Защита раненых , больных и потерпевших кораблекрушение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы защиты раненых и больных во время войны рассматрива­ются в первой и второй Женевских конвенциях 1949 г. (Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и Кон­венция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море). Конвенции предусматривают защиту раненых и больных, если последние окажутся во власти противника.

В соответствии с Протоколом I (часть II) право на защиту распро­страняется на всех раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекру­шение, независимо от того, являются они гражданскими лицами или входят в состав вооруженных сил.

Термины «раненые» и «больные» обозначают лиц, как военнослужа­щих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Термин «лица, потерпевшие кораблекрушение» обозначает лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, неза­висимо от того, к какой стороне они принадлежат, имеют право на уважение и защиту.

При всех обстоятельствах с ними должны обращаться гуманно и предоставить им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которые требует их состояние. Между ними не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. К женщинам необходимо относиться со всем полагающимся их полу особым уважением.

Захваченные в плен раненые, больные и потерпевшие кораблекру­шение комбатанты становятся военнопленными. До своего выздоров­ления или до высадки на берег они находятся под защитой положений Конвенций.

Конвенции обязывают воюющих принимать все меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать на поле боя раненых и больных вне зависи­мости от того, на чьей стороне они сражались и какому государству они принадлежат. В этих целях конвенции предусматривают заключе­ние воюющими соглашений о временном перемирии или о прекраще­нии огня. Госпитальные суда воюющих должны подбирать раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, кому из воюющих они принадлежат. При этом под кораблекрушением, согласно конвенциям, понимается любое кораблекрушение, независи­мо от обстоятельств, при которых оно произошло, в том числе падение самолетов в море или их вынужденная посадка на воду.

Все подобранные раненые и больные должны быть зарегистрирова­ны, а данные о них сообщены государству, которому они принадлежат. При регистрации записываются все имеющиеся данные, при помощи которых можно было бы установить личность раненых, больных и умерших; держава, за которой числится данное лицо (или его национа­льность), войсковой или личный номер, фамилия и имя, дата рожде­ния, дата и место взятия в плен и сведения, касающиеся принятых мер по отношению к этим лицам. Эта информация должна быть доведена до сведения Справочного бюро, организация которого предусмотрена в Конвенции III, для передачи стороне противника, в частности, через посредничество Центрального Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста.

Гражданское население должно относиться с уважением к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, даже если они принадле­жат к стороне противника, и не должно допускать по отношению к ним актов насилия. Гражданскому населению и обществам помощи, таким как национальные общества Красного Креста и Красного Полу­месяца, должно быть разрешено, даже на захваченной или оккупиро­ванной территории, подбирать раненых, больных и потерпевших ко­раблекрушение и ухаживать за ними, даже если они парашютисты или партизаны противника. Никто не может подвергаться гонениям, преследованию или осуждению и наказанию за такие гуманные действия.

Более того, военные власти могут обращаться к гражданскому насе­лению и обществам помощи с просьбой подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении.

При ведении боевых действий на море то же самое относится к ней­тральным торговым судам, яхтам и другим мелким судам, к капитанам которых стороны, находящиеся в конфликте, могут обратиться с про­сьбой принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекру­шение и обеспечить им уход, а также подобрать погибших.

Учитывая права родственников знать о судьбе своих близких, кон­венции обязывают стороны, находящиеся в конфликте, во всякое вре­мя, и в особенности после боя, принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых, больных и потерпевших кораб­лекрушение, оградить их от ограбления и дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению.

Конвенциями предусматривается, что стороны, находящиеся и кон­фликте, должны принять все возможные меры для того, чтобы преда­ние земле, кремация или погребение в море умерших производились, насколько это возможно, индивидуально и чтобы им предшествовал внимательный, а если возможно, то и медицинский осмотр тел с целью констатации смерти, удостоверения личности и того, чтобы данный факт можно было зарегистрировать.

Кроме того, как только позволят обстоятельства и, самое позднее, сразу после окончания активных военных действий, каждая сторона, находящаяся в конфликте, должна организовать поиски лиц, о кото­рых сторона противника сообщает как о пропавших без вести.

Воюющие, во власти которых окажутся раненые и больные против­ника, обязаны гуманно обращаться с ними, защищать их и оказывать им необходимую помощь, причем какая-либо дискриминация в отно­шении раненых и больных по таким причинам, как пол, раса, нацио­нальность, религия, политические убеждения и т. п., запрещается. Так­же запрещается убийство раненых и больных, пытки и бесчеловечное обращение с ними, причинение им тяжелых страданий или увечий.

