Раздельная система сбора ТБО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основной проблемой в переработке отходов, собранных по унитарной схеме является не отсутствие технологий переработки — современные технологии позволяют переработать до 90 % от общего количества отходов, а отделение ценного вторсырья от остального мусора, а также последующего разделения различных компонентов полученного вторсырья. Поэтому, хотя существует множество технологий, утилизации вторичного сырья из ТБО, но наиболее дорогая и сложная из них — извлечение вторсырья из уже сформировавшегося общего потока отходов на специальных предприятиях. Из этого вытекает актуальность системы раздельного сбора ТБО.

Эффективное разделение потока отходов является ключом к успешному осуществлению программы КУО.

Раздельная система — это новая схема сбора и сортировки ТБО, которая во многих странах ЕС (особенно Германии, Швейцарии, Дании и др.) уже широко применяется, а с странах СНГ лишь только формируется на отдельных экспериментальных площадках.

Разделение мусора — действия по сбору и сортированию мусора в зависимости от его происхождения. Раздельно собираются (сортируются) отдельные компоненты ТБО (бумага, стекло, пластик, текстиль, пищевые отходы).

Раздельный сбор отходов есть то начальное приоритетное звено, с реализации которого должна выстраиваться система управления решением проблемы ТБО.

Актуальность разделения отходов базируется на основном положении КУО, которое состоит в том, что продукт становится мусором тогда, когда он смешивается на кухне в мусорной корзине с другими продуктами. Вагон, наполненный пустыми бутылками и больше ничем — это, собственно, не мусор, а коммерческий продукт — сырье для промышленности (особенно, если бутылки одного цвета).

В пользу раздельного сбора свидетельствуют результаты, во-первых, анализа морфологического состава ТБО (в его составе содержится, в среднем 35-45 % ценного вторичного сырья), а во-вторых, преимуществ, которые приносит раздельный сбор отходов.

Вопрос заключается в том, где и как его организовать?

Например, попытки сортировки в пределах полигона уже смешанных и перевезенных в мусоровозе ТБО, позволяет извлечь из их состава не более 11-15 % (вместо 35-45 %) вторичных ресурсов. При этом из-за смешивания оказывается практически невозможным использовать биоразлагаемые (органические) отходы. Следовательно, раздельный (селективный) сбор ТБО должен осуществляться у источников их образования с помощью населения.

Вовлечение населения в процесс раздельного сбора ТБО — важный элемент его успешной реализации.

Вторым элементом успешной реализации раздельного сбора является наличие определенных усилий властей различного уровня: местного, городского, регионального и государственного. Механизм их участия в решении этой проблемы пока еще создается.

Для местных муниципальных властей основным преимуществом раздельного сбора становится снижение объемов захоронения отходов на полигонах при сравнительно небольших затратах по отношению к методам переработки (сортировки) смешанных отходов или их сжигания.

Для государства утилизация разделенных ТБО приносит как экономический эффект, заключающийся в создании дополнительных рабочих мест и добавленной стоимости — части ВВП страны, образующийся в отраслях, производящих продукцию из вторичных материалов, так и экологический, состоящий, в основном, в сохранении первичных природных ресурсов страны и энергии, а также в уменьшении выбросов в атмосферу планеты парниковых газов, способствующих процессу глобального потепления климата Земли.

В промышленно развитых странах, начиная со второй половины 90-х годов XX столетия, благодаря раздельному сбору многие виды ТБО перестали быть «мусором», они стали ценными товарами, представляющими важный сегмент сегодняшнего рынка товаров.

Таким образом, можно сказать, что раздельный сбор отходов — это первый шаг к обеспечению экологической безопасности населенных пунктов, особенно крупных городов, где ежегодно скапливаются огромные количества ТБО.

