(Центр социальной службы)
лПривлечение - это процесс поиска и набора ребят, которые хотят оказать помощь пионерской дружине в ее социально значимой деятельности, в тимуровский отряд. При наборе ребят в тимуровский отряд прежде всего следует ориентироваться на их мотивацию к занятию добровольной деятельностью, так как ребёнок приходит и остается в тимуровском движении, только если его потребности совпадают с тем, что ему могут предложить.
Мотивацию тимуровцев можно разделить на несколько подгрупп:
Альтруизм – бескорыстное желание делать добро.
• Предпосылкой является представление, что есть люди, которым нужна помощь. Данная мотивация является неустойчивой, особенно когда ребёнок сталкивается с равнодушным отношением.
Социальная мотивация – строится на основе контактов с другими людьми. Тимуровский отряд рассматривается как социальная, а не рабочая группа. К социальной мотивации относятся:
• желание приобрести новый круг общения, выбраться из дома;
• возможность найти единомышленников;
• стремление к общению и обмену опытом;
• потребность в чувстве принадлежности и необходимости;
• потребность «иметь роль» в обществе и цель в жизни.
Социальная ответственность – основывается на убеждении, что если у человека есть возможность, то он обязательно должен помогать тем, кто находится в более сложной ситуации. В отличие от альтруизма такое мировоззрение формируется под воздействием общественного мнения.
Материальная мотивация - достижение личных целей или удовлетворение личных потребностей:
• применение собственного опыта, знаний, навыков и приобретение новых;
• самореализация, личностный рост, самоутверждение;
• выполнения работы, приносящей удовольствие;
• интересное проведение времени;
• компенсация отсутствия чего-либо в личной жизни.
Знание мотивации поможет правильно определить форму и содержание обращения к потенциальным членам тимуровского отряда. Обращение, помимо того, что оно должно быть привлекательно для детей, которые хотят заниматься тимуровской деятельностью, должно еще и представлять интересы пионерской дружины.
Кто осуществляет набор ребят в тимуровский отряд?
Лучше всего набор тимуровцев осуществлять командой, в которую входят:
• педагог-организатор школы (координатор работы Центра);
• социально-психологическая служба школы;
• члены тимуровского отряда.
Методы привлечения тимуровцев:
• через друзей и знакомых;
• посредством рекламы на радио и телевидении, наглядной агитации (стендов), распространения брошюр, пресс-релизов;
• постоянные рубрики в школьной прессе с перечнем тимуровских вакансий;
• раздача информационных листков среди участников массовых мероприятий;
• расклейка рекламных объявлений на остановках общественного транспорта и в самом транспорте (нужно согласовывать);
• информирование пассажиров общественного транспорта по внутреннему радио (также требуется разрешение).
Планирование и организация работы тимуровского отряда, Центра социальной службы пионерской дружины
Планирование и организация работы тимуровского отряда позволяет педагогу-организатору (или координатору работы Центра) и самим членам тимуровского отряда определить свои ожидания от работы, дает возможность достичь единого понимания целей, привлечения новых ребят в тимуровский отряд, определить задачи актива Центра при работе с членами тимуровского отряда и уже заранее предусмотреть и устранить возможные неясности и проблемы. Безусловно, не всегда все происходит так, как мы это планируем, но наличие плана дает нам больше возможностей и уверенности в том, что мы сможем наиболее адекватно отреагировать на изменения, затратив при этом наименьшее количество дополнительных ресурсов.
Задачи планирования состоят в том, чтобы:
• определить, в чем будет заключаться роль тимуровца в отряде (в Центре);
• найти наиболее подходящие виды деятельности для тимуровцев с учетом потребностей пионерской дружины, получателей услуг, самих ребят и других заинтересованных сторон (например, администрации учебного заведения);
• определить, сколько необходимо тимуровцев для того или иного вида деятельности;
• предусмотреть и минимизировать возможные риски, связанные с привлечением тимуровцев;
• определить, какое именно обучение и поддержка необходима ребятам;
• определить, какие ресурсы необходимы для того, чтобы тимуровцы могли осуществлять свою деятельность, и убедиться в наличии этих ресурсов.
