4.1. Роль и место гражданской обороны в системе оборонных мероприятий 27
Международное право запрещает ведение агрессивных войн, но само по себе не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет, обращаться к вооруженной силе в международных отношениях государства нередко еще прибегает к ней для разрешения возникших споров и конфликтных ситуаций.
Меняются подходы к решению международных и других проблем, в том числе с применением военной силы. Меняются и способы ведения вооруженной борьбы. Современные войны имеют преимущественно региональный масштаб, они отличают-ся высокой интенсивностью и скоротечностью. В качестве целей для поражения, как правило, выбираются важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспе-чения промышленных и административных центров, транспортных коммуникаций, информации и др. Примеры тому - военные акции НАТО в Югославии и Ираке.
В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному обыч-ному оружию. Ведутся разработки новых средств вооруженной борьбы, основанных на новых физических принципах. Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыду-щие годы договоренности о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уни-чтожении химического и биологического оружия, все же нельзя исключать вероят-ность применения этих видов в современных войнах.
В условиях, когда средства вооруженной борьбы обладают неограниченной дальностью действия, высокой точностью, колоссальной разрушительной силой и другими мощными факторами поражения, грань между фронтом и тылом стирается, существует реальная угроза поражения противником объектов экономики и населе-ния независимо от того, где они размещены. В то же время зависимость вооруженных сил и всей военной организации от экономических и социальных условий общества непрерывно возрастает. Изменяется и структура военного потребления, растет доля вооружения и боевой техники, увеличивается количество людей, привлекаемых для обеспечения вооруженных сил. В условиях современных войн потребность в людях для обеспечения армии увеличится еще более. Следовательно, судьбы государств бу-дут решаться не только усилиями армий на полях сражений, но и усилиями людей, работающих в глубоком тылу.
В нынешних условиях ГО как составная часть системы национальной безопас-ности и обороноспособности страны должна быть готовой выполнять свои задачи при любых вариантах развязывания военных действий, а также крупномасштабных тер-рористических актов. Основное внимание уделяется обеспечению готовности ее ор-ганов управления и сил к действиям в условиях локальных и региональных войне применением различных видов оружия.
Гражданская оборона совместно с вооруженными силами осуществляет защиту тыла страны, который в широком понимании представляет собой всю территорию государства с людскими и материальными ресурсами, промышленностью и сельским хозяйством, транспортными коммуникациями, научными и культурными учреждени-
27 Осипов Д.М. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
161
ями. Тыл страны является материальной и духовной основой вооруженных сил. Его прочность - необходимое условие победы над противником.
Экономические возможности государства оказывают прямое влияние на его военную мощь. Вот почему подготовка страны к войне наряду с решением чисто во-енных проблем включает и создание высокоразвитой экономики, способной произво-дить все необходимое для вооруженных сил страны и обеспечения жизнедеятельно-сти народа, т. е. для успешного ведения войны. При этом речь идет не просто о высо-коразвитой экономике, а об устойчивом функционировании экономики страны в сложных условиях военного времени, иначе говоря, о способности экономики страны удовлетворять в военное время оборонные и важнейшие экономические потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.
Тыл страны, обеспечивающий боеспособность армий и флота, в современной войне становится сам уязвимым и требует надежной защиты. Основную роль в защи-те тыла страны будут играть Российская армия и флот, оснащенные самым современ-ным оружием и боевой техникой, способные надежно защитить страну от ударов про-тивника, вместе с тем невозможно дать полную гарантию в том, что какая-то часть высокоточных средств нападения противника не достигнет целей, находящихся в ты-лу страны. В этой связи возникает ряд проблем, которые не могут быть решены толь-ко вооруженной борьбой. Например, защита населения от оружия массового и обыч-ных средств поражения, обеспечение устойчивости функционирования экономики в военное время, ликвидация последствий нападения противника на города и объекты экономики, восстановление нарушенного управления и производства важнейших ви-дов военной продукции и товаров народного потребления, восстановление работы транспорта, связи и других элементов экономики страны.
