Тактически грамотное вождение машины в таких условиях заключается в правильном использовании рельефа и местных предметов для движения с максимально допустимой скоростью и уменьшения уязвимости машины от огня НВФ. Умелые действия на пересеченной местности обеспечиваются непрерывным наблюдением, правильным и быстрым ориентированием.
При движении машины по пересеченной местности, вне дорог необходимо выполнять следующие правила вождения:
- по ровной местности с твердым грунтом вести машину на возможно более высокой передаче;
- участки местности с рыхлым грунтом преодолевать по заранее выбранному направлению, не переключая передач, и без крутых поворотов, короткие участки преодолевать с разгона, используя инерцию машины;
- избегать крутых подъемов, спусков и косогоров, при движении по скользкому грунту не допускать заноса или «юза» машины;
- по вспаханному полю по возможности двигаться вдоль борозд или под острым углом к ним;
- на песчаных влажных участках двигаться по следу машины, едущей впереди; на сухом песке избегать колеи, не переключать передачи, не допускать остановок и поворотов.
При преодолении труднопроходимых участков пути на колесных машинах необходимо снижать давление в шинах, включать передние мосты, а в особо тяжелых условиях - и понижающую передачу в раздаточных коробках. Движение с пониженным давлением в шинах должно осуществляться на небольших скоростях.
Вождение вне дорог в зимних условиях имеет следующие особенности:
- увеличивается сопротивление движению в глубоком снегу;
- понижается сцепление гусениц и колес с грунтом;
- появляется возможность буксования и заносов;
- трудно определить характер препятствий под снегом;
- блеск снега в ясную погоду быстро утомляет зрение.
Предельная глубина снежного покрова, преодолеваемого гусеничной машиной, зависит от плотности снега. Колесные машины могут двигаться по снежной целине глубиною 0,25-0,3 м без снижения давления в шинах, при большей глубине давление в шинах нужно снижать до 0,75-1,5 атм.
Двигаться по снежной целине нужно прямолинейно, без крутых поворотов, остановок и резкого изменения оборотов двигателя. Переключение передач и повороты производить на участках с неглубоким снежным покровом. В случае буксования подать машину назад и снова повторить движение вперед.
При выполнении боевой задачи в составе подразделения экипаж (водитель) должен:
- вести машину строго в заданном направлении по указанным ориентирам, при необходимости самостоятельно выбирать вспомогательные ориентиры;
- четко и быстро выполнять команды при перестроениях и совершении маневра;
- выдерживать установленные интервалы и дистанции, наблюдать за местностью и движением соседних машин, сигналами командира;
- маневрировать, применяясь к местности и используя скрытые подступы для занятия наиболее выгодных и удобных позиций для ведения огня;
- своевременно обнаруживать препятствия и заграждения и правильно выбирать способы преодоления или обхода их.
Все члены экипажа (расчета) машины должны вести наблюдение в своих секторах. Об обнаруженных огневых средствах НВФ, препятствиях и путях их обхода немедленно докладывать командиру.
Порядок прохода завалов. В воинской части, подразделениях походный порядок «строится» в зависимости от поставленной задачи, удаления от района предстоящих действий и сложившейся там обстановки, а также от условий местности. Построение походного порядка в районе режима ЧП может включать следующие элементы: колонну главных сил, походное охранение и машины технического замыкания. Наряду с этим для ведения разведки по маршруту движения высылаются разведывательные органы. Походный порядок части (подразделения) «строится» из необходимости обеспечения постоянной боевой готовности, быстрого развертывания как для отражения нападения экстремистских группировок, так и для выполнения задачи по обеспечению общественной безопасности. Марш зачастую совершается в тесном взаимодействии с органами ГИБДД и при их непосредственном участии. Кроме того, для отражения внезапного нападения или пресечения обстрела колонны машин внутренних войск башни БТРов с крупнокалиберными пулеметами развертываются по сторонам в готовности ответить огнем на огонь противника. Такой порядок позволяет обеспечить наблюдение за прилегающей местностью и в случае обстрела колонны дать немедленный отпор без предварительной подготовки.