Следует подчеркнуть, раздельный сбор ТБО лишь первый шаг. Однозначного ответа на вопрос — где и как его организовывать — нет, ибо в каждой стране свои условия: свои традиции сбора мусора, своя законодательная база, свои экономические условия, своя стоимость рабочей силы, стоимость оборудования, уровень развития рынка вторичного сырья и технические мощности по переработке. Все это надо учитывать при разработке схемы раздельного сбора и переработки бытовых отходов. Иностранные схемы, которые могут успешно работать в другой стране, могут обернуться пустой тратой бюджетных денег, если рынок не готов к такой схеме.

И даже в успешной стране схема сбора ТБО может поменяться. Например, даже в Германии, где раздельный сбор осуществляется на законодательном уровне, в настоящее время сейчас маятник качнулся в другую сторону, люди недовольны тем, что надо сортировать мусор в четыре ведра. Немцы поговаривают (и их можно понять): «У нас в стране сформировался рынок вторичных ресурсов, есть законодательство, по которому каждый житель прямо или косвенно платит 300 евро ежемесячно на переработку и утилизацию мусора, а технологии промышленной сортировки за последние 20 лет развились до уровня когда, мусор можно очень качественно рассортировать автоматически. Фотораспознающие элементы, магнитные уловители, центробежные сепараторы, все это делает автоматическую сортировку более эффективной, чем вручную. Так зачем нам на кухне четыре ведра». Что получается? Получается, что в стране высоко развитой технически и психологически (т. е. ментально) все отходы, кроме пищевых, можно класть в одно ведро и они будут быстро и дешево разделены на сортировочной станции.

Германии нужно было пройти 20-ти летний путь разделения мусора на каждой кухне, чтобы прийти к тому уровню технологий, рынка и общественного сознания, которые они имеют сейчас. И от четырех ведер прийти на кухне в двум ведрам.

Итак, даже в Германии, которую так привыкли ставить в пример, с ее четырьмя ведрами на каждой кухне имеет место глухое недовольство.

Что делать России, ДНР, где раздельный сбор только зарождается?

Внедрение универсальной схемы раздельного сбора, которая работала бы для всех типов домов и позволяла разделять все виды ТБО — сложная задача, так как для ее решения требуется техническая и законодательная база, на подготовку которых могут уйти годы.

Как ускорить процесс?

Для ускорения надобно:

- использовать опыт стран ЕС, в частности, наиболее продвинутой страны Германии, где действует Дуальная система обращения с ТБО (см. тему 2);

- осуществить решения (ответы) проблемы «снизу».

 

Положительный опыт Германии

Германия задыхалась от ТБО, пока в 1991 г. не была создала Дуальная система обращения с твердыми бытовыми отходами — Duales Sestem Deutschland (DSD), представляющая собой в настоящее время сообщество частных компаний и фирм по сбору, сортировке и переработке ТБО.

Система DSD называется дуальной (двойной), так как является дополнительной надстройкой к муниципальным службам, занимающимся удалением отходов, т. е. сбор коммунальных отходов осуществляется во всех городах Германии по двум линиям:

- во-первых, с помощью обычных мусорных баков для коммунальных отходов;

- во-вторых, в соответствии с Дуальной системой с помощью желтых контейнеров (или мешков), маркированных «Зеленой точкой», в которые можно бросать только упаковочные материалы из металла, пластика, композитных материалов.

Прежде всего, в Дуальную систему вовлечена продажная упаковка.

Дуальная система Германии — это компания-оператор, которая конкретно не занимается сбором, сортировкой и переработкой отходов. Она способствует реализации на практике Постановления правительства ФРГ от 12 июня 1991 г. «Об упаковке» (последняя поправка действует с 1 января 2009 г.).

назначение Постановления заключается в том, чтобы освободить муниципалитеты от обязанности удаления большого числа упаковок, а ответственность за это перенести на:

- производителей упаковки;

- производителей товаров, использующих упаковку;

оптовиков упакованных товаров (распространителей упакованных товаров).

Они (производители и оптовики) должны сами организовывать систему сбора, сортировки и переработки упаковочных материалов после их использования.

Основным принципом постановления является то, что производители упаковок и распространители упаковочных товаров обязаны использованные упаковки принимать обратно от потребителя и отправлять их на утилизацию.

