Раздельный сбор смеси «сухого» утильного сырья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно данной технологии в домовладениях на площадках по сбору ТБО, в дополнение к общему контейнеру устанавливается один специализированный контейнер для раздельного сбора утильных фракций коммунальных отходов (отходов бумаги и картона, пластмасс, стекла, металла, текстиля). Специализированные контейнеры объемом 1,1 м3 оборудованы загрузочными отверстиями и крышками, предотвращающими складирование в контейнеры обычных отходов и намокание вторичных ресурсов в контейнерах.

Прочие отходы в смешанном виде складируются в стандартный контейнер 0,75 м3 и затем вывозятся на полигон захоронения отходов или на завод по механобиологическому компостированию (МПБО).

Опасные отходы собираются в специальную емкость (пакет, бак, контейнер) и вывозятся на последующую утилизацию и обезвреживание.

Отходы из контейнеров для раздельного сбора ТБО поступают для дополнительной сортировки на мусоросортировочные комплексы, где производится их досортировка по фракциям и сортам, пакетирование и отгрузка потребителю.

 

Раздельный сбор «сухих» и «влажных» отходов

 

По данной технологии, все коммунальные отходы сортируются жителями по двум позициям, и раскладываются в контейнеры:

- все «сухие» отходы (отходы пластмассе стекла, бумаги, металлов, текстиля, резины, кожи и т. д.);

- все виды «влажных» биоразлагаемых отходов, пригодных для компостирования, в т.ч. садовые, пищевые отходы, бумажная упаковка с пищевыми загрязнителями и др.

 

Система четырех потоков

 

Система четырех потоков является наиболее распространенной и научно обоснованной («интеллектуальной») схемой-сценарием раздельного сбора ТБО. Это покомпонентная схема движения мусоропотоков с участием населения. Ее анализ и синтез результатов анализа позволяет выделить из возможных сценариев раздельного сбора на территории региона четыре потока, три из которых условно обозначаются Р. Мюрреем /1/ как «три контейнера»:

- «влажные» органические («пищевые»);

- «сухие» (утилизируемые, разделяемые покомпонентно);

- «хвосты» (неутилизируемые).

Четвертый поток представляет собой крупногабаритные отходы.

Первые три потока — основная часть муниципальной программы интенсивной заготовки вторсырья.

Наиболее высокий приоритет отдается первому потоку, т. е. «влажным» органическим отходам. Например, в странах ЕС на них приходится от 40 до 50 % от общего количества ТБО.

«Влажные» биоразлагаемые отходы могут подвергаться аэробному сбраживанию (компостированию) или анаэробному сбраживанию на специализированных установках либо полевым методом. Товарной продукцией предприятий является компост и биогаз.

Высокий уровень переадресации органических отходов, вместо полигонов на переработку (компостирование), не только приведет к снижению токсичности полигонов, но и будет способствовать достижению муниципалитетами требуемых контрольных показателей.

Второй поток — это «сухие» перерабатываемые ТБО. Сбор таких ТБО должен способствовать достижению доли ТБО от общей массы в течение трех лет до 17-15 %. приоритетным материалом является макулатура — газеты, журналы и прочая бумажная «смесь», за которой следуют ткани, консервные банки и, наконец, стекло.

«Сухие» вторичные ресурсы должны направляться на мусоросортировочные станции (МСС) для последующей профессиональной сортировки вторсырья по видам, категориям и сортам, а также очистки их от некоторой доли «хвостов», которые неминуемо будут их сопровождать. Отделение «сухих» вторичных ресурсов от «влажных» позволяет:

- во-первых, предотвратить загрязнение первой (основной) ценной части вторичного сырья;

- во-вторых, улучшить санитарные условия обращения с ними работников мусороперерабатывающих предприятий;

- в-третьих, благодаря значительной рыночной стоимости «сухих» отходов в несколько раз повысить экономическую эффективность раздельного сбора (компенсировать часть затрат на раздельный сбор).

