ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЭМБЛЕМА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отличительной эмблемой движения является Красный Крест или Красный Полумесяц на белом поле. Форма Креста не обусловлена Конвенциями, но стало традицией использовать крест, все четыре кон­ца которого имеют равную длину и не доходят до конца поля. В эмбле­ме сочетаются цвета национального флага Швейцарии, но в обратном порядке. Некоторые страны вместо красного креста используют крас­ный полумесяц. Раньше равноценной эмблемой было также изображе­ние красного льва и солнца.

В случае вооруженного конфликта право на ношение этой эмблемы имеет медицинский и духовный персонал, как военный, так и граж­данский, признанный в качестве такового стороной в конфликте, к ко­торой он принадлежит. Отличительная эмблема используется также санитарными формированиями и учреждениями, она размещается на ме­дицинских транспортных средствах, оборудовании и материалах. В этом случае эмблема является защитным знаком – лица и объекты не только не должны подвергаться нападению, но, напротив, должны по­льзоваться покровительством и защитой. Национальные общества Красного Креста могут, при условии соблюдения законодательства своих стран, использовать указанную эмблему в военное и мирное вре­мя в их гуманитарной деятельности для обозначения своего персонала и собственности. В этих случаях отличительная эмблема не дает права на защиту, а используется лишь как опознавательный знак, показыва­ющий, что лицо или объект, обозначенные таким образом, принадле­жат Национальному обществу.

В военное время такой знак должен быть небольшим по размеру, чтобы его нельзя было спутать с защитным знаком. Из тех же сообра­жений его нельзя помещать на нарукавные повязки и крыши зданий.

В мирное время эмблема общества Красного Креста может быть также использована национальными и международными «краснокрестными» организациями для обозначения грузов, медикаментов, продовольствия и других предметов при оказании помощи во время стихий­ных бедствий, а также при проведении других гуманных мероприятий, соответствующих принципам Красного Креста. Кроме того, эта эмбле­ма может быть использована для обозначения санитарного транспорта, а также мест нахождения пунктов, оказывающих исключительно бес­платную помощь раненым и больным. Конвенция запрещает исполь­зование эмблемы общества Красного Креста и приравненных к ней эмблем любыми обществами, фирмами, компаниями и отдельными лицами, кроме обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, в каких бы то ни было целях и возлагает на государства-участников кон­венций обязательство бороться с незаконным использованием этих эмблем и злоупотреблением ими.

ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ

 

Первая Женевская конвенция, подписанная в 1864 г., положила на­чало международному гуманитарному праву. В 1899 г. в Гааге была подписана Конвенция о применении основных начал Женевской кон­венции 1864 г. к морской войне. В 1906 г. положения Конвенции 1864 г. были усовершенствованы и дополнены. А в 1907 г. Четвертая Гаагская конвенция определила категории комбатантов (лиц, входя­щих в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающих участие в военных действиях), имеющих право на статус военноплен­ных и особое обращение с ними в течение всего периода нахождения в плену. В 1929 г. эти конвенции были вновь подтверждены и получили дальнейшее развитие.

После Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. возникла необходи­мость пересмотра и закрепления ряда общепризнанных правил веде­ния войны и обращения с ранеными, больными, военнопленными и гражданским населением, которые сложились в течение последних столетий. В результате в 1949 г. были приняты четыре Женевские кон­венции, которые остаются в силе в настоящее время.

Прежде всего – это Конвенция об улучшении участи раненых и боль­ ных в действующих армиях  (I Конвенция). Она закрепляет принцип, который лежит в основе создания Красного Креста: раненые и больные военнослужащие должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации, а военный сани­тарный транспорт и госпитали с их медицинским персоналом должны пользоваться защитой и уважением. Видимым знаком их неприкосно­венности является эмблема Красного Креста или Красного Полумеся­ца на белом поле.

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпев­ших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Конвен­ция). Это переработанная версия I Конвенции применительно к усло­виям боевых действий на море. Она решает те же задачи, что и первая, но в иных обстоятельствах, и защищает те же категории лиц, добавляя к ним еще одну –   потерпевших кораблекрушение.

Конвенция об обращении с военнопленными (III Конвенция) определяет права и обязанности военнослужащих, захваченных в плен про­тивником и, таким образом, ставших военнопленными.

Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Конвенция). Эта Конвенция касается защиты гражданского населения, находящегося во власти воюющей державы. Она применяется как к лицам, оказавшимся на территории государства противника, так и ко всему населению оккупированной территории.

В Советском Союзе Женевские конвенции 1949 г. были ратифици­рованы Президиумом Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. и вступили в силу 10 ноября 1954 г.

Женевские конвенции 1949 г., насчитывающие около 400 статей, представляют собой юридический документ поистине исторического значения, который уже более пятидесяти пяти лет обеспечивает защиту бесчисленным жертвам вооруженных конфликтов.

Однако количество вооруженных конфликтов в мире постоянно растет, расширяется круг гражданских лиц, страдающих от применения все более смертоносного оружия, все шире распространяются методы партизанской войны. Поэтому Женевские конвенции 1949 г., хотя и не утратили своего значения, уже не могут в условиях современных войн обеспечивать защиту, необходимую жертвам. В связи с этим Международный Комитет Красного Креста стал изучать возможность заполнить пробелы в существующем праве, не пересматривая Конвенции – что могло бы дать государствам повод отказаться от некоторых положений, принятых в 1949 г., – а добавив к ним новые тексты в форме Дополни­тельных протоколов. Представив этот вопрос на рассмотрение XXI Международной конференции Красного Креста, проходившей в Стам­буле в 1969 г., и получив ее одобрение, Международный Комитет при­ступил к подготовке проектов документов.

В результате проделанной работы появились два Дополнительных Протокола к Женевским конвенциям 1949 г., которые были приняты на Дипломатической конференции в июне 1977 г. Однако торжественное принятие этих документов носило лишь церемониальный харак­тер, поскольку государства, прежде чем выполнять положения Прото­колов, обязаны сначала к ним присоединиться или подписать и ратифицировать, что и произошло позже.

Основная цель Дополнительных Протоколов состоит в повышении гарантий защиты всего гражданского населения в зоне вооруженного конфликта. Так, Дополнительный Протокол I касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (102 статьи), а Дополните­льный Протокол II касается защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (28 статей).

Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных Протокола к ним, согласно содержащимся в них положениям, должны применяться государствами во время объявленной войны, а также в случае любого вооруженного конфликта, даже если один из его участников не при­знает состояния войны. Конвенции и Дополнительные Протоколы к ним также должны применяться при оккупации одним государством всей или части территории другого государства, причем и в тех случаях, когда оккупант не встречает вооруженного сопротивления. Кроме того, эти документы устанавливают, что во время колониальных и граждан­ских войн воюющие стороны обязаны применять основные гуманные принципы Конвенций и Дополнительных Протоколов.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 189.