ния 72
При применении биологического оружия в военное время, техногенных авари-ях на объектах биотехнологии, терактах сопровождающихся выбросом в окружаю-щую среду патогенных биологических агентов и эпидемическими очагами опасных инфекционных заболеваний проводятся карантинные и обсервационные мероприятия.
С привлечением всех заинтересованных служб гражданской обороны, включая медицинскую спасательную службу ГО. Организация и проведение изоляционно-ограничительных, режимных, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий при обсервации и карантине возлагается на руково-дителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комис-сию (СПЭК). Которая является координационным органом, по обеспечению согласо-ванных действий органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и орга-низаций независимо от их ведомственной принадлежности в решении задач по пре-дупреждению массовых заболеваний и отравлений среди населения и обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия. СПЭК создаются заблаговременно, в нее входят специалисты Роспотребнадзора, представители различных министерств и ведомств, заинтересованных организаций, предприятий и учреждений, соответству-ющих органов управления МЧС России. Деятельность СПЭК осуществляется в тес-ном взаимодействии с комиссией по чрезвычайным ситуациям.
При возникновении очагов биологического поражения создается противоэпи-демический штаб, в состав которого входят начальники соответствующих служб ГО, а также специалисты санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения. Штаб определяет объем, очередность и продолжительность мероприятий по локали-зации и ликвидации очага биологического поражения.
Контроль и руководство и за выполнением мероприятий в зоне карантина осу-ществляют специализированные группы в составе штаба: карантинная (обсервацион-ная), противоэпидемическая, лечебная, лабораторная, дезинфекционная, зоолого-паразитологическая, административно-хозяйственная.
В целях выявления и оценки санитарно-эпидемиологической и биологической обстановки в очагах эпидемических заболеваний организуется санитарно-эпидемиологическая и биологическая разведка.
После оценки полученных в результате разведки данных обстановки противо-эпидемическим штабом вырабатываются предложения по практическому осуществ-лению противоэпидемических мероприятий в очаге биологического поражения. В це-лях локализации и ликвидации очага, вызванного возбудителями особо опасных ин-фекционных заболеваний, проводится комплекс режимных, изоляционно-ограничительных и медицинских мероприятий, которые могут выполняться в рамках режима карантина и обсервации.
Под карантином следует понимать систему государственных мероприятий, включающих режимные, административно-хозяйственные, противоэпидемические, санитарные и лечебно-профилактические меры, направленные на локализацию и лик-видацию очага биологического поражения.
Карантинные мероприятия проводятся при получении данных о применении противником (террористами) биологического оружия, установлении факта заражения
72 Лобанов А.И., Ткаченко Т.Е. Каф. 12 «Медико-биологической и экологической защиты»
358
возбудителями особо опасных инфекций или при появлении среди пораженного насе-ления больных особо опасными инфекциями, или массовых заболеваний контагиоз-ными инфекциями при их нарастании в короткие сроки.
Режим карантина вводится приказом руководителя администрации субъекта Российской Федерации по представлении соответствующей санитарно-противоэпидемической комиссии.
При введении карантина предусматривается:
оцепление и вооруженная охрана границ очага заражения для его изоляции от населения окружающих территорий;
развертывание на основных транспортных магистралях контрольно-пропускных (КПП) и санитарно-контрольных пунктов (СКП) для контроля въезда и выезда граждан из зоны карантина, ввозом продовольствия, медикаментов и предме-тов первой необходимости для населения;
организация комендантской службы в зоне карантина для обеспечения уста-новленного порядка и режима организации питания, охраны источников водоснабже-ния, изоляторов, обсерваторов др.;
ограничение общения между отдельными группами населения; активное выявление, изоляция и госпитализация инфекционных больных;
развертывание обсерваторов для здоровых лиц, нуждающихся в выезде за пре-делы зоны карантина;
установление строгого противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, меди-цинских учреждений;
обеззараживание (дезинфекция) квартирных очагов, территории, транспорта, одежды, санитарная обработка людей;
проведение общей экстренной и специфической профилактики лицам, находя-щимся в зоне заражения;
обеспечение населения продуктами питания и промышленными товарами пер-вой необходимости с соблюдением требований противоэпидемического режима;
проведение санитарно-просветительной работы среди населения; контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при погребении тру-
пов, а также проверка полноты сжигания и правильности захоронения опасных для здоровья населения материалов.
При заражении территории возбудителями малоконтагиозных заболеваний ка-рантин заменяется режимом обсервации, при котором строгие режимные мероприятия в зоне ЧС не проводятся. Основной задачей обсервации является своевременное обна-ружение инфекционных заболеваний и их локализации. Организация и проведение изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий при обсервации и карантине возлагается на ответственных руководителей административных территорий и СПК.
Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболе-ваний в очаге эпидемических заболеваний проводятся мероприятия, направленные на выявление лиц с острыми, хроническими и затяжными формами инфекционных забо-леваний и бессимптомных носителей инфекции.
Выявление источников инфекции достигается по результатам опроса населе-ния, проведения медицинских осмотров и обследований лиц, работающих на объек-тах питания и водоснабжения. Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний достигается также путем проведения профилактических
359
прививок в плановом порядке и по эпидемическим показаниям на прививочных пунк-тах, развертываемых лечебно-профилактическими учреждениями субъектов РФ, го-родов, районов.
Важную роль в прерывании путей передачи возбудителей инфекции играют
дезинфекция, дезинсекция и дератизация.
