Медицинские средства индивидуальной защиты и оказания первой помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на одно-го человека поражающих факторов источника ЧС и используемые либо самостоя-тельно, либо в порядке взаимопомощи включены в состав медицинских средств инди-

 

видуальной защиты.

 

Перечень и количество медицинского имущества, предусмотренного для осна-щения спасательного формирования в соответствии с его предназначением и учетом оказания установленного вида медицинской помощи определенному количеству по-раженных в указанные сроки включается в табель и называется табельным. К табель-ным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

 

комплект медицинский индивидуальный медицинский гражданской защиты «Юнита»;

 

индивидуальный противохимический пакет (ИПП-10. 11); профилактический антидот П-10 М.

 

В соответствии с Приказом МЧС России от 1.11.06 г. № 633 и приказа Мин-здрава РФ от 15.02.2013 № 70н. «Требования к комплектации лекарственными препа-ратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского граж-данской защиты (КИМГЗ) для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи» на снабжение формирований ГО и населения в качестве табельного оснащения принят новый комплект индивидуальный медицинский гражданской за-щиты (КИМГЗ).

 

Применение медицинских средств индивидуальной защиты в комплексе с дру-гими способами защиты населения позволит избежать или сократить численность по-терь среди населения и личного состава формирований ГО от поражающих факторов в период военных действий от современного оружия.

 

315


Накопление медицинских средств индивидуальной защиты в мирное время осуществляется путем закладки их в мобилизационный резерв и создания запасов в объектах экономики. Снабжение медицинскими средствами индивидуальной защиты ведется децентрализованно и централизованно. Оплата индивидуальных противохи-мических пакетов, накапливаемых в мобилизационном резерве, производится за счет средств федерального бюджета. Оплата медицинских средств индивидуальной защи-ты, накапливаемых в запас объектов экономики, производится за счет средств пред-приятий, организаций и учреждений. Выдача МСИЗ из мобилизационного резерва производится по решению Правительства Российской Федерации, а из запасов объек-тов экономики – по решению руководителей объекта в установленном порядке.

 

Мероприятия по медицинской защите при угрозе возникновения массовых за-болеваний и отравлений среди населения включают проведение экстренной общей профилактики, экстренной специальной профилактики, применение современных средств иммунной защиты и личной профилактики, вакцинацию населения, органи-зацию и проведение санитарно-эпидемиологического надзора.

 

7.5. Повышение устойчивости функционирования организаций, необходи-мых для выживания населения 63

 

Проблема повышения устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в ЧС как мирного, так и военного времени привлекает внимание исследо-вателей уже не один десяток лет. Особенностью и первопричиной возникшей про-блемы явилось явное несоответствие между необходимостью сохранения жизни и здоровья людей, материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных че-ловечеством, и реальной угрозой их уничтожения во время войны.

 

В 70–80–е годы XX века исследование проблемы повышения устойчивости приобрело значительные масштабы, охватило основные территориальные и отрасле-вые звенья экономики. В этот период была создана достаточно разветвленная система научно–исследовательских организаций, проводились опытно–исследовательские учения ГО для разработки различных аспектов проблемы, актуальность которой на нынешнем этапе развития еще более возрастает. Результатом этой работы было при-нятое 30 марта 1979 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Общие требования повышения устойчивости функционирования народного хозяйства в во-енное время». Этот документ устанавливал основные понятия, направления по повы-шению устойчивого функционирования в военное время и перечень должностных лиц в данной области.

 

Начиная с 1993 года в результате все большего возрастания количества аварий и катастроф на территории РФ решение проблемы устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики приобрело не только военный характер, но и аспекты мирного времени. То есть после выхода из строя наиболее значимых объектов для экономики государства (Чернобыльская АЭС) происходили срывы в жизнеобеспече-нии населения городов, что ставило под угрозу их жизнь и здоровье, а также функци-онирование отдельных предприятий, имеющих мобилизационные задания на военное время. Результатом этого явилась разработка в 1993 году во ВНИИ ГОЧС «Общих требований по повышению устойчивости отраслей промышленности, транспорта,

 

63 Тугушов К.В., Лебедев А.Ю. Каф. 71 «Устойчивости экономики и систем жизнеобеспечения»

316


энергетики и сельскохозяйственного производства в ЧС», где определялись направ-ления по ПУФ с учетом уже ЧС мирного характера.

 

В настоящее время важность и актуальность решения проблемы повышения устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики обусловливается следующими основными обстоятельствами:

 

угрозой развязывания новой войны; продолжающимся совершенствованием средств вооруженной борьбы;

 

высокой степенью риска возникновения аварий и катастроф; масштабными опасными природными процессами; угрозой террористических актов.

 

Особенности понятия устойчивости функционирования заключаются в предна-значении каждого из территориального элемента и учете различных условий мирного и военного времени. Так, в масштабах всего государства экономика должна обладать способностью удовлетворять потребности общества в сфере защиты его от внешних и внутренних угроз.

 

Территория должна создавать благоприятные условия (обеспечивать) для жиз-недеятельности населения и функционирования предприятий на данной территории. Отрасли и объекты экономики, в свою очередь, должны быть готовы к непосред-ственному производству заданной продукции или оказывать услуги.

 

Устойчивость функционирования объекта в мирное время – способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и антропо-генного характера, производить продукцию в установленных номенклатуре, объеме и сроках (для отраслей и объектов непроизводственной сферы – способность выполнять заданные функции) с целью обеспечения жизнедеятельности рабочих, служащих и населения на соответствующих предприятиях и населенных пунктах.