В десантном отделении БТР военнослужащие занимают места равномерно по каждому борту машины. Для ведения наблюдения и отражения внезапного нападения на личный состав назначаются наблюдатели (дежурные огневые средства). Их смена осуществляется через один час движения по команде командира отделения. Количество наблюдателей зависит от обстановки в районе выполнения задачи. Во всех случаях запрещается назначать наблюдателей для несения службы на броне БТР. Наблюдение и огонь ведутся через амбразуры для стрельбы из автоматов (бойниц). Управление огнем осуществляет командир отделения. При этом оружие применяется в строгом соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В ходе движения колонны машин внутренних войск следует принимать меры к воспрещению их обгона гражданскими автомобилями, чтобы исключить возможность оповещения боевиков на пути движения. При совершении марша нельзя допускать разрывов колонны между подразделениями и отдельными машинами с целью воспрепятствования их блокированию и захвату экстремистами.
Что касается решения других вопросов, связанных с передвижением воинских частей и подразделений, то оно осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов и рекомендациями, изложенными в учебниках и учебно-методических пособиях по общей тактике и тактике внутренних войск.
Определенный интерес, с нашей точки зрения, представляет тактика действий воинских частей и подразделений в случае блокирования дорог или участков местности на маршрутах движения. Что, кстати говоря, стало обычным явлением при выполнении служебно-боевых задач в районах правового режима чрезвычайного положения. Случаи блокирования дорог имели место также при действиях войск в Карабахе и Средней Азии. В тот период боевики использовали такой прием, как захват военнослужащих внутренних войск, находящихся на 1-2 бронемашинах.
В данной ситуации действия воинских частей и подразделений могут носить следующий характер. Получив сигнал от органов разведки или походного охранения о том, что на пути следования дорога заблокирована, командир за 200-400 м до указанного места разворачивает подразделение в боевой порядок. Бронетранспортеры перестраиваются в линию на расстояние от 25 до 100м друг от друга (в зависимости от условий местности). Личный состав, находящийся в десантном отделении БТР, спешивается и занимает указанный командиром рубеж. Расчетам пулеметов и снайперам определяются секторы наблюдения и ведения огня, отделению указывается полоса огня. Подразделение должно быть готово к отражению нападения с любого направления.
Для разблокирования участка дороги войска могут использовать следующие тактические приемы: ведение переговоров с лицами, заблокировавшими дорогу; применение подразделений спецназа и специальных средств; открытие предупредительного огня, а также их сочетание.
Ведение переговоров осуществляется назначенной для этой цели группой, состоящей из 3-4 человек. Возглавляет группу, как правило, командир или его заместитель. Переговоры ведутся под прикрытием подразделения специального назначения, чтобы исключить захват членов группы.
Применение специальных средств подразделениями внутренних войск осуществляется в том случае, если в ходе ведения переговоров не удалось убедить лиц, заблокировавших дорогу, в их антиправовых действиях. Аналогично используются и такие приемы, как применение подразделений спецназа и открытие предупредительного огня.
Если участок дороги блокирован под прикрытием групп боевиков, переговоры могут не проводиться. Разблокирование дороги в данной ситуации осуществляется с ходу, после применения специальных средств, а также после открытия предупредительного огня. При обстреле боевиками колонны войск подразделение ведет огонь на поражение.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Безопасность действий на боевых машинах пехоты и бронетранспортерах обеспечивается соблюдением изложенных выше правил их вождения и Правил дорожного движения.
Кроме того, чтобы сохранить боеготовность экипажа (расчета) и машины при передвижениях, исключить дорожные происшествия и травмирование личного состава, необходимо соблюдать общие правила при действии на машинах.
Перед запуском двигателя и при трогании машины с места подавать предупредительный звуковой сигнал. Запускать двигатель и трогаться с места только по команде командира. При действиях в составе подразделения эти команды подает командир подразделения и дублирует их командир машины.
Командир, находясь в машине, должен иметь постоянную и надежную связь с водителем.