Раненые и больные, находящиеся во власти противника, пользуют­ся всеми правами военнопленных. Еще во время военных действий воюющие должны отправить на родину тяжело раненых и больных, а определенные категории раненых и больных направлять в нейтральные государства (например, раненых и больных, излечение которых может наступить в течение года со дня их ранения или заболевания). Все раненые и больные, которые не были репатриированы во время военных действий, подлежат немедленной репатриации по прекращении воен­ных действий.

Содержащиеся в конвенциях правила должны применяться к ране­ным и больным, принадлежащим к следующим категориям:

– личный состав регулярных вооруженных сил, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, партизаны, действующие как на неоккупированной, так и на оккупированной территории, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие (при этом необходимо, чтобы ополчение, добровольческие отряды и партизаны соблюдали определенные условия – открыто носили оружие, соблюдали законы и обычаи войны и т.д.);

– лица, следующие за вооруженными силами и обслуживающие их, личный состав рабочих команд и служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, гражданские лица, входящие в состав экипажей военных самолетов, военные корреспонденты, члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации и т.п.

Защита медицинских учреждений и санитарного транспорта

 

Поскольку от беспрепятственной деятельности медицинских учреж­дений в значительной степени зависит судьба раненых и больных, конвенции содержат специальные нормы, предусматривающие защиту та­ких учреждений, их персонала и транспортных средств, предназначен­ных для перевозки раненых, больных и санитарного имущества. Конвенции категорически запрещают нападать на постоянные санитарные учреждения, подвижные санитарные формирования и госпита­льные суда.

Воюющая сторона, оккупировавшая территорию, на которой находится постоянное санитарное учреждение (например, военным госпи­таль), может захватить здание, имущество и склады этого учреждения. Однако она обязана обеспечить его деятельность по уходу за ранеными и больными до тех пор, пока они находятся в этом учреждении. Иму­щество подвижных санитарных формировании в случае, если эти формирования окажутся во власти противника, не подлежит захвату и дол­жно быть оставлено для ухода за ранеными и больными.

Санитарные учреждения и формирования могут быть лишены по­кровительства и подвергнуты нападению лишь в том случае, если их используют против неприятеля. При этом покровительство может быть прекращено только через определенный срок после того, как было сде­лано соответствующее предупреждение.

Конвенции указывают, что санитарные учреждения и формирова­ния не должны быть лишены покровительства, если:

– личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых и больных;

– из-за отсутствия вооруженных санитаров санитарное формирова­ние или учреждение охраняется вооруженными солдатами;

– в санитарном формировании или учреждении будет найдено ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых и больных и еще не сданные по принадлежности;

– в санитарном формировании или учреждении находится личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью;

– деятельность санитарных формирований и учреждений, а также их персонала распространяется на раненых и больных гражданских лиц.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г., защитой пользуются так­же и гражданские больницы. Конвенция по защите гражданского насе­ления во время войны запрещает нападение на гражданские больницы, предоставляя им покровительство. В случае оккупации территории, на которой находится гражданская больница, оккупант может ее времен­но реквизировать в случае крайней необходимости для ухода за ранеными и больными военнослужащими. Однако он может это сделать при условии, если будут приняты меры для лечения и ухода за больны­ми, находящимися в больнице, для обеспечения нужд гражданского населения в больничном лечении. Имущество и склады гражданских больниц не подлежат реквизиции до тех пор, пока они необходимы для гражданского населения.

Хотя Женевские конвенции 1949 г. и обеспечили неприкосновен­ность военному медицинскому персоналу и персоналу гражданских бо­льниц, они оставили без внимания тот факт, что для обеспечения раненых, больных и потерпевших кораблекрушение своевременным и эффективным уходом, такая защита должна быть гарантирована всему гражданскому медицинскому персоналу и всем гражданским медицин­ским формированиям, как стационарным, так и подвижным.

Дополнительный Протокол I заполнил этот пробел. Он предоставил гражданским медицинским формированиям и персоналу такую же за­щиту во время войны, какая уже обеспечивалась ранее военным медицинским формированиям и персоналу. Однако, чтобы избежать зло­употреблений, была сделана оговорка: защита предоставляется только тем формированиям, которые признаны властями стороны, находя­щейся в конфликте. Согласно Протоколу, гражданский духовный пер­сонал пользуется такой же защитой, как и медицинский персонал.

Аналогичные правила установлены конвенциями и в отношении госпитальных судов, т.е. судов, построенных или оборудованных с единственной целью перевозить и лечить раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Конвенция устанавливает, что название и характеристика этих судов (тоннаж судна, длина от носа до кормы, количество мачт и труб) должны сообщаться противнику за 10 дней до их использования. Покровительство, предусмотренное конвенцией, распространяется на суда любого тоннажа и спасательные шлюпки, од­нако в конвенции для обеспечения максимальных удобств и безопасности раненых и больных рекомендуется использовать для перевозок на дальние расстояния и в открытом море госпитальные суда водоиз­мещением свыше 2000 брутто-тонн.

