Дорогой друг!
Областная пионерская организация предлагает ответить на вопросы анкеты, чтобы узнать о твоём участие в тимуровском движении области. Твои искренние и максимально полные ответы нам здорово помогут!
1. Что ты знаешь о тимуровском движении и чем оно тебя привлекает?
____________________________________________________________________________________________________
2. Как ты думаешь, что может дать обществу тимуровское движение?
____________________________________________________________________________________________________
3. Почему ты пришёл в тимуровский отряд? Назови три причины:
· для развлечения и отдыха;
· отличаться от других;
· из-за друзей родственников, родителей;
· повысить свои способности;
· помогать людям;
· стать самостоятельным;
· проявить свои способности;
· найти друзей.
4. Согласны ли вы и почему?:
· группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать;
· даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды;
· мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
5. Считаешь ли ты, что участие в тимуровском движении поможет тебе найти свой место в жизни?
· Да;
· Нет;
· Не знаю;
· Может быть.
6. Самое яркое дело проводимое твоим тимуровским отрядам:
· много;
· социальная акция;
· игры с младшими школьниками;
· шефство над ветеранами и одинокими людьми;
· концертная деятельность;
· благоустройство памятников и памятных мест;
· озеленение и благоустройство дворов, пришкольных площадок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностика состояния
духовно-нравственных качеств личности ребёнка.
Диагностика проводится на основе собственных наблюдений взрослых за детьми, проводится в конце проекта. Позволяет видеть динамику развития личности ребёнка; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и в коллективе.
Уровни:
«В» – высокий;
«С» - средний;
«Н» - низкий.
Ф.И. ребёнка |
|
|
|
Качества личности | |||
Готовность придти на помощь | |||
Умение быть благодарным | |||
Уважение к старшим | |||
Дружелюбие | |||
Забота о младших | |||
Трудолюбие | |||
Ответственность за порученное дело | |||
Инициативность | |||
Терпимость | |||
Активность в учёбе | |||
Активность в дополнительном образовании | |||
Творческая направленность | |||
Любовь к Родине | |||
Позитивное отношение к своей национальности | |||
Наличие принципов и убеждений | |||
Культура речи, общение | |||
Нравственность поступков | |||
Интерес к родной культуре | |||
Интерес к истории своего края | |||
Физическая активность | |||
Коллективизм | |||
Школьный патриотизм |
При обобщении результатов диагностики считается процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу детей. Затем выделяются приоритетные характеристики коллектива (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Опросник «коммуникативная толерантность»
Ответы:
Всегда / иногда/ никогда/
I
1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
3. Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
4. Безупречный во всех отношениях человек меня раздражает
5. Я бы тяготился разговорами с одноклассником (коллегой), который уступает мне по уровню знаний и культуры
6. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с людьми другой национальности
II
7. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что собеседник прав
8. Бывает, я ловлю себя па том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
9. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
10. Я люблю командовать близкими
11. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
12. Когда одноклассник (коллега) не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня
III
13. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
14.Меня раздражают любители поговорить
15.Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у
меня
16.Как правило, мне трудно идти на уступки одноклассникам (коллегам)
17. Обычно я с трудом нахожу общий язык с новыми (незнакомыми) людьми
18. Меня раздражает, если кто-то, с кем у меня общее дело или задание делает что-то по-
своему, не так, как мне того хочется
IV
19. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)
20. Я соглашаюсь, если кто-то говорит, что современная молодежь распущенная
21. Так называемые «новые русские» и их дети обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо откровенным рвачеством
22. Считаю, что с людьми другой национальности лучше не иметь дела
23. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне
24.Есть тип людей, который я не выношу
V
25. Я не стану прощать никому в школе бестактные шутки в мой адрес
26. Я не склонен искать пути к примирению после очередного конфликта с человеком
27. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
28. Мне неприятны самоуверенные люди
29. С обидчиком другой национальности я буду особо непримирим, и скажу все, что о них думаю, не дав ему и рта раскрыть
30. Когда кто-то из учащихся (коллег) возьмет у меня что-то без разрешения, я выдам ему «по первое число»
VI
31. Мне трудно скрывать чувства, если человек мне чем-либо неприятен.
