Отличительной эмблемой движения является Красный Крест или Красный Полумесяц на белом поле. Форма Креста не обусловлена Конвенциями, но стало традицией использовать крест, все четыре конца которого имеют равную длину и не доходят до конца поля. В эмблеме сочетаются цвета национального флага Швейцарии, но в обратном порядке. Некоторые страны вместо красного креста используют красный полумесяц. Раньше равноценной эмблемой было также изображение красного льва и солнца.
В случае вооруженного конфликта право на ношение этой эмблемы имеет медицинский и духовный персонал, как военный, так и гражданский, признанный в качестве такового стороной в конфликте, к которой он принадлежит. Отличительная эмблема используется также санитарными формированиями и учреждениями, она размещается на медицинских транспортных средствах, оборудовании и материалах. В этом случае эмблема является защитным знаком – лица и объекты не только не должны подвергаться нападению, но, напротив, должны пользоваться покровительством и защитой. Национальные общества Красного Креста могут, при условии соблюдения законодательства своих стран, использовать указанную эмблему в военное и мирное время в их гуманитарной деятельности для обозначения своего персонала и собственности. В этих случаях отличительная эмблема не дает права на защиту, а используется лишь как опознавательный знак, показывающий, что лицо или объект, обозначенные таким образом, принадлежат Национальному обществу.
В военное время такой знак должен быть небольшим по размеру, чтобы его нельзя было спутать с защитным знаком. Из тех же соображений его нельзя помещать на нарукавные повязки и крыши зданий.
В мирное время эмблема общества Красного Креста может быть также использована национальными и международными «краснокрестными» организациями для обозначения грузов, медикаментов, продовольствия и других предметов при оказании помощи во время стихийных бедствий, а также при проведении других гуманных мероприятий, соответствующих принципам Красного Креста. Кроме того, эта эмблема может быть использована для обозначения санитарного транспорта, а также мест нахождения пунктов, оказывающих исключительно бесплатную помощь раненым и больным. Конвенция запрещает использование эмблемы общества Красного Креста и приравненных к ней эмблем любыми обществами, фирмами, компаниями и отдельными лицами, кроме обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, в каких бы то ни было целях и возлагает на государства-участников конвенций обязательство бороться с незаконным использованием этих эмблем и злоупотреблением ими.
ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ
Первая Женевская конвенция, подписанная в 1864 г., положила начало международному гуманитарному праву. В 1899 г. в Гааге была подписана Конвенция о применении основных начал Женевской конвенции 1864 г. к морской войне. В 1906 г. положения Конвенции 1864 г. были усовершенствованы и дополнены. А в 1907 г. Четвертая Гаагская конвенция определила категории комбатантов (лиц, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающих участие в военных действиях), имеющих право на статус военнопленных и особое обращение с ними в течение всего периода нахождения в плену. В 1929 г. эти конвенции были вновь подтверждены и получили дальнейшее развитие.
После Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. возникла необходимость пересмотра и закрепления ряда общепризнанных правил ведения войны и обращения с ранеными, больными, военнопленными и гражданским населением, которые сложились в течение последних столетий. В результате в 1949 г. были приняты четыре Женевские конвенции, которые остаются в силе в настоящее время.
Прежде всего – это Конвенция об улучшении участи раненых и боль ных в действующих армиях (I Конвенция). Она закрепляет принцип, который лежит в основе создания Красного Креста: раненые и больные военнослужащие должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации, а военный санитарный транспорт и госпитали с их медицинским персоналом должны пользоваться защитой и уважением. Видимым знаком их неприкосновенности является эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца на белом поле.
Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Конвенция). Это переработанная версия I Конвенции применительно к условиям боевых действий на море. Она решает те же задачи, что и первая, но в иных обстоятельствах, и защищает те же категории лиц, добавляя к ним еще одну – потерпевших кораблекрушение.
Конвенция об обращении с военнопленными (III Конвенция) определяет права и обязанности военнослужащих, захваченных в плен противником и, таким образом, ставших военнопленными.
Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Конвенция). Эта Конвенция касается защиты гражданского населения, находящегося во власти воюющей державы. Она применяется как к лицам, оказавшимся на территории государства противника, так и ко всему населению оккупированной территории.
В Советском Союзе Женевские конвенции 1949 г. были ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. и вступили в силу 10 ноября 1954 г.
Женевские конвенции 1949 г., насчитывающие около 400 статей, представляют собой юридический документ поистине исторического значения, который уже более пятидесяти пяти лет обеспечивает защиту бесчисленным жертвам вооруженных конфликтов.
Однако количество вооруженных конфликтов в мире постоянно растет, расширяется круг гражданских лиц, страдающих от применения все более смертоносного оружия, все шире распространяются методы партизанской войны. Поэтому Женевские конвенции 1949 г., хотя и не утратили своего значения, уже не могут в условиях современных войн обеспечивать защиту, необходимую жертвам. В связи с этим Международный Комитет Красного Креста стал изучать возможность заполнить пробелы в существующем праве, не пересматривая Конвенции – что могло бы дать государствам повод отказаться от некоторых положений, принятых в 1949 г., – а добавив к ним новые тексты в форме Дополнительных протоколов. Представив этот вопрос на рассмотрение XXI Международной конференции Красного Креста, проходившей в Стамбуле в 1969 г., и получив ее одобрение, Международный Комитет приступил к подготовке проектов документов.
В результате проделанной работы появились два Дополнительных Протокола к Женевским конвенциям 1949 г., которые были приняты на Дипломатической конференции в июне 1977 г. Однако торжественное принятие этих документов носило лишь церемониальный характер, поскольку государства, прежде чем выполнять положения Протоколов, обязаны сначала к ним присоединиться или подписать и ратифицировать, что и произошло позже.
Основная цель Дополнительных Протоколов состоит в повышении гарантий защиты всего гражданского населения в зоне вооруженного конфликта. Так, Дополнительный Протокол I касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (102 статьи), а Дополнительный Протокол II касается защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (28 статей).
Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных Протокола к ним, согласно содержащимся в них положениям, должны применяться государствами во время объявленной войны, а также в случае любого вооруженного конфликта, даже если один из его участников не признает состояния войны. Конвенции и Дополнительные Протоколы к ним также должны применяться при оккупации одним государством всей или части территории другого государства, причем и в тех случаях, когда оккупант не встречает вооруженного сопротивления. Кроме того, эти документы устанавливают, что во время колониальных и гражданских войн воюющие стороны обязаны применять основные гуманные принципы Конвенций и Дополнительных Протоколов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.