Воюющие имеют право осмотреть госпитальное судно, дать ему приказ удалиться из какого-либо района или идти определенным­ кур­сом, контролировать использование госпитальным судном радиоаппаратуры и, если обстоятельства этого требуют, задержать госпитальное судно на срок до 7 суток.

Санитарный транспорт с ранеными и больными или санитарным имуществом пользуется покровительством Конвенций и нападение на него запрещается. В случае, если транспорт окажется во власти против­ника, последний может захватить этот транспорт при условии, что над­лежащий уход за ранеными и больными, находящимися на этом транспорте, будет обеспечен. Конвенции предусматривают защиту санитарных самолетов, занятых перевозкой раненых, больных и санитарного имущества. Такие самолеты не должны подвергаться нападению в тех случаях, когда они летят по определенному маршруту, установленному воюющими сторонами. Аналогичное правило содержится в конвенции и в отношении судов, занятых перевозкой медикаментов и санитарных материалов, необходимых для лечения раненых и больных или для предотвращения заболеваний.

Указанные выше санитарные учреждения, транспорт и санитарное имущество должны иметь отличительную эмблему. Госпитальные суда должны быть окрашены в белый цвет, причем на каждой стороне кор­пуса судна и на горизонтальных поверхностях должны быть изображе­ны темно-красные кресты. Кроме того, все госпитальные суда, кроме своего национального флага, должны поднимать флаг с красным крес­том на белом поле.

Правила защиты санитарных перевозок по суше, по воде и по воз­духу с течением времени также потребовали корректировки в соответ­ствии с современными условиями.

Прежде всего, гражданским санитарно-транспортным средствам была предоставлена такая же защита, какой пользовались военные санитарно-транспортные средства. Кроме того, для санитарной авиации, десятилетиями «прикованной» к земле из-за отсутствия юридических норм, обеспечивающих ее защиту от высокоразвитых в техническом отношении средств противовоздушной обороны, были приняты четкие правила, благодаря которым вновь стало возможно использовать сани­тарные летательные аппараты во время войны.

В целом ряде статей Протокола уточняются правила воздушной на­вигации, которым необходимо следовать во время полетов, связанных с выполнением медицинских функций (предварительные соглашения с различными властями, уведомления о маршрутах и планах полетов и т.д.). Более того, в целях наиболее эффективного опознавания сани­тарных летательных аппаратов такие электронные средства, как систе­ма вторичного радиолокационного опознавания и радиосигналы, будут использоваться во время войны исключительно санитарно-транспортными средствами – наземными, морскими и воздушными. Эти поло­жения имеют особенно большое значение, так как средства обнаруже­ния достигли сегодня такого совершенства, что защита в виде красного креста, изображенного на фюзеляже самолета или на борту корабля, является практически бесполезной, поскольку такие цели могут быть поражены еще до того, как станут видимыми.

Техническая подкомиссия, заседавшая в течение двух сессии Дип­ломатической конференции, разработала точные правила использова­ния отличительных сигналов, которые вошли в приложение к Прото­колу I. В соответствии с этими правилами все санитарно-транспортные средства могут использовать во время войны световой сигнал в виде вспышек синего света, которым уже пользуются гражданские и военные машины скорой помощи. Кроме того, только морским и воздуш­ным санитарно-транспортным средствам разрешается использовать определенный код системы вторичного радиолокационного опознавания, а также радиосигнал, которому предшествует отличительный сиг­нал приоритета. Эти международные нормы очень важны, так как дол­жны способствовать тому, чтобы в будущем санитарные суда и летате­льные аппараты не подвергались нападению по ошибке, как это случалось в прошлом.

Принимая во внимание быстрое развитие технологии, принято ре­шение о периодическом пересмотре правил опознавания техническими специалистами, совещания которых будут проводиться под эгидой Международного Комитета Красного Креста.

Работа, проделанная Дипломатической конференцией, получила да­льнейшее развитие в 1979 г. в ходе Всемирной административной кон­ференции по радио, организованной Международным союзом электро­связи. На ней были приняты две резолюции, которые подтвердили, что Красному Кресту необходима постоянная сеть радиосвязи для переда­чи неотложных сообщений. Кроме того, к Международному Регламен­ту радиосвязи были добавлены особые положения, обеспечивающие более надежную защиту наземных, морских и воздушных санитарно-транспортных средств во время войны.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 282.