Дезинфекция (обеззараживание), заключается в уничтожении возбудителей инфекционных заболеваний на объектах внешней среды, в бытовых условиях и на этапах медицинской эвакуации. Дезинфекцию проводят с профилактической целью и по эпидемическим показаниям в эпидемическом очаге. Она может носить заключи-тельный характер после госпитализации, выздоровления или смерти инфекционного больного. Текущая дезинфекция проводится в очаге инфекции с целью обезврежива-ния выделений больного, а также предметов, которыми он пользовался. Дезинфекция осуществляется с помощью физических и химических средств. Хирургические ин-струменты, подкладные судна, щетки обеззараживают кипячением. Для промышлен-ной дезинфекции медицинских изделий используются гамма-лучевые установки. Воздух в палатах и процедурных дезинфицируют облучением ультрафиолетовыми лучами путем кварцевания. Наиболее часто для дезинфекции используются химиче-ские средств с учетом особенностей патогенных микроорганизмов.
Дезинсекция направлена на уничтожение насекомых и других членистоногих переносчиков инфекционных заболеваний. Дезинсекция проводится физическими и химическими методами. Наиболее эффективными являются методы дезинсекции одежды и постельных принадлежностей в горячевоздушных камерах. Химические методы дезинсекции представляют собой применение токсичных химических ве-ществ, вызывающих гибель насекомых, с применением дезинфекторами средств ин-дивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Дератизация направлена на уничтожение грызунов, источников возбудителей инфекций. Истребление крыс, мышей проводится с применением химических спосо-бов путем раскладывания отравленных приманок. Для дератизации применяются ло-вушки, мышеловки, капканы, используются кошки и собаки-крысоловки.
Карантин и обсервация отменяются по истечении срока максимального инку-бационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции по-следнего больного, после проведения заключительной дезинфекции и санитарной об-работки населения. Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых ин-фекционных заболеваний, на сохранение здоровья населения и личного состава, явля-ется обязанностью всех руководителей организаций, учреждений, начальников и ко-мандиров спасательных формирований.
8.2.9. Борьба с пожарами 73
Пунктом 14 Положения о гражданской обороне Российской Федерации, утвер-жденного Правительством Российской Федерации 26 ноября 2007 года № 804, уста-новлено что: «Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемы-ми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при веде-нии военных бедствий или вследствие этих действий, являются:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
73 Федотов С.Б. Каф. 24 «Пожарной безопасности»
360
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неот-ложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к катего-риям по гражданской обороне в военное время».
Для борьбы с пожарами федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само-управления и организации, в соответствии с их установленными полномочиями, долж-ны создавать и содержать силы, средства, объекты гражданской обороны, планировать
и осуществлять мероприятия гражданской обороны. Задачи борьбы с пожарами вклю-чаются в соответствующие планы гражданской обороны и защиты населения.
Масштабность и сложность обстановки в очагах поражения определяют ха-рактер организации борьбы с пожарами, которые неизбежно возникнут при приме-нении противником современных средств поражения. Организация борьбы с по-жарами в военное время имеет свои особенности по сравнению с тушением пож а-ров в мирное время. Эти особенности связаны с тем, что в течение сравнительно короткого промежутка времени, т.е. нескольких часов, в результате применения со-временных средств поражения, на значительной территории возникнет большое число пожаров.
Вероятность возникновения большого количества пожаров в очагах пораже-ния дает основание утверждать, что противопожарная служба будет не в состоянии бороться со всеми пожарами, так как требуемое на тушение количество сил и средств будет намного больше фактически имеющегося. Поэтому необходимо из общей массы пожаров для тушения выбрать те, которые будут влиять на успех ре-шения основных задач ГО. Отсюда следует, что усилия противопожарной службы должны быть направлены, прежде всего, на:
противопожарное обеспечение маршрутов ввода сил гражданской обороны
через участки сплошных пожаров; противопожарное обеспечение спасательны х и неотложных аварийно-
восстановительных работ; тушение пожаров на объектах особой важности;
локализацию сплошных пожаров вблизи особо важных объектов; локализацию и тушение пожаров в жилой застройке с целью предупреж дения
образования сплошных пожаров и огневых штормов.
На основе анализа закономерностей развития и тушения пожаров разрабаты-ваются наиболее целесообразные действия противопожарных сил по борьбе с ними. В эти действия включаются все мероприятия по организации и подготовке тушения пожаров и управлению противопожарными силами. Действия противопожарных сил, а также способы, приемы и последовательность их выполнения зависят от об-
становки на пожаре.
Организация тушения пожара - это способность в короткое время оценить об-
становку, спрогнозировать возможное дальнейшее развитие пожара и на этой ос-нове выработать решение - план тушения, обеспечив управление подразделениями.
Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются быстрым повышением температуры, задымлением помещений, распространением огня скрытыми путями
и потерей конструкциями несущей способности. При этом:
закрытые оконные проемы в задымленном или горящем здании свидетель-ствуют о том, что в нем нет людей или они находятся в бессознательном состоянии;
361
сильное пламя, выбиваемое из оконных проемов - признак интенсивного горе-ния сгораемой начинки зданий;
резкое падение высоты пламени из оконных проемов - признак обрушения ограждающих конструкций или выгорания дверных полотнищ, за кото рыми может последовать еще большее обрушение;
отсутствие выбросов пламени из окон - признак быстрого распространения ог-ня по внутренним конструкциям, по пустотам и горючей загрузке, при котором создается опасность отрезания огнем путей эвакуации;
большое количество густого дыма, выбрасываемого из оконных прое мов - признак горения при недостатке кислорода в воздухе.
Наибольшие трудности при организации тушения пожаров возникают на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях со взрывоопасной технол о-гией производства.
Пожары на открытой местности характеризуются открытым горением с пла-менем большого размера, излучающим мощные тепловые потоки, пере бросом го-рящих частиц и головней на значительное расстояние, распространением фронта пожара по открытым сгораемым поверхностям и задымлением больших площадей в основном по направлению ветра.