32. Я всегда скажу пару нелицеприятных слов тому, кто толкается в транспорте или в другом общественном месте
33. Терпеть не могу двоечников (отличников)
34. Меня, бывает, упрекают в неумении слушать и слышать
35. Мне нравится обращаться к людям, используя клички и обидные прозвища
36. В критической ситуации при общении с собеседником мне не удается сохранять полное спокойствие
VII
37. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
38. Внутренне я не одобряю приятелей, которые при всяком удобном случае рассказывают о своих болезнях
39. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свои проблемы
40. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
41. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в одном со мной месте
42. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из учителей (коллег)
VIII
43. Я не прочь позлословить об отсутствующих
44. Я внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был
45. Мне приходилось воспользоваться оплошностью человека
46. Я охотно признаю свои ошибки при спорах с друзьями (коллегами)
47. Вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же
48. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему
49. У меня возникает чувство досады, когда кто-то высказывает мнение, противоположное моему
50. Бывает, что я завидую удаче других
51. Меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами
52. Когда у людей неприятности, я думаю, что они получили по заслугам
Ключ для обработки результатов опроса
Шкала | Номера вопросов | Оценка в баллах | Примечание |
I. Характеристика (параметр): | Мах баллов | ||
1. Не принятие индивидуальности других людей | 1,2,3,4, 5,6 | Всегда - 2 Иногда - 1 Никогда - 0 | 12 |
2. Подавление партнера | 7,8,9, 10, 11, 12 | 12 | |
3. Адаптация к самому себе | 13. 14, 15, 16, 17, 18 | 12 | |
4. Категоричность в оценках | 19, 20,21,22, 23. 24 | 12 | |
5. Непримиримость к чужим ошибкам | 25, 26, 27, 28, 29. 30 | 12 | |
6. Некоммуникабельность, неуправляемые отрицательные реакции | 31,32,33,34, 35,36 | 12 | |
7. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, черствость, равнодушие | 37, 38, 39, 40, 41,42 | 12 Всего: 84 | |
II. Мотивация одобрения (шкала лжи): | 43.45.46, 52 | Никогда - 2 | 20 |
44, 47, 48, 49, 50,51 | Всегда - 2 | ||
III. Тип коммуникативной толерантности: | Всегда – 2 Иногда - 1 Никогда - 0 | ||
Ситуативная | 1,2,3,4,7,13,14,2 7.28.31.32.36 | 24 | |
Типологическая | 6,10,19,20,21,22,23,24, 29,37,38,41 | 24 | |
Профессиональная | 5,12,15,16,17,18,25,30, 33.34.35.42 | 24 |
Примечания:
Высокое значение параметра по шкале лжи может говорить как о неискренности, так и о том, что стереотип интолерантного поведения уже закреплен.
Типы коммуникативной интолерантности по группам сводятся в диаграммы.
Индекс CI (КИ) по группе рассчитывается по формуле: CI = Сумма всех С1 инд, деленная на число респондентов и на 10.В раздел VIII включены вопросы из теста Марлоу (шкала лжи), определящие мотивацию одобрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Диагностика уровня сформированности толерантности
у подростков
Инструкция.
Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или не можно следующим образом:
«+ +» - сильное согласие (конечно, да);
«+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);
«О» - ни да, ни нет;
«-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да); «- -» - сильное несогласие (конечно, нет). Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
1.Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2.Цивилизованные страны, как, например, Белоруссия, не должна помогать народам
Африки: пусть сами решают свои проблемы.
3.Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства.
4.Дети из более богатых семей не должны иметь права в особых школах, даже за свои
собственные деньги.
5.Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально
отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с
остальными людьми.
6.Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
7.Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома
белорусских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их
обычаями и традициями.
8.Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой вынуждать к работе.
9.Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
10.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
11.Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением
от нормы.
