Глава 8. Ведение гражданской обороны при возникновении военных конфликтов, а также вследствие этих конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

8.1. Приведение гражданской обороны в готовность 64

 

В статье 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» перечислены принципы организации и ведения гражданской обороны. Один из принципов определяет, что ведение гражданской обороны на территории Россий-ской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления со-стояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В пункте 5 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 определено, что ведение гражданской обороны осуществляется:

 

в Российской Федерации – на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

 

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях – на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Рос-сийской Федерации и муниципальных образований;

 

в федеральных органах исполнительной власти и организациях – на основе со-ответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

 

Статья 5 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет, что План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации вводится в дей-ствие Президентом Российской Федерации.

 

Таким образом, для ведения гражданской обороны, необходимо ввести в дей-ствие План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны). Для этого необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, а также опреде-

 

лить основные мероприятия гражданской обороны с целью приведения гражданской обороны в готовность.

В 2011 году Постановлением Правительства Российской Федерации было

 

утверждено «Положение о порядке приведения в готовность гражданской обороны Рос-сийской Федерации» и «Типовые перечни мероприятий гражданской обороны».

 

Положение о порядке приведения в готовность гражданской обороны Российской Федерации определяет порядок выполнения мероприятий по непосредственной подго-товке к приведению и по приведению в готовность гражданской обороны в Россий-ской Федерации.

 

Типовые перечни мероприятий гражданской обороны используются при разра-ботке, корректировке и реализации планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления и организаций.

 

 

64 Хайрутдинов Ш.В. Каф. 81 «Мобилизационной подготовки»

333


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации после принятия решения Президентом Российской Федерации о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осу-ществляют ряд подготовительных мероприятий по гражданской обороне, основными из которых являются:

 

постановка задач по непосредственной подготовке к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны);

 

уточнение планов гражданской обороны и защиты населения (планов граждан-ской обороны), формализованных документов по гражданской обороне и основных по-казателей гражданской обороны;

 

уточнение порядка взаимодействия и обмена информацией в области граждан-ской обороны при выполнении мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей;

 

уточнение состава, задач и порядка работы должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и входящих в составы оперативных групп, выводимых на запасные пункты управления;

 

проверка готовности систем связи и оповещения гражданской обороны; уточнение планов поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполне-

 

ния мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по мобилизационному плану экономики Российской Федерации;

 

уточнение с органами военного управления маршрутов, порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных меро-приятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;

 

анализ готовности федеральных органов исполнительной власти, органов испол-нительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к ведению гражданской обороны, представлению докладов о ходе непо-средственной подготовки к выполнению мероприятий по гражданской обороне по пла-нам гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).

 

Вышеназванные мероприятия по непосредственной подготовке к приведению гражданской обороны в готовность включаются в планы мероприятий, выполняемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.

 

При введении в действие Президентом Российской Федерации плана граждан-ской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично федеральны-ми органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органами местного самоуправления и организациями проводятся мероприятия по гражданской обороне в соответствии с имеющимися полномочиями в области гражданской обороны согласно типовым перечням мероприятий по граждан-ской обороне.

 

Мероприятия по гражданской обороне, предусмотренные типовыми перечнями, проводятся в общем комплексе мероприятий по переводу федеральных органов испол-

 

334


нительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного вре-мени по степеням готовности, установленным Президентом Российской Федерации.

 

При этом мероприятия по гражданской обороне первой, второй и третьей очере-дей проводятся при введении для федеральных органов исполнительной власти, орга-нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления соответствующих степеней готовности.

 

По решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, выс-ших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших ис-полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), ру-ководителей органов местного самоуправления и организаций могут проводиться дру-гие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности гражданской обороны.

 

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера в мирное время по решению Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации, органами местного самоуправления и организациями проводятся от-дельные мероприятия по гражданской обороне.

 

Объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне, предусмотренных типовыми перечнями, а также мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по решению Правительства Российской Феде-рации, определяются в соответствующих планах гражданской обороны и зашиты насе-ления (планах гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

 

В соответствии с отдельным решением Президента Российской Федерации, по-рядком, установленным Правительством РФ, на основе планов гражданской обороны и зашиты населения (планов гражданской обороны) осуществляются:

 

частичная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из горо-дов, отнесенных к группам по гражданской обороне;

 

общая эвакуация населения, материальных и культурных ценностей.

 

В соответствии с отдельным решением Правительства Российской Федерации на основе планов гражданской обороны и зашиты населения (планов гражданской оборо-ны) осуществляются:

 

вывод из территорий городов и иных населенных пунктов, отнесенных к груп-пам по гражданской обороне, сил гражданской обороны для подготовки безопасных

 

районов к размещению эвакуируемого населения и создания группировки для про-ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

сработка (выпуск воды) крупных водохранилищ.

 

Прием сигналов оповещения о введении в действие плана гражданской обороны

 

и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о выполнении меро-приятий по гражданской обороне, осуществляемых по решению Президента РФ и Пра-вительства РФ, выполняется дежурными службами федеральных органов исполнитель-ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, продолжающих деятельность в военное время.

 

Типовыми перечнями мероприятий по гражданской обороне предусматривается: 1. Мероприятия по гражданской обороне первой очереди:

 

335


оповещение и сбор руководящего состава и работников структурных подразде-лений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской оборо-ны, доведение обстановки и постановка задач по выполнению мероприятий, преду-смотренных в перечне мероприятий по гражданской обороне первой очереди;

 

введение круглосуточного дежурства руководящего состава гражданской оборо-ны в пунктах постоянного размещения;

 

перевод на круглосуточную работу радиовещательных станций и радиотрансля-ционных узлов;

 

перевод на круглосуточную работу с сохранением режима радиообмена, уста-новленного для повседневной деятельности, имеющихся средств радиосвязи с органа-ми, осуществляющими управление гражданской обороной;

 

приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны для укры-тия работников организаций, продолжающих работу в военное время;

 

принятие мер по ускоренному завершению строительства и вводу в эксплуата-цию защитных сооружений гражданской обороны;

 

вывоз на пункты выдачи средств индивидуальной защиты, приборов радиацион-ной, химической разведки и дозиметрического контроля, индивидуальных противохи-мических пакетов и другого имущества, предназначенного для обеспечения населе-ния и личного состава сил гражданской обороны;

 

приведение в готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного кон-троля гражданской обороны;

 

снижение запасов аварийно химически опасных веществ до минимальных раз-меров, обеспечивающих технологический процесс, на опасных производственных объ-ектах в городах и иных населенных пунктах, территория которых отнесена к группам по гражданской обороне (далее – города, отнесенные к группам по гражданской обо-роне), подготовка к снижению запасов взрыво- и пожароопасных веществ;

 

уточнение готовности безопасных районов для размещения эвакуируемого насе-ления, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей;

 

уточнение порядка проведения мероприятий по световой и другим видам маски-ровки, усиления охраны и противопожарной защиты организаций, отнесенных к кате-гориям по гражданской обороне, организаций, имеющих потенциально опасные произ-водственные объекты и эксплуатирующие их, а также организаций, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 

подготовка животноводческих ферм, сооружений и комплексов для обеспечения жизнедеятельности и защиты сельскохозяйственных животных, создание и укрытие в них запасов кормов и воды;

 

направление к месту постоянной работы лиц, находящихся на обучении (повы-шающих квалификацию) в образовательных учреждениях МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и на курсах гражданской обороны.