При открытых пожарах во время сильного ветра возможно возникновение новых очагов пожара от искр и горящих головней, обрушение под действием ветра конструкций, особо поврежденных огнем, или свободно стоящих зданий, окруже-ние огнем работающего личного состава формирований и преграждение огнем пу-тей отхода.
В целях получения данных о пожарной обстановке для принятия решения о вы-полнении работ по локализации и тушению пожара производится пожарная разведка.
Для тушения крупных и массовых пожаров территория (район), где выполня-ют задачи несколько подразделений пожаротушения, разбивается на боевые участки (по числу привлекаемых подразделений пожаротушения).
Границы этих участков определяются руководством подразделений и могут создаваться по этажам, противопожарным преградам, периметру здания, отдельным зонам пожара.
Завершающим этапом оценки обстановки является определение основного направления действий сил и средств пожаротушения на данный момент, с учетом возможного изменения обстановки. Основное направление на пожаре - это место, где действия подразделений пожаротушения обеспечат успех пожаротушения.
Исходя из оценки сложившейся обстановки и с учетом имеющихся сил и средств, принимается решение о тушении пожара. Основанием для выбора спосо-бов тушения пожара служат:
характеристика горящих веществ и условия, в которых протекает про цесс горения;
доступность зон горения, необходимость выполнения вспомогательных ра-бот, обеспечивающих успех пожаротушения;
наличие в распоряжении руководителя личного состава огне тушащих ве-ществ, материалов и средств, которые могут быть использованы для туше ния по-жаров.
Принятие решения о тушении пожара завершается планированием и поста-новкой задач подчиненным на выполнение работ. Руководитель тушения пожара
362
лично ставит задачу на боевое развертывание, указывает цель, характер и способ действий.
В процессе боевого развертывания в действиях противопожарных сил и средств в зависимости от обстановки на пожаре различают три этапа: подготовку к развертыванию; предварительное развертывание; полное развертывание.
Исходя из обстановки, тушение пожаров производится прежде всего на тех объектах, которые получили слабые или средние разрушения, т.е. меньше других по-страдали от воздействия современных средств поражения противника и после лик-видации пожара могут быть частично или полностью восстановлены.
В ходе борьбы с пожарами на маршрутах ввода сил гражданской обороны формирования противопожарной службы работают в тесном взаимодействии с ин-женерными, медицинскими и другими формированиями гражданской обороны. Продвижение личного состава сил ГО через зону сплошного пожара производится после полной локализации горения, когда достигнуто снижение тепловой радиации
и задымления, и личный состав может преодолеть этот проход без средств защиты от теплового воздействия.
При выполнении работ по тушению пожаров в местах проведения спасатель-ных работ личный состав противопожарной службы вместе с другими формирова-ниями принимает участие в розыске и спасении пострадавших. Противопожарное обеспечение спасательных работ ведется непрерывно до полного их завершения. Смена подразделений и формирований производится без прекращения работ путем организации двухсменного варианта работ личного состава. При изменениях обста-новки в ходе тушения пожара, вызывающих необходимость перегруппировки сил
и средств пожаротушения, руководитель обязан немедленно уточнить ранее приня-тое решение и привести его в исполнение.
Высокое содержание окиси углерода, повышенная температура окружаю щей среды в завалах ограничивает время работы смен до 30-45 минут. Продолжитель-ность работы людей может быть увеличена, если их обеспечить изолирующими про-тивогазами и теплоотражательными костюмами.
Пожары строений, сооружений, лесов, развившиеся от применения зажигатель-
ных средств, тушатся приемами и способами, применяемыми в обычных условиях. Для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в военное
время необходимо произвести расчёт потребных сил и средств для ликвидации воз-можных чрезвычайных ситуаций.
Одной из важных задач, обеспечивающих условия своевременного и эффек-тивного проведения мероприятий и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасению населения, является заблаговременное прогнозирование состава сил и средств спасения и жизнеобеспечении пострадавшего населения.
Расчеты по определению состава группировки сил и средств должны прово-диться на основе прогнозирования обстановки, в том числе и инженерной, которая может сложиться в той или иной чрезвычайной ситуации.
Состав сил и средств должен обеспечивать круглосуточную работу в две смены в мирное время, а в условиях радиоактивного заражения местности в соответствии с режимами нахождения формирований на этой территории. Он должен обеспечивать выполнение спасательных работ в мирное время в пределах пяти суток, а в военное время двух суток.
363
Состав сил и средств мирного времени должен обеспечивать проведение меро-приятий по поиску пострадавших, их спасению, тушению пожаров, локализации и ликвидации очагов вторичных последствий на объектах со взрыво-, газо- и пожаро-опасной технологией.
8.2.10.Специальная обработка (обеззараживание) 74
В чрезвычайных ситуациях военного характера, возникающих после примене-ния оружия массового поражения, здания, сооружения и технологическое оборудова-ние промышленных объектов, а также окружающая их территория могут оказаться зараженными на длительное время радиоактивными, отравляющими или биологиче-скими средствами. При авариях на потенциально опасных объектах возможен выброс
в атмосферу, на местность или в водоемы веществ, опасных как для окружающей среды, так и для ее обитателей, включая человека. С каждым годом число таких тех-ногенных чрезвычайных ситуаций и масштабы их последствий увеличиваются. В ре-зультате производственных аварий и катастроф подобного характера персонал про-мышленного объекта и население окружающих районов сталкиваются с необходимо-стью длительного нахождения в зоне заражения (загрязнения). Для предотвращения поражений персонала и населения, оказавшегося в зонах радиоактивного, химическо-го и биологического заражения, необходим комплекс специальных мероприятий, од-ним из которых является «специальная обработка».
