Тенденция развития мусороперегрузочных станций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Компоновочные схемы МПС с применением стационарных уплотнителей предусматривают, как правило, двухъярусные сооружения: верхнюю площадку для разгрузки собирающих мусоровозов и нижнюю с уплотнителем и кузовом-контейнером. В процессе работы последние состыковывают со стационарным уплотнителем специальными механизмами. Это основа технологического процесса.

Рисунок 4.14 — Схема мусороперегрузочной станции с прессованием ТБО стационарным уплотнителем:

1 — собирающий мусоровоз; 2 — грейфер; 3 — разбрызгиватель воды; 4 — бункер-накопитель; 5 — сменный кузов-контейнер; 6 — устройство для перемещения кузова-контейнера; 7 — стационарный уплотнитель

 

Для погрузочно-разгрузочных работ применяются погрузчики МТ-840 и МТ-845 французской фирмы «MANITOU», а для транспортировки — два типа автопоездов МАЗ-6303-110 с прицепом МЭАМЗ-8967 грузоподъемностью 32 т и МЗКТ-7321 с прицепом МЗКТ-80162, грузоподъемностью 41,3 т.

Рисунок 4.15 — Мусороперегрузочная станция контейнерного типа

 

При строительстве МПС важная роль отводится проблеме их размещения. Для решения этой задачи требуется необходимых набор исходной информации. Для оптимального размещения МПС исходной информацией является:

- места размещения источников отходов;

- численность населения и норма накопления отходов;

- расстояние от источника отходов до полигона (или предприятия по обезвреживанию и переработке отходов) и до каждой из планируемых МПС).

Рисунок 4.16 — Мусороперегрузочная станция с запрессовкой ТБО в тюки

 

Над загрузочным отверстием пресса, стыкуемого с пресс-контейнером, находится приемный бункер, снабженный ворошителем. Ворошитель выполнен в виде сектора, установленного на боковой стенке бункера, вращающегося вокруг горизонтальной оси и соединенного с гидроцилиндром привода. Разрыхлитель ворошит находящиеся в приемном бункере отходы, исключая их слеживаемость и самоуплотнение, а также производит дробление крупногабаритных предметов. Уплотнитель обслуживают три сменных пресс-контейнера, вместимость каждого из них составляет 30 м3.

Один пресс-контейнер находится под загрузкой, другой, заполненный, ожидает своей очереди дня отправки, третий установлен на шасси транспортного мусоровоза, осуществляющего вывоз ТБО.

Перестановку контейнеров осуществляют с помощью подвижных тележек, установленных на рельсах и подводимых под пресс-контейнер.

Перемещение тележек выполняют системой тросов и блоков, приводимой в действие гидромотором. Загрузку заполненного контейнера производят таким образом. Базовое шасси транспортного мусоровоза, оснащенного механизмом сменного кузова «Мультилифт», подают задним ходом к заполненному пресс-контейнеру, который устанавливают на раму и транспортируют.

В зависимости от производительности фирма «Норба» изготавливает стационарные уплотнители КР 11/13, КР17/17, КР 23/17. Используя принцип модульного проектирования, изготавливает оборудование для крупных МПС, представляющих собой комплекс однотипных модулей.

На МПС производительностью до 900 т/сут. осуществляют установку десяти уплотнителей типа КР 23/17, имеющих общий приемный бункер. Таким образом, любая МПС может быть представлена одним модулем или набором модулей в зависимости от суточной производительности.

Отечественные МПС. Из отечественных собирающих мусоровозов наиболее массовым остается КО-415 на шасси КамАЗ 52213. Для обеспечения нормальной работы собирающих мусоровозов необходимо иметь развитую сеть проездов к контейнерным площадкам с несущей способностью дорожного покрытия, обеспечивающего проезд техники с нагрузкой на ось не менее 13 т.