2. Мероприятия по гражданской обороне второй очереди:

 

оповещение и сбор руководящего состава и работников структурных подразде-лений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской оборо-ны, доведение обстановки и постановка задач по выполнению мероприятий, преду-смотренных в перечне мероприятий по гражданской обороне второй очереди;

 

перевод на круглосуточный режим работы (по сменам боевого расчета) руково-дящего состав гражданской обороны;

 

336


приведение в полную готовность системы связи и оповещения гражданской обо-

 

роны;

 

приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны, метро-политенов, подвалов и других заглубленных сооружений для укрытия населения, куль-турных ценностей, находящихся в федеральной собственности, и архивных документов, хранящихся в федеральных архивах. Дооборудование, при необходимости, под проти-ворадиационные укрытия подвальных и других заглубленных сооружений;

 

организация круглосуточного дежурства групп и звеньев по обслуживанию за-щитных сооружений гражданской обороны;

 

приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) аварийно-спасательных формирований;

 

выдача из запасов имущества гражданской обороны средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля работникам организаций в городах, от-несенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности и первой категории, расположенных вне этих городов;

 

подготовка предусмотренных к развертыванию в безопасных районах больнич-ных баз медицинскими учреждениями городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, осуществление переадресации поставок медицинского имущества и медицин-ской техники лечебным учреждениям в безопасные районы;

 

выдача из запасов имущества гражданской обороны необходимого медицинско-го имущества лечебным учреждениям, расположенным в безопасных районах;

 

выписка из лечебных учреждений больных, лечение которых может быть про-должено амбулаторно, сокращение госпитализации плановых больных;

 

проведение иммунизации населения по эпидемиологическим показаниям; развертывание медицинских пунктов (санитарных постов) в организациях, про-

 

должающих работу в военное время в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне;

 

перевод на круглосуточное дежурство постов радиационного и химического наблюдения, учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;

 

оборудование приборами радиационной и химической разведки наземных транспортных средств, морских, речных и воздушных судов (самолетов, вертолетов и др.), предназначенных для веления радиационной и химической разведки;

 

проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объ-ектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания насе-ления в военное время;

 

подготовка к безаварийной остановке промышленных предприятий, прекраща-ющих работу в военное время;

 

изготовление простейших СИЗ (при необходимости); подготовка к вывозу в безопасные районы документов, необходимых для слу-

 

жебной деятельности, материальных и культурных ценностей из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;

 

снижение запасов взрыво- и пожароопасных веществ в организациях, располо-женных в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне;

 

проведение подготовительных мероприятия по переводу предприятий строи-тельного комплекса на выпуск конструкций и оборудования для строительства быстро-возводимых убежищ и противорадиационных укрытий.

 

337


3. Мероприятия по гражданской обороне третьей очереди:

 

оповещение и сбор руководящего состава и работников структурных подразде-лений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской оборо-ны, доведение обстановки и постановка задач по выполнению мероприятий, преду-смотренных в перечне мероприятий по гражданской обороне третьей очереди;

 

выдача средств индивидуальной защиты населению, проживающему в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне и в пределах границ зон возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения) и опасного химического заражения, в населенных пунктах с организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, а также железнодорожными станциями первой и второй категорий;

 

закладка в защитные сооружения гражданской обороны необходимых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

 

ускоренное строительство убежищ с упрощенным оборудованием в зонах воз-можных сильных разрушений городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, отдельно стоящих организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне осо-бой важности, а также строительство быстровозводимых противорадиационных укры-тий на остальной территории Российской Федерации (по плану на расчетный год);

 

строительство простейших укрытий для населения, не обеспеченного защитны-ми сооружениями гражданской обороны;

 

развертывание медицинскими учреждениями городов и иных населенных пунк-тов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, коечной сети больничных баз в безопасных районах;

 

подготовка медицинских учреждений городов, отнесенных к группам по граж-данской обороне, к эвакуации в безопасные районы (без прекращения работы);

 

перевод нетранспортабельных больных, находящихся в медицинских учрежде-ниях городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, в защищенные стацио-нары;

 

уточнение расчетов на проведение эвакуационных мероприятий, развертывание сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки и высадки, приведение в готовность спланированного для эвакуации транспорта;

 

подготовка запасов имущества гражданской обороны, торговой сети и сети об-щественного питания к первоочередному обеспечению эвакуируемого населения в безопасных районах;

 

проведение мероприятий по защите запасов имущества гражданской обороны и источников водоснабжения;

 

введение в действие планов комплексной маскировки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными це-лями нанесения ударов современными средствами поражения.

 

8.2. Организация и проведение АСДНР 8.2.1. Общие положения 65

 

Одной из основных задач в области ГО является проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вслед-ствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера;

 

65 Федорук В.С. Каф. 22 «Аварийно-спасательных работ»

338


Участие сил ГО в выполнении и обеспечении АСДНР осуществляется в соот-ветствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по решению должностных лиц, ответ-ственных за организацию и проведение АСДНР и ликвидацию ЧС на определенной территории или объекте. Все участники АСДНР должны четко представлять общую задачу проводимых работ и свою роль при их выполнении.

 

АСДНР проводятся при возникновении ЧС и направлены на спасение жизни и сохранение здоровья людей; снижение размеров и ущерба окружающей природной среде и материальных потерь; локализацию зон ЧС; прекращение действия характер-ных для них опасных факторов. АСДНР делятся на АСР и ДНР.

 

АСР – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценно-стей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведе-нию до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

 

Цели АСР – розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой по-мощи и эвакуация из опасной зоны.

 

Содержание АСР: ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ; локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним; розыск пораженных, извлечение их из поврежден-ных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помеще-ний; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; подача воздуха в заваленные защитные сооруже-ния; оказание первой и врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы; сани-тарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

 

ДНР – это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию насе-лению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию усло-вий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержа-ния их работоспособности.

 

Цели ДНР – создание условий для проведения АСР; предотвращение дальней-ших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; обес-печение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в усло-виях ЧС.

 

Содержание ДНР: прокладка колонных путей и устройство проездов (прохо-дов) в завалах и зонах заражения; локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях; укрепление или обруши-вание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению АСР; ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных со-оружений.

 

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

 

339


В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, пол-ным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращени-ем в строй поврежденной техники.

 

В планах гражданской обороны и защиты населения, планах действий по пре-дупреждению и ликвидации ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного ха-рактера. В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются НАСФ территорий и организаций.

 

Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва. Первый эшелон группи-ровки сил и средств предназначен для ведения первоочередных АСДНР, особенно на объектах, продолжающих работу; второй эшелон – для наращивания усилий и расши-рения фронта АСДНР, а также для замены формирований первого эшелона; резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части перво-го (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

 

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с со-блюдением целостности их организационной структуры. Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

 

Анализ проведения АСДНР показывает, что все задачи должны выполняться поэтапно в определенной последовательности и в максимально короткие сроки. Наиболее сложные по объему АСДНР выполняются, как правило, в три этапа.

 

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населе-ния о ЧС.

 

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первооче-редном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затруд-няют проведение АСДНР.

 

По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования выдви-гаются к местам работ и приступают к розыску и спасению людей, вскрытию зава-ленных защитных сооружений, подаче в них воздуха, при необходимости, к проведе-нию других работ.

 

Спасение людей из горящих зданий и сооружений противопожарные формирова-ния осуществляют во взаимодействии со спасательными и другими формированиями.

 

Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарны-ми дружинами (звеньями), с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются

 

и осуществляют розыск пораженных, извлекают их из завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и оказывают им

 

340


первую помощь, выносят к местам погрузки на транспорт. Вывод и вынос поражен-ных производится расчетами в составе 3-4 человек, один из которых назначается старшим.