Защита населения, обеспечение устойчивости функционирования экономики и сохранение материально-технических ресурсов во время войны имеют первостепен-ное значение в обеспечении обороноспособности страны и в определенной степени предопределяют жизнестойкость государства. Поэтому в современных условиях гражданская оборона выступает как фактор стратегического сдерживания в обеспече-нии обороноспособности государства. Ее роль и место в системе оборонных меро-приятий страны определяются возрастающим значением тыла в современной войне и его надежной защиты с целью обеспечения Вооруженных Сил всем необходимым для отражения вооружённого нападения и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях войны.
В 21 веке гражданская оборона должна строиться по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по време-ни и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.
4.2. Задачи гражданской обороны 28
Роль гражданской обороны в системе оборонных мероприятий определяется характером войны, и, прежде всего уровнем развития средств вооруженной борьбы, которые могут применяться в ходе военных конфликтов.
28 Кузьмин А.И. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
162
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по за-щите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вслед-ствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Чем выше боевые возможности этих средств, а, следовательно, и опаснее по-следствия их применения, тем более важной становится роль гражданской обороны в обеспечении защиты населения и тыла страны.
Эта роль с предельной полнотой раскрывается в задачах гражданской обороны, объем которых в зависимости от условий обстановки может изменяться как по со-держанию, так и по способам их выполнения.
Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных дей-ствий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситу-аций природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей
для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, ока-зание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходи-мых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вслед-ствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химиче-скому, биологическому и иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, спе-циальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необ-
ходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Выполнение задач ГО достигается проведением сложного комплекса организа-
ционных, инженерно-технических, медицинских, противорадиационных, противохи-мических, противопожарных и других мероприятий, а также действиями сил ГО, осо-
163
бенно при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные дей-ствия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федераль-ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муници-пальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Феде-рации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, норма-тивными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Рос-сийской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской оборо-ны, являются:
развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;
создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических цен-тров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Рос-сийской Федерации, других образовательных учреждений дополнительного профес-сионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникаю-щих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при воз-никновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы центра-лизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе техни-ческих средств нового поколения;
создание локальных систем оповещения; установка специализированных технических средств оповещения и информи-
рования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Фе-
дерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также дру-гих технических средств передачи информации;
сбор информации и обмен ею.
164
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовка районов размещения населения, материальных и культурных цен-
ностей, подлежащих эвакуации; создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подго-
товка их личного состава.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств ин-дивидуальной защиты, являются:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использова-нию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений граж-данской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирно-го на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного про-странства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств
индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предостав-
ления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с уче-
том опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений граж-данской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отне-
сенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также органи-заций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств по-ражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для про-ведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскиру-ющих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вслед-
165
ствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенно-го характера, являются:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицин-ских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Си-лами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и орга-нами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, постра-давшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер, являются:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения; создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предна-
значению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродоволь-ственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося, и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палат-ках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь со-хранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-
лях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении во-енных действий или вследствие этих действий, являются:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неот-ложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к катего-риям по гражданской обороне, в военное время.
166
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имею-щих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовлен-ных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных ви-дов заражения и загрязнения;
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радио-активному загрязнению;
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния ра-диационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени за-раженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоак-тивными, химическими и биологическими веществами.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезин-фицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, по-страдавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуа-ции населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования не-обходимых коммунальных служб в военное время, являются:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реакти-вов, консервантов и дезинфицирующих средств;
167
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого обо-рудования и технических средств.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:
заблаговременное определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской
обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том чис-ле на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономи-ки и выживания населения в военное время, являются:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопро-сам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфра-структуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строитель-ных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий граждан-ской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежно-сти функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических ме-роприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неот-ложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продоволь-ственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восста-новления производственного процесса;
создание страхового фонда документации; повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии
на них современных средств поражения.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-лях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:
создание и оснащение современными техническими средствами сил граждан-ской обороны;
обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по граж-данской обороне;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны; разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-
спасательных и других неотложных работ; определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств граждан-
ской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
168
Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоторые направления деятельности гражданской обороны носят особый ха-рактер и, хотя в силу своей специфики, не включены в какую-либо задачу, но имеют отношение к каждой из них и обеспечивают их успешное решение. Речь идет о созда-нии и поддержании в высокой степени готовности системы управления гражданской обороной, и в частности пунктов управления, систем связи и оповещения, организа-ции наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением.