Третий поток это прочие, т. е. остаточные неутилизируемые ТБО («хвосты»). Объем этих отходов должен резко уменьшаться, если сбор этих отходов совмещается со сбором «влажных» органических и «сухих» ценных перерабатываемых ТБО. Необходимы специальные меры для удалению из потока остаточных ТБО опасных отходов. Некоторые такие отходы собираются в мешки, как при сборе «сухих» перерабатываемых отходов (например, батарейки и старые медикаменты). Необходимо выделять на площадках специальные участки под полный ассортимент опасных отходов, которые перерабатываются или размещаются в соответствии с ситуацией.

«Хвосты», как правило, направляются на полигон для захоронения. При этом они могут прессоваться, однако применять прессование следует к отходам, подвергшихся предварительной сортировке. «Хвосты» могут также подвергаться сортировке и последующему сбраживанию. Однако издержки в данном случае весьма высоки, качество вторичного сырья и компоста низкое, а сбыт проблематичен. Такие мероприятия решают скорее задачу обезвреживания и уменьшения объема потока перед захоронением, чем получения товарной продукции. Наконец, «хвосты», остающиеся после раздельного сбора, а также после переработки отходов другими методами вместо прессования могут подвергаться сжиганию. Однако решение об использовании метода сжигания должно быть обосновано (прежде всего по экологическим соображениям).

Для переработки «сухих» и «влажных» отходов необходимо наличие на территории региона следующих условий, а именно:

- производств которые имеют возможность трансформирования отходов в ходе повторного использования;

- разработанных технологий и процессов переработки;

- существование производств, нуждающихся в подготовленном трансформированном) вторсырье — для выпуска на его основе продукции;

- добросовестная работа центров по разделению мусора.

При организации системы трех потоков целесообразна установка:

- одного контейнера небольшой емкости (0,24 м3) для органических биоразлагаемых отходов (пищевых «влажных», растительных остатков для передачи на промышленное компостирование; для вывоза биоотходов необходима закупка специализированного транспорта);

- трех контейнеров (объемом 1,1 м3) для сбора «сухих» отходов, относящихся к ВМР (макулатура, стекло, пластик) для последующей их передачи на МСС;

- одного контейнера (объемом 0,75 м3) для прочих отходов «хвостов», то есть отходов, подлежащих захоронению на полигоне или вывозу на завод по механобиологическому компостированию (МПБО).

Описанная система трех потоков для сбора ТБО — основная муниципальная программа интенсивной заготовки вторсырья. В случае действий в духа «интеллектуальной» переработки это вовсе не означает обязательного существования именно трех раздельных процессов сбора. В некоторых случаях возможен сбор двух потоков в разные отсеки одного транспортного средства. В других случаях организуется четыре или пять направлений сбора: для пищевых отходов, садовых отходов, макулатуры и текстиля, емкостей из-под продуктов и напитков и остальных отходов. Главное - чтобы потоки не смешивались во избежание загрязнения.

Что касается четвертого потока (крупногабаритные отходы), то, как показывает опыт стран ЕС, США, Австралии, эта проблема должна решаться, в основном, с помощью устройства небольших площадок для их сбора (часто такие площадки размещаются на полигонах).

В дополнение к таким площадкам обеспечивается сбор с разъездом по домам к тем, кто не имеет автомобиля или живет в сельской местности. В этом случае процесс сбора вторсырья осуществляется практически напрямую. Жители и торговцы получают инструкции о разделении своих отходов и размещении их в соответствующих контейнерах. В результате удается быстро добиться показателя переадресации в 60-70 % при условии, что схема площадок реорганизуется и к работе привлекается достаточное количество «зеленых воротничков».

Связанная с этой системой проблема заключается в том, что она, хотя и обходится местным властям дешево, создает дополнительную транспортную нагрузку.

Любая схема внедрения раздельного сбора подразумевает участие населения. Для повышения эффективности процесса сортировки отходов необходимо стимулирование населения.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.