Специальная обработка представляет собой комплекс работ по обеззаражива-нию поверхностей различных объектов, включая кожные покровы личного состава
формирований и населения в ходе так называемой «санитарной обработки». Специальная обработка представляет собой комплекс организационно-
технических мероприятий, направленных на снижение опасности объектов, заражен-ных (загрязненных) радиоактивными, химическими и биологическими веществами до допустимых уровней.
В ряде случаев допустимо использование более емкого медицинского термина «обезвреживание», подразумевающего полное восстановление РХБ безопасности за-раженных объектов.
В статье 2 Федерального закона «О гражданской обороне» и ГОСТ Р 22.0.02–94 дано определение понятия «обеззараживание» как «уменьшение до предельно допу-стимых норм загрязнения и заражения территории, объектов, воды, продовольствия, пищевого сырья и кормов радиоактивными и опасными химическими веществами пу-тем дезактивации, дегазации и демеркуризации, а также опасными биологическими веществами путем дезинфекции и детоксикации».
Основными целями мероприятий по обеззараживанию объектов являются: предотвращение поражений людей при контакте (обращении) с зараженными
предметами и средами; предотвращение изнурения личного состава формирований МЧС России и
населения при длительном нахождении в средствах индивидуальной защиты.
В зависимости от природы загрязнителя комплекс мероприятий специальной обработки может включать:
дегазацию – т. е. обеззараживание объектов, зараженных аварийно химически опасными веществами;
74 Кольцов Г.И. Каф. 23 «Радиационной и химической защиты»
364
дезактивацию – обеззараживание объектов, загрязненных радиоактивными ве-ществами;
дезинфекцию – обеззараживание объектов, зараженных биологическими сред-ствами;
дезинсекцию и дератизацию – уничтожение переносчиков возбудителей ин-фекционных заболеваний – насекомых и грызунов.
демеркуризацию – обезвреживание поверхности или объема, загрязненных ме-таллической ртутью, ее парами или солями.
Средства, применяемые для специальной обработки, делят на химические сред-ства специальной обработки (ХССО) и технические средства специальной обработки (ТССО). Первые включают в себя вещества, растворы и рецептуры, применяемые для дегазации, дезактивации и дезинфекции; вторые представлены индивидуальными, групповыми и бортовыми средствами, а также машинами и станциями специальной обработки.
Специальная обработка может быть полной или частичной.
Частичная специальная обработка проводится личным составом формирований МЧС России по распоряжению командира (начальника) без прекращения выполнения поставленных им задач.
Частичная специальная обработка включает обработку открытых участков тела человека, одежды, средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, а также обработку инструментов, отдельных участков поверхностей технических и транс-портных средств, соприкосновение с которыми происходит постоянно в ходе выпол-нения работ.
Население проводит частичную специальную обработку самостоятельно. При заражении кожных покровов аварийно химически опасными веществами частичная специальная обработка проводится немедленно, в случае загрязнения радиоактивны-ми веществами – при первом удобном случае (по возможности в течение первого ча-са) также без прекращения выполнения работ.
Частичная дегазация и дезинфекция предусматривают использование табель-ных средств специальной обработки (индивидуальных противохимических пакетов, дегазирующих пакетов для обмундирования и одежды, снаряжения, обуви, инстру-ментов, СИЗ и т. д.).
Частичная дезактивация одежды и снаряжения осуществляется вытряхиванием, выколачиванием, обметанием и протиранием, для кожных покровов – обмыванием водой. Во всех вариантах специальной обработки можно применять подручные и вспомогательные средства.
Полная специальная обработка включает проведение в полном объеме дегаза-ции, дезактивации и дезинфекции технических и транспортных средств, средств ин-дивидуальной защиты, одежды и обуви, оборудования, инструментов и других мате-риальных средств, а при необходимости и санитарную обработку (гигиеническую по-мывку) людей.
Полную специальную обработку населения и формирований МЧС России про-водят на станциях обеззараживания транспорта (СОТ), обеззараживания одежды (СОО), санитарно-обмывочных пунктах (СОП), пунктах специальной обработки (Пу-СО) по распоряжению старшего начальника, (руководителя ГО, председателя КЧС района, объекта) после выполнения поставленных задач АСДНР либо после выхода из зон заражения (загрязнения).
365
Дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зданий, сооружений, дорог и местно-сти проводят подразделения РХБ защиты формирований МЧС России.
На территориях промышленных предприятий ликвидация РХБ заражения осу-ществляется, как правило, силами и средствами объектовых служб радиационной и химической защиты (РХЗ). При масштабных ЧС к проведению АСДНР будут привле-каться формирования МЧС России, а также подразделения радиационной, химиче-ской и биологической защиты и инженерных войск МО РФ с имеющимся в их распо-ряжении арсеналом средств специальной обработки.
В зависимости от объема предстоящих работ для ликвидации РХБ заражения могут привлекаться силы и средства коммунальных, бытовых служб города и других ведомств.
Эффективность мероприятий специальной обработки характеризуется полно-той дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженных (загрязненных) транспорт-
ных средств, зданий, сооружений, дорог, участков местности и т. д., которая опреде-ляется достигнутым уровнем кожно-резорбтивной и ингаляционной безопасности объектов и территорий для незащищенного личного состава и населения.
В ходе специальной обработки, как правило, проводится и обеззараживание кожных покровов людей – санитарная обработка. При частичной санитарной обра-ботке обеззараживаются открытые участки тела путем обработки рецептурой инди-видуальных противохимических пакетов или обмывания кожи водой. При полной са-нитарной обработке проводится гигиеническая помывка всего тела теплой водой с мылом с заменой (или обеззараживанием) нательного белья, а при необходимости, обмундирования (одежды) и обуви. При биологическом заражении перед помывкой
дополнительно осуществляется дезинфекция открытых участков тела 0,5%-ным
водным раствором монохлорамина.
