Сбор вторсырья на городских «площадках» организовывается городскими властями с помощью центров по его сбору.
Различают два типа центров:
- стационарные (drop-off-center);
- мобильные (передвижные).
Стационарный пункт исполняется в виде:
- малогабаритных стационарных приемных пунктов;
- комплексных приемно-заготовительных пунктов (ПЗП).
Малогабаритные стационарные приемные пункты (drop-off-center)
Такие пункты исполняются в виде:
- киоска (см. фото), с несколькими секциями;
- контейнерной площадки из нескольких контейнеров (например, контейнер для зеленого стекла, контейнер для газетной бумаги и т. п.) (см. табл. для стандартных контейнеров емкостью 0,75 м3);
- отгороженного участка, куда гражданам предлагается сдавать или выбрасывать определенные материалы.
Таблица 4.17 — Размеры площадок под мусоросборники
Площадка под мусоросбор-ник | Длина, м | Ширина, м | Площадь, м2 | Длина огражде-ния, м | Высота огражде-ния, м | Площадь огражде-ния, м2 |
1 контейнер | 3 | 3 | 8,8 | 8,9 | 1,5 | 13,3 |
2 контейнера | 4,3 | 3 | 12,7 | 10,2 | 1,5 | 15,3 |
3 контейнера | 5,6 | 3 | 16,6 | 11,5 | 1,5 | 17,3 |
4 контейнера | 7 | 3 | 20,3 | 12,9 | 1,5 | 19,3 |
Бункер | 5,5 | 3,85 | 21,1 | 13,18 | 1,5 | 19,8 |
Если в населенном пункте или микрорайоне есть крупный торговый центр, в который жители не реже одного раза в неделю ходят или ездят за покупками, то они могут без особых проблем приносить вторсырье в контейнеры, установленные поблизости от него.
Рисунок 4.21 — Традиционная контейнерная площадка для сбора ТБО
Рисунок 4.22 — Современная площадка с контейнерами для сбора ТБО
Рисунок 4.23 — Раздельный сбор отходов
Рисунок 4.24 — Пункт раздельного сбора отходов
Например, в Санкт-Петербурге пункты по сбору вторичного сырья (широко распространенные в Советском Союзе), которые получили название «Экодом» были открыты по инициативе администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в начале июня 2013 года. Они работают по 10 адресам с 7 часов утра до 9 часов вечера (с перерывом с 12.00 до 17.00, когда большинство горожан на работе) и принимают рассортированные стеклянные бутылки, алюминиевые банки, макулатуру, картон, а также пластиковые бутылки. В каждом киоске сидит приемщик, что располагает жителей района к сортировке отходов. Это не сезонный проект, он будет действовать и зимой, и осенью. Из городского бюджета на это не тратится ни копейки — организацию пунктов приема вторсырья взяла на себя частная компания, которая содержит их за счет средств, вырученных от реализации стекла, пластика и макулатуры.
Для того, чтобы такой центр работал, потребуется неоднократно оповестить население о его наличии и очень четко объяснить «правила пользования», что в какой контейнер выбрасывать, в каком виде (например, вымытые бутылки) и что выбрасывать нельзя. Последний момент очень важен: например, ни в коем случае нельзя смешивать бутылочное стекло с лампочками или оконным стеклом. Все эти вещи нужно обозначать или рисовать очень крупно, заметно и ярко в местах сбора отходов.
Собранные вторичные ресурсы необходимо доставить в места их переработке в максимально короткие сроки.
Кроме того, от властей потребуется найти рынок сбыта для вторичных материалов и организовать их вывоз, а, возможно, еще и определенную обработку, чтобы удовлетворить рыночным стандартам (измельчение стекла, прессовка и упаковка бумаги и т.д.) Регулярный вывоз отходов необходим, прежде всего, с точки зрения населения, которое обычно относится к своим обязанностям по разделению отходов с никак не большей степенью ответственности, с которой городские власти относятся к вывозу вторсырья.
Эффективность этой схемы зависит, прежде всего, от степени участия населения, а потому, обеспечение его участия представляет собой самую важную проблему, требующую от властей специальных, подчас длительных, усилий. Один общий принцип тут очевиден: чем меньше усилий требуется от населения, тем больше процент его участия, даже при невысоком участии населения такой центр способен играть определенную воспитательную роль, привлекая внимание населения к проблеме отходов. Воспитательный эффект может оказаться обратным, если вторсырье не будет регулярно вывозиться из такого центра.
