УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1. ЛОГИКА ТЕКСТА

 

Язык и стиль научной статьи

Жанр научной статьи приобрел свои довольно ясные границы, в пределах которых вырабатывается и утверждается система стилеобразующих языковых средств, составляющих основу жанра. Научная статья – это жанровая форма, в которой анализируются и оцениваются факты, полученные в результате научных исследований.

Рассмотрим основные признаки жанра. Первый – назначение. Как правило, научная статья пишется для того, чтобы рассказать читателю о научном открытии, проведенном эксперимента, о разработке. Второй признак – предмет отражения, та проблема, которую предстоит рассмотреть и проанализировать, вынести на суд научной общественности. Третий признак – масштаб выводов и обобщений. Чаще всего научная статья посвящена какой-то локальной проблеме, частному вопросу исследования. Поэтому и масштаб выводов и обобщений должен быть основан на частных фактах, раскрывающих общую исследовательскую задачу. На основе частных фактов автор может сделать общий вывод, касающийся данной проблемы. И, наконец, четвертый признак жанра – языковые и стилистические средства, используемые автором.

Стиль научной статьи определяется ее назначением, приемами собирания и обработки материала, подачи его читателю. Под влиянием экстралингвистических условий выработались принципы отбора лексических и грамматических средств языка, из которых создаются стилистические приметы жанра.

Любая научная статья имеет своих читателей в соответствии с затронутой в ней проблемой, с освещением в ней вопросов из отраслей науки. Это читатели, непосредственно заинтересованные в информации и рекомендациях, содержащихся в статье. Таким образом, язык статьи формируется под воздействием ее содержания, целевой направленности и адресованности материала.

 

Организация материала

В качестве организующих компонентов научной статьи в первую очередь выделяются заголовки и подзаголовки, между которыми устанавливаются отношения общего и частного. Заголовок выполняет роль постоянного компонента. В большинстве случаев они представлены в виде словосочетаний – именных или глагольных; они выполняют одинаковую роль по отношению к тексту, роль называния, или номинации. Кроме того, в заголовке содержится информация о направленности содержания научной статьи, таким образом, выполняется коммуникативная роль.

Что касается содержательной стороны заголовков, то характер их может быть разный. Одни раскрывают основную мысль статьи, смысл других заголовков читатель узнает только из содержания статьи. Но их главное назначение неизменно – заинтересовать читателя, побудить его к прочтению материала.

Заголовки могут различаться по стилистической окраске. Одни нейтральны, другие имеют деловой характер, третьи образны. Если поставить вопрос о том, какие заголовки лучше, то ответ, по-видимому, может последовать один – ясные (хотя некоторые заголовки привлекают внимание именно своей неясностью и заинтересовывают читателя).

Заголовок статьи – обязательный компонент организации материала. Подзаголовки, структурно организующие научную статью, даются не всегда и являются необязательными.

К приемам организации материала относятся также местоположение фамилии автора и сведений о нем. В научной статье это делается перед текстом.

Как правило, научная статья трехчастна. В ней существует зачин, основная часть и заключение.

Зачин

В композиционном, смысловом и стилистическом отношениях в тексте научной статьи выделяется зачин или вводная часть. Он занимает немного места, но выполняет важную функцию: вводит читателя в проблему или ставит основной вопрос. Зачин подводит к теме, заинтересовывает в ней. По значению, по приемам связи с текстом, по стилистической окраске намечается несколько разновидностей зачинов.

1. Информативный зачин.

А) В первых же строчках сообщается о результатах, достигнутых в ходе исследования, обозначается тема статьи, а дальше раскрывается, как были достигнуты указанные результаты.

Б) После сообщения о результатах следует указание на проблему либо противоречие. Такие зачины состоят из двух частей, соединяемых противительными союзами но, однако.

2. Зачин, рисующий перспективу.