Задачи гражданской обороны взаимосвязаны и решаются с учетом конкретных условий обстановки, и прежде всего с учетом прогнозируемой и реальной опасности для населения и экономики, в соответствии с действующим законодательством Рос-сийской Федерации по вопросам гражданской обороны.
Поскольку задачи гражданской обороны весьма многообразны и имеют свои особенности для различных регионов страны, при их решении необходимо тщательно учитывать местные условия.
Характер, объемы и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выпол-нение задач гражданской обороны и создание материально-технической базы для это-го, определяются Правительством Российской Федерации с учетом политического, экономического и оборонного значения городов и других населенных пунктов и ор-ганизаций. Наиболее полно эти мероприятия осуществляются в городах, отнесенных к группам по ГО и на категорированных по ГО предприятиях.
При этом важнейшее значение имеют инженерно-технические мероприятия, осуществляемые в соответствие с Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий ГО, т.е. мероприятия, осуществляемые инженерно-техническими мето-дами и средствами и направленные на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений в условиях применения противником современных средств по-ражения, на повышение устойчивости функционирования предприятий, а также на успешное проведение АСДНР.
Мероприятия гражданской обороны, требующие капитальных вложений, затрат материально-технических средств и трудовых ресурсов, предусматриваются в пер-спективных планах экономического и социального развития.
Успешное решение многообразных и сложных задач гражданской обороны может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиям всех привлекаемых сил и средств при макси-мально полном использовании имеющихся возможностей для защиты населения и экономики, а также при тщательной организации и согласовании этих усилий под ру-ководством соответствующих органов управления ГО.
4.3. Структура гражданской обороны 29
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях соверше-ния крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание долж-но уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением
29 Притыченко И.Т. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
169
различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать уча-стие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех-ногенного характера.
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения поло-женных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств; в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов существенно необхо-димых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в во-енное время.
В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обес-печивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том чис-ле и оружия массового поражения.
Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления,
силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных админи-стративно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).
Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обо-роной МЧС России, которое создает территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны
и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации. Силы гражданской обороны включают в себя спасательные воинские формиро-
вания МЧС России, территориальные аварийно-спасательные службы и формирова-ния, объектовые нештатные аварийно-спасательные формирования, нештатные фор-мирования по обеспечению выполнения мероприятий ГО, спасательные службы, под-разделения ГПС, создаваемые на военное время специальные формирования. Для ре-шения задач гражданской обороны привлекаются также Вооруженные Силы Россий-ской Федерации, другие войска и воинские формирования.
Организационная структура гражданской обороны приведена на рис. 4.1. Таким образом, руководителями гражданской обороны в Российской Федера-
ции являются руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления и организаций, которые в соответствии с Федеральным законом «О граж-данской обороне» № 28 – ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123 –ФЗ, 2002 г. и № 122 – ФЗ, 2004 г.) несут полную ответственность за организацию и проведение меро-приятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на со-ответствующих территориях и в организациях. Непосредственное повседневное управление гражданской обороной они осуществляют через органы управления, спе-циально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Органами, через которые руководители гражданской обороной осуществляют руководство гражданской обороной, являются:
на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам граж-данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
170
в федеральных округах Российской Федерации — региональные центры по де-лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-хийных бедствий;
в субъектах Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - штатные струк-турные подразделения (отделы, сектора, группы) или назначаются отдельные работ-
ники (в зависимости от объема работы), уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.