В этом Постановлении применим принцип «кнута и пряника» по отношению к розничной торговле. «Кнутом» является обязанность розничной торговле и производителей упаковки бесплатно принимать обратно от конечного потребителя использованные и пустые упаковки в местах продаж или недалеко от них. «Пряником» является право торговли и производителей упаковки освободиться от «кнута», если они е, участвуют в некоей системе, которая обеспечивает бесплатный сбор упаковок (мусора) конечных потребителей, купив некую лицензию. Реализация «пряника» возможна лишь тогда, если такая система сбора мусора, удобная для потребителя, гарантирует достаточно высокий процент сбора и утилизации. Такой подход и привел в начале 1990-х гг. к созданию Дуальной системы (компании) Германии — Duales Sestem Deutschland DSD (Deutschland).

Суть программы Дуальной системы заключается в продаже предпринимателям лицензии на использование знака «Der Grüne Punkt», освобождавшего их от необходимости обязательного приема и утилизации упаковки. А потребители, увидев знак на упаковке покупаемого товара, уверены, что данная упаковка после использования будет обязательно утилизировала с минимальным ущербом для окружающей среды.

Дуальная система финансирует свою деятельность за счет финансовых средств, полученных от выдачи лицензий на использование марки «Зеленая точка», т. е. за счет лицензионных сборов, которые уплачивают DSD производители упаковки и производители товаров, использующие эту упаковку. Сумма этих расходов, в конце концов, перекладывается на конечного потребителя товаров — покупателя, т. е. лицензированный сбор входит в розничную цену продаваемого товара и тем самым оплачивается потребителем.

Дуальная система распределяет все поступающие средства следующим образом: 80 % всех средств расходуется на заключение контрактов со специализированными предприятиями по сбору, сортировке и первичной переработке отходов, 15 % средств идет на дотации предприятиям, осуществляющим переработку вторичного сырья, так как вторичное сырье в ряде случаев дороже первичного, а оставшиеся 5 % используются на финансирование деятельности DSD, которая по решению Антимонопольного комитета Германии является бесприбыльной организацией.

Лицензионный сбор за знак «Зеленая точка» взимается также, по договоренности большинства европейских товаров, импортируемых в Германию. Плата за лицензию выводится из расчета веса и материала упаковки. Сегодня 95 тыс. предприятий мира подписали лицензионный договор с одной из 22 организаций «Зеленой точки». Более 200 млн. потребителей могут раздельно собирать упаковочные отходы.

В эффективной деятельности Дуальной системы ведущую роль сыграло общественное сознание населения, на которое возложена задача добровольно сортировать мусор. Для этого на улицах немецких городов стоят контейнеры для различных видов отходов. Как правило, это целый ряд емкостей разного цвета для четкого различия их предназначения — отдельно для бумаги, полимерных отходов и органики.

При этом в стране действует жесткая система тарифов за выбрасывание мусора в не предназначенных для этого местах. Эта система находится в введении АО «Дуальная система Германии». В каждом земельном округе работают две системы сбора:

- коммуной (аналог ЖЭК), когда отходы собирают коммуной самостоятельно с помощью обычных мусоросборных баков;

- «сторонняя», когда коммуна прибегает к посредничеству специально уполномоченных частных физических лиц, деятельность которых должна быть четко согласована с деятельностью Дуальной системы для предоставления гражданам комфортных условий.

Можно констатировать, что в Германии на практике реализована концепция устойчивого развития, которая находилась в центре внимания на Всемирной конференции по окружающей среде, состоявшейся под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Тогда была сформулирована новая стратегия хозяйственной деятельности в сфере отходов, целью которой является бережное использование и сохранение природных ресурсов (т. е. стратегия замкнутого цикла в хозяйственной деятельности). В соответствии с этим отходы, прежде всего, должны оставаться в хозяйственном кругообороте «производство-распределение-потребление», замещая собой в качестве вторичного сырья природные ресурсы.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.