 

Первая помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, медицинская помощь – личным составом медицинских пунктов, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения пострадав-ших. Прежде всего, помощь оказывают пораженным АХОВ (надевают противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также пораженным с асфиксией, кровотечением, проникающими ране-ниями живота и груди.

 

Вынос пораженных с участков (объектов) работ к местам погрузки на авто-транспорт осуществляется с применением носилок или на подручных средствах. Лег-копораженные следуют на медицинские пункты пешим порядком самостоятельно или

 

с сопровождающими.

 

В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего лично-го состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого фор-мирования, при необходимости, передается личному составу, прибывшему на смену.

 

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности насе-ления в районах, пострадавших в результате ведения военных действий или вслед-ствие этих действий, или аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирова-

 

ния объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведе-нию временных жилых построек), энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производ-ственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необ-ходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированно-го производственного персонала и населения.

 

Одновременно с этими работами начинаются работы по восстановлению функ-ционирования объектов экономики.

 

Успешное проведение АСДНР зависит, прежде всего, от своевременных и квали-фицированных действий руководителей и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовности решать конкретную задачу в экстремальных условиях.

 

Командир НАСФ является прямым начальником всего личного состава форми-рования и несет ответственность за специальную и морально-психологическую под-готовку подчиненных.

 

Командир НАСФ обязан: знать структуру формирования, его задачи и возмож-ности, порядок комплектования личным составом, автотранспортом, техникой и все-ми видами имущества; знать уровень подготовки, моральные и деловые качества под-чиненных, а также уровень подготовки каждого подразделения формирования; посто-янно совершенствовать свои знания по ГО, организовывать и проводить занятия с личным составом по общей и специальной подготовке; руководить работой формиро-вания и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями при проведении АСДНР; решительно добиваться выполнения поставленных задач, прояв-лять инициативу и, в случае необходимости, самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников; заботиться об обеспечении личного состава формирования средствами защиты, следить за соблю-дением мер безопасности при работе с техникой, при совершении марша, при прове-

 

341


дении работ, а также своевременно принимать меры защиты от поражающих факто-ров ССП и ЧС; иметь сведения о списочном составе формирования, а также о нали-чии и состоянии техники, горючего и иных материальных средств; организовывать материальное и техническое обеспечение формирования.

 

Командир формирования и его заместители (помощники) обязаны знать также: возможные участки (объекты) работ и маршруты движения к ним; характер застройки района и возможных участков (объектов) работ; места нахождения защитных соору-жений, их вместимость и техническую характеристику, а также пути подхода к ним при разрушении зданий и образовании завалов; производственные особенности объ-екта, характер возможных АСДНР; места хранения АХОВ, легковоспламеняющихся жидкостей и взрывоопасных веществ; расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на участке (объекте) работ и прилегающей территории; другие данные, содержащиеся в паспорте безопасности объекта.

 

Командир формирования и его группа управления (помощники) заблаговре-менно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане преду-сматривается: порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время; ме-сто и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и других мате-риальных средств; порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведе-ния работ; порядок управления формированием в периоды сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ; организация ко-мендантской службы; порядок материального и технического обеспечения.

 

Ответственность за своевременное приведение формирования в полную готов-ность несет его командир. Получив распоряжение на приведение формирования в полную готовность, командир организует оповещение личного состава по ранее раз-работанному плану и в соответствии со складывающейся обстановкой. Личный со-став и техника прибывают на место сбора, которое обычно устанавливается на терри-тории организации (предприятия, объекта).

 

Порядок работы командира НАСФ после получения задачи зависит от условий обстановки, характера задач, поставленных старшим начальником, и наличия време-ни. Получив задачу, командир формирования уясняет ее, отдает предварительные указания, производит расчет времени, оценивает обстановку, организует взаимодей-ствие, обеспечение, управление.

 

После принятия решения командир формирования отдает приказ, в котором отражаются: оценка обстановки на участке (объекте) работ, замысел действий, задачи подчиненным подразделениям (командам, группам, звеньям, постам), а также прида-ным формированиям.

 

В приказе при постановке задач подразделениям, входящим в состав формиро-вания, командир указывает:

 

аварийно-спасательным подразделениям – средства усиления, участок (объект) розыска пораженных, порядок оказания им первой помощи и выноса к местам по-грузки, где и какие вскрыть защитные сооружения, места погрузки пораженных на транспорт, места локализации аварий, маршрут и порядок движения;

 

подразделениям механизации работ – усиление личным составом, где и к како-му времени устроить проезды и проходы, обрушить (укрепить) конструкции, угро-жающие обвалом, где и в каком объеме и к какому времени произвести работы по от-копке защитных сооружений (или кому и какие средства придать на усиление); маршрут и порядок движения;

 

342


подразделениям радиационной, химической и биологической разведки и защи-ты – участки (объекты), подлежащие локализации и обеззараживанию; ширину дега-зируемых (дезактивируемых) проездов (проходов) и плотность разлива (рассыпания) дегазирующих растворов (веществ); способы, объем и последовательность работ; ме-ста и порядок перезарядки машин, порядок обозначения обезвреженных участков (проездов, проходов) и сооружений; пункт сбора после выполнения задачи, маршрут и порядок движения;

 

пожарно-спасательным подразделениям – объекты и способы локализации и тушения пожара; места развертывания противопожарных средств и забора воды; маршрут и порядок движения;

 

санитарным подразделениям – место развертывания медпункта; участок (объ-ект) проведения работ по розыску и оказанию первой помощи пораженным; порядок приема, регистрации и сортировки пострадавших по тяжести поражения и объему медпомощи; порядок подготовки и эвакуации пораженных, места погрузки их на транспорт и маршруты выноса, места оказания первой врачебной помощи и времен-ной госпитализации нетранспортабельных больных; маршрут и порядок движения;

 

аварийно-техническим подразделениям средства усиления, порядок отыска-ния и устранения аварий на технологических и коммунальных сетях (газа, линий электропередач, водопровода, теплоснабжения); меры безопасности; порядок дей-ствий после выполнения задачи; маршрут и порядок движения к местам работ.

 

При постановке задач командир указывает также: места расположения меди-цинских пунктов; пути и порядок эвакуации пораженных; допустимые дозы радиоак-тивного облучения личного состава; время начала и окончания работ; свое место и заместителей; сигналы оповещения и порядок действия по ним; организацию взаимо-действия и материально-технического обеспечения.

 

Всем подразделениям, входящим в состав формирования и приданных ему, ставятся задачи в соответствии с их предназначением. Задачи ставятся в первую оче-редь тем подразделениям, которые решают главные задачи, начинают действовать первыми или которым требуется больше времени на подготовку.

 

Взаимодействие организуется командиром, прежде всего в интересах подраз-делений, решающих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех подразделений формирования по цели, месту, времени, задачам и способам их вы-полнения и во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.

 

НАСФ осуществляет выдвижение к участку (объекту) работ, как правило, одной походной колонной. Одновременно с постановкой задачи на выдвижение ставится за-дача командиром формирования на проведение АСДНР в очаге поражения. Иногда эта задача может ставиться на рубеже ввода формирования на участок (объект) работ.

 

На рубеже ввода на участок работ командир формирования на основе данных разведки об обстановке в зоне поражения (бедствия) может уточнить задачи подраз-делениям. В ходе выполнения АСДНР разведывательное подразделение постоянно обеспечивает командира данными: о радиационной и химической обстановке, харак-тере разрушений зданий, пожарах, путях подъезда к участкам работ, местах скопле-ния пораженных, защитных сооружениях, состоянии и условиях спасения находя-щихся в них людей, а также характере повреждений на коммунально-энергетических и технологических сетях. По данным разведки командир формирования уточняет ре-шения и доводит их до командиров подразделений формирования.