 

Устойчивость функционирования объекта в военное время – способность в условиях военного времени производить продукцию в установленных номенклатуре, объеме и сроках (для отраслей и объектов непроизводственной сферы – способность выполнять заданные функции), а также обеспечивать жизнедеятельность рабочих и служащих на соответствующих предприятиях.

 

Подготовка экономики, территории, отрасли, объекта к устойчивому функ-

 

ционированию в ЧС мирного и военного характера – комплекс научных, финансово– экономических, организационных, инженерно–технических, специальных и техноло-гических мероприятий, проводимых силами отрасли или ОЭ и привлекаемых органи-заций в интересах достижения бесперебойной работы производственно– хозяйственных связей, соответствующего выпуска продукции (оказания услуг) и обеспечения в полной мере жизнедеятельности населения в ЧС.

 

Чтобы добиться выполнения этих мероприятий, еще в мирное время должна про-водиться подготовка отраслей и объектов к бесперебойному функционированию в ЧС.

 

Комплекс необходимых мероприятий включает в себя:

 

научные (исследование, изучение данных, оценка эффективности, расчеты, ма-тематическое обоснование, моделирование возможных последствий);

 

финансово–экономические (технико–экономическое обоснование, определение основных дестабилизирующих факторов);

 

организационные (анализ производственных связей и системы управления, определение исполнителей, подготовка сил и средств, планирование действий руко-водящего состава, органов управления РСЧС и ГО, служб и формирований по защите

 

317


рабочих и служащих предприятий, проведению АСДНР, восстановлению производ-ства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании);

 

инженерно–технические (формирование инженерно–технических решений по защите населения, рабочих и служащих, упрочнения конструкций и сооружений, за-щите технологического оборудования и коммунально–энергетических систем);

 

специальные (выявление особенностей выполнения мероприятий с учетом вида отрасли или объекта экономики, оптимизация решений по силам и средствам, мате-риально–техническое обеспечение);

 

технологические (изменение технологического режима, определение наиболее уязвимых элементов, выявление основных опасностей, обоснование использования систем защиты).

 

Обеспечению устойчивости работы в основном подлежат те отрасли и объекты, которые выполняют важные функции по работе ВПК, по формированию продоволь-ственных запасов и обеспечению жизнедеятельности населения в ЧС. Важность какой– либо отрасли или объекта определяется потребностями военных структур в чрезвычай-ных условиях и жизненно важными условиями существования человека, что позволяет отнести их к одной из категорий по ГО. Поэтому возникает необходимость пристального внимания со стороны государственных органов власти по обеспечению заблаговремен-ной подготовки к устойчивому функционированию именно в первую очередь перечис-ленных элементов экономики с учетом влияния внутренних и внешних факторов.

 

Факторами, влияющими на устойчивость функционирования отраслей и объек-тов экономики, являются:

 

надежность защиты населения и производственного персонала; способность инженерно–технического комплекса противостоять в определен-

 

ной степени ударной волне, световому излучению и радиации; защищенность объекта от вторичных поражающих факторов (пожаров, взры-

 

вов, затоплений, заражения ОВ и ОХВ); надежность системы снабжения всем необходимым для обеспечения производства

 

и производства продукции (сырьем, топливом, комплектующими изделиями, электро-энергией, водой, газом и т. п.) – нарушение производственно–хозяйственных связей;

 

устойчивость и непрерывность управления производством; подготовленность объекта к ведению АСДНР и работ по восстановлению

 

нарушенного производства; угроза эпидемий;

 

опасные природные процессы; угроза диверсий;

 

необходимость перестройки производства под выпуск продукции военного времени;

 

необходимость корректировки планов в соответствии с обстановкой; необходимость подвоза рабочих смен из загородной зоны; дефицит времени на проведение мероприятий;

 

неукомплектованность руководящим составом органов управления; привлечение неквалифицированных рабочих; мобилизационные мероприятия; недостаток транспорта; сложность подготовки специалистов;

 

недостаток финансовых, материальных ресурсов;

 

318


дефицит рабочих и служащих; ограниченность в энергоресурсах.

 

Указанные факторы определяют основные направления ПУФ отраслей и объ-ектов в условиях ЧС мирного и военного характера.

 

Основные направления, в зависимости от рассматриваемого элемента экономи-ки, представлены на рис. 7.2. Каждое из представленных направлений имеет, в свою очередь, совокупность мероприятий, которые необходимы для выполнения.

 

 

В масштабе

 

Территориальные звенья

               
         

Отрасли

 

Объекты

   
 

страны

               
                     
 

 

   

 

 
1.

Предупреждение ЧС

  1.

Предупреждение ЧС

 
2.

Обеспечение защиты населения и его жизне-

  2.

Обеспечение

защиты рабочих и

 
  деятельности        

служащих и их жизнеобеспечение

 
3.

Рациональное размещение основных произ-

  3.

Рациональное размещение основ-

 
 

водительных сил на соответствующих терри-

   

ных производственных фондов

 
  ториях       4.

Подготовка к работе в ЧС

 
4.

Подготовка к работе в ЧС экономики

  5.

Подготовка к выполнению работ

 
5.

Подготовка к выполнению работ по восста-

   

по восстановлению

 
 

новлению экономики

  6.

Подготовка системы управления

 
6.