Наиболее типичным пунктом является малогабаритный стационарный приемный пункт. Типовая схема стационарного малогабаритного приемного пункта представлена на рис. 4.24.
Рисунок 4.24 — Фото «Экодома»
Комплексные приемно-заготовительные пункты (ПЗП)
Организация приема вторсырья возможна и на базе более крупного стационарного приемного заготовительного пункта (ПЗП), где принимаются как сортированные, так и несортированные отходы от населения и организаций.
На ПЗП производится сортировка по составу, типу и виду, а также возможна предварительная подготовка ко вторичному использованию. Иными словами, ПЗП — это малая мусоросортировочная станция (МСС).
Производственно-заготовительным предприятием (ПЗП) рекомендуется принимать несортированные отходы производства и потребления, содержащие вторичное сырье не менее 70 %. для приема несортирванных отходов ПЗП должны располагать необходимым оборудованием, а помещения, где производится сортировка, должны отвечать требованиям СНиП 2.11.01-85 «Складские здания» и СНиП 2.09.02-85 «Производственные здания».
В строительном плане ПЗП создается в виде специальных павильонов, компонуемых по блочному (модульному) принципу:
- административный (приемное отделение ЗхЗ,5х4 м);
- производственный (сортировка и временное складирование сырья Зх3,5х4 м);
- технологический (обработка сортированных и ценных фракций 3х3,5х4 м).
Площадь ПЗП составляет от 50 до 100 м2. Прием вторичного сырья производится двумя способами:
- на малогабаритных приемных пунктах от населения и дворников через тамбур или окошко павильона (за плату);
- на ПЗП от крупных поставщиков на автотранспорте - через ворота, расположенные на территории производственного модуля.
Технологический цикл приема вторичного сырья от населения заключается в следующем.
Сырье осматривается, взвешивается на весах, расположенных в тамбуре, и через окно двери тамбура сбрасывается на металлический лоток прямоугольной формы, ведущий в производственный модуль, где сырье сортируется и компактируется. Полиэтиленовые пленки, ПЭТФ-бутылки, макулатура прессуются и увязываются в кипы. Текстильные отходы сортируются по видам (шерсть, хлопок, смешанные и синтетические ткани) и также увязываются в кипы.
Вторичное сырье от крупных организаций и поставщиков рекомендуется принимать партиями. Партия состоит из вторичного сырья одного химического состава, типа и вида и оформлена одним документом о качестве. Минимальная масса партии - 1 тонна.
Сырье от крупных поставщиков поступает на автотранспорте через ближние к технологическому модулю двустворчатые ворота, взвешивается, проходит контроль качества.
Качество вторичного сырья, принимаемого от организаций, контролируется визуально. При необходимости проводится контрольная проверка. При контрольной проверке пробу отбирают от 5 % мест от каждой партии, но не менее двух при малых партиях. При получении неудовлетворительных результатов проводят повторную проверку. Результаты повторной проверки являются окончательными. Вторичное сырье не отвечающее техническим условиям, стандартам (ОСТ 63.8-81; ГОСТ 1639-78) не принимается.
После выполнения указанных процедур сырье оформляется документально приемщиком ПЗП и поступает на сортировку и обработку.
Специализированные производственные цехи и участки по первичной обработке вторичного сырья могут быть оборудованы ножницами, пакетировочными прессами, дробилками, магнитными сепараторами, другими механизмами (тельферами, кран-балками и др.) Здесь производятся следующие технологические операции:
- классификация отходов по размерам, составу, типу, виду;
- мойка, сушка (при наличии оборудования);
- пакетирование, дробление, увязка в тюки (кипы);
- освобождение от содержимого находящегося в замкнутых сосудах и других полых предметах.
Выгрузка заготовленного сырья для вывоза в виде кип или контейнеров со стеклобоем или их складирования осуществляется тельферами, перемещающимися вдоль производственных модулей, и кран-балкой.