 

 

343


Время нахождения личного состава на местности, зараженной радиоактивными веществами, определяется командиром формирования с учетом доз внешнего облуче-ния, не приводящих к снижению работоспособности.

 

Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. В ходе работ командир формирования контролирует выполнение постав-ленных задач, а при необходимости, ставит дополнительные. По истечении заданной продолжительности времени работы формирования или при получении личным со-ставом установленных доз облучения осуществляется смена формирований.

 

С целью обеспечения непрерывного ведения АСДНР, личный состав формиро-ваний обычно сменяют непосредственно на месте работы. Технику сменяемых фор-мирований, при необходимости, передают прибывшим на смену.

 

Командир вновь прибывшего подразделения встречается с командиром работаю-

 

щего формирования на рубеже ввода. Во время проведения смены старшим на участке (объекте) работ является командир сменяемого формирования. Он вводит прибывшего в обстановку, определяет с ним порядок смены, затем вместе проводят рекогносциров-ку. При этом они уточняют места спасательных работ; степень и характер разрушений и поражений на объекте работ; радиационную и химическую обстановку; объем вы-полненной и подлежащей выполнению работы. Особое внимание обращают на состоя-ние людей, находящихся в заваленных защитных сооружениях и под завалами, на угро-зу распространения пожаров, взрывоопасность, загазованность и возможность затопле-ния, а также на режим проведения работ, меры безопасности и порядок использования инженерной техники. Командир сменяемого формирования сообщает место нахожде-ния старшего начальника и порядок поддержания с ним связи.

После вывода формирования из очага поражения, при необходимости, прово-

 

дится специальная обработка и восстановление его готовности к дальнейшим дей-ствиям, заменяются или ремонтируются средства индивидуальной защиты, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются израсходованные мате-риальные средства. Формирование готовится к выполнению последующих задач.

 

8.2.2. Подготовка к действиям в очагах поражения 66

 

Применение в современных военных конфликтах ядерного или иных видов ОМП, обладающего большой разрушительной мощью, в конечном итоге может при-вести к формированию обширных очагов поражения.

 

В результате повреждения или разрушения потенциально опасных объектов экономики, вызванных воздействием современных средств ведения войны, могут произойти взрывы, пожары, затопления участков местности и распространение на ней АХОВ с образованием вторичных очагов поражения.

 

Подготовка к действиям в очагах поражения проводится заблаговременно и продолжается с получением задачи на проведение АСДНР.

 

В ходе заблаговременной подготовки к предстоящим действиям в очагах пора-жения оцениваются возможные последствия ударов противника, возможный объем АСДНР и условия их проведения; проводится подготовка техники, приборов и имуще-ства для использования при действиях в очагах поражения; отрабатывается порядок взаимодействия с приданными формированиями, изучаются сигналы оповещения и по-

 

66 Сапогов С. А. Лещенко А.П. Каф. 21 «Тактики и общевоенных дисциплин»

344


рядок действий по ним, приемы и способы выполнения задач, а также меры безопасно-сти при действиях в очагах поражения; организовывается слаживание подразделений.

 

При угрозе нападения противника, а также для подготовки к предстоящим дей-ствиям и обеспечения защиты личного состава от ОМП и других средств нападения про-тивника, спасательные подразделения (формирования) выводятся в исходный район.

 

При внезапном нападении противника выдвижение сил ГО в очаг поражения может осуществляться непосредственно из пункта постоянной дислокации.

 

При необходимости, до выхода сил ГО, высылается рекогносцировочная груп-па с целью разведки маршрута движения и исходного района.

 

Совершение марша в исходный район осуществляется, как правило, походны-ми колоннами спасательных подразделений (формирований) или самостоятельно. Инженерная техника на гусеничном ходу может выдвигаться по отдельным маршру-там или отдельной колонной.

 

По прибытии сил ГО в исходный район подразделения (формирования) распо-лагаются в назначенных районах, после чего:

 

организуется разведка, охранение; устанавливается порядок передвижения личного состава и техники;

 

определяются задачи радиационной, химической и биологической разведки (наблюдения) и других мероприятий по защите от ОМП;

 

проводится инженерное оборудование исходного района, гидрометеорологиче-ское, техническое, тыловое и другие виды обеспечения;

 

проводятся мероприятия по подготовке к предстоящим действиям в возможных очагах поражения.

 

АСДНР на объектах производственного и социального назначения в очагах ядерного поражения проводятся спасательными формированиями, как правило, в полном составе. В некоторых случаях (например, при организации работ в очагах хи-мического, биологического поражения, в районах размещения предприятий горной и нефтедобывающей промышленности и других) работы могут проводиться отдельны-ми подразделениями.

 

Выдвижение в очаг поражения

 

Порядок выдвижения сил ГО в очаг поражения зависит от количества маршру-тов (путей) выдвижения и складывающейся обстановки на них и осуществляется в соответствии с принятым решением.

 

Впереди основных сил, как правило, действуют разведывательные отряды и до-зоры, а также отряды обеспечения движения, высылаемые на маршруты до начала выдвижения.

 

Разведка на маршрутах и в очаге поражения определяет наличие и уровень за-ражения местности, характер разрушений, затоплений, пожаров и направление их распространения, места нахождения пораженных и условия, влияющие на их спасе-ние, состояние ЗС ГО.

 

Разведывательные подразделения могут вести разведку во взаимодействии с разведывательными органами, выделяемыми вышестоящим органом управления и объектов с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля, а также с ор-ганами войсковой, радиационной, химической и неспецифической биологической разведки, и контроля.

 

Своевременное выдвижение основных сил ГО в очаг поражения обеспечивает-ся быстрыми и решительными действиями отрядов обеспечения движения, высылае-

 

345


мых на маршруты заблаговременно до выдвижения подразделений к очагам пораже-ния. При этом силы и средства отрядов обеспечения движения должны распределять-ся по участкам маршрутов так, чтобы обеспечивалось, прежде всего, беспрепятствен-ное продвижение главных сил в местах наибольшего разрушения маршрутов.

 

Отряды обеспечения движения, двигаясь по указанным маршрутам, ведут раз-ведку; восстанавливают разрушенные участки дорог; при необходимости проклады-вают колонные пути в обход завалов, разрушений, пожаров и зон с высокими уров-нями радиации; восстанавливают (оборудуют) переправы через водные преграды; обеззараживают отдельные участки дорог; локализуют и тушат пожары; устраивают проезды в завалах; крепят или обрушивают конструкции зданий и сооружений, гро-зящие обвалом.

 

Поставленные задачи отряды обеспечения движения выполняют, как правило, одновременно на всем протяжении маршрутов на нескольких участках, а при отсут-ствии такой возможности – последовательно от одного участка (препятствия) к дру-гому. С выходом к указанному пункту отряды обеспечения движения могут привле-каться для проделывания проездов к наиболее важным объектам или для проведения АСДНР.

 

Силы первого эшелона (первой смены) сил ГО выдвигаются к очагу поражения (на объект работ) колоннами со средствами усиления.

 

По прибытию к участкам (объектам) работ при необходимости уточняются на месте задачи подразделениям и приданным формированиям, а также последователь-ность их выполнения: порядок действий подразделений, состав и время работы смен; места развертывания командных (командно-наблюдательных) пунктов и укрытия личного состава на случай повторного удара противника.

 

Командные (командно-наблюдательные) пункты спасательных формирований, развертываются, как правило, в местах, удобных для управления подразделениями при выдвижении и проведении АСДНР.