171
Президент Российской Федерации
Правительство РФ
Определяет основы госполитики в области ГО.
Утверждает и вводит в действие план ГО РФ
Осуществляет руководство ГО
ФОИВ МЧС
Ведомственные
Организуют мероприятия ГО в орг. находящихся в их ведении. Выполняют мероприятия в со-ответствии с планом ГО
Осуществляет управление ГО РФ Осуществляет госполитику в области
ГО Осуществляет нормативное регули-
рование, а также специальные разре-шительные, надзорные и контрольные функции в области ГО
Авиация | Спасательные воин- | Учреждения | Спасательные фор- | |||||
МЧС России | ские формирования | центрального | мирования централь- | |||||
подчинения | ного подчинения | |||||||
Спасательные
центры
Региональные центры
Главы органов исполнитель-ной власти субъектов РФ
Координируют деятельность в обл. ГО
Осуществляют руковод-ство и организуют мероприятия ГО
Эвако- | Главные | ||||||||||||
Организации и | Комиссии | ||||||||||||
учреждения | по | органы | управления | ||||||||||
субъектов РФ | устойчивости | ГО | МЧС России | ||||||||||
| АСФ |
|
| ||||||||||
Организуют мероприятия ГО в орга- | |||||||||||||
и службы | |||||||||||||
низациях, находящихся в их ведении. | |||||||||||||
Выполняют особые мероприятия ГО | |||||||||||||
в соответствии с решением глав | |||||||||||||
Входят в | |||||||||||||
администраций | |||||||||||||
состав сил | |||||||||||||
| ГО |
| |||||||||||
Находятся в опера-тивном подчинении Глав администраций. Осуществляют управ-ление ГО
Аварийно-спасательные | |||||||
Центр | ЦУКС | УЭК | |||||
| службы и формирования | ||||||
172
Организуют и про- | |||
Главы муниципальных | |||
водят мероприятия | |||
| ГО | ||
Выполняют зада- | |||||||
Органы управления, уполномоченные на решение | Планируют и | ||||||
чи ГО в соответ- | |||||||
задач ГО (отделения, отделы) по решению глав му- | осуществляют | ||||||
ствии с решением | |||||||
ниципальных образований | управление ГО | ||||||
главы местной | |||||||
администрации | |||||||
Организации и | Комиссии по | Эвакоорганы ГО | ЕДДС | ||||||||||||
учреждения | устойчивости | ||||||||||||||
Организуют и | |||||||||||||||
АСФ | Входят в состав | Руководители объектов | проводят меро- | ||||||||||||
сил ГО | приятия ГО | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Органы управления, уполномо- | |||||||||||||||
ченные на решение задач ГО | Планируют и | ||||||||||||||
(структурные подразделения, | осуществляют | ||||||||||||||
работники) по решению руко- | управление ГО | ||||||||||||||
водителей объектов | |||||||||||||||
Штатные объекто- | Комиссии по устойчи- | Эвакоорганы ГО | Нештатные АСФ | |||
вые АСФ | вости | |||||
Рис.4.1. Организационная структура гражданской обороны
Задачи, функции и полномочия МЧС России определены указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 .
Региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Рос-сийской Федерации комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. Руководители указанных территориальных органов назна-чаются в установленном порядке МЧС России.
Задачи, функции и полномочия регионального центра и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации определены «Положением о терри-ториальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо-роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез-вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, спе-циально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по преду-
173
преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федера-ции», утвержденными приказами МЧС России соответственно от 1 октября 2004 г. № 458 и от 6 июня 2004 г. № 372.
Вопросы создания органов, осуществляющих управление гражданской оборо-ной на территориях, не отнесенных к группам по гражданской обороне, регламенти-руются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаются по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти за счет чис-ленности и фонда заработной платы, установленной для данного органа.
Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (ра-ботников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, количе-ство работников в данных структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из требований постановления Правительства РФ от 10.07.1999г. №782 «О со-здании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), упол-номоченных на решение задач в области гражданской обороны».
Силы гражданской обороны
В выполнении30 мероприятий гражданской обороны участвуют все основные категории населения. В связи с этим все люди должны кроме знания своих обязанно-стей по сигналам оповещения, правил использования средств защиты, умения оказы-вать само- и взаимопомощь должны владеть и необходимыми приемами, и способами проведения спасательных работ в очагах поражения.
Вместе с тем, сложность и специфичность ряда задач, которые возложены на гражданскую оборону, требуют заблаговременного создания и специальной подго-товки массовых сил, без чего немыслимо выполнение мероприятий по защите населе-ния, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих дей-ствий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенно-го характера
К силам гражданской обороны относятся спасательные воинские формирова-ния федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Одной из основных задач, выполняемых силами гражданской обороны, являет-ся проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах пораже-ния. Комплекс этих работ включает: разведку маршрутов выдвижения к местам про-ведения работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) ведения работ; прокладывание колонных путей устройство проездов в за-валах и на зараженных участках; розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений и из завалов; вскрытие
30 Кузьмин А.И. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
174
разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение нахо-дящихся в них людей4 оказание первой помощи и медицинской помощи, эвакуацию их в лечебные учреждения и вывод населения в безопасные районы; локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях в интересах ведения спасательных работ; санитарную обработку людей, обеззараживание одежды, дегаза-цию техники и средств защиты; обеззараживание территории и сооружений, воды, водоисточников, продовольствия и фуража.
При необходимости силы гражданской обороны могут привлекаться для созда-ния оборонительных рубежей и позиций, восстановления аэродромов, дорог, пере-прав, пунктов базирования и судоремонта, оборудования перегрузочных пунктов и других объектов целях оказания помощи пораженному личному составу Вооружен-ных Сил, а спасательные воинские формирования, кроме того, - для выполнения от-дельных задач территориальной обороны, в том числе борьбы с диверсионно-разведывательными группами и воздушными десантами противника.
Учитывая, что в мирное время силы ГО привлекаются к ликвидации ЧС при-родного и техногенного характера, определенная часть их содержится в состоянии повышенной готовности.
Основными принципами использования сил гражданской обороны при решении ее задач являются: поддержание сил в высокой степени готовности к выполнению за-дач как в мирное, так и в военное время; максимально полное и эффективное исполь-зование всех возможностей сил и средств для решения задач в кратчайшие сроки; применение приемов и способов проведения спасательных работ, соответствующих конкретной обстановке и обеспечивающих максимально быстрое их выполнение; проведение спасательных работ объеденными усилиями спасательных воинских фор-мирований и аварийно-спасательных формирований при обеспечении четкого взаи-модействия между ними по задачам, времени и объектам ведения работ; комплексное использование многообразной техники, состоящей на вооружении сил, в целях до-стижения максимального эффекта при проведении работ; сосредоточение усилий на наиболее важных участках (объектах) работ; обеспечение непрерывности действий, наращивание фронта и темпов ведения работ; осуществление необходимого маневра силами и средствами, создание, умелое использование и своевременное восстановле-ние резервов; твердое и непрерывное управлении подразделениями и формирования-ми, настойчивость в выполнении поставленных задач; формирование и поддержание высокого морального духа сил при проведении спасательных работ; всестороннее обеспечение действий сил, поддержание и быстрое восстановление боеспособности частей и работоспособности формирований, их готовность к решению поставленных перед ними задач.
Важное значение имеет поддержание сил ГО в уставленной готовности для вы-полнения задач. Если спасательные воинские формирования находятся в высокой степени готовности и способны в кратчайшие сроки приступить к выполнению задач, то для приведения в готовность формирований требуется более продолжительное время, поскольку повседневно личный состав формирований выполняет производ-ственные задачи и установленные служебные обязанности.
