Тема 3: Теоретические и методологические основы управления твердыми бытовыми отходами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3: Теоретические и методологические основы управления твердыми бытовыми отходами

Первая группа задач: социально-экологические

Они встали перед обществом из-за существенного увеличения объемов образования ТБО во всех регионах мира, а также их токсичности. Приблизительно до середины 19 в. Большая часть общества не знало не только о проблеме отходов, но даже слова такого не употребляла. После Второй мировой войны ситуация с ТБО (особенно в развитых странах Запада) становится все более катастрофической: как показано выше в (табл.1). Сегодня на одного жителя США ежедневно приходится около 2 кг мусора или почти 700 кг/год. Это рекордная цифра, но и в других развитых странах показатели немалые.

Ставший уже историческим документ «Глобальная программа действий – Повестка на 21-век», принятый на конференции ООН «Окружающая среда и развитие» (1992 г. Рио-де-Жанейро) и ратифицированный парламентами подавляющего большинства стран признал проблему отходов производства одной из препятствующих устойчивому развитию обществу. Ставится задача максимально возможного сокращения объемов образования ТБО и использования их ценных компонентов в качестве вторичного сырья. В результате применения вторичных материалов вместо первичного сырья, достигается экономический эффект и сокращение загрязнения ОПС

Рис 3.1. Структура системы управления

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятия «управление», классик менеджмента А. Файоль проводит шесть следующих функций (операций):

1. технические операции (производство, выделка и обработка);

2. коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);

3. финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);

4. страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);

5. учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

6. административные операции (предвидения, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысла административной операции, А. Файоль поясняет: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

· предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

· организовывать, т.е. строить двойной – материальной и социальной – организм предприятия;

· распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать;

· координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

· контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Традиционно выделяют следующие три вида управления:

1.механическое или техническое управление (управление техникой, машиной, технологическими процессами на основе физических, математических, технических правил);

2.биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (селекция, животноводство и др.)

3.социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Именно социальное управления является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются:

а) объект – это всегда человек или группа людей;

б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;

в) социальное управление имеет властно – волевой характер, т.е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав;

г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т.д.).

Все перечисленные виды управления теоретически и практически соотносятся с управлением сферой обращения с отходами. Речь идет об эффективном управлении обращением отходами, в т.ч. твердыми, обеспечение которого является актуальной проблемой. Ее решение – основа восстановления экологического равновесия в биосфере.

В последние годы во многих странах мира учеными и специалистами был выполнен большой объем исследования по проблеме управления промышленными и бытовыми отходами, в результате чего были изучены различные аспектами управления отходами. Тем не менее, проблема отходов еще далека от своего окончательного решения. Суть проблемы не только в ее сложности и неполной изученности, но и в том, что производственные процессы постоянно развиваются, генерируя разнообразные по составу и опасности отходы, представляющие сегодня значимый неблагоприятный экологический фактор для населения. Количество отходов постоянно растет. Анализ накопленного в мире опыта обращения с отходами (темы 1 и 2) позволяет констатировать, что обществом были затрачены огромные материальные и финансовые ресурсы, приняты организационные меры на государственном и региональных уровнях, создана экономическая, нормативно-правовая и технологическая база. Однако проблема отходов по-прежнему, особенно для стран с переходной экономикой и развивающихся стран, входит в число важнейших проблем, стоящих перед обществом.

Данная проблема при всех национальных и региональных отличиях, формируется следующие схожие аспекты:

-объем отходов постоянно возрастает на душу населения и в абсолютных величина;

-состав отходов усложняется, появляется все большое количество экологически опасных компонентов;

-отношение населения к свалкам меняется и становится резко негативным;

-принимаются законы, ужесточающие правила обращения с отходами;

-предпринимаются попытка разработок новых технологий обезвреживания отходов;

-экономика и управление отходами усложняется. Возрастает цена утилизации отходов и это привлекает частный бизнес. Сбор и переработка отходов требует все более крупных инвестиций.

Есть ли выход из этой, казалось бы, патовой ситуации?

На этот непростой вопрос дает достаточно просто ответ И. Бабанин: «Как ни странно, решение этой проблемы отходов лежит в них самих: надо просто вспомнить, что твердые отходы – не однородная масса, а смесь множество материалов, имеющих различные полезные свойства и коммерческую ценность. Их надо научиться разделять на «сухие», «влажные» фракции, которые используются как вторичное сырье, подлежащее переработке и «хвосты», подлежащие захоронению на полигонах.