 

Для более оперативного руководства развертыванием и проведением АСДНР, организации тесного взаимодействия подразделений с другими силами ГО района (объекта) непосредственно на участках (объектах) работ командные (командно-наблюдательные) пункты подразделений при возможности развертываются вблизи пунктов управления соответствующих руководителей ГО.

 

Для непосредственного выхода подразделений и формирований к участкам (объектам) работ в очаге поражения инженерно-технические подразделения, устраи-вают проезды.

 

Устройство магистральных проездов для двухпутного движения шириной 6–6,5 м осуществляется по возможности в обход сплошных завалов по скверам, бульварам, паркам, широким улицам. При невозможности или большой трудоемкости устройства двухпутного проезда могут прокладываться проезды для однопутного движения ши-риной 3–3,5 м по параллельным улицам. Проезды устраиваются путем расчистки улиц от обломков или по верху завала путем его разравнивания и уплотнения. Рас-чистка улиц применяется при наличии местных завалов небольшой протяженности, а также при высоте завала, не превышающей 0,5 м.

 

По окончании работ по устройству проездов личный состав инженерно-технических подразделений выдвигается к участкам (объектам) работ и приступает к вскрытию входов в заваленные ЗС ГО, поиску и спасению людей из-под завалов, из горящих зданий и сооружений и проведению других работ.

 

346


Одновременно с проведением работ по устройству организуется разведка участков (объектов) работ в целях установления мест расположения убежищ и укры-тий состояния, укрываемых в них людей и определения объема предстоящих работ.

 

8.2.3. Организация и проведение АСДНР в очагах ядерного поражения 67

 

Территория, в пределах которой в результате ядерных ударов противника про-изошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, раз-рушения и повреждения зданий и сооружений, является очагом ядерного поражения.

 

АСДНР в очаге ядерного поражения проводятся в целях поиска пораженных, оказания им первой помощи и эвакуации в лечебные учреждения загородной зоны, а также для обеспечения жизнедеятельности населения городов путем локализации и ликвидации последствий аварий на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

 

Очаг поражения, возникший от взрыва нейтронного боеприпаса, будет харак-теризоваться повышенным количеством потерь среди людей и животных от прони-кающей радиации, меньшей степенью разрушений зданий и сооружений, подземных коммуникаций, значительным увеличением площади пожаров, относительно невысо-ким образованием завалов на улицах и проездах.

 

Основными видами АСДНР в очаге поражения нейтронными боеприпасами будет оказание первой помощи пораженным и борьба с пожарами.

Действия в очаге ядерного поражения

 

Действия сил ГО в очаге ядерного поражения проводятся, как правило, в усло-виях сильных пожаров, задымления, высоких уровней радиации.

 

Особое внимание при проведении АСДНР в очагах ядерного поражения долж-но уделяться радиационной разведке участков (объектов) работ, оповещению подраз-делений об ожидаемых уровнях радиоактивного загрязнения, проведению дозиметри-ческого (радиометрического) контроля личного состава и техники, своевременному и качественному проведению санитарной обработки личного состава и дезактивации техники, подготовке ЗС ГО для укрытия людей непосредственно в зонах загрязнения (если по условиям обстановки личный состав не может быть выведен для отдыха и приема пищи в незараженные районы), а также принятию других мер по обеспечению безопасности сил ГО.

 

Спасательные работы в очаге ядерного поражения ведутся, как правило, на не-скольких объектах одновременно, согласованно, по единому замыслу и плану дей-ствий. В ряде случаев возможно децентрализованное применение подчиненных под-разделений на отдельных объектах по их планам.

 

Во всех случаях основные усилия в действиях подразделений (формирований) сил ГО должны направляться, прежде всего, на завершение в первые сутки тех АС-ДНР, которые проводятся на наиболее важных объектах производственного и соци-ального назначения. Кроме того, основные усилия сил и средств сосредоточиваются на спасении людей и оказании им первой помощи, а также на обеспечении локализа-ции и ликвидации последствий аварий на технологических сетях этих объектов. С этой целью в ходе работ осуществляется перераспределение сил и организуется ма-невр силами и средствами на наиболее важные участки (объекты) работ.

 

Для наращивания усилий на отдельных участках (объектах) используются ре-зервы, а также личный состав и техника штатных и приданных подразделений и фор-

 

67 Сапогов С. А. Лещенко А.П. Каф. 21 «Тактики и общевоенных дисциплин»

347


мирований, завершивших работу на других участках (объектах) или снятых с второ-степенных (утративших свое значение) объектов. При этом могут создаваться новые, в том числе самостоятельно действующие подразделения.

 

Работа в зонах с высокими уровнями радиации осуществляется, как правило, после спада уровней радиации до допустимых норм, позволяющих организовывать посменную работу. При действиях в этих зонах для защиты личного состава исполь-зуются защитные свойства техники (крытые специальные и транспортные средства с герметизированными кабинами и др.).

 

Работы по локализации и ликвидации аварий, угрожающих жизни людей и препятствующих выполнению задач, проводятся одновременно с работами по устройству проездов и тушению пожаров, а при наличии угрозы затопления или зага-зованности мест нахождения людей – в первую очередь.

 

Спасательные подразделения, усиленные другими подразделениями с техни-кой и средствами малой механизации, в тесном взаимодействии с приданными формированиями выдвигаются на участок (объект) работ, отыскиваю т и отключа-ют поврежденные участки коммунально-энергетических сетей, а при необходимо-сти устраняют аварии.

 

Для предотвращения загазования убежищ, укрытий и участков местности, на которых ведутся работы, а также для ликвидации воспламенения газа в местах его утечки спасательные подразделения отключают поврежденные участки газовой сети на вводах в здания, газорегуляторных пунктах или газораспределительных станциях.

 

Аварийные работы на электросетях во всех случаях проводятся только после отключения поврежденных участков электроснабжения на районных и трансформа-торных подстанциях или на распределительных пунктах (щитках) зданий.

 

В темное время суток для освещения мест работ используются передвижные электростанции. В отдельных случаях спасательные подразделения могут во взаимо-действии с формированиями восстанавливать или устраивать временные линии элек-тропередач.

 

При ликвидации аварий на водопроводных и тепловых сетях в первую очередь отключаются разрушенные участки, определяются места аварий и с помощью машин производятся отрывка поврежденных труб и устранение аварий.

 

Для предотвращения взрывов и возникновения пожаров при проведении ава-рийных работ на разрушенных технологических трубопроводах, наполненных силь-нодействующими ядовитыми и горючими веществами, в первую очередь перекрыва-ются трубопроводы, соединяющие резервуары с технологическими агрегатами, а также отключаются все работающие насосы, поддерживающие в них давление.

 

Подразделения радиационной, химической и биологической защиты осуществ-ляют дозиметрический и радиометрический контроль, проводят работы по специаль-ной обработке участков местности, дорог и проездов, развертывают пункты специ-альной обработки и проводят специальную обработку своих подразделений и при-данных формирований, а при необходимости также и санитарную обработку личного состава подразделений и населения, выведенных из очага поражения.

 

Поиск пораженных осуществляется путем обследования территории, тщатель-ного осмотра завалов, поврежденных и разрушенных зданий, подвалов, наружных оконных и лестничных приямков, около стенных и угловых пространств нижних эта-жей снаружи и внутри здания, дорожных сооружений и других мест, где могут нахо-диться люди.

 

348


Пораженных, находящихся вблизи поверхности завала, а также под мелкими обломками, обычно извлекают, разбирая завал сверху вручную, а находящихся в глу-бине завала (под завалом) – через проходы, оборудованные сбоку завала, используя пустоты или разбирая завал сверху. Работы ведутся расчетами, оснащенными сред-ствами малой механизации.