Санитарная обработка проводится на санитарно-обмывочных пунктах (СОП) или санитарных пропускниках, развертываемых на стационарных ПуСО, с привлече-нием средств медицинской службы, или в населенных пунктах на базе бань и бассей-нов и является обязательной для населения, оказавшегося в зонах заражения, и участ-ников ликвидации последствий аварий, связанных с выбросами АХОВ, РВ и БС.
Для проведения специальной обработки необходимо применять различные технические средства специальной обработки.
Все средства специальной обработки могут быть разделены на химические средства специальной обработки (ХССО) и технические средства специальной обра-ботки (ТССО). Класс ТССО содержит четыре группы однородных образцов: индиви-дуальные (ИТССО), бортовые (БТССО), машины специальной обработки вооружения и техники (МСО) и станции специальной обработки военного имущества (СтСО).
МСО предназначены для осуществления специальной обработки жидкими рас-творами в интересах подразделений спасательных воинских формирований и НАСФ сил РСЧС.
СОП (санитарно-обмывочные пункты) - на базе банно-прачечных комбинатов,
бань.
В настоящее время принят на вооружение комплексный пункт специальной и санитарной обработки (КП ССО), который предназначен для эффективного обеззара-живания различных поверхностей, техники, оборудования, зданий и сооружений раз-личными способами и режимами специальной обработки и проведения санитарной обработки (гигиенической помывки) людей в мирное и военное время.
366
КПССО состоит из двух станций.
Станция обеззараживания техники (СОТ) предназначена для проведения СО техники следующими режимами: жидкостным без подогрева (при необходимости с использованием щеток), жидкостным с подогревом, жидкостным струйным, аэро-зольным, пенным, парожидкостным, пескоструйным, паро- или гидроабразивным, а также по многостадийным (комбинированным) технологиям для достижения полноты обеззараживания (дегазации, дезактивации, дезинфекции).
Рис. 2.47. Станция специальной обработки техники
Станция санитарной обработки людей (СОЛ) предназначена для проведения санитарной обработки (гигиенической помывки) людей, подачи перегретого пара, го-рячего воздуха и горячей воды, проведения дегазации, дезинфекции (дезинсекции) средств индивидуальной защиты и обмундирования в дегазационной камере.
Рис. 2.48. Станция специальной обработки людей
Приказом Министра № 703 от 29.12.07 принят на снабжение в МЧС России многофункциональный технический комплекс (МФТК) для локализации и ликвида-ции последствий радиационного, химического и биологического заражения (загряз-нения), в том числе при ликвидации последствий террористических актов. Комплекс состоит из двух автомобилей: командно-штабной машины (КШМ) и автомобиля спе-циальной обработки (АСО). АСО МФТК обеспечивает:
обнаружение и идентификацию радиоактивных загрязнителей; обнаружение химических загрязнителей;
отбор проб воздуха, воды и почвы в районе чрезвычайной ситуации с целью последующей идентификации биологических агентов и определения концентраций АХОВ;
связь командира с расчетом АСО МФТК и КШМ МФТК; локализацию и ликвидацию очагов РХБ заражения (загрязнения);
ДДД наружных и внутренних поверхностей техники, зданий и сооружений.
367
Рис. 2.49. Командно-штабная машина | Рис. 2.50. Автомобиль специальной обра- |
КШМ МФТК | ботки АСО МФТК |
8.2.11. Первоочередное жизнеобеспечение населения 75
Жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях при-родного, техногенного и военного характера, в том числе при террористических актах представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС и системы гражданской обороны мероприя-тий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуа-ций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
Следует отметить, что к населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, относятся раненные, травмирован-ные, перенесшие или переносящие различные заболевания, включая нервно-психологического характера, а также люди, лишившиеся необходимых средств для существования и жизнедеятельности.
В целом первоочередное обеспечение пострадавшего населения достигается:
планированием и организацией мероприятий по основным видам ЖОН заблаговре-менно с учетом степени опасностей, характерных для каждого региона (территории);
созданием и содержанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
организацией и проведением нормированного снабжения населения продуктами питания и водой;
обеспечением населения жильем, предметами первой необходимости, транспорт-ным обеспечением;
срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб;
организацией оказания населению всех видов медицинской помощи; проведением комплекса мероприятий по санитарно-гигиеническому обеспечению
населения; срочным захоронением трупов в военное время;
восстановлением и поддержанием порядка в пострадавших регионах, организа-цией информационно-психологической поддержки населения.
75 Мельников М.В. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
368
Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрез-вычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов.
Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы мест-ного самоуправления.
Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к орга-низации первоочередного ЖОН проводятся заблаговременно с учетом экономиче-ских, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасно-сти для населения возможных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, характерных для каждой территории.
При практической реализации планируемых мероприятий по ЖОН исходят из необходимости минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и фи-нансовых средств на их осуществление.
Исходными данными для планирования и организации ЖОН в зонах чрезвычайных ситуаций являются:
прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате земле-трясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно и хими-чески опасных объектах, при ведении военных действий;
прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения; потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного, техногенного или военно-
го характера; продолжительность периода жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях.
На основе перечисленных исходных данных определяются и создаются запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необ-ходимых для жизнеобеспечения населения в случае возникновения чрезвычайных си-туаций природного, техногенного и военного характера.
Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:
определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;
оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия; организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия; поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших районов и
других регионов; создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание вре-
менных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водо-очистных и других мобильных технических средств;
определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);
закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организациями) общественного питания (ресторанами, кафе и т.п.);
организация взаимодействия с органами военного управления по использованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием пострадавшего насе-ления;
369
подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях зара-жения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения); принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) про-
дуктов питания и пищевого сырья.
При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:
определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водоза-боров, водоочистных сооружений и установок;
оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвиж-ную тару;
организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;
использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;
введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного кон-троля качества воды;
защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду по-верхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.