Парк автомашин для сбора ТБО за последние годы существенно обновился за счет новых типов собирающих мусоровозов большей по сравнению с ранее использовавшимися грузоподъемности. Широко используются мусоровозы с уплотнительными устройствами типа Norba BM-500, RIKO, Faun и др. Этот парк позволяет обеспечить решение задач по сбору и транспортировке ТБО от мест сбора до малой и средней степени удаленности объектов по захоронению или переработки отходов.

В России налажен серийный выпуск большегрузных транспортных мусоровозов типа УК-21, КО-416, ТМ-199, МКТ-110 и МКТ-150, используемых при большой дальности вывоза ТБО.

Характеристики некоторых из них приведены в табл. 4.10, 4.11 и 4.12.

Таблица 4.10 — Краткая техническая характеристика транспортного мусоровоза ТМ-199

Вместимость кузова, м3 40
Масса перевозимых отходов, кг 11000
Масса специального оборудования, кг 4100
Масса снаряженного мусоровоза, кг 15300
Масса загруженного мусоровоза, кг 26300
Нагрузка на переднюю ось, кН 43,7
Нагрузка на заднюю ось, кН 109,3
Максимальное давление в гидросистеме, МПа 12
Габариты, мм: длина ширина высота   13100 2500 3750

 

Таблица 4.11 — Техническая характеристика транспортного мусоровоза КО-416

 

Вместимость кузова, м3 40
Вместимость кузова полезная, м3 34
Усилие на толкающей плите, кН 300
Шаг перемещения толкающей плиты, мм 1400
Рабочее давление в гидросистеме, МПа 15
Масса снаряженного мусоровоза, кг 17840
Масса перевозимых отходов, кг 16000
Масса загруженного мусоровоза, кг 33000
Габариты, мм: длина ширина высота   13400 2500 3500

 

Таблица 4.12 — Краткая техническая характеристика транспортных мусоровозов МКТ-110 и МКТ-150

Показатели МКТ-110 МКТ-150
Базовое шасси Тягач МАЗ-54329, полуприцеп МАЗ-9397 Тягач МАЗ-64229, полуприцеп МАЗ-93892
Объем кузова, м3 40,6 44,5
Масса вывозимых ТБО, т 16,5 24,5
Коэффициент уплотнения 4-4,5 4-4,5

 

В странах СНГ в настоящее время эксплуатируют несколько сравнительно крупных МПС, на которых используют транспортные мусоровозы с верхней загрузкой кузова и встроенным уплотнителем. Определенный интерес представляют собой МПС, построенные в гг. Тернополе и Перми. Обе станции двухуровневые. МПС в Тернополе имеют три бункера-накопителя, один из которых предназначен для перегрузки пищевых отходов. Вместимость бункеров составляет 27 м3 для ТБО и 15 м3 для пищевых отходов. Для доставки отходов используют большегрузный транспортный мусоровоз ТМ-199.

Мусоровоз включает в себя автопоезд, в состав которого входят седельный тягач КамА3-5410 и полуприцеп АдАЗ-9370 с установленным на нем кузовом транспортного мусоровоза. В задней части кузова подвешен задний борт, фиксируемый при загрузке и в транспортном положении специальными гидрофицированными зажимами.

Технология загрузки транспортного мусоровоза ТБО заключается в следующем. Мусоровоз устанавливают под загрузку, при этом водитель совмещает загрузочное отверстие кузова мусоровоза с выходным отверстием бункера-накопителя. Оператор открывает шиберную заслонку бункера, в котором находятся ТБО, а в кузов поступает порция отходов в количестве 10-12 м3. Водитель включает привод толкающей плиты и подпрессовывает отходы к заднему борту мусоровоза. Затем плита возвращается в исходное положение. Если к этому моменту первый бункер еще не заполнен, то мусоровоз переезжает к следующему и продолжает загрузку. Продолжительность разгрузки транспортного мусоровоза в местах обезвреживания и переработки отходов составляет 30 мин.

