные. В первом случае автор пытается найти ответы на неразрешенные вопросы, а во втором – стремится передать те или иные сведения, которые почерпнул из различных источников. Определив круг значимых вопросов, автор не только задает движение своей мысли, но и соответствующим образом выстраивает логику дальнейших рассуждений. С этой целью и выдвигает «тезисы» и «антитезисы», требующие развернутого и аргументу ванного доказательства.

Тезис – один из элементов доказательства, истинность которого в доказательстве обосновывается. Тезис должен удовлетворять двум правилам:

– его ясная и четкая формулировка должна исключать всякую двусмысленность и неопределенность;

– он должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства.

Под термином «антитезис» понимают «суждение, противоречащее тезису доказательства и используемое в качестве исходной посылки логического вывода в доказательствах от противного». В структуре статьи то или иное суждение может быть представлено в форме триады: тезис – антитезис – синтез. Именно через столкновение противоположных точек зрения, суждений и положений автор может представить динамику развития проблемы, высветить ее различные стороны, наконец, выявить ее внутренние противоречия.

Важное место в структуре статьи занимает аргументация. Именно по ней можно проследить логику авторских рассуждений. Под аргументацией понимают: либо приведение логических доводов для обоснования какого-либо положения, т. е. логический процесс; либо рассуждение, состоящее из ряда умозаключений, доказывающих истинность или ложность тезиса; либо совокупность логического процесса доказательства и психологического процесса убеждения. Таким образом, аргументы, с одной стороны, повторяют внешний ход авторских рассуждений, а с другой – выполняют важную психологическую функцию, убеждая читателей в истинности того или иного авторского утверждения. Для того чтобы аргументы в структуре статьи приобрели стройную систему, желательно следовать основным риторическим правилам, которые были выработаны римскими риториками еще в I в. н. э. Предложенная ими система состоит из пяти взаимосвязанных частей:

– нахождение – поиск и отбор аргументов;

– расположение – систематизация аргументов, размещение их в тексте;

– выражение – речевое выражение аргументов, учение об отборе слов и о риторических фигурах;

– запоминание;

– произнесение.

Риторики предлагали упорядочивать аргументы по следующей логической схеме:
1) вступление; 2) изложение (постановка проблемы); 3) доказательство; 4) опровержение; 5) резюме частной темы; 6) вывод.

В чем состоит привлекательность риторической композиции статьи и каковы ее возможности? Во вступлении автор способен не только привлечь внимание читателя к поднимаемой им проблеме, но и вызвать интерес к теме публикации. Излагая аргументы, автор может раскрыть суть явления, приводя различные доводы и аргументы в пользу выдвинутого им тезиса, или, наоборот, демонстрируя противные доводы. В процессе доказательства устанавливается истинность какого-либо утверждения путем приведения тех утверждений, истинность которых уже доказана. В «доказательстве различаются тезис – утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, – те утверждения, с помощью которых доказывается тезис». Наконец, в заключение автор делает выводы, исходя из предпринятого анализа.

В отличие от риторической композиционной схемы логическая преимущественно отражает не вообще содержательное движение материала, а способ его логического изложения в рамках рассуждения. Основными компонентами доказательства являются: констатация – анализ – оценка – вывод.

 

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.