Вторичное сырье хранят раздельно по классам, группам, видам, сортам в емкостях в специально отведенных площадках (с асфальтированным, бетонным и другим твердым покрытием). Макулатуру, полимерные, алюминиевые и цинкосодержащие отходы хранят в закрытых сухих помещениях.
Требования к организации стационарных приемных пунктов и приемно- заготовительных пунктов (ПЗП), охране труда
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по заготовке, переработке и реализации фракций ВМР с помощью приемных пунктов обязаны соблюдать требования законодательных и иных нормативно-правовых актов. В частности они обязаны вести:
- входной учет и контроль поступающих отходов с регистрацией наименования предприятия или объекта, с территории которого доставлены отходы, вида отходов, даты и времени приемки отходов;
- учет отправляемых отходов с регистрацией массы отсортированных отходов по видам с указанием мест (объектов) назначения, массы отходов, отправляемых на объект размещения отходов.
Сдача отходов крупными поставщиками на приемно-заготовительные пункты должна осуществляться по договорам в соответствии с требованиями технических условий на каждый вид вторичного сырья. В договоре обязательно должны указываться номенклатура, объем, характеристика отходов, условия приема-сдачи отходов, а также обязательства и ответственность между этими предприятиями.
Учет отходов, поступающих на приемно-заготовительные пункты, пункты приема вторсырья осуществляется в соответствии с «Инструкцией по отраслевым нормативам сбора и использования вторичного сырья по Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (общая номенклатура)» М., 1984 г., «Инструкцией по методике и планированию использования отходов жилищно-коммунального хозяйства» М., 1986 г.
Учет вторичного сырья как на малогабаритных, так и приемно-заготовительных пунктах ведется по классам, группам, видам и сортам. Вторичное сырье при приеме взвешиваю. Учет вторичного сырья ведется в натуральном и денежном выражении.
Тарифы на прием одной тонны как на малогабаритных приемных пунктах, так и приемно-заготовительных пунктах должны устанавливаться, из расчета полней окупаемости предприятия.
Вторичное сырье, сданное на склад или другие места хранения, проходит на основании сдаточных накладных по типовым формам. При этом предприятия-заготовители вторичного сырья должны ежемесячно составлять «Отчет о поступлении отходов и вторичного сырья, расходе и остатках», а также ежемесячно составлять бухгалтерские отчеты о движении денежных средств и вторичного сырья. В отчетах указывают количество вторичного сырья и отходов поступающих от всех источников. Отчетность необходимо предоставлять в порядке и в сроки, которые определены органом исполнительной власти в области статистического учета в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Кроме того, отчеты необходимо также предоставлять в органы государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды не реже одного раза в год. Строгими являются требования осуществлять:
- прием лома цветных и черных металлов от юридических лиц, и физических лиге только в случае, если установлено, что их деятельность не противоречит закону «Об отходах производства и потребления»
- осуществлять прием лома цветных и черных металлов с обязательным проведением радиологического и пиротехнического контроля.
Кроме перечисленных требований, важное значение имеет соблюдение санитарных правил, правил противопожарной и производственной безопасности.
Местоположение приемного пункта на территории города назначается на основании разработки и согласования в установленном порядке предпроектных (исходно-разрешительная документация) и проектных материалов.
Расположение приемных пунктов по отношению к жилым домам должно соответствовать СанПиН 2.2.1/2.1.1200 - 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии с «Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья» № 2524-82, приемные пункты вторичного сырья располагают на расстоянии 50 м от окон жилых домов и не менее 20 м от границ участков школ, клубов, детских и лечебных учреждений (изолируется от них полоской зеленых насаждений) с устройством подъездных путей для автомобильного транспорта.
