Искусство вождения на подъемах заключается в правильном выборе передач и направления движения, в умении создать и максимально использовать силу инерции машины.
Короткие подъемы с хорошим подъездом к ним нужно преодолевать с ходу, на максимально допустимой скорости, используя при этом инерцию машины.
Перед началом длинного подъема следует включить ту передачу, на которой можно преодолеть весь подъем без остановок и переключения передач. На подъем двигаться под прямым углом к гребню, избегая остановок, поворотов и резкого изменения оборотов двигателя.
В случае буксования или остановки двигателя необходимо затормозить машину, включить передачу заднего хода и спуститься вниз, при этом командир должен наблюдать за обстановкой сзади и подсказывать водителю правильные действия. Для повторного преодоления подъема выбрать более выгодное направление движения.
Для преодоления крутых подъемов с тяжелым грунтом на колесных машинах следует включать передние мосты, понижающую передачу в раздаточных коробках и снижать давление в шинах, а на гусеничных машинах включать замедленную ступень. Направление движения выбирать так, чтобы обеспечивалось минимальное сопротивление подъему и наилучшее сцепление с грунтом.
В случае вынужденной остановки машины на подъеме с остановкой двигателя, кроме постановки машины на тормоза, необходимо включить первую передачу.
На спусках следует двигаться, как правило, на той передаче, на которой машина может безостановочно преодолевать подъем такой же крутизны.
Короткие спуски, если на них нет препятствий, можно преодолевать на повышенных передачах, используя спуск для последующего повышения скорости движения. Если на спуске имеются препятствия или крутые повороты, двигаться надо на пониженной передаче.
Длинные пологие спуски преодолевать на той передаче, которая обеспечивает движение без ускорения при торможении двигателем. Длинные крутые спуски преодолеваются на низшей или замедленной передаче. На крутых спусках не следует делать остановки, переключать передачи и выключать главный фрикцион (сцепления).
Основным способом замедления движения на спусках является торможение двигателем. Если этого недостаточно, то применяется комбинированное торможение - двигателем и тормозами. Во избежание заноса и опрокидывания машины тормозить надо плавно.
В случае остановки машины на спуске с остановкой двигателя, кроме постановки машины на тормоза, необходимо включить передачу заднего хода.
При движении по косогору сила веса машины смещается в сторону крена и образует скатывающую силу, которая тянет машину в сторону крена. Если скатывающая сила превысит величину силы сопротивления грунта, то машина будет скользить в сторону крена. Для движения нужно выбирать косогоры меньшей крутизны и с хорошими сцепными свойствами грунта, двигаться на низшей передаче, без резкого изменения оборотов двигателя. Нельзя допускать крутых поворотов при движении по косогору с большой скоростью: это может привести к опрокидыванию машины.
Вождение по ограниченным проходам. Ограниченными называются узкие проходы, образованные рельефом местности, местными предметами или заграждениями, стесняющие прямолинейное движение или повороты машины.
Возможность движения машины по ограниченным проходам определяется ее габаритами, минимальными радиусами поворота и условиями наблюдения за положением ее в проходе.
За положением машины в проходе должен наблюдать весь экипаж (расчет) и подсказывать водителю необходимые действия. При движении по узким проходам в условиях ограниченной видимости, если позволяет обстановка, командир должен выйти из машины и руководить действиями водителя.
При подходе к ограниченному проходу необходимо снизить скорость движения, оценить возможность его преодоления, направить машину по оси прохода, включить передачу, обеспечивающую движение по всему проходу без остановок и переключения передач.
Двигаясь по проходу, ориентироваться по его границам, колеям прошедших машин и местным предметам; избегать остановок, переключения передач и резкого торможения; не допускать резких поворотов и всегда быть готовым быстро остановить машину.
По колейным мостам и настилам двигаться на низших передачах. В случае увода машины в сторону при въезде на колейный мост необходимо остановить машину,
отвести ее назад, оценить причину увода, после этого начать движение снова. В случае сваливания с колеи нужно немедленно остановиться, выйти из машины и оценить возможные действия.
