Переход от в раздельному сбору ТБО требует предварительно:
- создание при жилищном комитете Администрации региона координационного штаба (подразделения или комиссии) по переходу на селективный сбор ТБО с участием заинтересованных организаций;
- инициирования разработки законодательного акта о раздельном сборе;
- принятия целевой программы по проведению разъяснительной работы с населением и пропаганде раздельного сбора ТБО (далее такие работы должны проводиться постоянно) и создание системы стимулирования населения.
Поддержка населением системы селективного сбора ТБО - ключевой вопрос жизнеспособности раздельного сбора отходов, особенно на начальном этапе. В связи с этим исследование и использование мотивационного фактора чрезвычайно актуально /15/.
Опыт внедрения системы раздельного сбора отходов в пяти новых федеральных землях ФРГ засвидетельствовал, что на воспитание населения (в том числе и на учебную работу в детских садиках, школах, профессиональных и высших учебных заведениях было израсходовано 70 %средств, на создание системы (четкой структуры, способной эффективно вести себя с отходами) — 20 %, на решение технических проблем (внедрение эффективных технологий переработки отходов) — 10 %.
Энтузиастам внедрения эффективной системы раздельного сбора и переработки отходов не стоит недооценивать потенциал собственной страны. Ведь, с одной стороны, даже в Европе не все государства уже наладили функционирование таких систем. С другой - программа, хорошо принятая населением, работает, несмотря на первоначальный скепсис.
Безусловно, используя зарубежный опыт стран ЕС (Германия, Швейцария, Дания и др.), обязанность по сортировке мусора можно закрепить за жителями города на законодательном уровне, но не вызовет ли это излишних возмущений и на кого при этом ляжет обязанность за исполнением законодательства? Самым целесообразным методом является общественная работа и пропаганда полезности для новых поколений именно такой формы сбора отходов с целью воспитания у населения осознанного отношения к данному вопросу.
Поэтапные формы работы с населением:
1. Пропаганда селективного сбора отходов в социальных сетях: ВКонтакте и Одноклассники (где активность населения чрезвычайно высока - приблизительно 60 %), а также через муниципальные информационным порталы, при помощи телевидения и печатных изданий.
Данная форма работы не будет требовать глобальных материальных затрат, при этом охватит все слои населения.
Безусловно, информация о переходе на раздельный сбор должна быть доступна для граждан на всех этапах, однако на первых порах достаточно локальной информации на местах установки контейнеров (листовки, плакаты, банеры, фото, статьи в местной прессе).
2. По мере распространения раздельного сбора на весь город необходимо переходить к широкомасштабным рекламным акциям через СМИ и наружную рекламу. В принципе, рекламная кампания по раздельному сбору отходов мало отличается от методик маркетинговых коммуникации компаний-производителей, Там продают товар за деньги, здесь же - решение проблемы за усилия. Главное для муниципальных властей - не забывать ежегодно выделять средства на рекламные мероприятия. Можно также задействовать положенные администрации квоты социальной рекламы.
3. Разъяснительная, агитационная работа общественных, молодежных и волонтерских организаций, ТОСов:
- проведение акций «раздельный сбор», как это было в крупных городах. Наиболее целесообразно проводить такие мероприятия весной, когда общественники и волонтеры заняты сбором «подснежного» мусора на городских территориях, на набережной, на пляже и т. д. Можно наглядно демонстрировать, как и куда складывать сортированные отходы. Фото-отчеты выкладывать в социальные сети и на информационные порталы города.
- работа посредством ТОС с населением старшего поколения: разъяснение, лекции, акции «Чистый двор», которые также можно проводить во время плановых весенних субботников.
4. Внедрение пилотных проектов по раздельному сбору мусора в некоторых микрорайонах города.
5. Работа с населением со стороны организации, выигравшей аукцион по вывозу у населения ТБО.
6. Работа с воспитанниками детских садов, школьниками и учащихся при помощи волонтеров.