В целях обеспечения пострадавшего населения жильем:
определяется численность населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);
проводится инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации использу-ются здания и сооружения лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские оздоровительные учре-ждения), а также развертываются при необходимости временные жилища (передвиж-ные и сборные дома, палатки, юрты, землянки и т.д.). Часть пострадавшего населения подселяется на площади сохранившегося жилого фонда.
При нехватке временного жилья определяется дополнительная его потребность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация приема и распре-деления жилья для пострадавшего населения.
В случае радиоактивного загрязнения, химического или биологического зараже-ния территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззараживанию до допусти-мых норм, а затем изучаются возможности и определяется порядок обеспечения по-страдавшего населения жильем.
370
Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:
определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необхо-димости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);
сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимо-сти из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образова-ний и организаций, включая имеющиеся резервы;
выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределе-ния продукции на пострадавшей территории;
подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи; организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности)
предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обезврежива-ние (обеззараживание);
захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, не-пригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;
определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.
Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании выполнения мероприятий ЖОН (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эваку-ации населения.
Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально - бытовыми услугами включают:
уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло- и энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных,
дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.), снабжение ими населения; определение необходимых объемов и осуществление первоочередного
восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслужива-
ния, использование для этого передвижных средств; проведение, при необходимости, обеззараживания коммунальных и бытовых
сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактив-
ного (химического) загрязнения (заражения);
371
выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.
Медицинское обеспечение пострадавшего населения осуществляется в следующем порядке:
организуется своевременное оказание медицинской помощи и лечение постра-давших;
проводятся противоэпидемические мероприятия по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;
усиливается санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лабораторный кон-троль за зараженностью продовольствия и воды, организуется санитарно-гигиенический контроль за внешней средой, водоисточниками, питанием;
проводятся санитарно-просветительная работа среди населения, а также комплекс медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на насе-ление поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;
проводятся лечебно-эвакуационные мероприятия; уточняется необходимое количество медицинского персонала с учетом его спе-
циализации; определяются потребности и в дополнительном развертывании лечебной базы с
учетом возможностей использования административных и других зданий под лечеб-ные учреждения, армейских и флотских госпиталей; организуется бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.
В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:
организуется оперативное информирование населения с использованием автомо-билей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившей-ся обстановке и порядке действий;
проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения нужд, запросов и доведения оперативной информации;
для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и домыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопасности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размеще-ния медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения комму-нальными услугами;
устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению продук-тов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг:
создаются справочно-информационные службы для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;
организуются через соответствующие службы речевые сообщения для проведе-ния психологического воздействия в целях снижения стрессового состояния у насе-ления.
С введением в штат всех Главных управлений МЧС России по субъектам РФ психологической службы, ко всем вышеперечисленным мероприятиям добавляются вопросы психологического обеспечения для пострадавшего населения.
372
Анализ изложенных мероприятий по первоочередному ЖОН, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, в том чис-ле при террористических актах, позволяет сформулировать основные направления по совершенствованию и дальнейшему развитию деятельности в этой сфере:
разработка и принятие нормативных правовых актов, определяющих государ-ственную политику в области первоочередного ЖОН, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, в том числе по созданию неснижаемых запасов средств первоочередного жизнеобеспечения;
формирование перечня объектов ЖОН и их паспортизация, разработка схемы территориального планирования, организация государственного надзора за ее реали-зацией, реконструкция существующих объектов, приспосабливаемых для решения задач первоочередного жизнеобеспечения;
развитие мероприятий первоочередного ЖОН, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, создание мобильных средств первоочередного ЖОН;
создание запасов средств первоочередного ЖОН, осуществление комплекса орга-низационно-технических мероприятий па защите имеющихся в различных организа-циях запасов продовольствия, пищевого сырья и товаров первой необходимости, обеспечению своевременного их перебазирования в случаях, когда они могут ока-заться в зонах возможного химического заражения и радиоактивного загрязнения;
развитие медицинского обеспечения путем совершенствовании мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение медицинскими способами и сред-ствами тяжести поражения людей в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим и их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в зонах чрез-вычайных ситуаций.
При этом в целом стратегия совершенствования и дальнейшего развития перво-очередного ЖОН, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного, техноген-ного и военного характера, направляется на создание системы первоочередного жиз-необеспечения пострадавшего населения в стране и дальнейшего развития этих меро-приятий.
8.2.12. Особенности проведения АСДНР в особых условиях 76
На организацию и проведение АСДНР в районах размещения предприятий нефтяной и газовой промышленности оказывают влияние:
наличие в очагах поражения запасов ядовитых веществ и возможность вторич-ного заражения;
расположение водоемов и состояние подъездных путей к ним; физико-географические и геологические особенности района АСДНР, а в под-
земных горных выработках, – кроме того, – постоянная угроза возникновения взры-вов, пожаров, загазованности и затопления; глубины горизонтов, на которых органи-зуются и проводятся работы;
количество стволов и штреков, по которым возможен доступ к укрывшимся в них людям;
76 Сапогов С. Каф. 21 «Тактики и общевоенных дисциплин»
373
состояние и наличие аварийных вентиляционных систем, противопылевых фильтров, автономных источников энергии для обеспечения откачки воды и подъема людей на поверхность;
степень изоляции помещений, в которых укрываются люди; наличие специаль-ных приспособлений (защитных, противопожарных и герметических диафрагм, две-рей и перегородок).
АСДНР на нефтяных и газовых предприятиях проводятся во взаимодействии с аварийными формированиями предприятий, а на шахтах (рудниках) – во взаимодей-ствии с военизированными горноспасательными формированиями шахт (рудников). Личный состав, привлекаемый для работы в подземных выработках, обеспечивается изолирующими противогазами, средствами спасения и действует под руководством специалистов горноспасательных формирований.
