Вопросы защиты раненых и больных во время войны рассматриваются в первой и второй Женевских конвенциях 1949 г. (Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море). Конвенции предусматривают защиту раненых и больных, если последние окажутся во власти противника.
В соответствии с Протоколом I (часть II) право на защиту распространяется на всех раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, являются они гражданскими лицами или входят в состав вооруженных сил.
Термины «раненые» и «больные» обозначают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
Термин «лица, потерпевшие кораблекрушение» обозначает лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, имеют право на уважение и защиту.
При всех обстоятельствах с ними должны обращаться гуманно и предоставить им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которые требует их состояние. Между ними не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. К женщинам необходимо относиться со всем полагающимся их полу особым уважением.
Захваченные в плен раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение комбатанты становятся военнопленными. До своего выздоровления или до высадки на берег они находятся под защитой положений Конвенций.
Конвенции обязывают воюющих принимать все меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать на поле боя раненых и больных вне зависимости от того, на чьей стороне они сражались и какому государству они принадлежат. В этих целях конвенции предусматривают заключение воюющими соглашений о временном перемирии или о прекращении огня. Госпитальные суда воюющих должны подбирать раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, кому из воюющих они принадлежат. При этом под кораблекрушением, согласно конвенциям, понимается любое кораблекрушение, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, в том числе падение самолетов в море или их вынужденная посадка на воду.
Все подобранные раненые и больные должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены государству, которому они принадлежат. При регистрации записываются все имеющиеся данные, при помощи которых можно было бы установить личность раненых, больных и умерших; держава, за которой числится данное лицо (или его национальность), войсковой или личный номер, фамилия и имя, дата рождения, дата и место взятия в плен и сведения, касающиеся принятых мер по отношению к этим лицам. Эта информация должна быть доведена до сведения Справочного бюро, организация которого предусмотрена в Конвенции III, для передачи стороне противника, в частности, через посредничество Центрального Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста.
Гражданское население должно относиться с уважением к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, даже если они принадлежат к стороне противника, и не должно допускать по отношению к ним актов насилия. Гражданскому населению и обществам помощи, таким как национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, должно быть разрешено, даже на захваченной или оккупированной территории, подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и ухаживать за ними, даже если они парашютисты или партизаны противника. Никто не может подвергаться гонениям, преследованию или осуждению и наказанию за такие гуманные действия.
Более того, военные власти могут обращаться к гражданскому населению и обществам помощи с просьбой подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении.
При ведении боевых действий на море то же самое относится к нейтральным торговым судам, яхтам и другим мелким судам, к капитанам которых стороны, находящиеся в конфликте, могут обратиться с просьбой принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и обеспечить им уход, а также подобрать погибших.
Учитывая права родственников знать о судьбе своих близких, конвенции обязывают стороны, находящиеся в конфликте, во всякое время, и в особенности после боя, принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, оградить их от ограбления и дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению.
Конвенциями предусматривается, что стороны, находящиеся и конфликте, должны принять все возможные меры для того, чтобы предание земле, кремация или погребение в море умерших производились, насколько это возможно, индивидуально и чтобы им предшествовал внимательный, а если возможно, то и медицинский осмотр тел с целью констатации смерти, удостоверения личности и того, чтобы данный факт можно было зарегистрировать.
Кроме того, как только позволят обстоятельства и, самое позднее, сразу после окончания активных военных действий, каждая сторона, находящаяся в конфликте, должна организовать поиски лиц, о которых сторона противника сообщает как о пропавших без вести.
Воюющие, во власти которых окажутся раненые и больные противника, обязаны гуманно обращаться с ними, защищать их и оказывать им необходимую помощь, причем какая-либо дискриминация в отношении раненых и больных по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения и т. п., запрещается. Также запрещается убийство раненых и больных, пытки и бесчеловечное обращение с ними, причинение им тяжелых страданий или увечий.
Раненые и больные, находящиеся во власти противника, пользуются всеми правами военнопленных. Еще во время военных действий воюющие должны отправить на родину тяжело раненых и больных, а определенные категории раненых и больных направлять в нейтральные государства (например, раненых и больных, излечение которых может наступить в течение года со дня их ранения или заболевания). Все раненые и больные, которые не были репатриированы во время военных действий, подлежат немедленной репатриации по прекращении военных действий.