Такие зачины типичны для статей, которые знакомят с состоянием обсуждаемой проблемы на сегодняшний день и с перспективой ее исследования или развития.

3. Тематический зачин.

Автор сразу приступает к повествованию, требующему развития. Например, в сюжетном зачине может быть описана исследуемая ситуация.

Данным перечнем зачинов не исчерпываются приемы подхода к теме, и названия зачинов в известной мере условны. Главная цель зачина – подвести к основной теме, вызвать у читателя вопрос: как этого достигли, что будет дальше, как разрешить противоречие и т. д.

 

Концовка

Существенный структурный компонент научной статьи – концовка, в ней подводятся итоги; в короткой формулировке выражается целенаправленность всей статьи, и в соответствии с нею строится концовка. Поэтому намечается несколько разновидностей концовок на основе их соотношения с текстом, отдельных приемов грамматического оформления, модальной и стилистической окраски. Для научной статьи характерны следующие виды концовок:

1. Концовка-итог.

Используется в статье, рассматривающей какой-либо опыт работы. Как правило, такая концовка имеет самостоятельное значение, ее смысл должен быть ясен вне текста. Ее содержательная роль заключается в том, что, прочитав только ее, читающий узнает тему представленную в развернутом виде, вмещающую в себя смысл всего предшествующего текста. Такая концовка может начинаться словами таков опыт, таков результат, таковы итоги, так показывает исследование.

2. Концовка, формулирующая задачи.

Используется в статье, в которой анализируется достижения и недостатки, подводятся итоги и указываются задачи, которые стоят перед исследователем. Такие концовки отличаются полнозначностью и лаконичностью. В них выделяются две части: итоговая, констатирующая, и указывающая задачи; части связаны между собой отношениями основания и следствия. Например, в констатирующей части можно подвести итоги определенного этапа исследования, а в части, указывающей на задачи, определить проблемы, которые необходимо решить на следующем этапе.

3. Концовки-рекомендации.

Данный вид концовки сближается с предыдущим видом. В ней тоже выделяются части основания и следствия, но здесь вторая часть содержит рекомендацию (а в ней по существу те же задачи); для таких концовок типичны слова следует, нужно, важно, необходимо).

4. Концовка-перспектива.

Данный вид концовки присутствует в статьях проблемно-перспективных; в одних случаях указываются проблемы попутные, возникающие в ходе выполнения большого исследования; в других – это основная проблема, для решения которых нужно провести исследование большого масштаба. Но в обоих случаях рисуется перспектива, ожидаемые результаты и их значение.

 

Конструкции с чужой речью

Цитаты

Использование цитат типично для научного функционального стиля, в рамках которого выработались приемы включения цитаты в текст и указания на ее источник. Функция цитаты заключается в том, чтобы ссылкой на авторитет автора или официальный документ подтвердить правильность своей мысли; чтобы показать, как именно сформулирован какой-либо пункт документа, имеющий значение в данном конкретном случае, и т. д.

Цитата в сочетании с вводящими ее или комментирующими словами автора образует сложную синтаксическую конструкцию, структура которой определяется в первую очередь расположением названных двух компонентов в составе конструкции. В большинстве случаев, авторская часть, вводящая цитату, стоит на первом месте.

В научной литературе принято максимально точно документировать цитаты, указывать произведение, место и год его издания, страницу.

Кроме того, при введении цитат встречается прием синтаксического слияния цитаты с авторским текстом, без специальных вводящих слов, когда переход к цитате обозначается только кавычками; сама цитата в этом случае представляет собой часть предложения; при таком способе введения цитат два речевых слоя – авторский текст и чужая речь (цитата) – синтаксически объединяются как части простого предложения.

Косвенная речь

Конструкции с косвенной речью также характерны для научной статьи. Здесь используется свойство косвенной речи – кратко передавать основное содержание высказывания или документа. В этой конструкции тоже выделяются две части: авторская речь и чужая. Авторская – грамматически независимая, ее назначение – вводить и комментировать чужую речь. Она имеет заданное содержание: в ней называется говорящий и квалифицируется его высказывание. В большинстве случаев конструкция с косвенной речью строится в виде сложного предложения, в котором главное предложение по содержанию соответствует авторской ремарке при прямой речи.