В г. Перми на МПС эстакадного типа используется транспортный мусоровоз КО-416, обеспечивающий возможность непрерывной загрузки кузова. Транспортный мусоровоз КО-416 представляет собой автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача КамА3-54112 и полуприцепа ОдА3-9385, на базе которых монтируется специальное оборудование этого мусоровоза. Возможно использование одного тягача с двумя или тремя полуприцепами поочередно. Подобного типа МПС производительностью 100 тыс. т ТБО в год работает в г. Москве в районе Чертаново (Южный АО), рис. 4.17 Особенность этой станции в том, что перегрузка ТБО происходит с использованием прессующего устройства непосредственно в транспортный мусоровоз МКТ-150 (тягач МАЗ-64221 и полуприцеп 93892). Полная погрузка занимает 40 минут, масса вывозимых отходов составляет 24,5 т за один рейс. На балансе предприятия 1'2 машин.


Рисунок 4.17 — Двухуровневая МПС с уплотнителем ТБО в транспортном большегрузном мусоровозе

 

На седельном тягаче смонтировано специальное оборудование, включающее насосную установку и автономное устройство управления подачей топлива.

Основная часть специального оборудования транспортного мусоровоза установлена на полуприцепе и включает в себя кузов с размещенными в нем механизмом загрузки и выгрузки отходов и гидроприводом этого механизма с пультом управления.

Процесс заполнения кузова отходами сопровождается значительным (более чем в три раза) уплотнением ТБО. Этому в основном способствует высокое давление на рабочей поверхности толкающей плиты (до 0,16 МПа), превышающее этот показатель для большинства отечественных мусоровозов.

Опыт эксплуатации транспортных мусоровозов КО-416 показывает, что в нем в среднем перегружается содержимое кузовов 7-8 собирающих мусоровозов КО-413.

В ряде городов (Москва, Краснодар) используются транспортные мусоровозы МКТ-110 и МКТ-150 на шасси автомобилей КамАЗ, МАЗ и "СуперМАЗ" (табл. 4.13) для двухэтапного вывоза твердых бытовых отходов.

Как показал опыт эксплуатации, при вывозе отходов на расстояние более 25-30 км, один транспортный мусоровоз МКТ-150 заменяет 14 мусоровозов КО-413 или 6 мусоровозов КО-415А.

Во Владимире на базе приемного отделения (закрытого в настоящее время) мусоросжигательного завода смонтирована сравнительно простая двухуровневая МПС.

Собирающий мусоровоз в закрытом помещении разгружался в стационарно укрепленный приемный бункер, под воронкой которого располагался загрузочный люк большегрузного транспортного мусоровоза.

В соответствии с постановлением правительства Москвы №941 от 18 октября 1994 года «О строительстве объектов санитарной очистки города» в ряде административных округов Москвы построены и введены в эксплуатацию станции перегрузки мусора. Мусороперегрузочная станция (рис. 4.15) на Вагоноремонтной улице в Северо-восточном АО контейнерного типа имеет производительность 75 тыс. т ТБО в год.

ТБО прессуются в контейнеры «Норба» емкостью 26 м3 и грузоподъемностью 12 т.

Контейнеры грузятся погрузчиками МЗКТ-692372, оснащенными установками Мультилифт, на автопоезда в составе: тягач МАЗ-6303 и низкорамный прицеп МЭАМЗ-8968 или ЧМЗАП-304000.

Общая грузоподъемность автопоезда 24-25 т ТБО за один рейс, что соответствует массе груза 8-ми мусоровозов типа КО-424. В настоящее время на балансе ГУП «Экотехпром» находятся пять автопоездов — контейнеровозов.

На Сигнальном проезде (СВАО Москвы) действует мусороперегрузочная станция проектной мощностью 300 тыс, т в год, рис 4.16. Оборудование станции позволяет прессовать ТБО в тюки размером 1300х1300х1300 мм и массой 1200-1600 кг.

Транспортные мусоровозы станции и погрузочные механизмы имеют свою специфику.

Для погрузочно-разгрузочных работ применяются погрузчики МТ-840 и МТ-845 французской фирмы «MANITOU», а для транспортировки — два типа автопоездов: МАЗ-6303-110 с прицепом МЭАМЗ-8967 грузоподъемностью 32 т и МЗКТ-7321 с прицепом МЗКТ-80162, грузоподъемностью 41,3 т.