Содержащиеся в конвенциях правила должны применяться к раненым и больным, принадлежащим к следующим категориям:
– личный состав регулярных вооруженных сил, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, партизаны, действующие как на неоккупированной, так и на оккупированной территории, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие (при этом необходимо, чтобы ополчение, добровольческие отряды и партизаны соблюдали определенные условия – открыто носили оружие, соблюдали законы и обычаи войны и т.д.);
– лица, следующие за вооруженными силами и обслуживающие их, личный состав рабочих команд и служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, гражданские лица, входящие в состав экипажей военных самолетов, военные корреспонденты, члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации и т.п.
Защита медицинских учреждений и санитарного транспорта
Поскольку от беспрепятственной деятельности медицинских учреждений в значительной степени зависит судьба раненых и больных, конвенции содержат специальные нормы, предусматривающие защиту таких учреждений, их персонала и транспортных средств, предназначенных для перевозки раненых, больных и санитарного имущества. Конвенции категорически запрещают нападать на постоянные санитарные учреждения, подвижные санитарные формирования и госпитальные суда.
Воюющая сторона, оккупировавшая территорию, на которой находится постоянное санитарное учреждение (например, военным госпиталь), может захватить здание, имущество и склады этого учреждения. Однако она обязана обеспечить его деятельность по уходу за ранеными и больными до тех пор, пока они находятся в этом учреждении. Имущество подвижных санитарных формировании в случае, если эти формирования окажутся во власти противника, не подлежит захвату и должно быть оставлено для ухода за ранеными и больными.
Санитарные учреждения и формирования могут быть лишены покровительства и подвергнуты нападению лишь в том случае, если их используют против неприятеля. При этом покровительство может быть прекращено только через определенный срок после того, как было сделано соответствующее предупреждение.
Конвенции указывают, что санитарные учреждения и формирования не должны быть лишены покровительства, если:
– личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых и больных;
– из-за отсутствия вооруженных санитаров санитарное формирование или учреждение охраняется вооруженными солдатами;
– в санитарном формировании или учреждении будет найдено ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых и больных и еще не сданные по принадлежности;
– в санитарном формировании или учреждении находится личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью;
– деятельность санитарных формирований и учреждений, а также их персонала распространяется на раненых и больных гражданских лиц.
Согласно Женевским конвенциям 1949 г., защитой пользуются также и гражданские больницы. Конвенция по защите гражданского населения во время войны запрещает нападение на гражданские больницы, предоставляя им покровительство. В случае оккупации территории, на которой находится гражданская больница, оккупант может ее временно реквизировать в случае крайней необходимости для ухода за ранеными и больными военнослужащими. Однако он может это сделать при условии, если будут приняты меры для лечения и ухода за больными, находящимися в больнице, для обеспечения нужд гражданского населения в больничном лечении. Имущество и склады гражданских больниц не подлежат реквизиции до тех пор, пока они необходимы для гражданского населения.
Хотя Женевские конвенции 1949 г. и обеспечили неприкосновенность военному медицинскому персоналу и персоналу гражданских больниц, они оставили без внимания тот факт, что для обеспечения раненых, больных и потерпевших кораблекрушение своевременным и эффективным уходом, такая защита должна быть гарантирована всему гражданскому медицинскому персоналу и всем гражданским медицинским формированиям, как стационарным, так и подвижным.
Дополнительный Протокол I заполнил этот пробел. Он предоставил гражданским медицинским формированиям и персоналу такую же защиту во время войны, какая уже обеспечивалась ранее военным медицинским формированиям и персоналу. Однако, чтобы избежать злоупотреблений, была сделана оговорка: защита предоставляется только тем формированиям, которые признаны властями стороны, находящейся в конфликте. Согласно Протоколу, гражданский духовный персонал пользуется такой же защитой, как и медицинский персонал.
Аналогичные правила установлены конвенциями и в отношении госпитальных судов, т.е. судов, построенных или оборудованных с единственной целью перевозить и лечить раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Конвенция устанавливает, что название и характеристика этих судов (тоннаж судна, длина от носа до кормы, количество мачт и труб) должны сообщаться противнику за 10 дней до их использования. Покровительство, предусмотренное конвенцией, распространяется на суда любого тоннажа и спасательные шлюпки, однако в конвенции для обеспечения максимальных удобств и безопасности раненых и больных рекомендуется использовать для перевозок на дальние расстояния и в открытом море госпитальные суда водоизмещением свыше 2000 брутто-тонн.