Организуя действия подразделений в районах размещения предприятий добы-
чи, переработки и хранения нефтепродуктов и газа и в подземных горных выработ-
ках, командир (начальник) формирования сосредоточивает основные усилия на спа-сении людей, находящихся в очагах поражения АХОВ, зонах пожаров и задымления, оказавшихся заваленными в горных выработках, на локализации и тушении пожаров, представляющих угрозу жизни людей, а при работах в шахтах (рудниках) – на вос-становлении систем энергообеспечения, водооткачки, вентиляции и подъема людей на поверхность.
Проведение АСДНР ночью требует от командиров (начальников) спасательных формирований и штабов особо тщательной их организации, всестороннего обеспече-ния, умелого использования средств освещения, а также соблюдения личным соста-вом мер безопасности в очаге поражения. При действиях подразделений в очагах по-ражения ночью (командир) начальник спасательного формирования кроме обычных вопросов предусматривают дополнительные мероприятия по защите личного состава от светового излучения ядерного взрыва, обеспечению освещения участков (объек-тов) работ, выделению дополнительных сил и средств для несения комендантской службы.
Штаб спасательного формирования на основе решения командира (начальника) усиливает разведку, увеличивает количество постов регулирования на маршрутах движения, на путях ввода в очаг поражения и эвакуации пораженных, организует встречу подразделений на подступах к очагу поражения специально выделенными проводниками и сопровождение их к участкам (объектам) работ.
При организации освещения участков (объектов) работ ночью обычно преду-сматриваются:
освещение мест вскрытия входов в убежища, разборки завалов, устройства проездов, обрушивания или крепления поврежденных конструкций зданий и соору-жений, угрожающих обвалом;
оборудование маршрутов движения и путей эвакуации световыми указателями; обеспечение личного состава подразделений, ведущих поиск пораженных и ока-
зывающих первую медицинскую помощь, индивидуальными средствами освещения. При организации АСДНР в зимнее время особое внимание уделяется расчистке
путей от снега и поддержанию их в проезжем состоянии, а также предупреждению обморожения личного состава, особенно работающего в средствах защиты.
374
Техника подготавливается к работе в условиях низких температур, принимают-ся меры к повышению ее проходимости; транспорт, предназначенный для перевозки пораженных, утепляется.
На маршрутах и в районах работ оборудуются пункты обогрева, в районах рас-положения личного состава оборудуются утепленные укрытия.
Для дезактивации, дегазации и дезинфекции используются растворы с низкой температурой замерзания.
При организации выполнения задачи в условиях жаркого и сухого климата с малым количеством осадков кроме обычных вопросов учитываются:
необходимость длительного нахождения личного состава в средствах индиви-дуальной защиты и строжайшего соблюдения мер по предохранению личного состава от тепловых ударов;
трудности в снабжении водой, необходимость устройства пунктов водоснабже-ния с учетом защиты их от заносов песком;
меры по поддержанию санитарно-гигиенического состояния в подразделениях.
В жаркую погоду предусматриваются меры, исключающие возможность тепло-вых ударов личного состава (использование хлопчатобумажных комбинезонов, сма-чиваемых водой; обливание водой людей находящихся в средствах защиты кожи; бо-лее частая смена расчетов).
Отдых личного состава организуется в сохранившихся убежищах или подвалах.
В приказе при постановке задач командир (начальник) спасательного формиро-вания кроме обычных вопросов указывает:
порядок обеспечения личного состава и техники водой; питьевой режим и меры по предохранению личного состава от тепловых и сол-
нечных ударов; порядок смены подразделений;
порядок обеспечения техники и транспорта средствами повышения проходимо-сти и емкостями под горюче-смазочные материалы и воду, запасными фильтрами и другие мероприятия по всестороннему обеспечению.
8.2.13. Организация всестороннего обеспечения в ходе выполнения АСДНР 77
В ходе проведения АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспе-чение. Всестороннее обеспечение АСДНР - это комплекс мер, осуществляемых в це-лях создания условий для успешного выполнения задач созданной группировкой сил. К основным видам обеспечения относятся: разведка, обеспечение радиационной, хи-мической и биологической защиты, инженерное, противопожарное, дорожное, гид-рометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское, транспортное обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.
Количество видов обеспечения и их объем зависят от условий сложившейся обстановки, состава и предназначения участвующего в АСДНР формирования. Орга-низация и проведение всестороннего обеспечения АСДНР возлагается на руководи-теля организации.
Разведка. При организации обеспечения действий сил особое внимание обра-щается на то, чтобы все виды разведки, система наблюдения и лабораторного кон-троля могли своевременно обеспечить органы управления и командиров формирова-ний необходимыми данными для принятия решений на проведение АСДНР и защиту
77 Федорук В.С. Каф. 22 «Аварийно-спасательных работ»
375
личного состава сил ликвидации ЧС. Разведывательные подразделения входят в со-став всех основных формирований, участвующих в проведении и обеспечении АСДНР.
Обеспечение радиационной, химической и биологической защиты включает: ра-
диационную, химическую и неспецифическую биологическую разведку; своевремен-ное и умелое использование средств индивидуальной и коллективной защиты; дози-метрический и химический контроль; специальную обработку личного состава и тех-ники, а также дегазацию и дезинфекцию участков местности, дорог и сооружений.
Разведка организуется для получения данных о радиационной, химической и бактериологической обстановке и определения необходимости использования средств защиты.
Дозиметрический и химический контроль включает определение доз облучения личного состава и степени заражения людей, вооружения, техники и других матери-альных средств радиоактивными и аварийными химически опасными веществами (АХОВ).