Правила противопожарной и производственной безопасности требуют:
- обеспечивать соответствие объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, техническим, санитарно-гигиеническим, экологическим, противопожарным и иным нормам;
- иметь аттестованный персонал;
- иметь проектную и разрешительную документацию на выбросы, и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов производства и потребления, выданные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды;
- иметь технологическое оборудование для резки, измельчения, прессования, сортировки и осуществления других необходимых операций (в том числе весовое и погрузочно-разгрузочное оборудование), отвечающее техническим нормам и требованиям техники безопасности, зарегистрированное и прошедшее испытания (проверку) в установленном порядке;
- помещение приемного пункта должно содержаться в чистоте и дезинфицироваться не реже одного раза в месяц;
- помещения приемных пунктов должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;
- микроклиматические условия на рабочих местах (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, температура поверхностей) должна соответствовать требованиям СаНПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
- уровни звука эквивалентные уровням звука на рабочих местах не должны превышать ПДУ согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и территориях жилой застройки»;
- помещения на ПЗП, где производится ручная сортировка отходов, изолируются от других помещений, и обеспечивается самостоятельней вытяжной вентиляцией. Кратность воздухообмена в час в этих помещениях должна быть: приток-10; вытяжка-13. Проектирование вентиляции, кондиционирования воздуха и отопления помещений, а также выбросов вентиляционного воздуха в атмосферу и очистки его перед выбросом следует производить в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования промышленных предприятий;
- конструкция и размеры тары для хранения вторичного сырья должны обеспечивать легкое заполнение и разгрузку, предохранять от загрязнения. Каждую емкость необходимо оборудовать крышкой и окрасить в соответствующий цвет (в зависимости от класса, группы, вида, сорта.);
- движущиеся и вращающиеся части оборудования, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть ограждены надежными сетчатыми ограждениями;
- пульты и посты управления оборудуют надежной сигнализацией;
- пульты управления, муфты включения и тормоза должны быть надежными и исключать возможность случайного или самопроизвольного включения машин;
- все работники приемного пункта должны знать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с инвентарем и правильно использовать его в случае возникновения пожара;
- пожарный инвентарь должен содержаться в исправном состоянии, находиться на видных местах, к нему обеспечен свободный доступ;
- в помещениях должны быть установлены пенные огнетушители из расчета, один огнетушитель на 50 м2 площади, но не менее двух на каждое отдельное помещение.
Кроме коллективных средств охраны труда, все работники приемных пунктов должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:
- рук - рукавицы или перчатки из материалов, стойких к стиранию, проколам, порезам;
- глаз - очки для защиты от механических повреждений;
- ног - ботинки для защиты от механических повреждений;
- органов дыхания - респираторы противопылевые, фильтрующего типа.
Анализ перечисленных выше требований к стационарным приемным пунктам показывает сложность согласования мест их размещения в жилой застройке (наличие санитарно-защитной зоны), а также выполнения всех нормативных требований санитарного, природоохранного и пожарного законодательства. Следует также учитывать возможность отрицательного отношения жителей к данным объектам вследствие соответствующего запах, возможной антисанитарии при работе, а так же тот факт, что на таких объектах работают, как правило, социально незащищенной группы населения.
Передвижные приемные пункты
Необходимость согласования мест размещения не распространяется на передвижные приемные пункты, также очевидна их меньшая стоимость.
В связи с этими экономическими преимуществами в работе рассматривается организация сбора вторичных ресурсов посредством передвижных прицепов изотермических (тентовых) грузоподъемностью 14,5 (15) тонн (рис. 4.25, рис. 4.26)
Характеристика передвижных прицепов, изотермических (тентовых) прицепов
Приемный пункт на базе изотермического прицепа на шасси, полуприцепа СЗАП-9340. Габаритные размеры 9310х2500х2500 мм, полезным объемом V=57,7 м3 - 2-х осный. Грузоподъемность 14,5 тонн. Поставщики: фирма «Автэн» г. Москва (т.(495)105-65-65; 187-34-44); Авто-трейлер (т. 495)993-01-05).
Тентовый прицеп бортовой СЗАП 8353 размеры 8150х2430х3945 мм, полезным объемом V=50 м3 - 3-х осный. Грузоподъемность 15 тонн. Поставщики фирма «Автен» г. Москва (т.(495)105-65-65; 187-34-44); Авто-трейлер (т.(495)993-01-05).
Рисунок 4.25 — Общетранспортный полуприцеп СЗАП-9340/021
Рисунок 4.26 — Тентовый прицеп бортовой СЗАП 8353
В каждом передвижном приемном пункте (полуприцепе, прицепе) устанавливается 1 пресс пакетировочный модели ПГП-12 производства «Росстан». Прессованию в кипы подвергается принимаемое вторсырье.