В соответствии с этой идеей актуален поиск нетрадиционных подходов к решению проблемы, которые требуют кардинальных изменений всей системы обращения с отходами.

Таким новым подходом в обращении с отходами является подход, названный Р. Мюрреем «Zero Waste». Происхождение термина «Zero Wasteсвязано с весьма успешной японской концепцией тотального качества. Он возник под влиянием идей типа «Zero Defects» («ноль дефектов») – чрезвычайно успешного подхода, посредством которого Toshiba смогла добиться выдающегося результата: один дефект на миллион деталей.  

При переходе в область твердых отходов принцип «Zero Defects» назван «Zero Waste». Он имеет два значения:

- «ноль отходов»;

- «нет потерь».

В объединениях этих двух значений и заключается новый ресурсосберегающий принцип отношения к отходам производства и потребления, получающий все более широкое распространение. В соответствии с этим принципом отходы рассматриваются как сосредоточение ценных ресурсов, вовлечения которых в хозяйственный оборот взамен первичных материалов позволит предотвратить надвигающийся экологический кризис.

На практике данный подход реализуются успешно благодаря тому, что «Zero Waste» фиксирует внимание на всем жизненном цикле продукции.

Жизненный цикл продукции (ЖЦП) – это совокупность взаимосвязанных процессов последовательного состояния продукции при ее создании, использовании (эксплуатации) и ликвидации (с утилизацией и/или удалением).

Ниже (в других разделах) это понятие будет раскрыто более подробно применительно к определенным процедурам обращения с ТБО.

В рамках единого подхода «Zero Waste» сформулированы следующие требования:

· ответственность производителей продукции;

· экологическое проектирование производства продукции;

· уменьшение количества отходов;

· раздельный (селективный) сбор отходов;

· повторное использование и переработка отходов.

В условиях истощения мировых сырьевых ресурсов крайне нерационально как с экономической, так и с экологической точек зрения, закапывать в землю готовое сырье, пригодное для использования.

Главной проблемой использования такого сырья становится отделение от общей массы ценных компонентов, поскольку в смеси они практически не пригодны для переработки. Учитывая невозможность полноценной технической сортировки отходов, приоритетным является раздельный сбор отходов на этапе их образования.

В качестве еще одного примера международного сотрудничества и развития согласованной законотворческой деятельности следует назвать «Инициативу 3R» по обращению с отходами (от англ. Reduce – сокращение количества, Reuse – повторное использование, Recycle – повторное использование или возвращение в оборот, т.е. технологический процесс в качестве вторичного сырья), направленная на гармонизацию методов утилизации отходов и стимулирование научных исследований и технологий в области обращения с отходами. Данная инициатива, выдвинутая в 2004 г. Правительством Японии была поддержана представителями 19 стран в т.ч. России.

В последнее время к 3R добавилось еще одно R, т.е. 3R превратилось в 4R, а именно добавилось Recover – извлекать пользу (например, тепло-, электроэнергию).

4R рассматривают как основные принципы законодательства ЕС в сфере обращения с отходами.

Таким образом, современная политика развитых стран в системе обращения с отходами, основанная на подходе «Zero Waste», который предусматривает не только минимизацию образования отходов на протяжении всего жизненного цикла потребления продукции, но и извлечение при этом всех ценных сырьевых компонентов является наиболее эффективной формой их использования и дает возможность получать полноценные виды вторичного сырья и материалов, которые по своим качественным параметрам, зачастую, не уступают соответствующим видам первичного сырья и материалов. Одновременно за счет применения вторичного сырья может быть высвобождено значительное количество первичных ресурсов и извлечение из природной среды, предотвращая истощение последних. Такое увеличение ресурсного потенциала без крупных дополнительные финансовые поступления в доходную часть регионального бюджета. Кроме того, активизация работы по заготовке и переработке вторичного сырья открывает возможность увеличения рабочих мест и улучшения показателей трудовой занятости населения. Мировая инструкция рециклинга обеспечивает занятость около 1,5 млн. человек, а общая стоимость продукции, пополнениям в мире за счет рециклинга составляет примерно 300 млрд. долл.

Реализация перечисленных требований единого подхода «Zero Waste» к жизненному циклу продукция означает новую стратегию, в рамках которой можно преобразовать существующие сегодня экспоненциальные процессы производства отходов и избавления от них в интеллектуальные системы, позволяющие:

- использовать ресурсы, содержащиеся в отходах;

- создавая рабочие места, связанные с их переработкой.