 

Поиск пораженных, извлечение их из-под завалов и вывод из сохранившихся зданий и ЗС ГО в очаге поражения нейтронным оружием организуются и проводятся с учетом уровня наведенного гамма-излучения, прогнозируемой тяжести поражения и мест расположения медицинских пунктов и подразделений.

 

Вывод и вынос людей из поврежденных и горящих зданий с разрушенными входами и лестницами производятся через проемы, проделываемые в смежные поме-щения с сохранившимися выходами, или по устроенным для этого дощатым трапам, через оконные проемы и балконы с помощью приставных и выдвижных лестниц, а также спасательных веревок.

 

Вскрытие ЗС ГО осуществляется усилиями инженерно-технических подразде-лений. Приемы и способы вскрытия заваленных убежищ определяются командиром подразделения, в каждом конкретном случае в зависимости от типа и конструкции убежища (укрытия) и характера завала над ним.

 

В первую очередь отыскиваются запасные выходы. Одновременно разбирается завал над основным входом и воздухозабором. Работы по откопке и вскрытию убе-жищ могут осуществляться одним из следующих способов:

 

разборкой завала над основным входом (в приямке лестничной клетки) с по-следующим открыванием защитной двери или вырезанием в ней отверстия;

 

расчисткой завалов над оголовком или люком аварийного выхода; разборкой завалов у наружной стены здания с последующей откопкой приямка

 

в грунте и пробивкой проема в стене убежища; пробивкой проема в стене убежища из соседнего помещения;

 

разборкой завалов над перекрытием с последующей пробивкой в нем проема для выхода людей.

 

При необходимости ЗС ГО могут вскрываться и путем сочетания различных способов. Перед вскрытием ЗС ГО прежде всего устанавливается связь с находящи-мися в них людьми, выявляются их состояние, степень повреждения фильтровенти-ляционного оборудования, после чего определяются очередность и способ вскрытия.

 

В сооружение, если это необходимо, подается воздух, для чего расчищаются заваленные воздухозаборные устройства или пробиваются отверстия. При угрозе за-топления или загазования убежища немедленно отключаются поврежденные сети коммунально-энергетического хозяйства. Вода, затопляющая убежище, откачивается или отводится в пониженные места.

 

Завал над убежищем разбирается с применением техники. При отсутствии тех-ники и в местах, где доступ ее к месту работы затруднен, заваленные защитные со-оружения откапываются с применением средств малой механизации.

 

После вскрытия заваленных ЗС ГО пораженным оказывается первая помощь. В зависимости от конкретно складывающейся обстановки пораженные могут выводить-ся на незараженную территорию или оставаться в убежищах до спада высоких уров-ней радиации.

 

Первая помощь оказывается самим населением в порядке само- и взаимопомо-щи, личным составом спасательных и других подразделений, а также приданными

 

349


санитарными дружинами, непосредственно на месте обнаружения пораженных и за-ключается в остановке кровотечения, наложении повязок, создании неподвижности костей при переломах, проведении искусственного дыхания и применении средств экстренной профилактики. При необходимости на пораженных надевают противога-зы.

 

После оказания на месте первой помощи, пораженные немедленно вывозятся (выносятся) на пункты сбора пострадавших. Вынос пораженных к местам погрузки на автотранспорт производится личным составом, выделяемым из числа спасательных подразделений и приданных формирований общего назначения.

 

Инженерно-технические подразделения, как правило, придаются спасательным подразделениям в полном составе или порасчетно. Основные усилия их сосредоточи-ваются на обеспечении расчистки завалов, устройстве проездов и проходов в них, об-рушивании конструкций зданий и сооружений, грозящих обвалом, разборке завалов над ЗС ГО, отрывке приямков, канав, котлованов, вскрытии мест аварий на комму-нально-энергетических и технологических сетях, создании заградительных противо-пожарных полос и выполнении других работ.

 

В отдельных случаях инженерно-технические подразделения могут выполнять задачи по отрывке котлованов и щелей под укрытия на участках (объектах) работ и по устройству проездов в завалах самостоятельно.

 

Пиротехнические подразделения ведут поиск, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и взрывоопасных средств на указанном им участке (объекте) работ.

 

Поиск ведется по данным опроса очевидцев, по внешним признакам или с ис-пользованием технических средств поиска. Обнаруженные боеприпасы обезврежива-ются и вывозятся на подрывную площадку за пределы участка (объекта) работ или уничтожаются на месте обнаружения с соблюдением установленных мер предосто-рожности.

 

Кроме того, пиротехнические подразделения ведут работу по устройству про-ездов, обрушиванию конструкций и устройству противопожарных разрывов взрыв-ным способом.

 

Подразделения технического обеспечения и тыла бесперебойно обеспечивают подразделения всем необходимым для успешного выполнения задач.

 

Ремонтные подразделения осуществляют ремонт техники на месте ее повре-ждения. В первую очередь ремонтируют технику с меньшим объемом работ. Заправка машин горючим осуществляется, как правило, на участках (объектах) работ.

 

В ходе АСДНР организуется своевременная смена работающих в очаге пора-жения подразделений, а также проводятся мероприятия по защите личного состава и техники от ОМП и других средств нападения противника.

 

Защита личного состава и техники от повторных ядерных ударов противника осуществляется в сохранившихся убежищах, укрытиях, подвалах, заглубленных со-оружениях и естественных складках местности. Ремонт и восстановление поврежден-ных, возведение и оборудование недостающих для укрытия личного состава защитных сооружений и простейших укрытий осуществляются в зависимости от обстановки в ходе АСДНР с привлечением подразделений, оснащенных землеройной техникой.

 

В целях обеспечения непрерывного проведения АСДНР смена подразделений и приданных формирований организуется непосредственно на участках (объектах) ра-

 

 

350


бот по истечении времени работы или при получении личным составом установлен-ных доз облучения.

 

Техника сменяемых подразделений и формирований при необходимости остав-ляется на местах работ и передается прибывшим на смену подразделениям и форми-рованиям.

 

После смены подразделения с приданными формированиями выводятся на пункты сбора, где проверяется наличие личного состава, вооружения, средств инди-видуальной защиты, техники, инструмента и другого имущества.

 

Выведенные из очага поражения после смены подразделения приводятся в го-товность к последующим действиям. В этих целях проводятся специальная обработка подразделений, техническое обслуживание машин, приборов и средств связи, замена и ремонт средств индивидуальной защиты, пополнение израсходованных материаль-ных средств, организуется отдых личного состава.

 

 

8.2.4. Организация и проведение АСДНР в очагах химического поражения 68

 

Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию химического ору-жия, и территория, над которой распространяется облако воздуха, зараженного ОВ в опасных концентрациях, являются зоной химического заражения отравляющими ве-ществами. В зону химического заражения АХОВ входят участок разлива и террито-рия, над которой распространились пары этих веществ в опасных концентрациях.

 

Территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия противника или крупной аварии с выбросом АХОВ произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, называется очагом химического поражения.

 

Размеры очага зависят от масштаба и способа применения химического ору-жия, типа ОВ и АХОВ, метеорологических условий и рельефа местности.

 

В очаге химического поражения проводятся: химическая разведка;

 

оказание первой помощи пораженным и немедленная эвакуация их из опасных зон; дегазация территории и сооружений; нейтрализация АХОВ в местах разлива;

 

мероприятия по обеспечению защиты личного состава от ОВ и АХОВ при ра-боте на зараженной местности;

 

локализация и ликвидация аварий на технологических сетях (в хранилищах), содержащих АХОВ.

 

Основные усилия при действиях в очаге химического поражения сосредоточи-ваются на немедленном выводе людей из зон заражения, оказании первой помощи пораженным и эвакуации их в лечебные учреждения.