12.Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
13.Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
14.Евреи - такие же полезные для общества граждане, как в представители любой другой
национальности.
15.Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны
иметь право защищать себя и свои взгляды.
16.Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен (а),
что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
17.Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо
наказывать.
18.Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов. /
19.Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если
станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую
государственную должность наравне с другими.
20.Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
21.Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями
различных рас существуют различия в способностях и талантах.
22.Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их
личное дело.
23.Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24.Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
25.То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных
взглядов, - благо для Белоруссии.
26.Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
27.Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его
национальности.
28.Истинной религией может быть только одна религия.
29.Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
30.То, что Белоруссия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
31.Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
32.Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также
должны это понять.
33.Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
34.Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
35.Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
36.Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает
окружающих.
37.Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены
незаконными и подвергаться суровому наказанию.
38.Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на
общепринятые взгляды и поведение.
39.Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в
обществе готов пойти на уступки.
40.Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных
уступок.
41.Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в
друзья я предпочел бы их не брать.
42.Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
43.Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
44.Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
45.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых
государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
Обработка и интерпретация результатов:
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «+ +», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «О», то 0 баллов. Если «-», то - 1 балл. Если «- -», то - 2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7,14,15,16,18, 19,22,25,27,30, 34, 37,38, 39,40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1,2,4,5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20,21,23,24, 26, 28,29,31,32, 33,35,36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
от -90 до -45 - высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;
от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;
от 45 до 90 - высокий уровень толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Проект «Социальная реклама»
Цель: повышение жизненного тонуса граждан, снятие эмоционального напряжения.
Как реализовывается проект:
1. Напечатанные на прозрачной пленке черным шрифтом жизнеутверждающие высказывания классиков расклеить на окнах автобусов и троллейбусах. Такое исполнение афоризмов выбрано для ненавящевого воздействия на пассажиров. Неброский шрифт, помещенный на прозрачной «основе», с одной стороны, удобно читается, а с другой стороны, позволяет спокойно смотреть в окно.
2. Проект начинается с трудоемкого этапа отбора афоризмов их оценки с точки зрения безопасного психологического воздействия. Исполнитель проекта должен придерживаться
принципа “Не навреди!”.
Примеры афоризмов:
· Творите о себе мифы. Боги начинали только так. ( Ежи Лец);
· Все, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство. (Бальзак);
· Власть придает словам отпечаток правды. (Менандр);
· Всякая перемена прокладывает путь другим переменам. (Макиавелли);
· Если ты ничем не рискуешь, ты рискуешь вдвойне. (Эрика Йонк);
· Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения.
( Ежи Лец);
· Коли все думают одинаково, значит, никто особенно и не думает. (У. Липпман);
· Если вы не восходящий, значит, вы ниспадающий. (Стивен Поттер);
· Трудное - это то, что может быть сделано немедленно; невозможное - то, что потребует немного больше времени. (Сантаяна);
· Мой способ шутить - это говорить правду. На свете нет ничего смешнее. (Д. Б. Шоу)
· Настоящие изменения не различимы на глаз. (А. Битов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Игры и упражнения
1. Игры на знакомство
1. "Снежный ком". Группа встает в круг, и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий - имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.
2. "Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя". Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
3. "5 важных вещей". Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
4. "Рассказать о себе в трех словах".
5. "Газетка". Группа стоит в кругу. Ведущий находится в центре круга, у него в руках свернутая "газетка". Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг, должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей, иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали, поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.
6. "Представиться по-разному". Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
7. "Мяч по кругу". Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мяч. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так
до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
8. "Построиться по именам в алфавитном порядке". Хорошо при первой встрече.
9. "Нарисовать на листе бумаги что-то, характеризующее «художника".
10. "Сделать визитку, соответствующую своей личности".
11. Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.
12. "Карточки". Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно и т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества, присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
13. Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.
14. "Животные на спину". Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают «да» или «нет». (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующую картинку. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.
15. "Поздороваться за руку с максимальным количеством людей". Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей.
Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
2. Игры на контактность
1. "Поздороваться носами". За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками и т.д.