Основные характеристики ПГП-12:
- усилие прессования, не более 120 кН;
- время одного цикла — 20 с;
- производительность — 0,3-0,6 т-час;
- загрузочное окно, шхв — 980х500 м;
расстояние до загрузочного окна до пола: длина — 980 мм, ширина — 500 мм; высота — 700 мм;
- масса кипы — 100-150 кг;
- габаритные размеры прессы: длина — 1070 мм, ширина — 580 мм, высота — 2620 мм;
- мощность электродвигателя — 3 КВт.
Технологическая схема сбора вторичных ресурсов с использованием передвижных приемных пунктов следующая (рис. 4.27):
Рисунок 4.27 - Технологическая схема сбора вторичных ресурсов с использованием передвижных приемных пунктов
С передвижными приемными пунктами связан один перспективный аспект,связанный с ролью дворников.
В настоящее время дворники собирают только алюминиевые банки, которые ценятся (40 коп/руб). Банка легкая и в смятом виде занимает мало места. Это позволяет дворникам собирать их и самостоятельно отвозить в пункты приема. Все остальное собирать нерентабельно. Стекло очень тяжелое, пластиковые бутылки (баклашки) занимают слишком много места. Но что если не надо будет тащить собранное вторсырье до приемного пункта? Что если приемный пункт сам приедет к дворнику? Так вот оказалось, что при таком подходе дворники соглашаются собирать кроме алюминиевых банок еще и стекло, и пластик.
Чтобы не быть голословным приведем цены в передвижных приемных пунктах:
- алюминиевая банка, 40 коп/шт;
- стеклотара любая, 50коп/кг;
- пластиковые бутылки(прозрачные голубые), 2руб/кг.
Деньги выплачиваются наруки дворнику (работнику мусоропровода) сразу. Водитель взвешивает вторсырье, грузит в машину и рассчитывается с дворником.
В чем же интерес председателя ТСЖ или обслуживающей организации? Представьте себе пятилитровую бутылку из-под воды, которая весит мало, но занимает много места. Две-три таких бутылки — и бак нужно вывозить. А это сверхлимит, нужно оплачивать его отдельно. Или вспомните, что творится с мусоропроводом после новогодних праздников: тонны стекла и кубометры пластиковых бутылок, накопившихся за эти дни. А ведь это «живые» деньги, которые мог бы получить работник мусоропровода, разобрав и сдав их в передвижной приемный пункт.
Самая больная проблема, на которую жалуются дворники, это проблема хранения собранного вторсырья. «Каждый решает по-своему, в одном из «наших» домов, председатель разрешил складывать мешки в подвале. Это, конечно, нарушение, но председатель пошел на встречу, понимая, что это выгодно для его ТСЖ. Другое распространенное решение — хранить мешки в каморке у мусоропровода. Там не много места, но если для примера взять дом с шестью парадными — в каждой каморке можно разместить по 2-3 мешка, а это уже 12-18 мешков собранного вторсырья».
Другая проблема, на которую жалуются дворники — воровство. «Набрали несколько мешков, а кто-то пришел, вскрыл дверь и все украл. Здесь не обойтись без помощи председателя ТСЖ. Двери к мусоропроводу должны быть надежные и закрываться на замок. Но у хорошего хозяина своего дома это уже сделано, а ведь именно к таким хозяевам, радеющим за состояние своего дома мы и обращаемся».
В целом, для муниципальных образований Донецкого региона рекомендуется сочетание двух способов раздельного сбора вторичных ресурсов:
- посредством «малого» селективного сбора в «два контейнера»;
- с использованием приемных пунктов вторичного сырья (существующих, специализированных).
Сбор вторсырья в учреждениях и на предприятиях
Организовать сбор вторсырья в учреждениях и на предприятиях иногда оказывается легче, чем у населения. Прежде всего, с учреждениями и предприятиями легче вводить дифференцированную плату за отходы и к ним проще применять законодательные инструменты, поощряющие отдельный сбор вторсырья. Кроме того, в учреждениях зачастую формируются большие количества однотипных отходов (например, компьютерной бумаги или дворовых отходов), которые удобно собирать и вывозить. Однако, принципы, применяемые в случае привлечения населения, должны использоваться и в случае работы с предприятиями. Например, очень важным может оказаться «личный пример», когда городская администрация организовывает раздельный сбор отходов (макулатуры) в своих помещениях.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 310.