Косвенной речи свойственно обобщение, поэтому в статьях может быть представлено общее мнение нескольких лиц; нередко в таких случаях подлежащее главного предложения имеет форму множественно числа: ученые, исследователи, биологи и т. д.

Как правило, предложения с косвенной речью присоединяются к авторской речи с помощью союзов что, чтобы, будто; противительных союзов а, же, чередованием квалифицирующих глаголов речи и соответствующих им по значению существительных, с помощью инфинитивного оборота предложить, советовать, рекомендовать, решить.

 

Логические основы текста

Логичность, т. е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию.

Как и всякий анализ текста основан на двух операциях: на мыслительном делении его на части и на исследовании связей между этими частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью.

Необходимо обратить внимание на то, каким образом связаны друг с другом смысловые звенья: союзами, знаками препинания. Так, неточное употребление союзов ибо, потому, так как, следовательно, но – верный признак нелогичности мышления.

Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста.

Классической логикой выведены и сформулированы четыре основных закона правильного мышления. Вне соблюдения этих законов правильное мышление невозможно. Не случайно их называют «арифметикой логики». Следуя основным законам логического мышления, мы достигаем определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности мышления.

Первый закон логического мышления – закон тождества. Он, как известно, гласит: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание.

Соблюдение тождества на протяжении данного рассуждения необходимо, чтобы мышление было правильным. Предмет нашего рассуждения не должен меняться в ходе его, понятия – подменяться и смешиваться одно с другим. Это предпосылка определенности мышления. Нарушение первого закона влечет за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности терминологии, делает рассуждения расплывчатыми, неконкретными.

Вне первого закона логики делает невозможным вмешательство редактора в текст, так как при этом были бы бессмысленны требования максимально сохранить при правке мысль и стиль автора, так как поиски эквивалента при правке основываются именно на законе тождества.

Намеренная подмена понятий, намеренное нарушение закона тождества – один из приемов недобросовестной полемики, и с этим приемом мы сталкиваемся нечасто. Обычно причиной отступлений от него бывает неумение изложить мысль, незнание, небрежность. Нарушение закона тождества чаще всего выражается в соскальзывании с главной темы, в неорганизованном, сбивчивом изложении.

Второй закон логического мышления называется законом противоречия: не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон известен еще со времен Аристотеля, который сформулировал его так: невозможно, чтобы противоположные утверждения были вместе истинными. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, недостаточная осведомленность, наконец, разного рода субъективные причины и причины политические.

Закон противоречия имеет силу во всех областях знания и практики. Нарушения его всегда наиболее очевидны и тем не менее встречаются достаточно часто.

Чтобы избежать нарушения данного закона, необходимо провести анализ текста в целом, выделить противоречивые пары высказываний, выявить и сформулировать противоречивые суждения. Знание закона противоречия необходимо для оценки материала.

Третий закон логического мышления – закон исключенного третьего – гласит: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно. Третьего не дано. Аристотель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями.

Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения. Один из характерных приемов – сформулировать альтернативу – два противоречащих суждения, исключающих возможность третьего, – и поставить читателя перед необходимостью выбора.

Четвертый закон логического мышления – закон достаточного основания – требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Соблюдением этого закона достигается обоснованность мышления, обязательное условие мышления правильного. Логика высказываний считает обоснованность мышления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, конъюнкции).

В любом рассуждении наши мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надежными доказательствами. Четвертый закон формулирует это требование в наиболее общем виде. Достаточность основания истинности суждений в каждом конкретном случае – предмет рассмотрения специальных наук, но логическая обоснованность – необходимое качество каждой научной статьи.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.