Подготовка системы управления экономикой

   

к устойчивой работе

 
 

к устойчивой работе

               
                       

Рис. 7.2. Направления по ПУФ экономики, территорий, отраслей и объектов

 

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

 

в территориальных звеньях с учетом природных, экономических и других осо-бенностей этих звеньев;

 

в отрасли экономики – по отрасли в целом, по ее подведомственным объедине-ниям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего раз-вития;

 

на объекте экономики.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федера-ции» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:

 

создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопро-сам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

 

рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфра-структуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строитель-ных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий граждан-ской обороны;

 

разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежно-сти функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

 

разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических ме-роприятий гражданской обороны;

 

319


планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неот-ложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

 

заблаговременное создание запасов материально-технических, продоволь-ственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восста-новления производственного процесса;

 

создание страхового фонда документации; повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии

на них современных средств поражения.

 

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики и ее звеньев разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

 

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены за-благовременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомеро-приятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

 

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования отраслей эко-номики, требующие капиталовложений и материально–технических средств, преду-сматриваются в планирующих документах. Мероприятия по повышению устойчиво-сти функционирования экономики и ее звеньев, включенные в план экономического и социального развития, рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по повышению устойчивости функционирования экономи-ки (отрасли).

 

Общая схема организации работы руководства и ответственных исполнителей по ПУФ представляет собой 4 блока мероприятий, включающих в себя: нормативно– правовой (принятие новых законов и иных правовых актов, доработка старых доку-ментов с учетом новых аспектов, организация контроля и надзора за исполнением нормативных актов), исследовательский (выявляются «слабые», «узкие» места в дея-тельности звена экономики и предприятий; выработка предложений по устранению проблемных вопросов, обобщение данных), проверка и оценка (анализ предлагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений; оценка устойчивости функционирования), реализация (отработка механизмов регулирования исполнения нормативных документов и осуществления мероприятий по ПУФ, жест-кий контроль и надзор, финансовая экспертиза).

 

Решение проблемы ПУФ отраслей и объектов экономики соответствующими исполнителями должно выражаться в документальном виде. Только тогда выполнение каких–либо мероприятий приобретает обоснованный и законный характер.

 

В качестве основных рекомендаций по ПУФ отраслей и объектов экономики для органов управления и должностных лиц можно выделить:

 

проведение специальных исследований по содержанию проблемы; разработка программ финансирования, в рамках которой предусмотреть выде-

 

ление оптимального размера финансовых ресурсов предназначенных для реконструк-ции (ремонта) объектов, в наибольшей мере подверженных воздействию поражаю-щих факторов;

 

комплексное развитие экономических районов; расширение и совершенствование ВПК и промышленных узлов;

 

320


укрепление производственно–хозяйственных связей; приближение перерабатывающих предприятий к источникам сырья;

 

активное использование местных сырьевых и энергоресурсов, а также вторич-ных и попутных производств (сокращает объем перевозок);

 

развитие малых и средних городов, рабочих поселков, размещение в них не-больших специализированных предприятий, филиалов, цехов.

 

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования топливно - энергетического комплекса

 

Требования, предъявляемые к объектам электроэнергетики

 

Россия единственная крупная страна, потребности которой в энергии удовле-творяются за счет собственных ресурсов.

 

Важнейшим приоритетом современной энергетической политики России явля-ется повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития с учетом особенностей функционирования государства в военное время.

 

Соблюдение такого приоритета будет способствовать устойчивому обеспече-нию страны энергоносителями различных отраслей экономики, которые наиболее важны в военное время, уменьшению негативного воздействия объектов энергетики на окружающую природную среду, поддержание потенциала топливно– энергетического комплекса в ЧС.

 

Учитывая особую роль ТЭК в обеспечении устойчивости функционирования всех звеньев экономики страны в условиях ЧС, важное значение имеет реализация специальных требований по повышению устойчивости его функционирования.

 

Электроэнергетике страны принадлежит важная роль в устойчивом функциони-ровании всего народнохозяйственного комплекса страны. От ее надежной работы зави-сит деятельность любого звена народного хозяйства. Экономика страны опирается на мощную энергетическую базу, объединенную в единую энергосистему России (в дан-ную энергетическую систему не входит только энергосистема Дальнего Востока).

 

Непременным условием устойчивости электроэнергетики является рациональное сочетание в строительстве тепловых, гидравлических и атомных станций. Сейчас осно-вой электроэнергетики России являются тепловые электростанции, на долю которых приходится более 60 % установленной мощности и производство электроэнергии.

 

При возникновении ЧС характерны резко переменные режимы работы электро-станций по частоте и напряжению. В этих условиях высокое значение имеют гидрав-лические, дизельные, гидроаккумулирующие электростанции.

 

В нашей стране постоянно уделялось внимание развитию электроэнергетики. Большой опыт работы накоплен по повышению устойчивости работы топливно– энергетического комплекса и объектов электроэнергетики, в т.ч. и в рамках ГО.

 

В подготовке ТЭК и объектов электроэнергетики к работе в чрезвычайных условиях основная ответственность возлагается на соответствующие министерства и ведомства. Однако непосредственно в муниципальных образованиях за работу объек-тов и систем, входящих в ТЭК, эту ответственность несут и местные органы управле-ния. Подготовка должна быть направлена на обеспечение экономики страны и, преж-де всего, ответственных потребителей необходимым количеством электроэнергии, в срок и без сбоев.