Движение задним ходом разрешается только по сигналам, подаваемым регулировщиком или другим военнослужащим, находящимся впереди машины не ближе 10 м, или по командам командира машины, наблюдающего через открытый люк за обстановкой сзади машины.
При движении по дорогам и вне дорог, где возможно травмирование личного состава от наезда на деревья, задевание за провода, а также столкновения и опрокидывания, все люки на машине должны быть закрыты.
Машина, остановившаяся по техническим причинам на дороге, должна быть отведена с маршрута на расстояние, обеспечивающее безопасность движения другим машинам. На машине выставляется хорошо видимый знак «Авария» - красный флажок (а ночью - 1 красный световой знак).
Ночью, в туман и в других условиях ограниченной видимости на машине, находящейся на маршруте возможного движения транспорта, должны быть включены габаритные фонари и другие световые знаки, по которым можно следить за положением ее на дороге.
Запрещается:
- садиться в машину, выходить из нее, находиться впереди и сзади нее при работающем двигателе;
- начинать движение без команды командира и без предупредительного звукового сигнала;
- находиться во время движения на корпусе машины;
- находиться в машине в количестве, превышающем состав экипажа;
- водить машину с незастопоренными крышками люков, неработающим звуковым сигналом, при отсутствии связи в экипаже и при других неисправностях, связанных с безопасностью движения;
- останавливать машину у закрытых поворотов;
- ремонтировать машину на маршруте движения транспорта;
- передавать управление машиной кому бы то ни было;
- курить при управлении машиной.
При движении одиночной машины через неохраняемый железнодорожный переезд командир (старший) должен выйти из нее, осмотреть переезд и, убедившись в полной безопасности, провести ее через переезд. При движении в колонне выезжать на переезд только тогда, когда впереди идущая машина сойдет с него. В случае вынужденной остановки машины на переезде немедленно спешить экипаж (расчет) и принять меры по эвакуации ее с переезда впереди или сзади идущей машиной.
По мостам двигаться на пониженной передаче, выдерживая установленную дистанцию и направляя машину по оси проезжей части.
Водные преграды преодолевать после их тщательной разведки. Перед преодолением глубокой водной преграды машина должна быть проверена на герметичность.
Глава 8. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тактическая подготовка - обучение личного состава, подразделений, частей, соединений, а также командиров и органов управления подготовке к ведению боевых действий, один из важнейших предметов боевой подготовки.
Тактическая подготовка включает: изучение теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск и вероятного противника; совершенствование умений и навыков командиров и штабов в организации, обеспечении боевых действий и управлении войсками, в мобилизации личного состава на успешное выполнение задач в бою; обучение личного состава умелому применению оружия, боевой и другой техники в сложных условиях обстановки на разнообразной местности днем и ночью; воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств; слаживание подразделений, частей и соединений для умелых, согласованных и решительных действий в различных видах боя.
Тактической подготовке подчинено изучение всех других предметов боевой подготовки. Она соединяет в единый комплекс знания, навыки и умения, приобретенные личным составом по огневой, технической, специальной, инженерной, строевой, физической подготовке и другим предметам обучения. Это обусловливается тем, что только на тактических учениях и занятиях возможно максимальное приближение условий обучения к реальной боевой обстановке.
Методика подготовки и проведения тактико-строевых занятий с отделением. Командир отделения обязан готовить отделение к очередным занятиям и поучительно проводить с ним тактико-строевые занятия, на которых каждый прием и способ действий сначала отрабатывается по элементам в медленном темпе, а затем слитно в пределах нормативного времени. На тактических занятиях и учениях сержант закрепляет свои навыки в командовании отделением, совершенствует одиночную подготовку подчиненных и добивается слаженности их действий при ведении разведки в составе отделения.
Подготовка занятий включает личную подготовку руководителя, выбор участка местности, разработку плана проведения занятия, подготовку личного состава и материального обеспечения. Основные мероприятия по подготовке тактико-строевых занятий с отделением проводятся в масштабе взвода.
