После Второй мировой войны методы ведения войны изменились. Однако, если сегодня боевые действия ведутся не так, как вчера, это совсем не значит, что разрешается использовать любые средства, чтобы атаковать противника или нанести ему поражение. Поэтому в Дополнительные Протоколы включены не только положения о защите гражданского населения, но и правовые нормы с указанием тех принципов, которые следует соблюдать в ходе боевых действий.
Так, Протокол I запрещает прибегать к вероломству (например, симулировать капитуляцию в целях нападения на неприятеля), в то время как военные хитрости (дезинформация, маскировка и т.п.) разрешаются. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых во время нападения (пощада). Запрещается также злоупотреблять признанными эмблемами (эмблемой Красного Креста или Красного Полумесяца, национальными эмблемами, флагом Организации Объединенных Наций и т. п.).
Различные виды оружия и особенно последствия его применения и те страдания, которые оно влечет за собой, уже давно являются предметом озабоченности Красного Креста. Международный Комитет Красного Креста считает, что, не дублируя работу организаций, занимающихся разоружением, он мог бы рассмотреть общие принципы использования различных видов оружия, учитывая их непосредственную связь с необходимостью защиты гражданского населения от последствий военных действий.
В ходе предшествовавших Дипломатической конференции совещаний правительственных экспертов была рассмотрена возможность проведения дискуссии по этому вопросу. Было решено, что вопрос об оружии массового поражения (атомном, биологическом и химическом) затрагиваться не будет, а предметом дискуссии станут особо жестокие виды оружия, которые ранее нигде не обсуждались.
Проект Протокола I не содержал конкретных правил использования обычных видов оружия, поэтому Международный Комитет Красного Креста организовал два совещания военных и медицинских экспертов: в 1974 г. в Люцерне и в 1976 г. в Лугано. На этих совещаниях был разработан список тех видов оружия, которые подлежали рассмотрению. Тем не менее, в Дополнительные Протоколы не были включены положения, касающиеся конкретных видов оружия, а Дипломатическая конференция приняла резолюцию, согласно которой этот вопрос передавался на рассмотрение Организации Объединенных Наций. В 1979 г. ООН созвала конференцию, которая продолжила свою работу в 1980 г. и завершила ее принятием Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
Согласно этой Конвенции, запрещается или ограничивается использование:
– оружия, осколки которого не поддаются обнаружению в теле человека, что делает невозможным лечение ранений;
– мин, мин-ловушек и других устройств, которые являются причиной многочисленных жертв среди гражданского населения нередко через многие годы после окончания военных действий;
– зажигательного оружия, которое причиняет огромные страдания людям и ущерб природной среде.
Следует отметить, что в ходе конференции, проводившейся ООН, не удалось достичь каких-либо результатов в отношении использования малокалиберных снарядов (вращающихся пуль, которые вызывают особо тяжелые ранения и причиняют жертвам огромные страдания). Тем не менее, исследования и дискуссии по этой теме продолжаются.
Хотя Конвенция ООН и не является исчерпывающей – не только в отношении регламентации применения некоторых категории оружия, но и ввиду того, что комбатантам обеспечивается лишь ограниченная защита от этих видов оружия – она представляет собой ценное дополнение к тем положениям Протокола I. которые касаются гражданского населения.
Защита военнопленных
Согласно Протоколу I военнопленными могут считаться все липа, входящие в состав вооруженных сил, а также групп и подразделений, находящихся под ответственным командованием. Кроме того, статусом военнопленных пользуются также партизаны, не носящие форменную одежду, даже если они действуют в составе отрядов, не признанных стороной противника. В Протоколе оговаривается, что все комбатанты обязаны соблюдать нормы международного гуманитарного нрава, что не является, однако, условием для предоставления им статуса военнопленных в случае захвата. Лица, входящие в состав вооруженных сил, обязаны отличать себя от гражданского населения, по крайней мере, открыто нося оружие во время боя. Несоблюдение этого правила может повлечь за собой лишение их статуса военнопленных.