 

С целью подготовки электроэнергетики страны предусматривается: создание резерва энергетических мощностей, прежде всего, путем строительства дополнитель-

 

321


ных защищенных электростанций. Для городов и объектов, расположенных по бере-гам судоходных рек и водоемов в качестве резерва энергомощностей могут быть ис-пользованы силовые установки судов, земснарядов, плавучих кранов и других плав-средств. При этом следует лишь оборудовать и содержать в готовности к использова-нию береговые устройства для приема и передачи энергии к потребителям.

 

В качестве резерва энергомощностей могут и должны использоваться выводи-мые из эксплуатации мелкие ведомственные, колхозные электростанции и котельные, которые не используются в единой централизованной или местной системе электро–

 

и теплоснабжения. Резерв энергомощностей может быть образован также путем по-полнения парка передвижных электростанций и подстанций на железнодорожном и автомобильном ходу, использования в качестве генераторов электроэнергии син-хронных двигателей, применяемых для различных нужд в народном хозяйстве, с при-водом от автомобилей, тракторов и т. п.

 

Целесообразно взять на учет и планировать использование в ЧС передвижные источники энергоснабжения, имеющиеся в строительных организациях, леспромхо-зах, в сельском хозяйстве, на транспорте.

 

С учетом возможного выхода из строя в ЧС отдельных электростанций, линий электропередач, подстанций и потребителей электроэнергии заблаговременно прово-дятся подготовительные работы, составляются графики по оперативному отключе-нию при необходимости менее ответственных потребителей для того, чтобы обеспе-чить энергией наиболее ответственные объекты (предприятия оборонной промыш-ленности, транспорта, связи, городского хозяйства, здравоохранения, шахты и т. п.).

 

В этой связи все заинтересованные органы управления отраслей экономики об-ласти определяют перечень ответственных потребителей с тем, чтобы районные энер-гетические управления предусмотрели необходимые меры по обеспечению надежно-го снабжения таких потребителей в ЧС.

 

В категорированных городах предусматривается преимущественное развитие подземных кабельных электросетей вместо воздушных. Основные топливопотребите-ли (тепловые электростанции, котельные) заблаговременно готовятся к работе на ре-зервных видах топлива, поддерживается на должном уровне техническая готовность для перехода с одного вида топлива на другой, систематически проводятся трениров-ки с персоналом и выживания населения.

 

Целесообразно на различных учениях и тренировках при отработке вопросов устойчивости практиковать переход таких объектов на работу с использованием ре-зервных видов топлива.

 

В тех областях, где имеется возможность, следует шире использовать возоб-новляемые источники энергии – гидравлические, солнечные, ветровые, приливные, геотермальные. В нашей стране имеется более 60 крупных геотермальных источни-ков. Положительный опыт использования геотермальных вод имеется, например, в Омане, на Камчатке. Подземные горячие источники имеются во многих областях. Стоимость отопления горячими водами, даже с учетом затрат на бурение скважин, в несколько раз ниже, чем при использовании твердого и жидкого топлива.

 

Таким образом, основными требованиями, предъявляемыми к электроэнергети-ке и ее объектам являются:

 

создание резервов энергетических мощностей; замена воздушных ЛЭП кабельными; увеличение парка передвижных электростанций;

 

322


строительство устройств для приема электроэнергии от судовых электроуста-новок;

 

создание нормативных резервов топлива по углю и мазуту; повышение надежности работы оборудования электростанций и предприятий

 

электрических сетей (замена выслужившего сроки оборудования, его ремонт, монтаж нового оборудования и др.);

 

поддержание защитных сооружений в готовности к приему укрываемых, рабо-тающих на предприятии;

 

накопление запасов средств индивидуальной защиты; создание запасов материальных ценностей для ликвидации последствий ЧС

 

природного и техногенного характера; обеспечение перевода электростанций на использование резервных видов топ-

 

лива при ограниченном или полном прекращении подачи газа; совершенствование работы диспетчерских пунктов управления, подготовка к

работе в ЧС.

 

Выполнение этих требований достигается решением следующих задач: увеличение энергетического потенциала на основе технически прогрессивного

 

оборудования (что очень затруднено в настоящее время в связи с трудным экономи-ческим положением страны);

перевооружение электростанций (замена устаревшего оборудования современ-

 

ным);

 

совершенствование ремонтного обслуживания и повышение уровня эксплуата-ционного оборудования (неравномерность суточной нагрузки и др.);

 

целенаправленная работа по снижению потерь в сетях при передаче энергии (теряется 8–9 %);

 

сокращение расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций; комбинированное производство электроэнергии и тепла на теплоэлектроцен-

 

тралях; использование вторичных энергоресурсов;

 

создание и внедрение в энергоемких отраслях промышленности комбиниро-ванных технологических процессов, исключающих потерь тепла;

 

совершенствование организационных схем управления электроснабжения и особенно теплоснабжения в территориальном разрезе.

 

С учетом особой роли энергетики в обеспечении устойчивости функциониро-вания всех звеньев экономики страны в условиях ЧС необходимо на ее объектах осу-ществлять инженерно–технические и организационные мероприятия, предусматри-вающие:

 

распределение энергоисточников по районам и потребителям; внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных объектов;

 

кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независи-мо работающие подсистемы;

 

устройство в сквозных коридорах и потернах между секциями ГЭС перегоро-док, снабженных герметическими дверьми, для защиты от затопления помещений ГЭС;

 

организацию технологического цикла тепловых электростанций с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природ-ные водоемы;

 

323


регулирование стока воды из водохранилища; создание запасов материалов для укрепления стенок плотины ГЭС;

 

обеспечение транзитного пропуска через плотины гидроузлов прорывной вол-ны от расположенного выше гидроузла;

 

подготовку к проведению аварийных работ и предотвращению прорыва плотин

ГЭС;

 

обеспечение производственного персонала ГЭС плавсредствами; создание резервных энергетических мощностей за счет передвижных электро-

 

станций, определение порядка их использования; создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых устано-

 

вок в населенных пунктах, расположенных на берегах морей и рек в случае аварии на энергообъектах;

 

внедрение эффективных устройств для прогрева или плавки гололеда на воз-душных линиях электропередач в районах с повышенными гололедно–ветровыми нагрузками;

 

подготовку к оперативному отключению второстепенных потребителей; подготовку энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ЧС; подготовку к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов; обеспечение возможности подачи электроэнергии к шлюзам на магистральных

водных путях от передвижных источников питания.