При строительстве МПС важная роль отводится проблеме их размещения. Для решения этой задачи требуется необходимый набор исходной информации.

Для оптимального размещения МПС исходном информацией являются:

- места размещения источников отходов;

- численность населения и норма накопления отходов;

- расстояние от источника отходов до полигона (или предприятия по обезвреживанию и переработке отходов) и до каждой из планируемых МПС;

- расстояние от МПС до объекта по обезвреживанию отходов;

- среднее время транспортирования отходов по каждому из возможных путей;

- затраты по перевозке отходов собирающими и большегрузными мусоровозами;

- производительность полигона (предприятий по обезвреживанию и переработке отходов);

- капитальные и эксплуатационные затраты на МПС и полигонах;

- прогноз изменения рассмотренных параметров во времени при решении задачи в динамическом варианте.

 

Экологические требования к МПС. Суммарный расход топлива собирающими и большегрузными мусоровозами при использовании МПС должен быть ниже чем при одноэтапном вывозе. Суммарный расход топлива в черте города также должен быть существенно ниже при использования МПС.

МПС, расположенные в черте города, должны размещаться в закрытых, оборудованных системой вентиляции и очистки воздуха помещениях.

Разгрузка мусоровозов должна осуществляться в приемные бункера прессов или непосредственно в большегрузный мусоровоз.

Предпочтение следует отдавать МПС с электроприводом системы прессования ТБО. Для предотвращения пылеобразования перевозка ТБО, в том числе и запресованных в тюки, должна осуществляться только в закрытых специально оборудованных машинах. При использовании МПС с прессованием ТБО необходимо предусматривать комплекс мероприятий по сбору, очистке и сбросу в канализацию фильтрата.

С точки зрения ООПС применение МПС имеет ряд преимуществ:

- уменьшаются доли полигонного захоронения ТБО (на 25-З5 % в год ), а следовательно имеет место экономия площадей;

- снижаются суммарные выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта;

- снижается интенсивность движения по транспортным магистралям;

- повышается в целом экологическая эффективность функционирования системы очистки городов.

С экономической точки зрения использование МПС позволяет:

- снизить расходы на транспортировке ТБО в места их обезвреживания;

- уменьшить количество собирающих мусоровозов;

- улучшить технологический процесс складирования ТБО.

Но следует при этом отметить, что станции промежуточного хранения представляют собой объекты повышенной экологической опасности и могут при неправильном расположении и эксплуатации вызывать не меньше нареканий местных жителей и общественных организаций, чем свалки и МСЗ.

Описанная схема сбора и вывоза ТБО — это схема смешивания компонентов со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями: экологическими, экономическими, а также социальными.

Далее собранные по описанной схеме неразделенные отходы обезвреживаются одним из трех способов:

- захоронением на полигонах;

- сжиганием на мусоросжигательных заводах (МСЗ);

- переработкой (компостируются) на мусороперерабатывающих заводах (МПЗ).

Эта схема все еще превалирует в странах СНГ, в том числе России, Украине, где 97-98 % ТБО захороняются на полигонах, будучи неразделенными, а остальное количество сжигается на МСЗ и перерабатывается (компостируется) на МСЗ.

В уменьшенном объеме (30-35 %) эта схема применяется все еще и в промышленно развитых странах.

Как показал мировой опыт применения перечисленных методов, все они являются экологически опасными. Кроме того, полигоны задалживают огромные площади ценных земель в окрестности городов, препятствуя развитию инфраструктуры последних, а МСЗ требуют очень значимых инвестиций в их строительство и системы очистки продуктов сжигания.

Перечисленные недостатки казались столь значимыми, что привели к кризисам:

- «свалок»;

- «МСЗ»;

- «МПЗ».

Выход из замкнутого кризисного круга концепция КУО связывает с раздельной схемой сбора компонентов ТБО.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 300.