Шпионы и наемники в случае захвата не имеют никакого права на статус военнопленных. Тем не менее, им предоставляются минимальные гарантии гуманного обращения. В соответствии с этим же положением защита предоставляется во время войны любому человеку, оказавшемуся во власти противника. Пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, также имеют право на основные гарантии. Эти положения являются большим достижением в развитии гуманитарного права, так как благодаря им никто и ни при каких обстоятельствах не может быть лишен элементарных гарантий уважения и зашиты.
Что касается прав военнопленных, то необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельного лица или воинской части, которая захватила их в плен. Военнопленные при всех обстоятельствах имеют право на уважение к их личности и чести. К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними должны во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. И, наконец, необходимо помнить, что военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен, и поэтому они продолжают пользоваться своими гражданскими правами в соответствии с законами своей страны, но с ограничениями, которых требуют условия плена. В частности, они могут вступать в брак по доверенности.
Что касается обязанностей пленных, то они, в целом, вытекают из законов войны и норм военной дисциплины.
Некоторые из этих обязанностей официально провозглашаются Конвенцией. Так, статья 17, в которой говорится о допросе военнопленных, предусматривает, что военнопленный обязан назвать свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер, а за неимением такового, другую равноценную информацию. Однако в той же статье говорится, что никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений.
Конвенцией также предусматривается возможность, если законы Державы, за которой числится военнопленный, допускают это, отпустить военнопленного под честное слово или обязательство. Статья 21 устанавливает, что военнопленные, освобожденные на таких условиях, отвечают своей личной честью за точное выполнение взятых на себя обязательств как перед Державой, за которой они числятся, так и в отношении Державы, взявшей их в плен.
Протоколом запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику и вести военные действия на такой основе. Противник, вышедший из строя, сдавшийся в плен и выражающий намерение сдаться в плен или тот, кто покинул на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие, не должен быть объектом нападения.
В статьях Конвенции провозглашается, что с военнопленными следует всегда обращаться гуманно и что, за исключением случаев привилегированного режима, установленного для военнопленных в соответствии с их рангом, полом, состоянием здоровья, возрастом, профессиональной квалификацией, со всеми военнопленными следует обращаться одинаково. Также устанавливается, что пленным запрещается наносить физические увечья или подвергать медицинским и научным экспериментам любого рода, если это не оправдано необходимым курсом лечения данного лица и не проводится в его интересах. Допускаются, тем не менее, исключения в случае сдачи крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно.
Среди основных принципов, обеспечивающих защиту военнопленных, следует упомянуть следующий: военнопленные не должны без необходимости подвергаться опасности, ожидая эвакуации из зоны военных действий. Когда же они попадают в плен при необычных условиях военных действий, при которых невозможна их нормальная эвакуация, они должны быть освобождены и для обеспечения их безопасности должны быть приняты все возможные меры.
Интернированные военнопленные могут быть размещены только в помещениях, расположенных на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранности здоровья. Ни один военнопленный не может быть послан в такой район, где он подвергался бы опасности попасть под обстрел из зоны боев, или же задержан в таком районе, а также не может быть использован для защиты своим присутствием каких-либо объектов или районов от военных действий.
За жизнь, условия проживания и здоровье военнопленных несет ответственность Держава, держащая их в плену. Женщины и лети в возрасте до пятнадцати лет, ставшие военнопленными, пользуются особым уважением, и им должна быть обеспечена защита от любого рода непристойных посягательств. Остальная информация об этих принципах дается в статьях со следующими подзаголовками: Помещение, Питание, Одежда, Гигиена и медицинская помощь.
При всех обстоятельствах военнопленные должны получать необходимую им медицинскую помощь и, желательно, должны проходить лечение у медицинского персонала Державы, за которой они числятся, а если это возможно, своей национальности.
Военнопленные могут быть переданы держащей их в плену Державой только Державе, которая является участницей настоящей Конвенции, и только после того, как держащая в плену Держава удостоверилась в желании и способности Державы, которой передаются военнопленные, применять Конвенцию.