 

Учитывая особую роль ТЭК в обеспечении устойчивости функционирования территорий и объектов экономики, важнейшее значение имеет реализация требований по повышению устойчивости работы предприятий отраслей ТЭК и соблюдение тре-бований Норм проектирования инженерно–технических мероприятий ГО. Такие тре-бования по ПУФ должны соблюдаться всеми объектами, вне зависимости от форм собственности.

 

Особые требования при этом должны предъявляться к объектам, относящимся к одной из категории по ГО. Пристальное внимание должно уделяться наиболее опасным, с точки зрения безопасной работы, из них – атомным станциям.

 

Это позволит повысить эффективность выполняемых мероприятий в военное время, направленных на организацию жизнедеятельности категорированных городов, жизнеобеспечение населения и обеспечение военной безопасности государства.

 

Выполнение общих и специальных требований по повышению устойчивости на всех объектах ТЭК является важнейшей задачей государства в обеспечении оборон-ного потенциала страны.

 

Требования, предъявляемые к объектам нефтяной, газовой и угольной отрасли

 

Предприятия нефтяной, газовой и угольной промышленности являются состав-ной частью топливно–энергетического комплекса, которые обеспечивают устойчивое функционирование всех отраслей, в т.ч. и электроэнергетики.

 

В целях повышения устойчивости функционирования отраслей нефтяной, газо-вой и угольной промышленности в условиях ЧС необходимо предусматривать вы-полнение следующих требований:

 

перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефти и газа по направлениям, объ-емам и потребителям;

 

создание перемычек и кольцевание магистральных нефтегазопроводов с суще-ствующими и строящимися нефтегазопроводами;

 

ограничение объема транспортировки нефти в одном техническом коридоре;

 

324


резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через круп-ные реки;

 

разработку и применение надежной системы противокоррозийной защиты обо-рудования;

 

размещение подземных хранилищ нефти и газа вне зон опасных природных яв-лений;

 

подземную прокладку трубопроводов через автомобильные и железнодорож-ные коммуникации;

 

размещение технологических установок нефтеперерабатывающих производств на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями;

 

размещение на газотранспортной линии поочередно компрессорных станций с электропроводом и с газотурбинными агрегатами;

 

создание аварийного неснижаемого запаса труб различных диаметров и запор-ной арматуры;

 

оборудование объектов байпасирующими устройствами и клапанами– отсекателями (запорной арматурой), установленными в защищенных колодцах или в земле с обвалованием;

 

подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отвержденном состоя-нии, применение флегматизаторов при хранении и транспортировке особо взрыво– и пожароопасных газов;

 

регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических си-

стем;

 

подготовку технологического оборудования и создание запасов взрывчатых веществ для тушения пожаров на нефтяных (газовых) скважинах направленным взрывом;

 

создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экс-тренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрес-сорных станций.

 

Особыми требованиями по повышению устойчивости функционирования, предъявляемыми к объектам нефтяной, газовой и угольной промышленности, явля-ются следующие.

 

Особые требования, предъявляемые к объектам нефтяной промышленности: традиционная устьевая арматура заменяется на малогабаритные (физическая

 

устойчивость повышается в 4–5 раз); использование новых буровых установок с высокой монтажеспособностью;

 

разработка упрощенных технологических схем сбора и подготовки нефти и газа на случай аварий или других ЧС;

 

использование автономных насосных установок при выходе из строя насосных станций;

 

прокладка нефтепроводов в обход крупных городов и объектов; установка клапанов–отсекателей на скважинах.

 

Особые требования, предъявляемые к объектам газовой промышленности: установка клапанов–отсекателей на скважинах; подготовка газа по упрощенной схеме;

 

хранение газа в подземных емкостях, увеличение объема хранилищ; использование автономных передвижных газотурбинных электростанций, ра-

 

ботающих на природном газе.

 

325


Для достижения указанных требований к объектам газового хозяйства должны выполняться следующие мероприятия.

1. Предотвращение аварийных ситуаций на продуктопроводах:

 

снижение рабочего давления в трубопроводах для обеспечения и безаварийной эксплуатации;

 

замена выслуживших амортизационные сроки труб газопровода; вынос участков газопроводов из зон, где имеются жилые постройки, садово–

огородные участки и другие нарушения охранной зоны газопровода.

 

2. Работы по поддержанию магистральных газопроводов и газопроводов– отводов, газового хозяйства домовых обходов в исправном состоянии, работы по по-вышению надежности и безопасности эксплуатации, аварийно–восстановительные работы.

 

3. Выполнение водолазного обследования, восстановление береговых укрепле-ний, водоотводных каналов, устранение разрывов и др. работы на переходах через ре-ки, ручьи и овраги.