2. "Рисуем на ладошках". Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один - ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
3. "Молекулы". Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит: "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек!» Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.
4. "Салки-обнималки". Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
5. "Определи на ощупь". Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).
6. "Остров - 1". Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы - кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.
7. "Остров" - 2". Группе нужно уместиться на "острове" - куске ткани. Причем "вода поднимается" - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.
8. "Путаница". Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.
9. "Живой мост". Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу, и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту", перемещается в конец. Затем - следующий и т.д. При выполнении нужно соблюдать технику безопасности.
10. "Бесконечное кольцо". Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук, все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
11. "Слепой скульптор". Группа разбивается по три человека, и одному завязывают глаза. В это время второй из третьего "лепит" скульптуру. Затем "слепой" должен из второго слепить то же, что тот слепил из третьего.
12. "Встать спиной друг к другу". В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.
13. "Сесть друг другу на колени". Задание: нужно всем сесть друг другу на колени. Для этого группа встает в круг, поворачивается боком, сужает круг и одновременно садится так, чтобы можно было расслабить ноги. Затем можно обойти кружок. Группу нужно страховать.
14. В парах: встать спинами друг другу, "лечь" и расслабиться.
15. «Мешочек». Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное - его не уронить, т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
16. "Танец на газете" - пара танцует, газетка уменьшается, кто смог танцевать на меньшем клочке – выиграл.
17. "Прятки в темноте". Надо не только найти, но и узнать человека на ощупь.
18. "Бревно дедушки Ленина" - группа ложится на пол, один человек перпендикулярно сверху, задача: совместным вращением вокруг оси передвинуть его из начала ряда в конец. Руками помогать нельзя.
19. "Яблоко на веревке" - подвешивается на капроне и группа должна его съесть, не пользуясь руками - проводится как соревнование нескольких групп. (Но можно проводить для всей группы - кто первый откусит - или по очереди). Веселее, когда все прыгают на одной ноге. Не попавший в группу – выбывает.
3. Игры на командную работу
1."Енотовы круги -1". Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру - треугольник, квадрат и т.п.
2. "Выйти по числу пальцев". Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества человек группы. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом. Возникает ощущение умения понимать друг друга без слов.
3. "Выкинуть на пальцах". Всей группе на "раз-два-три" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.
4 . Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед, не сговариваясь.
5. Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь, молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.
6. "Посчитать до 18". Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Нужно договориться, кто какую цифру не произносит. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: каждый человек должен произнести хотя бы одно число.
7. Hе разговаривая, сложить из стульев какую-либо фигуру (например, букву "ю"). Можно проводить на время.
8. Два человека стоят, упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое - стоя лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения - группа из нескольких человек, стоящих в кольце.
9. "Узел". Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант - развязать узел, завязанный ведущим.
10 . С закрытыми глазами молча построиться по росту.
11. Молча построиться по дням рождения.
12. "Тарелочки - 1". Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, «переправиться» по тарелочкам через него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.
13. "Puzzle". С завязанными глазами молча собрать доски Сегена.
14. Все стоят в кругу. Закрыв глаза, снимают обувь и перемешивают. Не трогая руками, надо найти свою (ногами).
15. «Муравьиная тропа». Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача - двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается сначала.
16. Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается сначала.
17. "Веревочка за руки". Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит, взявшись за руки. Задача - всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что прыгать нельзя, либо ввести "слепых", "немых" людей.
18. "Тарелочки по кругу". Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Нужно, не наступая на пол, всем одновременно попрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой помещался только один человек.
19. "Осьминожка". К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача - не уронив мячик, обнести его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце - воздушный шарик.
20. "Орехи". Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант - то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.
21. "Кельтское колесо". По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света. Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг. Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности. Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке, должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
1. 7-10 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
2. Каждая группа определяет отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему она не могла бы обойтись без других сторон света.
4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей для людей соответствующих сторон света в целях решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего - Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
4. Упражнения на доверие
1. "М-М-М по кругу". Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.