 

Особенности действий в очаге химического поражения

 

При проведении АСДНР в очаге химического поражения особое внимание уде-ляется тщательной разведке маршрутов выдвижения подразделений и приданных формирований в район работ, а также разведке самих районов (участков, объектов) работ и своевременному оповещению личного состава о наличии ОВ.

 

Разведывательные дозоры определяют тип ОВ, устанавливают и обозначают границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха,

 

68 Сапогов С. А. Лещенко А.П. Каф. 21 «Тактики и общевоенных дисциплин»

351


пути подхода к участкам (объектам) работ, места нахождения пораженных; опреде-ляют места и характер повреждений коммунальных и технологических сетей.

 

Спасательные подразделения с приданными санитарными дружинами путем осмотра территории, жилых и производственных помещений, подвалов и укрытий выявляют места нахождения пораженных и их количество, в кратчайшие сроки ока-зывают им первую помощь непосредственно на месте их нахождения.

 

При оказании первой помощи на пораженных надеваются противогазы, им вводятся антидоты, открытая поверхность тела обрабатывается дегазирующими рас-творами из индивидуального противохимического пакета, затем пораженные направ-ляются на пункты сбора пострадавших.

 

При возможности первая помощь пораженным ОВ и АХОВ оказывается также непосредственно на автомобилях при перевозке их от места нахождения до пункта сбора пострадавших.

 

Пункты сбора пострадавших, развертываясь на незараженной местности с наветренной стороны, организуют прием и оказание экстренной врачебной терапев-тической помощи пораженным и подготовку к эвакуации их в больничную базу.

 

Эвакуация пораженных в лечебные учреждения осуществляется обычно в со-провождении медицинского персонала.

 

Одновременно с эвакуацией пораженных командиры подразделений организу-ют вывод (вывоз) остального населения с указанных им участков (объектов) работ. В первую очередь выводится и вывозится население, не укрытое в защитных сооруже-ниях с фильтровентиляционными установками. Люди, находящиеся в убежищах, обеспечивающих защиту от ОВ и АХОВ, эвакуируются в последнюю очередь или находятся в убежищах до особого распоряжения руководителя ГО района (объекта).

 

Эвакуация из очага химического поражения производится с учетом направле-ния распространения зараженного воздуха.

 

Спасательные подразделения во взаимодействии с формированиями объектов ликвидируют аварии на коммунальных и технологических сетях, а также в местах производственных парков с АХОВ.

 

Для устранения аварий в первую очередь перекрывают трубопроводы, идущие к резервуарам и технологическим агрегатам, отключают насосы, поддерживающие давление в трубопроводах, и производят ремонт коммуникаций.

 

Подразделения РХБЗ совместно с инженерно-техническими подразделениями проводят дегазацию местности, производственных территорий, оборудования и зда-ний, зараженных ОВ и АХОВ.

 

При организации дегазационных работ определяются участки дорог (улиц), местности и объекты, подлежащие дегазации, очередность и способы ее проведения, силы и средства, выделяемые для выполнения задачи, нормы расхода дегазирующих веществ (растворов), время начала и окончания работ, порядок обеспечения дегази-рующими веществами, необходимые меры безопасности. В первую очередь дегази-руются подъездные и внутризаводские дороги, пути эвакуации пораженных, площад-ки для посадки (погрузки) их на транспорт, места разрыва химических боеприпасов и разлива АХОВ.

 

Подразделения РХБЗ свои задачи по дегазации зараженной отравляющими ве-ществами местности (дорог, территорий) выполняют, имея построение дегазацион-ных машин уступом вправо, уступом влево или в колонну.

 

 

352


В целях уменьшения глубины распространения зараженного воздуха на направлении его движения расчеты пожарных, поливомоечных и других специальных машин ставят водяные вертикальные завесы.

 

Подготовка машин к работе, приготовление дегазирующих растворов и зарядка ими машин производятся на незараженной специально оборудованной площадке.

 

При отсутствии табельных дегазирующих веществ для дегазации местности и сооружений могут применяться продукты и полупродукты промышленного произ-водства, содержащие в своем составе вещества щелочного характера или окислитель-но-хлорирующего действия.

 

Инженерно-технические подразделения проводят работы по дегазации местно-сти путем срезания верхнего (зараженного) грунта или засыпки зараженных участков (дорог) незараженным грунтом, по обваловыванию мест разлива АХОВ.

 

При действиях подразделений в очаге химического поражения должна учиты-ваться возможность застоя зараженного воздуха в подземных сооружениях, помеще-ниях, замкнутых кварталах, а также распространения ОВ и АХОВ по трубопроводам и тоннелям.

 

После окончания АСДНР в очаге химического поражения подразделения с приданными формированиями проводят полную специальную обработку всего лич-ного состава и техники. Пункт специальной обработки развертывается на незаражен-ной местности вблизи участка (объекта) работ. После проведения специальной обра-ботки подразделения выходят в исходные районы (районы сосредоточения), где при-водятся в готовность к выполнению новых задач.

 

8.2.5. Организация и проведение АСДНР в очагах комбинированного по-ражения 69

 

Территория, подвергшаяся одновременно или последовательно воздействию ядерного, химического, биологического оружия и обычных средств поражения в раз-личных сочетаниях, называется очагом комбинированного поражения.

 

В очаге комбинированного поражения проводятся: разведка всех видов;

 

поиск пораженных и оказание им первой помощи с учетом комбинированного поражения;

 

мероприятия по изоляции очага поражения; санитарная обработка людей, зараженных радиоактивными, отравляющими,

 

аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, и другие мероприятия.

 

Основные усилия при действиях в очаге комбинированного поражения сосре-доточиваются на поиске и спасении людей, в первую очередь в зонах химического заражения, а также на оказании первой помощи пораженным и срочной эвакуации их из опасных зон.

Особенности действий в очаге комбинированного поражения

 

АСДНР в очаге комбинированного поражения могут проводиться в сложных условиях радиационной, химической и биологической обстановки, что потребует од-новременного проведения значительных по объему и различных по характеру меро-приятий, включающих:

 

69 Сапогов С. А. Лещенко А.П. Каф. 21 «Тактики и общевоенных дисциплин»

353


непрерывное ведение комплексной разведки; изоляцию очага поражения и предупреждение распространения инфекции

 

внутри очага или в зонах других поражений; одновременное проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции заражен-

 

ных участков; защиту личного состава подразделений от воздействия радиоактивных, отрав-

 

ляющих веществ и биологических средств; оказание первой помощи при массовых комбинированных поражениях в мак-

 

симально короткие сроки; проведение экстренной и специфической профилактики;

 

одновременное или последовательное привлечение к работам различных по предназначению подразделений, способных проводить их в сложных условиях радио-активного, химического и биологического заражения;

 

обязательное использование личным составом средств индивидуальной защиты при выполнении задач; срочное проведение эвакуации населения, в первую очередь пораженных отравляющими и аварийно опасными химическими веществами, разме-щение его на незараженной территории в пределах зоны карантина;

 

санитарную обработку личного состава, обеззараживание продовольствия, во-ды и фуража.

 

Основные усилия при этом направляются на своевременное обнаружение зон химического, радиоактивного и биологического заражения, установление типа и кон-центрации отравляющих веществ, уровней радиации, вида (типа) возбудителя инфек-ционных заболеваний, определение характера разрушений и пожаров на маршрутах и в очаге поражения, отыскание путей обхода зараженных и разрушенных участков до-рог, установление характера разрушений и повреждений ЗС ГО и состояния укрывае-мых в них людей.