В целях обеспечения организованного приведения формирований в готовность
в установленные сроки разрабатываются соответствующие планы и проводятся необ-ходимые тренировки и проверки готовности. Планами приведения в готовность фор-мирований определяются: порядок оповещения, места и время сбора личного состава,
175
места и сроки выдачи табельного имущества, средств оснащения и других материаль-ных средств, сроки готовности, порядок выдвижения, организация управления и все-стороннего обеспечения.
Важное значение имеет установленный порядок создания и наращивания воз-можностей группировок сил, привлекаемых к проведению спасательных работ. Это один из важнейших элементов готовности гражданской обороны к выполнению воз-ложенных на нее задач.
В ходе приведения гражданской обороны в готовность при угрозе нападения противника, по соответствующему распоряжению определенная часть формирований повышенной готовности выводится из городов, отнесенных к группам по ГО в заго-родную зону, приводится в готовность к действиям и одновременно используется для дооборудования загородной с целью подготовки ее к приему эвакуируемого населе-ния. Заблаговременный вывод формирований из городов существенно ускоряет под-готовку самой загородной зоны к приему эвакуируемого населения и создает перво-начальную основу группировок сил в сочетании со спасательными воинскими фор-мированиями и формированиями повышенной готовности населенных пунктов заго-родной зоны и обеспечивает готовность части сил ГО к проведению спасательных ра-бот на случай внезапного нападения противника.
С началом проведения эвакуационных мероприятий из городов, отнесенных к группам по ГО развертываются все остальные формирования, приводятся в готов-ность, выводятся в загородную зону и включаются в группировки сил. Одновременно завершается развертывание учреждений спасательных служб, а также приведение в готовность остальных организаций и учреждений, привлекаемых к решению задач гражданской обороны.
4.4.1. Спасательные воинские формирования МЧС России 31
СВФ МЧС России, как составная часть сил ГО, предназначены для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории РФ.
Имея на оснащении современную технику и обладая высокой маневренностью, СВФ МЧС России способны проводить спасательные работы в высоком темпе в любое время года и суток, при любой погоде. Свои задачи СВФ МЧС России выполняют, как правило, во взаимодействии с аварийно-спасательными формированиями, привлекае-мыми к проведению мероприятий ГО, или самостоятельно.
Основными задачами СВФ МЧС России являются:
а) в мирное время:
проведение мероприятий по поддержанию готовности СВФ МЧС России к вы-полнению возложенных на них задач;
использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения АС-ДНР;
участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а
также обучение населения в области ГО;
31 Лещенко А.П. Каф. 21 «Тактики и общевоенных дисциплин»
176
участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по со-зданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при ЧС, а также по разработке технологий проведения АСДНР;
б) в ходе ликвидации ЧС в мирное время :
участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологи-ческой (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним; участие в проведении АСДНР по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях
иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения; участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживани-
ем авиационных бомб и фугасов, в гуманитарном разминировании; участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззаражива-
нию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий; участие в доставке грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гу-
манитарной помощи иностранным государствам; участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой,
предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадав-шему населению первой помощи;
участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС;
участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных ор-ганов исполнительной власти противодействия терроризму;
в) в военное время:
участие в ведение радиационной, химической и неспецифической бактериоло-гической (биологической) разведки в местах проведения АСДНР, а также на маршру-тах выдвижения к ним;
участие в обеспечении ввода сил ГО в очаги поражения, зоны заражения (за-грязнения) и катастрофического затопления;
участие в проведении АСДНР в очагах поражения, зонах заражения (загрязне-ния) и катастрофического затопления;
участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживани-ем авиационных бомб и фугасов;
участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззаражива-нию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культур-ных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофиче-ского затопления;
участие в ликвидации последствий применения противником ОМП; участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в
обеспечении режима военного положения; участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспече-
ния населения.
Организационно-штатная структура СВФ МЧС России утверждается Мини-стром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
177
Дата: 2019-02-25, просмотров: 319.