По данным дозиметрического и химического контроля производится оценка работоспособности людей, определяется порядок (сменность) использования сил при проведении АСДНР, уточняются режимы работы формирований на зараженной мест-ности, определяется возможность использования продуктов питания и питьевой воды, оказавшихся в зонах заражения радиоактивными и АХОВ. При осуществлении кон-троля используются технические средства, оборудование и аппаратура лабораторий.
Специальная обработка заключается в проведении дегазации, дезактивации и дезинфекции техники и других материальных средств и в санитарной обработке лич-ного состава. Она может быть частичной или полной. Частичная специальная обра-ботка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при зараже-нии АХОВ – немедленно.
Полная специальная обработка проводится, как правило, после выполнения за-дачи и включает проведение в полном объеме дегазации, дезактивации и дезинфек-ции техники и материальных средств, а при необходимости, и проведение в рамках санитарно-гигиенических мероприятий санитарной обработки личного состава, участвующего в ликвидации ЧС.
Инженерное обеспечение включает: инженерную разведку объектов и местно-сти в районе действий; оборудование районов, занимаемых силами, участвующими в проведении АСДНР; устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации; оборудование и содержание переправ через водные преграды; обеспечение ввода группировки сил в зону ЧС; инженерные мероприятия по преодолению разрушений, затоплений; оборудование пунктов водоснабжения.
Противопожарное обеспечение заключается в тушении пожаров, представля-ющего собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и лик-видацию пожаров. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой за-дачи, безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Он устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.
Дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственно-го маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых
376
материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооруже-ний в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных пу-тей и переправ, технического прикрытия перевозок. Дорожное обеспечение включает: ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; осуществление мероприятий по техническому прикрытию автомобильных дорог в целях быстрейшей ликвидации разрушений и повреждений (создание запасов строи-тельных материалов и готовых конструкций, выделение и расстановку сил и средств для выполнения восстановительных работ на важнейших объектах и участках дорог) для обеспечения ввода формирований в очаги поражения и эвакуации пораженных.
Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил ГО и проведение мероприятий по защите населения.
Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоя-нии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используе-мой при ликвидации ЧС. Основными задачами технического обеспечения являются: проведение технического обслуживания машин в установленные сроки и в полном объеме; текущий ремонт и эвакуация техники, вышедшей из строя в ходе выполнения задач.
Метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техни-ки, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении сил ГО. Оно состоит в организа-ции правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил ГО средствами измерений и т. д. Его основными задачами являются: обеспечение правильного при-менения и содержания, своевременного ремонта, поверки, изъятия из обращения не-исправных и забракованных средств измерения; обеспечение подразделений и фор-мирований табельными средствами измерения и укомплектование обменного фонда измерительных приборов.
Материальное обеспечение заключается в бесперебойном снабжении сил ГО материальными средствами, необходимыми для проведения АСДНР, жизнеобеспече-ния населения и участников ликвидации ЧС. Решениями соответствующих долж-ностных лиц устанавливается порядок обеспечения личного состава, участвующего в АСДНР, горячей пищей, обменной одеждой и обувью, порядок подвоза материальных средств, заправки техники горючими и смазочными материалами.
Медицинское обеспечение организуется и осуществляется в целях сохранения здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в проведении АСДНР, своевременного оказания первой помощи пораженным и больным, их эвакуации, ле-чения и быстрейшего возвращения в строй, предупреждения возникновения и распро-странения среди личного состава инфекционных заболеваний. Пораженным и боль-ным оказывается первая помощь, первая врачебная и специализированная медицин-ская помощь. Первая помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи. Первую врачебную помощь оказывают медицинские подразделения спасательных воинских формирований и медицинские учреждения в очагах поражения или вблизи них. Спе-циализированную медицинскую помощь оказывают специализированные медицин-ские учреждения.
Транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил ГО и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны ЧС материальных
377
ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транс-порта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Рос-сийской Федерации или муниципального образования, эвакуацию пораженных в за-городные больничные базы, доставку материальных средств, необходимых для про-ведения АСДНР. Подвоз формирований первых и вторых смен первого эшелона к районам проведения АСДНР осуществляется, как правило, автомобильным транспор-том, а последующих смен и эшелонов - при необходимости, железнодорожным и водным транспортом.
Комендантская служба в зоне ЧС организуется с целью обеспечения органи-зованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО, выдвиже-ния их в исходные районы и к местам проведения АСДНР.
Обеспечение общественного порядка в местах проведения АСДНР осуществля-ется формированиями (подразделениями) охраны общественного порядка, которыми усиливается пропускная система объекта путем выделения дополнительных постов в помощь штатной охране, при необходимости организуется патрулирование. Коман-диры групп обеспечения общественного порядка организуют также охрану на месте проведения АСДНР и сопровождение вывозимых документов и материальных ценно-стей.
Организация защиты личного состава. Условия проведения АСДНР требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это поз-волит предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении АСДНР.
Командиры формирований обязаны заблаговременно оценить и разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выпол-нением. Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке ра-бот одновременно с постановкой задачи.
Перед началом работ необходимо внимательно осмотреть разрушения, устано-вить опасные места поврежденных зданий и сооружений. В ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация пораженных и населения организуются по разведан-ным и обозначенным путям. Опасные места ограждаются предупредительными зна-ками. К действиям в очаге бактериологического поражения допускаются только спе-циально подготовленные формирования, обеспеченные необходимыми средствами защиты.
Личный состав аварийно-спасательных формирований, обслуживающий техни-ческие средства, должен знать и соблюдать требования безопасности при работе на закрепленной за ним технике. Особые меры безопасности должны соблюдаться при работе в зоне пожаров, разрушений, в зонах химического и радиоактивного зараже-ния, при проведении специальной обработки (дезактивации, дегазации, дезинфекции).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 456.