При планировании крайне важно быть реалистичным, ставить приоритеты и не проводить планирование в одиночку, а вовлекать в него всех, кому интересна деятельность тимуровского отряда. Вовлечение в планирование позволяет учесть различные интересы, а также в последующем облегчает проведение оценки эффективности планирования и самой деятельности. Принятие же решений в одиночку может оказаться непосильной задачей для одного человека в силу отсутствия у него необходимого опыта, информации, времени и полномочий.
Решением данной ситуации будет являться создание группы планирования (актива) работы тимуровского отряда (Центра), которая поможет: распределить нагрузку; в создании ясного понимания целей и задач работы с тимуровским отрядом как Центром социальной службы пионерской дружины.
Этапы планирования
В ходе планирования необходимо найти ответы на базовые вопросы: п очему (зачем)?
В начале планирования крайне важно иметь четкое представление, почему (зачем) пионерская дружина хочет привлечь или привлекает ребят в тимуровский отряд? Чтобы ответить на этот вопрос, привлеченные к планированию работы ребята должны иметь общую точку зрения на свою деятельность в тимуровском отряде (Центре социальной службы).
Поняв в целом, зачем (почему) вы привлекаете ребят в тимуровский отряд, следует определиться, в каких именно областях деятельности они будут задействованы, и чем именно они будут заниматься. Для этого следует рассмотреть все виды деятельности, которые осуществляет ваша пионерская дружина с точки зрения возможности привлечения к ним тимуровцев. Так же можно рассмотреть возможность создания отдельного плана работы тимуровского отряда.
Алгоритм действий по создания плана работы
тимуровского отряда (Центра социальной службы):
· определить направления деятельности тимуровского отряда как Центра социальной службы пионерской дружины;
· определить структуру самоуправления тимуровского отряда, должность каждого тимуровца в отряде;
· разделить территорию тимуровской заботы на участки, прикрепив к каждому участку группу тимуровцев;
· учитывать, каким свободным временем располагают тимуровцы. У них есть и другие интересы, а также семья и друзья. Поэтому тимуровской работе они могут посвятить лишь часть своего свободного времени. Считается, что в среднем тимуровец может участвовать в деятельности тимуровского отряда до 12 часов в месяц, причем в эти часы входит время и на обучение тимуровца, и на подготовку к мероприятиям. Повышенные требования к тимуровцу, могут привести к тому, что тимуровец станет перед необходимостью сделать выбор и, скорее всего, покинет отряд.
· используемые методы: при осуществлении деятельности по плану работы могут использоваться различные методы. Например, для проведения мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИДа можно использовать метод «равный −равному», лекции, массовые акции (тематические дискотеки, концерты), дебаты, «круглые столы», распространять печатную информацию. Эти мероприятия могут быть однократными или подразумевать регулярную деятельность. Соответственно, в зависимости от используемого метода, требуется различное число тимуровцев.
· Учитывается число получателей услуг тимуровского отряда и степень их нуждаемости: существует прямая зависимость между количеством человек, которые вы планируете охватить своей работой, степенью их нуждаемости в помощи и числом привлекаемых тимуровцев. Например, при осуществлении социальной помощи пожилым людям следует правильно оценить количество человек, которым предоставляют услуги и как часто необходимы их визиты. Так, из 20 получателей услуг 5 могут требовать ежедневных посещений, тогда как к остальным 15 ребята будут приходить один раз в неделю.
Имея четкое представление, зачем пионерской дружине нужен тимуровский отряд, в каком количестве и в каких именно областях деятельности они будут задействованы, можно переходить к следующему вопросу:
Кто?
Педагог-организатор (координатор работы Центра) должен представлять, кто именно будет вовлечен в работу тимуровского отряда (Центра), сколько времени будет занимать эта работа и в чем именно заключаться. Каждый представитель тимуровского отряда должен знать, кто отвечает за ту или иную деятельность в отряде (Центре), то есть к кому он может обратиться и перед кем он несет ответственность за выполняемую работу.
В пионерской дружине педагог-организатор является связующим звеном между тимуровским отрядом (Центром социальной службы) и членами пионерской дружины.
Как?
На этом этапе происходит формулирование, как (каким образом) будут организованы практические моменты работы с тимуровцами. А именно: разрабатывается система обучения тимуровцев, их роль и должностные обязанности, механизмы коммуникации и отчетности, правила техники безопасности, а также критерии оценки осуществления работы тимуровцами.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.