Командир отделения, готовясь к занятию, должен уяснить его тему и содержание, изучить соответствующие положения Боевого устава Сухопутных войск, наставлений и содержание запланированных для отработки на занятии нормативов. На рекогносцировке, проводимой командиром взвода, он должен уточнить учебные вопросы, места и порядок их отработки, время на отработку каждого учебного вопроса и порядок обозначения действий противника. После рекогносцировки и инструктажа командира взвода командир отделения составляет и представляет на утверждение план проведения занятия. План составляется обычно в рабочей тетради текстуально со схемой действий. Он должен быть четким и конкретным.
Подготовка личного состава отделения к предстоящему занятию осуществляется накануне в часы самоподготовки. При этом изучаются положения устава и наставлений, может быть проведено занятие на подготовленном макете местности. Подготовка материального обеспечения занятия заключается в проверке его состояния, комплектности и готовности к применению в конкретных условиях данного занятия. Недостающее имущество или средства, хранящиеся вне подразделения, командиры отделений через старшину роты получают на складах воинской части.
Тактико-строевые занятия с отделением организуются командиром взвода и проводятся под его руководством на фоне несложной тактической обстановки. Занятие может начинаться непосредственно при выходе из расположения воинской части или из исходного положения. Время на передвижение в исходное положение и возвращение с занятий используется для закрепления ранее изученных вопросов или отработки отдельных тактических приемов и способов ведения разведки, связанных с содержанием темы. Например, посадка в БМП (БТР, БРМ-1к) и высадка из нее; действия дозорных; движение по азимутам; преодоление зараженных участков местности; действия при налете авиации.
С началом занятия командир взвода объявляет всему взводу тему, цель, учебные вопросы и порядок их отработки. Затем приказывает командирам отделений приступить к отработке учебных вопросов.
Командир отделения проводит занятие примерно в такой последовательности: в исходном положении объявляет личному составу первый учебный вопрос и сообщает порядок его отработки; создает соответствующую учебному вопросу тактическую обстановку; развертывает отделение в боевой порядок или в тот строй, в котором по обстановке оно должно быть к началу действий; кратко ставит боевую задачу; при необходимости показывает и разъясняет порядок действий при выполнении задачи; напоминает меры безопасности при выполнении данного действия (приема); подает команду для выполнения первого действия (приема) и тренирует обучаемых до полного его усвоения.
Если обучаемые допускают ошибки или действуют нечетко, возвращает их в исходное положение, кратко указывает на допущенные ошибки, при необходимости вторично показывает, как надо действовать правильно, и снова повторяет действия (приемы) столько раз, сколько необходимо для выработки у обучаемых твердых практических навыков; затем переходит к отработке следующего действия (приема). Когда по каждому из действий (приемов), составляющих первый учебный вопрос, будут выработаны прочные навыки (приобретена сноровка) в действиях в составе отделения, командир отделения возвращает отделение в исходное положение и отрабатывает учебный вопрос в слитном исполнении в соответствии с требованиями Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск, кн. 1. Затем он снова создает тактическую обстановку и в таком же порядке отрабатывает следующий учебный вопрос.
Заканчиваются тактико-строевые занятия кратким разбором, на котором командир отделения отмечает, в какой степени достигнуты учебные цели занятия, анализирует ошибки и причины, вызвавшие их, а также отмечает положительные действия, В конце разбора командир отделения объявляет оценки каждому солдату, указывает, что необходимо сделать для устранения недостатков, в какие сроки и в каком порядке осуществить уход за техникой и вооружением и на что обратить внимание при подготовке к очередному занятию.
В целях исключения несчастных случаев и травм личного состава на всех занятиях категорически запрещается имитировать захват в плен солдат и сержантов, обозначающих противника, а также выдавать имитационные средства личному составу, не имеющему практических навыков в обращении с ними.
ОСНОВЫ ОБЩЕВОЙСКОВОГО БОЯ
Современный бой представляет собой организованное вооруженное столкновение подразделений и частей воюющих сторон. Цепь боя - уничтожение или пленение противостоящего противника. Поэтому о бое говорят как о единственном средстве достижения победы над врагом. Разгром противника и победа в бою достигаются мощным организованным огнем и ударами всех видов оружия, своевременным использованием его результатов, активными и стремительными действиями войск.