Власть имеет и другие возможности стимулирования населения:
- взимать плату за предоставление мешков или других емкостей (так, некоторые власти устанавливают плату за пластиковые мешки для остальных отходов, но контейнеры для компостирования и раздельного сбора предоставляют бесплатно);
- взимать плату за сбор компостируемых отходов и крупногабаритного мусора;
- повышать уровень годовой платы за работу службы отходов и предоставлять скидки тем домовладениям, которые включаются в схему раздельного сбора (скидки могут предоставляться в деньгах или «натурой»);
- использовать иные формы стимулирования, включая предоставление бесплатных или субсидируемых товаров и услуг регулярным участникам раздельного сбора;
- внедрить австралийскую систему мешков с бирками и организовать розыгрыш призов за участие в работе схемы раздельного сбора;
- другие.
Население, а также во время масштабных мероприятий и их участников надо просвещать не «на бегу», так как высокая наглядная агитация воспринимается как обычная «мусорка», а привлекать надо по факту организации раздельного сбора отходов и выстраивать полноценную просветительскую работу, используя волонтерский или служебный ресурс. Люди обеспечивают живое общение, обращают внимание на то, что посетители просто не замечают. Таким образом, вторым необходимым шагом является организация работы просветителей.
Конечно, просветители не должны быть навязчивыми и отнимать много времени у участников мероприятия. Для этого им в помощь необходимо предоставить информационное сопровождение. Хорошо сделанные стенды, плакаты, раздаточные материалы, повествующие о проблеме отходов и необходимости ее решать, будут выполнять сразу две функции - привлекать внимание к «болевым» точкам раздельного сбора отходов и информировать без живого общения (многие люди предпочитают воспринимать информацию визуально).
Для дополнительного привлечения внимания можно вводить дополнительные элементы: использовать инсталляции из отходов (пластиковые бутылки, стеклянные банки, электронный лом), проводить яркие флешмобы, мастер-классы на тему «второй жизни» вещей, ярмарки обмена старыми (но хорошими) вещами, например, книгами, и др.
Планирование внедрения раздельного сбора ТБО следует осуществлять на основе результатов маркетинговых исследований, анализа опыта, знаний, навыков, наработанных в других городах и странах, а также результатов пилотного анализа состава ТБО региона, города. При этом реальное планирование следует начинать «от конца к началу технологической цепи», под которым понимается:
- выявление доступных рынков сбыта каждого из конкретных видов вторичных ресурсов (сырья), которые будут выделяться из общего потока: макулатуры, стеклобоя, пластика);
- подготовка базы данных первичной обработки вторичного сырья, то есть «сухих» и «влажных» отходов, предварительно выделенных населением:
а) для «сухих» ресурсов таким местом является технологический комплекс, включающий:
- мусороперегрузочную станцию (МПС), которая реализует идею двухступенчатой системы транспортировки отходов с помощью малых мусоровозов (на короткие расстояния) и большегрузных мусоровозов (на большие расстояния);
- конвейерную мусоросортировочную станцию (МСС), предназначенную для окончательной профессиональной сортировки отходов, с прессами для пакетирования (брикетирования) «хвостов» сырья, брикеты которого загружаются в большегрузные мусоровозы и транспортируются на полигоны;
б) для «влажных» биоразлагаемых отходов таким местом являются предприятия по аэробному сбраживанию (компостированию) или анаэробному сбраживанию (метанированию);
- разработка оптимальной системы обращения ТБО с учетом этапа их раздельного сбора, в основу которой должны быть положены три принципа: экономичность, экономичность и технологичность;
- организация контейнерных площадок для установки специальных контейнеров для сбора разделенных отходов, а также создание сети промежуточных стационарных или мобильных пунктов приема вторсырья (мобильные пункты будет объезжать торговые предприятия, офисные центры и т. д. в рабочие дни, а жилые кварталы, возможно, в субботу, когда у основной части жителей выходной день, многие занимаются уборкой квартир и прочее;
- установка специальных контейнеров в пилотном районе города;
- анализ проблем в пилотном проекте по селективному сбору ТБО и их устранение;
- организация раздельного сбора ТБО по всему городу;
- разработка и внедрение системы жесткого учета и контроля раздельного сбора (первичной сортировки), транспортирования, вторичной сортировки на МСС, захоронения оставшейся части отходов («хвостов»), а также развития рынка вторичного сырья и вторичной продукции;
- оптимизация тарифов сбора, транспортирования и утилизации ТБО.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 217.