 

4. Осмотр мест пересечения магистральных газопроводов с железными и авто-мобильными дорогами, определение состояния вытяжных свечей, выполнение ре-монтных работ.

 

5. Пополнение аварийного запаса труб.

 

6. Выполнение огневых работ линейно–эксплуатационной службой на маги-стральных газопроводах, газопроводах–отводах.

 

7. Обследование и выполнение капитального ремонта на переходах через авто-мобильные и железные дороги, через реки и водохранилища, ремонтные работы на воздушных переходах.

 

8. Обследование и выполнение ремонтных работ контрольно–измерительных приборов и арматуры, выполнение профилактическо–предупредительных работ.

 

9. Монтаж горизонтальной и глубинной анодной защиты, внедрение системы телеконтроля потенциала «труба–земля», ремонтные работы и установка радиомачт для обеспечения устойчивой связи на участках магистральных газопроводов и др.

 

10. Выполнение организационно–технических мероприятий при переводе гражданской обороны на военное время.

 

11. Выполнение инженерных мероприятий Плана повышения устойчивости га-зоснабжения территории в военное время:

 

устройство байпасов на газораспределительных пунктах (ГРП), где они не по-строены;

 

произвести защиту шкафов ГРП; произвести обваловку зданий ГРП.

 

12. Выполнение мероприятий по подготовке к отключению подачи газа про-мышленным и коммунально–бытовым потребителям.

 

13. Отключение газа от объектов, прекращающих работу в военное время, и от-ключение газа от потребителей жилого сектора (после завершения эвакуации).

 

14. Снижение давления газа в сетях до минимально допустимого по технологии производства на предприятиях, продолжающих работу в военное время.

 

15. Выполнение дополнительных отключающих устройств и обводки газопро-водов на наиболее важных участках газоснабжения городов.

 

16. Создание страхового фонда технической документации и обеспечение его сохранности.

 

326


17. Снижение запасов сжиженного газа до суточной потребности. Размещение железнодорожных цистерн со сжиженным газом за пределами зон возможных разру-шений.

 

Особые требования, предъявляемые к объектам угольной промышленности: оборудование шахт фильтровентиляционными установками; обеспечение непрерывной работы системы водоотлива в угольных шахтах;

 

повышение сейсмоударостойкости оборудования, размещенного в подземных и шахтных сооружениях;

 

отработка вариантов восстановления добычи угля в шахтах и разрезах при вне-запных перерывах электроснабжения;

 

заблаговременная подготовка к проведению профилактики и локализации рас-пространения подземных пожаров и взрывов метана и угольной пыли;

обеспечение шахт установками для выработки нейтрального газа.

 

Следует подчеркнуть важное значение для устойчивого функционирования объектов электроэнергетики, предприятий нефтяной, газовой и угольной промыш-ленности, нефте–, газо–, продуктопроводов соблюдение требований Норм проектиро-вания ИТМ ГО.

 

Комплекс таких требований и мероприятий позволит повысить устойчивость функционирования объектов ТЭК и всей экономики государства в целом.

 

Выполнение требований по повышению устойчивости работы объектов ТЭК обеспечит устойчивое функционирование территорий и объектов всех отраслей про-мышленности, транспорта и сельскохозяйственного производства.

 

Требования, предъявляемые к объектам трубопроводного транспорта

 

В настоящее время на предприятиях нефтяной, газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. маги-стральных нефтепроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрес-сорных и нефтеперерабатывающих станций.

 

Отметим, что при эксплуатации магистральных нефте–, газо–, продуктопрово-дов компрессорных и нефтеперерабатывающих станций, резервного парка ежегодно происходит более 100 аварий.

 

Основными причинами аварий и пожаров являются: подземная коррозия металла (21 %); брак строительно–монтажных работ (21 %); дефект труб и оборудования (14 %);

 

механические повреждения, в том числе от сторонних организаций и вмеша-тельства посторонних лиц в работу трубопроводов (19 %).

 

Как отмечается в государственных докладах, причины аварии закладываются еще в проектах на строительство. Например, продуктопровод Западная Сибирь – Урал – Поволжье был построен из труб, которые становились хрупкими уже при тем-пературе ноль градусов (а там перекачиваются сжиженные бутан, пропан и др. газы). Малейшая трещина в трубе – начинается испарение, за счет дроссель-эффекта охла-ждение и мгновенно увеличивающийся в объеме сжиженный газ без труда разрывает хрупкую, как стекло, сталь. Отмечается также неудовлетворительная изоляция наших трубопроводов: наматывается полимерная пленка толщиной 0,7–1 мм, а если толщина пленки становится менее 0,6 мм, то она уже не выполняет свои защитные свойства и не предохраняет от почвенной коррозии. В мировой практике уже используется напыление полимерного слоя толщиной 2 – 3 мм. Трубопроводы часто меняют свое

 

327


положение. Нередко случается, что при аварии (особенно в Сибири) ищут трубу, а ее нет на месте; оказывается она ушла в глубину на несколько метров или в сторону на несколько десятков метров (может выйти и на поверхность).

 

Уже сегодня аэрокосмическая техника позволяет осуществлять контроль тру-бопроводов с помощью лазерных локаторов – лидаров, установленных на борту спут-ников и самолетов.

 

За рубежом на техническую диагностику, периодическое обследование уходит не менее 10 – 15 % общей стоимости трубопроводов. В Российской Федерации пока не более 1 %.

 

Анализ показывает, что существующая сеть трубопроводов к настоящему вре-мени выработала свой ресурс и без принятия мер по ее восстановлению в ближайшее время можно будет столкнуться с резким скачком аварийности в этой отрасли эконо-мики.