2. "Коленочки". Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Надо хлопать ладонями по коленям, так чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.
3. "Восковая палочка". Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит человек. Он начинает падать (не сгибая ног) в какую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: группа качает человека в каком-либо направлении. Техника безопасности: исходное положение у стоящих в кругу - правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).
4. "Ковер-самолет (времена года)". Человек ложится на коврик, закрыв глаза, группа встает вокруг него (зима). Затем все аккуратно кладут на него руки (весна). Затем группа поднимает человека и
обносит круг (лето). Затем его медленно, покачивая, опускают и кладут на коврик (осень). Техника безопасности: поднимать человека нужно осторожно, подсунув руки под него. Важно следить, чтобы у тех, кто поднимает, спины были выпрямлены, то есть поднимали человека за счет мышц ног.
5. "Доверчивое падение". Человек стоит на высоте (стул, стол и т.п.). Группа стоит сзади в две шеренги, вытянув вперед руки и образуя коридор. Человек складывает на груди руки (чтобы не задеть окружающих по лицу), и падает на выставленные руки стоящих внизу. Падать можно спиной или лицом.
Техника безопасности для стоящих.
Стоять следует плотной группой, ноги должны стоять устойчиво (позиция на упор, вытянутые вперед руки согнуты в локтях, руки каждого человека проходят между руками напарника, то есть руки стоящих в обеих шеренгах чередуются). Наиболее сложно удерживать кости таза. Головы отклонить назад. Если в группе есть очень слабый человек, то его может страховать более сильный, стоящий сзади и подсовывающий свои руки под руки впереди стоящего.
Для падающего.
Руки должны быть сложены на груди. Надо следить, чтобы человек не упал мимо группы. Нельзя сгибать ноги в коленях. Перед падением необходимо спросить, готова ли группа, и дождаться четкого ответа. Желательно, чтобы начавший упражнение выполнил его до конца, но сильно принуждать к этому нельзя. Если человек долго не решается, можно использовать следующий способ: все встают не шеренгами, а плотной кучкой и вытягивают руки в сторону падающего. В результате он видит в группе друзей, готовых поддержать его. Так выполнить упражнение гораздо легче, но желательно потом повторить в первоначальном варианте. Упражнение должно выполняться с максимальной осторожностью и внимательностью. Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, когда группа человека не поймает, так как это сильно подрывает доверие к группе. Если же это произошло, по возможности следует обсудить ситуацию и очень осторожно повторить.
6. "Живой мост". Группа стоит в две шеренги лицом к лицу. Ноги в положении на упор, согнутые в локтях руки вытянуты вперед. Нужно передать человека по этому «коридору» с начала до конца. Следует предупредить группу об аккуратности при выполнении задания.
7. "Фотоаппарат". Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй - фотоаппаратом. «Фотоаппарат» закрывает глаза, «фотограф» подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову, "делает снимки" («Фотоаппарат» на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом «фотоаппарат» должен угадать, в каком месте "сделаны снимки". Затем роли меняются. На самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Наиболее важные моменты следующие: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т. д.
8. "Паровозик". Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего, он говорит первому и всей группе, куда идти.
9. "Стена". Человек с закрытыми глазами быстрым шагом идет в сторону либо стены, либо конца сцены. Его напарник должен в последний момент сказать "Стоп", чтобы человек остановился.
Техника безопасности
Обеспечить физическую безопасность.
Предупредить группу, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время, что следует учитывать при подаче команды.
10. "Баллы на пальцах". Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.
11. "Солнышко". Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том
расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре, может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
12. "Енотовы круги - 2". Берется большой круг (кольцо) из крепкой веревки, за который все берутся руками. Затем начинают, осторожно отклоняясь назад, растягивать кольцо в стороны. Далее можно:
· всем присесть, а потом встать;
· отпустить одну руку;
· пустить вертикальную или горизонтальную «волну» (то есть покачать веревку). Потом обсуждается поддержка друг друга и зависимость результата общего дела от каждого, поскольку если кто-нибудь или несколько человек отпустят руки, то упадут все, включая их самих. Важно помнить об аккуратности.