При движении по ограниченным проходам с поворотами придерживаться той стороны, в которую производится поворот, не допускать остановок на скрытых поворотах и не обгонять впереди идущие машины.
В ограниченных поворотах на косогорах придерживаться стороны, которая расположена выше.
Погрузка машин на железнодорожные платформы и разгрузка с платформы производятся при строгом соблюдении правил, изложенных в Наставлении по железнодорожным перевозкам.
Для погрузки и разгрузки машин используются погрузочно-выгрузочные платформы или площадки, а также торцовые или боковые аппарели.
Перед погрузкой машины необходимо проверить надежность крепления оборудования и предметов на корпусе, снять штыревую антенну, застопорить башню «по-походному» и принять меры, исключающие повреждение платформы: открыть борта платформ, поднести и уложить переходные мостки.
При погрузке в машине должен находиться только один человек - штатный водитель. Погрузкой на первую платформу руководит командир подразделения, дальнейшее продвижение машин с платформы на платформу производится по командам командира (старшего) машины, который, соблюдая меры безопасности, должен находиться не ближе 5 м от погружаемой машины, в таком месте, откуда хорошо видны гусеницы (колеса) машины и вся площадь железнодорожной платформы, а водитель хорошо видит подаваемые сигналы.
В ночное время, при отсутствии освещения погрузочной площадки, в помощь командиру (старшему) должен выделяться помощник с фонарем.
При погрузке необходимо выполнять следующие правила вождения:
- при подходе к погрузочной платформе (аппарели) включить низшую передачу и, не делая резких поворотов, направить машину по осевой линии железнодорожной платформы (при погрузке с боковой аппарели - под углом 30-35° к платформе);
- перемещение по железнодорожным платформам производить на первой передаче с малой скоростью, выдерживая дистанцию между машинами 15-20 м, и быть готовым в любой момент по команде командира (старшего) остановить машину; при необходимости выправить направление движения - повороты производить плавно;
- машина на железнодорожной платформе должна быть установлена точно посредине в продольном и поперечном направлениях и надежно закреплена предусмотренным для данного типа машин способом;
- после остановки и крепления машины включить низшую передачу, затянуть тормоза, перекрыть топливные баки и закрыть люки (двери).
Преодоление препятствий. Препятствиями называются местные предметы и сооружения, замедляющие движение или вызывающие остановку машины.
Возможность преодоления препятствий зависит от конструктивных особенностей машины. Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).
Общие правила преодоления препятствий:
Рис. 7.1. Преодоление валика
- к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;
- при подходе к препятствию определить наиболее надежный способ его преодоления и направление движения, снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;
- направить машину под прямым углом к препятствию и преодолеть его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;
- отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, - то разогнать машину и перейти на высшую передачу.
В соответствии с указанными общими правилами рассмотрим особенности преодоления наиболее характерных препятствий.
Валики и выбоины - самые распространенные препятствия на дорогах при выполнении служебно-боевых задач. Особенности их преодоления показаны на рис.7.1. Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не более высоты зацепа для гусеничной машины и не более 1/3 диаметра колеса для колесной машины.
Съезд с уступа возможен, если высота стенки не более 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины.
Уступы и вертикальные стенки большей высоты преодолеваются с помощью средств повышения проходимости (колейные мосты, мостки, бревна, фашины и т. п.) или после разрушения крутостей. Техника преодоления уступа показана на рис.7.2 и 7.3.
Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.
Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа шириною до 0,3 длины гусеничной и многоосной колесной машины преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириною 0,3-0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции (рис.7.4). При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить обороты двигателя, а при прохождении его задней стенки - резко Рис. 7.2. Преодоление уступа уменьшить обороты двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 1,5 кг/см2 и включить ведущие мосты.
Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам. С помощью колейных мостов препятствия преодолеваются по правилам вождения машин по ограниченным проходам.
Уменьшить Включить
Дата: 2019-02-25, просмотров: 308.