 

Поэтому важное значение имеет выполнение требований по повышению устойчивости трубопроводного транспорта.

 

В целях повышения устойчивости транспортировка нефти, газа и продуктов их переработки на трубопроводном транспорте необходимо осуществлять следующий комплекс инженерно–технических и организационных мероприятий:

 

реконструкцию и новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;

 

ограничение наземной прокладки трубопроводов через зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и железные дороги;

 

строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массо-вой заправки горючим автотранспорта; сооружение колодцев для подключения поле-вых трубопроводов;

 

создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

 

подготовку к транспортировке нефтепродуктов в зонах возможных ЧС в обход компрессорных станций в случаях нарушения их работы;

 

заглубленную прокладку трубопроводов в зонах возможных разрушений и вы-нос головных насосных станций за пределы таких зон;

 

создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстанов-ления поврежденных участков и прокладки временных трубопроводных линий;

 

создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств (насосных установок и агрегатов с автономным приводом и дистанционным управлени-ем);

 

строительство отводов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефте-базам и транспортным узлам, на которых возможна организация перевалки нефтепро-дуктов на другие виды транспорта;

 

повышение надежности электроснабжения компрессорных станций путем дуб-лирования открытых линий электропередачи и прокладки подземных кабельных ли-ний электропитания трубопроводных устройств.

 

Требования, предъявляемые к атомным станциям

 

Любые виды промышленной деятельности характеризуются наличием риска возникновения аварий с серьезными последствиями, последствия которых непосред-ственно или косвенно влияют на население, территорию и организацию работы от-

 

 

328


раслей экономики страны. Для каждого вида деятельности риск специфичен, так же, как и меры по его уменьшению.

 

Особенностью объектов ядерной энергетики, основную часть которых пред-ставляют атомные станции (согласно СНиП «ИТМ ГО» к атомным станциям относят-ся АЭС, АТЭЦ, АСТ), является образование и накопление значительных количеств радиоактивных веществ в процессе их эксплуатации. Большую их часть составляют продукты деления урана. Именно по этой причине с АС связан специфический риск − потенциальная радиологическая опасность для населения и окружающей среды в слу-чае выхода радиоактивных продуктов за пределы АС.

 

С точки зрения обеспечения устойчивого функционирования отраслей эконо-мики атомная энергетика является основополагающей в системе энергообеспечения категорированных городов и объектов. Нарушение работы (полный выход из строя или временный) АС приведет к остановке важного производства и срыву выпуска важнейшей оборонной продукции, что влечет за собой подрыв обороноспособности государства.

 

Поэтому так же, как и другие важные отрасли экономики, атомная энергетика и ее объекты должны быть готовы к работе в чрезвычайных условиях. Для подготовки их

 

к устойчивому функционированию необходимо предъявлять особые требования к АС.

 

1. Размещение АС вне зон опасных природных явлений и на безопасном удале-нии от других опасных объектов.

 

2. Исключение размещения новых АС в районах с высокой плотностью населения.

 

3. Создание внешнего и внутреннего аварийных центров для руководства меро-приятиями по защите производственного персонала и проживающего вблизи АС насе-ления, оснащение их необходимым оборудованием, приборами и средствами связи.

 

4. Разработка мер по строгому учету доз облучения производственного персо-нала и привлекаемого к техническому обслуживанию (ремонту) персонала других ор-ганизаций.

 

5. Ограничение облучения населения в районах размещения АС дозовыми пре-делами, не превышающими устанавливаемых дозовыми критериями в действующих нормативных документах.

 

6. Создание системы автоматизированного контроля внешней среды АС.

 

7. Обеспечение автономными источниками электроэнергии систем безопасно-

 

сти АС.

 

8. Использование системы спецвентиляции помещений АС со стопроцентным резервированием вентиляционных агрегатов и автоматическим включением резерва.

 

9. Использование системы спецводоочистки, работающей по оборотному принципу.

 

10. Разработка и внедрение эффективных способов контроля за состоянием корпуса реактора и всех элементов первого контура.

 

11. Разработка мер по обеспечению взаимодействия в пределах площадки и са-нитарно–защитной зоны АС ее производственного персонала и персонала внешних организаций (сил РСЧС, местных органов власти) в условиях ЧС.

 

12. Проведение противоаварийных тренировок, учений для отработки действий производственного персонала в условиях запроектной аварии.

 

13. Обеспечение изоляции реакторных блоков АС друг от друга.

 

14. Ограничение облучения персонала работающей смены блоков АС в случае аварии на других ее блоках.

 

Обеспечение устойчивого функционирования объектов транспорта

 

329


Готовить к работе в ЧС необходимо территориальные и отраслевые звенья эко-номики. Особое внимание при этом должно уделяться отраслям, которые призваны внести наиболее весомый вклад в обеспечение Вооруженных Сил РФ всем необходи-мым для ведения боевых действий, в обеспечение жизнедеятельности населения страны (жизнеобеспечение населения в ЧС), а также в проведение работ по ликвида-ции последствий нападения противника, стихийных бедствий, аварий и катастроф.

 

В Общих требованиях по повышению устойчивости функционирования эконо-мики страны в ЧС к таким отраслям отнесена и транспортная система.

 

Готовность транспортной системы к функционированию в чрезвычайных усло-виях определяется и устанавливается заблаговременно разработанными соответству-ющими требованиями к различным видам транспорта. Эти требования определяют основные положения и перечень наиболее значимых мероприятий по подготовке к работе транспорта, обязательных к исполнению.