Перемещение военнопленных всегда должно проводиться гуманно и в условиях, не хуже тех, которые предоставляются держащей в плену Державой при перемещениях своим войскам.
Данная Конвенция касается не только физических условий заключения. Многие статьи посвящены моральным и психологическим условиям заключения. Они рассматривают не только религиозную, интеллектуальную деятельность и занятия спортом, но также и виды работ, которые считаются подходящими для того, чтобы пленные сохранили чувство собственного достоинства и психическое здоровье, и которые бы дали им возможность не страдать от скуки и безделья. В применение этих принципов в Конвенцию включен целый ряд положений по следующим вопросам: Религия, Интеллектуальная деятельность и занятия спортом, Работа.
Для того чтобы работа, выполняемая военнопленными, не превратилась в бесчеловечную эксплуатацию или в участие в военной деятельности держащей в плену Державы, предусмотрены очень строгие правила, регламентирующие такую работу. Они изложены в разделе «Имущество и заработная плата».
Военнопленным разрешается отправлять и получать письма и открытки без марок. Сразу же после взятия в плен Держава, держащая в плену, обязана выдать военнопленному «карточку-извещение о взятии в плен», при помощи которой он сам может сообщить своем семье и в Центральное агентство по розыску о своем пленении.
Кроме того, Конвенция предусматривает право военнопленных на получение материальной помощи. Так, посылки могут быть индивидуальными или коллективными, но в Конвенции указывается, что предпочтение отдается посылкам стандартных размеров, предназначенным для всех военнопленных лагеря, и содержимое которых представители военнопленных могли бы разделить между всеми. Все посылки помощи военнопленным освобождаются от таможенных пошлин и других сборов.
Особое внимание уделяется дисциплине военнопленных. Для ее обеспечения каждый лагерь военнопленных находится под непосредственным началом ответственного офицера, принадлежащего к регулярным вооруженным силам держащей в плену Державы.
Этот офицер обязан хорошо знать текст данной Конвенции и соответствующие положения Протокола. Эти тексты должны быть вывешены в каждом лагере на языке военнопленных и в тех местах, где все могут их прочитать. В знак должного уважения к достоинству военнослужащих, попавших в плен, им разрешается носить знаки различия и государственной принадлежности, а также знаки отличия.
Военные командиры обязаны проследить за тем, чтобы личный состав вооруженных сил, находящийся в их подчинении, был осведомлен об обязанностях, налагаемых на них Конвенциями и Протоколом. На них возложена ответственность за то, чтобы положения этих документов не нарушались, а возможные нарушения пресекались, и о них докладывалось компетентным властям.
В Конвенциях содержится также несколько положений, касающихся побега и попыток к бегству. Общепризнанно, что эти поступки не противоречат понятиям чести военнослужащего, любви к отечеству и мужества, поэтому наказания за побег довольно ограничены. Применение оружия против военнопленных, совершающих побег или попытку к бегству, является мерой чрезвычайного характера, которой всегда должны предшествовать предупреждения, соответствующие обстоятельствам.
Статьей 79 предусматривается, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования каждые шесть месяцев избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями, Державами-Покровительницами, Международным Комитетом Красного Креста и перед всякой другой организацией, которая оказывает им помощь. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается доверенным лицом.
Институт доверенных лиц очень важен. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленными в статье 81, доверенные лица военнопленных могут содействовать физическому, моральному и интеллектуальному благополучию военнопленных.
Они не только осуществляют контроль над распределением помощи, но делают все зависящее от них для смягчения суровости дисциплины, помогают военнопленным при возникновении трудностей в отношениях с властями.
И, наконец, необходимо подчеркнуть, что военнопленные должны иметь неограниченное право обращаться к представителям Державы-Покровительницы либо через свое доверенное лицо, либо непосредственно, если они считают это необходимым для того, чтобы привлечь их внимание к тем моментам режима плена, в отношении которых у них имеются жалобы.
Конвенцией предусматривается, что военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы.
Статья об общей снисходительности защищает военнопленных от чрезмерно суровой интерпретации законов и постановлений.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.