 

Подразделения РХБЗ основные усилия сосредоточивают на выявлении зара-женных участков местности радиоактивными, отравляющими веществами и биологи-ческими средствами, а также на дегазации, дезактивации и дезинфекции проходов и проездов для ввода подразделений на участки (объекты) работ и эвакуации поражен-ных.

 

При обеззараживании территории, прежде всего, производится дегазация, дез-активация и дезинфекция проездов (проходов), предназначенных для движения под-разделений к участкам (объектам) работ, и путей эвакуации.

 

Спасательные, инженерно-технические подразделения используются, в основ-ном, для вскрытия входов в заваленные убежища, устранения аварий на коммуналь-но-энергетических и технологических сетях, устройства проездов, поддержания путей движения в проезжем состоянии, обеззараживания участков местности.

 

Кроме того, спасательные подразделения привлекаются для поиска и выноса пораженных, осуществления карантинных мероприятий во взаимодействии с подраз-делениями и формированиями охраны общественного порядка.

 

Пиротехнические подразделения обнаруживают, обезвреживают и уничтожают неразорвавшиеся боеприпасы. В первую очередь обезвреживаются или уничтожаются авиационные бомбы и ракеты в местах производства работ.

 

Смена подразделений производится после выполнения поставленных задач или после получения личным составом установленных доз облучения.

 

 

354


Сменившиеся подразделения выводятся в районы, назначаемые в пределах зо-ны карантина или обсервации на незараженной местности, где проводится их полная специальная обработка.

 

8.2.6 . Организация и проведение АСДНР при применении обычных средств поражения 70

 

При применении противником обычных средств поражения возникают круп-ные, зачастую массовые разрушения, сравнимые с разрушениями при землетрясениях Они представляют собой огромные завалы в жилом секторе населенных пунктов и могут сопровождаться пожарами и образованием зон заражения и наводнения (затоп-ления) вследствие повреждения объектов коммунально-энергетического комплекса, потенциально опасных объектов и разрушения дамб, плотин.

 

Территория, подвергшаяся крупному разрушению, вследствие военных дей-ствий, для ликвидации ЧС разбивается на районы и участки, на которых назначаются объекты и места ведения работ. Первоочередными объектами ведения работ являются места наибольшего скопления населения в момент возникновения разрушения.

 

Формирования ГО распределяются по объектам работ по эшелонам и сме-нам. Общее руководство АСДНР осуществляют руководители ГО, по уровням со-ответственно.

 

В условиях крупных (массовых) разрушений основными задачами являются: поиск и извлечение пострадавших и погибших из-под завалов, оказание по-

 

страдавшим первой помощи и эвакуация в безопасные места; расчистка и проделывание проходов в завалах, расчистка и подготовка площа-

 

док для размещения техники и людей; обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих

 

обвалом, обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов; участие в отключении поврежденных коммунально-энергетических сетей, ло-

 

кализация и ликвидация аварий на них; локализация и тушение пожаров;

 

прокладка, ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к районам и участкам работ;

 

участие в устройстве переправ через водные преграды; выполнение мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.

 

Разведывательные подразделения ГО выявляют наиболее удобные маршруты выхода к участкам и объектам работ; устанавливают характер разрушений, места нахождения людей в завалах, способы их извлечения и эвакуации.

 

Спасательные и инженерно-технические подразделения ведут АСДНР, поиск и извлечение пострадавших, расчистку завалов, проводят необходимые аварийно-восстановительные работы.

 

Медицинские подразделения оказывают медицинскую помощь пострадавшим и подготовку их к эвакуации в лечебные учреждения.

 

Пожарно-спасательные подразделения проводят тушение возникающих очагов пожаров на объектах экономики и в жилом секторе.

 

Подразделения РХБЗ выявляют наличие возможного радиоактивного загрязне-ния и химического заражения и, при необходимости, проводят дезактивацию и дега-зацию территории, сооружений, техники, а также санитарную обработку людей.

70 Сапогов С. А. Лещенко А.П. Каф. 21 «Тактики и общевоенных дисциплин»

355


По окончании АСДНР подразделения могут привлекаться для разборки зава-лов, вывоза остатков строительных конструкций и материалов и выполнения других работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

 

8.2.7. Организация и проведение АСДНР в зонах затопления 71

 

Зоной затопления является территория, в пределах которой произошло затоп-ление из-за повреждения или разрушения гидротехнических сооружений ядерным или обычным оружием, а также в результате подводного или надводного взрыва в ак-ватории вблизи побережья.

 

Размеры зоны затопления зависят от мощности боеприпаса, вида и глубины взрыва, глубины водоема или акватории, а также от гидрологических, геодезических и топографических особенностей района.

 

АСДНР в зоне затопления проводятся с целью своевременного поиска людей на затопленной территории, погрузки их на плавсредства или вертолеты и эвакуации в безопасные места. При необходимости пострадавшим оказывается первая помощь. Одновременно ведутся работы по спасению и вывозу материальных ценностей и обо-рудования, которые могут быть уничтожены или повреждены при затоплении.

 

Особенности действий в зоне катастрофического затопления

 

Выявление обстановки в зоне затопления разведывательные дозоры сил ГО осуществляют совместно с дозорами речной (морской) разведки. Кроме того, при необходимости они могут использовать данные воздушной разведки и постов гидро-метеослужбы, а также разведывательных формирований с объектов производственно-го и социального назначения.

 

Разведывательные дозоры спасательных формирований совместно с разведыва-тельными органами невоенизированных формирований устанавливают границы зоны затопления, характер разрушений населенных пунктов и объектов, места нахождения пострадавших и их состояние, а также места нахождения материальных ценностей; наличие дорог, ведущих к зоне затопления и возможности использования наземного транспорта, плавсредств, а также другие местные условия, влияющие на выполнение поставленных задач.

 

Разведывательные дозоры, действующие на плавсредствах, поиск и спасение не-больших групп людей выполняют самостоятельно. Данные о местонахождении боль-шого числа пострадавших людей немедленно докладываются в руководящий орган.

 

При проведении АСДНР в ночное время пристани (причалы) должны быть освещены или обозначены хорошо видимыми световыми ориентирами.

 

С прибытием к месту работ сил ГО немедленно организуется выполнение по-ставленной задачи, при этом отсутствие полных данных об обстановке ни в коей мере не должно задерживать начало АСДНР.

 

Личный состав, привлекаемый для АСДНР в зонах затопления, должен знать правила поведения на воде, приемы спасения людей из полузатопленных зданий и различных местных объектов, спасения утопающих и оказания им первой помощи, возможности переправочных средств и порядок их использования, а также меры без-опасности при проведении работ. В холодное время года для пострадавших и спаса-телей предусматривается выдача теплой одежды.

 

71 Мясников Д.В. Каф. 22 «Аварийно-спасательных работ»

356


Подразделения, действующие на плавсредствах, обеспечиваются баграми, ве-ревками, спасательными жилетами, кругами, а также подручными приспособлениями и средствами.

 

Для обеспечения посадки и высадки людей оборудуются временные причалы, а плавсредства обеспечиваются сходнями и другими приспособлениями, предназна-ченными для спасения людей из полузатопленных зданий и сооружений, снятия их с деревьев и других местных предметов.

 

При проведении АСДНР в зонах затопления необходимо учитывать возмож-ность резкого изменения гидрометеорологической обстановки. В этих целях от под-разделений, выполняющих задачу, выставляются наблюдатели. В случае интенсивно-го повышения уровня воды заблаговременно определяются пути отхода личного со-става подразделений.

 

После завершения основных работ по эвакуации населения патрулирование разведывательных дозоров продолжается до спада уровня воды.

 

























Дата: 2019-02-25, просмотров: 1480.