 

Подготовка транспортной системы к работе в чрезвычайных условиях ведется в целях дальнейшего повышения ее надежности и возможностей по выполнению народнохозяйственных, воинских и эвакуационных перевозок. Это достигается рас-средоточенным размещением объектов транспорта и транспортных средств, развити-ем и совершенствованием транспортных коммуникаций, повышением их пропускной способности, надежным обеспечением транспортных средств и объектов электро-энергией, топливом, водой, запасными частями и агрегатами, совершенствованием сетей ремонтных и обслуживающих предприятий.

 

Большинство из этих мероприятий разрабатываются и осуществляются терри-ториальными органами управления.

 

Качественное проведение мероприятий по подготовке транспортной системы к устойчивой работе в условиях ЧС может дать наибольший эффект только при ком-плексной подготовке всех видов транспорта, транспортной сети, инженерных соору-жений и технических средств.

 

Подготовка транспортной системы к устойчивому функционированию в ЧС проводится с учетом особенностей всех видов транспорта и включает анализ состоя-ния и повышения устойчивости:

 

объектов всех видов транспорта; транспортных узлов и пунктов взаимодействия различных видов транспорта;

 

основных транспортных направлений каждого вида транспорта; транспортных систем регионов страны в целом.

 

Подготовка транспортной системы к работе в ЧС включает разработку и осу-ществление комплекса заблаговременных мероприятий, обеспечивающих скорейшее возобновление движения в заданных размерах на каждом транспортном направлении, намеченных к первоочередному восстановлению. Мероприятия охватывают подго-товку путей сообщения, объектов и транспортных узлов, подвижного состава и си-стем управления. Выполняемые мероприятия должны отвечать соответствующим общим требованиям к различным видам транспорта.

 

Обеспечение маневра всеми видами транспорта и дублирование перевозок. Транспортные узлы являются наиболее уязвимыми элементами транспорта

 

страны в военное время. Транспортные коммуникации и узлы могут быть поврежде-ны от воздействия стихийных бедствий, блокированы при массовых беспорядках и волнениях. Для эффективного взаимодействия всех видов транспорта, комплексного

 

 

330


использования сохранившихся в ЧС ресурсов транспортных узлов должны подготав-ливаться пункты стыка или перегрузочные районы грузов.

 

Основными показателями, характеризующими подготовленность пунктов сты-ка, являются количество взаимодействующих видов транспорта, объем грузоперера-ботки, подготовленность единого органа управления работой всех видов транспорта, комплексность развития технических средств.

 

Строительство соединительных дорог, обходов, стыков городских и загород-ных магистралей, развитие дорожной сети в загородной зоне.

 

Подготовка и создание дублирующих мостовых переправ и переходов. Надежное обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и

 

энергоресурсами: электроэнергией, ГСМ, водой, запчастями. Важное место занимает подготовка к использованию местных ресурсов.

 

Подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно–технической базы транспорта к работе в условиях ЧС, в т.ч. к вы-полнению перевозок в условиях заражения РВ, ОВ и БС, обеспечение защиты грузов от заражения опасными веществами, а также в условиях светомаскировки.

 

Подготовка транспортных средств к перевозкам сил, средств и материально– технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации послед-ствий ЧС, а также к осуществлению эвакуационных мероприятий.

 

Развитие ремонтной базы, создание мобильного резерва ремонтных средств. Совершенствование технологии перевозок, методов погрузочно–разгрузочных

 

работ с использованием высокопроизводительных средств механизации, использова-ния контейнеров.

Подготовка резерва кадров.

 

Подготовка к развертыванию временных перегрузочных пунктов вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций.

Обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения).

 

Разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспече-ние безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска воз-никновения аварий и катастроф на транспорте.

 

Повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

 

Создание дублирующих транспортных коммуникаций на особо важных направлениях грузо– и пассажиропотоков.

 

Проведение мероприятий по подготовке транспортных средств для работы на различных видах топлива.

 

Подготовка к проведению погрузочно–разгрузочных работ в пунктах стыковки различных видов транспортных коммуникаций, а также к развертыванию временных пе-регрузочных площадок вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций.

 

Развитие пакетных и контейнерных перевозок и использование при этом раз-личных видов транспорта.

 

Совершенствование системы оповещения транспортных органов и пассажиров об угрозе нападения противника.

 

Подготовка транспортных средств и маршрутов для обеспечения эвакуации и рассредоточения населения.

 

Приспособление и использование всех видов транспортных средств для пере-возки пораженного населения.

 

331


Перечисленные требования должны выполняться на всех видах транспорта с целью подготовки его к устойчивому функционированию. С учетом специфики от-дельных видов транспорта для повышения устойчивости их функционирования, наряду с общими для всех видов транспорта, предъявляются специальные требова-ния.

 

Повышение устойчивости функционирования транспортной системы обеспечи-вает устойчивое функционирование территорий, отраслей и объектов в ЧС.

 

Подготовка к устойчивому функционированию в условиях военного времени транспорта и транспортных коммуникаций района должна быть направлена на обес-печение воинских, эвакуационных и хозяйственных перевозок и должна осуществ-ляться в увязке с планами подготовки транспортной системы населенных пунктов.

 

Выполнение общих и специальных требований по повышению устойчивости на всех видах транспорта является важнейшей задачей государства и всех органов управления РСЧС.

 

 

332




















Дата: 2019-02-25, просмотров: 372.