13. "Танцевать вальс с закрытыми глазами". Ведет партнер. Необходимо доверие между партнерами.
14. "Енотова колыбель". Веревка в веревочном кольце перекрещивается несколько раз, образуется несколько петель. Каждый берется за образовавшуюся петлю. На петли ложится человек, его можно качать, подбрасывать.
15. "Енотовы круги-2." Веревочное кольцо пропускается подмышками человека. Его ноги фиксируются на полу, чтобы не проскальзывали и человека медленно опускают почти до горизонтального положения, а потом поднимают. Страхующий кладет свою руку между полом и лицом человека, чтобы, с одной стороны, избежать слишком резкого касания пола, а с другой- страховка от непредвиденного падения.
16. "Бежать между шеренг". Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу, вытянув руки вперед. Человек проходит между шеренгами, в последний момент перед его лицом руки по очереди поднимаются вверх. Проходить можно либо с открытыми, либо с закрытыми глазами.
17. "Бежать между шеренг - 2". Люди плотно стоят в две шеренги лицом друг к другу. Человек разбегается и бежит между
двумя шеренгами. Люди стоят слишком плотно, и они по очереди расступаются перед ним, создавая эффект волны. Человек видит расступающуюся перед собой шеренгу лиц.
Техника безопасности
Необходимо предупредить группу о необходимости внимательности. Прежде, чем бежать, следует спросить группу, готова ли она, и дождаться четкого ответа.
18. "Салки на доверие". Часть группы лежит на полу на спине, а сверху над ними группа играет в салки.
19. "Магнит". Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней "прилипли". Один выходит в центр. Это "магнит". Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает "притягивать" людей к себе. Тот, кто чувствует, что его "выдернули из клея", присоединяется к «магниту», и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут "отлипать" от стены, можно смотреть на отношение группы к человеку - "магниту".
5. Упражнения на экстрасенсорику
1. "Ладошки". Люди в парах. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. (Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т.п.) Потом пары меняются. Hа обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.
2. "Телепатия". Делается по парам. Человек, сосредоточившись, пытается передать напарнику несложный образ (например: закат). Обычно угадывание чужих мыслей действительно может происходить. Важно, чтобы в группе соблюдалась тишина.
3. "Сенсорика". Человек стоит в центре. К нему со спины кто-то подходит. Попытаться определить пол человека, а если получится, то и имя.
4. "Мышеловка". Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки - мышеловка захлопывается. Их задача - не
разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.
5. "Остановка рук". У человека закрыты глаза. Напарник постепенно приближает к нему руку. Когда первому покажется, что чужая рука находится от него на расстоянии 1 см, нужно сказать "Стоп". Вариант - напарник подходит к человеку, стоящему с закрытыми глазами. Когда тот почувствует приближение, он должен сказать "Стоп".
6. «Человек с закрытыми глазами». Окружающие по очереди прикладывают палец к его лбу. Он должен назвать пол и постараться определить имя дотронувшегося.
7. Определить цвет на ощупь. Вариант: определить на ощупь край стола (рука в воздухе).
8. "Сколько нас?" . С закрытыми глазами (стоя на месте) определить, сколько человек в зале и кто где находится.
6. Подвижные игры
1. "Перетягивание каната". Две команды перетягивают канат. Кто сильнее.
2. "Себихуза". В центре комнаты - полоса. Две команды по разные стороны полосы пытаются перетянуть друга на свою сторону. Заступивший за линию переходит на другую сторону с сражается уже за противоположную команду.
3. "Таиландский бокс". Два человека на ринге с завязанными глазами сражаются мешками, набитыми мягкими тряпками. Возможны и различны варианты: можно одному дать колокольчик, а другому мешок - он бьет на звук, человек с колокольчиком уклоняется, можно дать мешки обоим, и ввести двух посредников - они направляют своих игроков короткими командами.