Воюющие имеют право осмотреть госпитальное судно, дать ему приказ удалиться из какого-либо района или идти определенным курсом, контролировать использование госпитальным судном радиоаппаратуры и, если обстоятельства этого требуют, задержать госпитальное судно на срок до 7 суток.
Санитарный транспорт с ранеными и больными или санитарным имуществом пользуется покровительством Конвенций и нападение на него запрещается. В случае, если транспорт окажется во власти противника, последний может захватить этот транспорт при условии, что надлежащий уход за ранеными и больными, находящимися на этом транспорте, будет обеспечен. Конвенции предусматривают защиту санитарных самолетов, занятых перевозкой раненых, больных и санитарного имущества. Такие самолеты не должны подвергаться нападению в тех случаях, когда они летят по определенному маршруту, установленному воюющими сторонами. Аналогичное правило содержится в конвенции и в отношении судов, занятых перевозкой медикаментов и санитарных материалов, необходимых для лечения раненых и больных или для предотвращения заболеваний.
Указанные выше санитарные учреждения, транспорт и санитарное имущество должны иметь отличительную эмблему. Госпитальные суда должны быть окрашены в белый цвет, причем на каждой стороне корпуса судна и на горизонтальных поверхностях должны быть изображены темно-красные кресты. Кроме того, все госпитальные суда, кроме своего национального флага, должны поднимать флаг с красным крестом на белом поле.
Правила защиты санитарных перевозок по суше, по воде и по воздуху с течением времени также потребовали корректировки в соответствии с современными условиями.
Прежде всего, гражданским санитарно-транспортным средствам была предоставлена такая же защита, какой пользовались военные санитарно-транспортные средства. Кроме того, для санитарной авиации, десятилетиями «прикованной» к земле из-за отсутствия юридических норм, обеспечивающих ее защиту от высокоразвитых в техническом отношении средств противовоздушной обороны, были приняты четкие правила, благодаря которым вновь стало возможно использовать санитарные летательные аппараты во время войны.
В целом ряде статей Протокола уточняются правила воздушной навигации, которым необходимо следовать во время полетов, связанных с выполнением медицинских функций (предварительные соглашения с различными властями, уведомления о маршрутах и планах полетов и т.д.). Более того, в целях наиболее эффективного опознавания санитарных летательных аппаратов такие электронные средства, как система вторичного радиолокационного опознавания и радиосигналы, будут использоваться во время войны исключительно санитарно-транспортными средствами – наземными, морскими и воздушными. Эти положения имеют особенно большое значение, так как средства обнаружения достигли сегодня такого совершенства, что защита в виде красного креста, изображенного на фюзеляже самолета или на борту корабля, является практически бесполезной, поскольку такие цели могут быть поражены еще до того, как станут видимыми.
Техническая подкомиссия, заседавшая в течение двух сессии Дипломатической конференции, разработала точные правила использования отличительных сигналов, которые вошли в приложение к Протоколу I. В соответствии с этими правилами все санитарно-транспортные средства могут использовать во время войны световой сигнал в виде вспышек синего света, которым уже пользуются гражданские и военные машины скорой помощи. Кроме того, только морским и воздушным санитарно-транспортным средствам разрешается использовать определенный код системы вторичного радиолокационного опознавания, а также радиосигнал, которому предшествует отличительный сигнал приоритета. Эти международные нормы очень важны, так как должны способствовать тому, чтобы в будущем санитарные суда и летательные аппараты не подвергались нападению по ошибке, как это случалось в прошлом.
Принимая во внимание быстрое развитие технологии, принято решение о периодическом пересмотре правил опознавания техническими специалистами, совещания которых будут проводиться под эгидой Международного Комитета Красного Креста.
Работа, проделанная Дипломатической конференцией, получила дальнейшее развитие в 1979 г. в ходе Всемирной административной конференции по радио, организованной Международным союзом электросвязи. На ней были приняты две резолюции, которые подтвердили, что Красному Кресту необходима постоянная сеть радиосвязи для передачи неотложных сообщений. Кроме того, к Международному Регламенту радиосвязи были добавлены особые положения, обеспечивающие более надежную защиту наземных, морских и воздушных санитарно-транспортных средств во время войны.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 334.