Современный бой по своему характеру является общевойсковым. Это значит, что он ведется объединенными усилиями подразделений различных родов войск и специальных войск. В нем участвует большое количество танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, артиллерии, ракет, средств противовоздушной обороны, вертолетов и другого оружия и боевой техники. Противник может применить как химическое, так и биологическое оружие.
Современный бой характеризуется решительностью, высокой маневренностью, напряженностью и скоротечностью, быстрыми и резкими изменениями обстановки и разнообразием применяемых способов его ведения.
Решительность боя заключается в стремлении личного состава всеми имеющимися средствами в короткие сроки и с наименьшими потерями уничтожить противника и добиться полной победы. Это достигается хорошей организацией боя и его всесторонним обеспечением, умелыми и инициативами действиями всего личного состава, а также проявлением высокой активности, смелости, упорства и постоянным стремлением навязать свою волю противнику, удерживая инициативу в своих руках.
Высокая маневренность выражается в стремительных перемещениях (действиях) подразделений с целью поставить себя в более выгодное положение по отношению к противнику для нанесения удара по нему. В ходе боя широко применяется маневр подразделениями и огнем.
Маневр подразделениями заключается в быстром и скрытном выводе их для занятия выгодного положения в целях нанесения решительного удара по наиболее уязвимому месту противника, особенно по его флангам и тылу, а также для вывода подразделений из-под удара противника.
В наступлении и во встречном бою подразделения, используя открытые фланги, промежутки, а также складки местности, должны совершать охваты, обходы противника и стремительно проникать в его тыл (рис. 8.1).
Охват - маневр, осуществляемый в целях выхода для удара во фланг противнику.
Обход - более глубокий маневр, совершаемый в целях выхода для удара по противнику с тыла.
В обороне маневр проводится в целях усиления подразделений, понесших потери, занятия запасных позиций, огневых рубежей, уничтожения противника, вышедшего во фланг или в тыл района (опорного пункта), и для проведения контратак. Для маневра в обороне используются траншеи и ходы сообщения.
Отход - это маневр, применяемый в целях вывода своих подразделений из-под удара противника и занятия более выгодного рубежа. Он может проводиться только с разреше-
ния старшего командира.
Маневр огнем применяется для более эффективного поражения противника, заключается в сосредоточении огня по важной цели, распределении его по нескольким целям и в переносе с одних целей на другие.
Охват
1 МСВ 1 МСВ
Рис. 8.1. Виды маневра
Сосредоточение огня (рис. 8.2) применяется при необходимости вести огонь всеми имеющимися средствами подразделения или большей частью из них по одной важной цели или группе целей, находящихся на ограниченном участке. Сосредоточенный огонь ведется по командам командиров подразделений.
Распределение огня (рис. 8.3) применяется при необходимости ведения огня подразделением одновременно по нескольким целям. Для обстрела каждой цели должны назначаться те огневые средства, огонь которых в наибольшей мере обеспечивает ее поражение.
Рис. 8.2. Сосредоточение огня Рис. 8.3. Рассредоточение огня
Перенос огня (рис. 8.4) применяется при необходимости перемены направления огня или изменения дальности стрельбы для поражения другой цели. При маневре огнем учитывается расположение огневых средств по отношению к фронту цели. Огонь по направлению может быть (рис. 8.5): фронтальным - направленным к фронту пели; фланговым - направленным во фланг цели; перекрестным - ведущимся с двух и более направлений по одной цели. Огонь из пулеметов и автоматов, открываемый внезапно с близких расстояний в одном направлении, называется кинжальным.
Фронтальный огонь
Фланговый огонь
Перекрестный огонь
Рис. 8.4. Перенос огня Рис. 8.5. Виды огня по направлению
Напряженность и скоротечность. Современные боевые действия подразделения ведут непрерывно днем и ночью, в любое время года в условиях применения или угрозы применения противником ядерного оружия и других средств поражения. Непрерывность позволяет постоянно удерживать инициативу в своих руках и в полной мере использовать результаты внезапности для быстрейшего разгрома противника, лишает его времени на организацию сопротивления.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 386.