4. Раскладывается лента из туалетной бумаги, нужно пробежать по ней, ни разу не оступившись.
5. "Эстафета". Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается, петляя, их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что, когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.
6. "Хвост дракона". Группа стоит колонной, крепко держась за талию друг друга. Задача первого - поймать последнего, а задача того - увернуться.
7. "Бревно". Два человека в кругу берут бревно. Нужно вытолкнуть бревном соперника из круга.
8. "Два кольца". Группа стоит, взявшись за руки, вокруг нарисованного на земле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Человек может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри малого. Задача каждого - заставить других наступить на запретную территорию и при этом удержаться самому.
9. "Бежать в связке". Нужно пробежать расстояние со связанными ногами. Можно в парах или даже несколько человек.
10. Бежать со свечкой так, чтобы она не погасла.
11. "Американский треугольник". Все разбиваются на четверки. Трое образуют треугольник. Оставшийся - водящий. Его задача - осалить одного из треугольника. Задача остальных двоих в треугольнике - защитить своего товарища. Салить, протягивая руку через круг нельзя, можно лишь обегать треугольник вокруг. Когда водящему удается осалить, осаленный становится водящим, постепенно все меняются ролями.
7. Игры на поднятие эмоционального фона
1. "Брейн-ринг". Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подходит по одному человеку, и он им на ухо говорит слово, которое они должны жестами донести до своей команды - кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя. Вариант: передавать слово не жестами, а рисовать или лепить из пластилина.
2. "МПС". Группе нужно, задавая по кругу друг другу вопросы, догадаться, что такое МПС. На самом деле, это "мой правый сосед". Несколько человек в кругу должны знать это, чтобы остальным постепенно становилось понятно.
3. «Поменяться взглядом". Группа стоит в кругу. В центре- ведущий, который старается занять чье-нибудь место. Тот, чье место занял ведущий - водит. Люди договариваются взглядом, кто с кем меняется.
Игра на честность
1 .Все стоят в кругу. Ведущий в центре производит различные движения и жесты, остальные должны их быстро повторить. Тот, кто ошибся - переходит на другую сторону круга. Специально это не отслеживается. Ведущий пытается специально запутать игроков. Потом правила могут поменяться - надо изобразить зеркальное отражение движений водящего. После игры проводится разговор о честности: что игра была для того, чтобы человек осознал для себя - честен ли он. Не надо скрываться, надо быть таким, какой ты есть.
9. Упражнения на снятие агрессии
1. Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока "высказываний" человеку развязывают глаза. Он видит свою "жертву" и извиняется перед ней.
2. "Рисунок". Нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.
3. "Фигура". Сидя в кругу, составляется фигура из всего агрессивного, плохого, что есть в группе. "На общее дело" идут клыки, зубы, когти и т.д. по кругу. (Или качества для более старших). Затем одновременным нажатием "кнопок" на ручках стульев фигура отправляется в космос.
Литература
1. Аникеева, Н.И. Воспитание игрой / Н.И. Аникеева. - Москва. – 1987.
2. Берис, Р. Развитие Я – концепция и воспитание/ Р. Берис. - Москва. - 1986.
3. Исаев, А. , Сергеев, В. «Зарница» – пионерская игра / А.Исаев, В.Сергеев – 1996.
4. Маленкова, Л.И Человековедение / Л.И. Маленкова. - Москва. - 2000г.
5. Николаев, В.И., Ривес, Ю.Е. Товарищ / В.И. Николаев, Ю.Е. Ривес. – Москва. – 1982.
6. Трухачева, Т.В., Кирпичник, А.Г. Детское движение: словарь – справочник /
Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – Москва. – 2005.
7. Фалькович, Т.А.. Высоцкая, Н.В., Толстоухова, Н.С. Подростки 21 века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая,
Н.С. Толстоухова. – Москва. – 2007.
8. Фурин, С., Симонова, Л. Юным тимуровцам / С. Фурин, Л. Симонова. – Москва. – 1977.
9. Книга вожатого/ Москва. - 1986.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.