Установленная опытом эколого-экономическая целесообразность решения проблемы отходов на принципах «Zero Waste», «Инициативы 3R» уже привела и приведет в перспективе к еще более выгодным решениям и новым правилам в сфере обращения с отходами, а потому их рекомендуется использовать с учетом национальных и региональных особенностей в практике страны с переходной экономикой. Важным условием (инструментом) для этого является создание средств информационной поддержки принятия решений: базы данных об отходах, технологиях, ресурсах потребителя; базы знаний об уровнях управления и типах мероприятий удаления, утилизации, переработки отходов; технологии поддержки принятия экспертных решений; учет и контроль на рынке вторичных ресурсов.

Изложенные принципы «Zero Waste» и 3R составляют основу построения современной системы обращения с ТБО как фактор ресурсосбережения. Организация ресурсосбережения при обращении с ТБО должны направлены на совершенствование их утилизации. Ресурсосберегающие технологии, построенные на принципах «Zero Waste» и 3R, обладают, как показывает опыт развитых стран, инвестиционной привлекательностью, способствуют активизации предпринимательской деятельности, направленной на конкретный хозяйствующий объект.

Проецируя процесс управления на отходы, можно заключить, что управление отходами – это комплекс условий и действий, направленный на выполнение целей, установленных в конкретное время и конкретное место. Цели управления отходами всегда отличаются во времени и «пространстве», т.к. различные условия и «зрелость» общества диктуют соответствующие требования.

Управление отходами осуществляется различными методами и требует наличия знаний и опыта в различных областях.

Как показано в подразделе 2.2., практика управления отходами достаточно сильно отличается и зависит от того под какую категорию попадает страна (развивающаяся или развитая), в каких условиях она применяется (в городских или сельскохозяйственных), для каких производителей она используется (муниципальных, промышленных и т.п.)

В связи с тем, то в первую очередь решаются проблемы санитарной очистки поселений, определяющая роль в управлении твердыми бытовыми отходами принадлежит службам жилищного хозяйства муниципальных образований. За счет средств соответствующих бюджетов они финансируют организацию сбора и вывоза отходов из жилых районов в места их размещения.

Таким образом, управление отходами для муниципальных и административных городских кварталов, которые как правило, находится в ведении органов местного самоуправления, реализируется в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Основные компоненты системы управления отходами представлены на рис. 3.2

             
 
 

 


Начиная с 1991 г. Требования «Zero Waste» введены в законодательство стран ЕС, что привело к изменению ситуации с отходами. Фирмы оказались вынужденными проводить переоценку своих продуктов с точки зрения срока их службы и возможности их вторичного использования или переработки.

Однако даже в этих странах обращается внимание на то, то невозможно выйти из замкнутого круга проблем отходов путем простого уничтожения требований законодательно-нормативной базы сферы обращения с отходами. Одна из трудностей в разработке последовательной законодательной политики в области отходов состоит в том, что система, которая «производит» отходы – очень сложная и динамическая. В такой системе оптимизация одного из ее параметров не гарантирует решения всех проблем связанных с отходами. На самом деле, еще не ясно, какая из комбинаций обращения является лучше. Практическая реализация цели минимизация на пути практической реализации идеи минимизации отходов стоит несколько препятствий; из которых:

-производственная стратегия «запланированного износа»;

-потребительского проведения людей (стимулирует спрос);

-самого себе рынок отходов (как на удивление).

Все перечисленные ограничения влияют друг на друга, образую систему, в которой важную отрицательную роль играет стратегия «запланированного износа». Ее суть заключается в следующем.

В процессе борьбы за прибыль изготовители, производители изыскивают новые методы производства, которые приводят к экономии материальных ресурсов, энергии, времени, т.е. ресурсосбережению.

Но в этой объективной и позитивной картине содержится (как бы скрытно) огромная «ложка дегтя»! Данная картина становится сомнительной тогда, когда уменьшением износостойкостью продукции жертвуют в пользу прироста объема производства. Стратегия запланированного износа, сокращения срока службы продукта, производства изделий, «созданных, чтобы ломаться», или товаров одноразового использования ведет к увеличению потребления ресурсов и, следовательно, к росту объема отходов.

Именно такая стратегия привела к возникновению в обществе культуры одноразового использования изделий. Однако ясно, что ели общество не поощряет пути нейтрализации перечисленных препятствий, а также не разрабатывает оптимальный (системный) подход к решению проблем, то любая страна будет испытывать все большие сложности, связанные с размещением мощностей по захоронению отходов и все большими расходами на их эксплуатацию. Оптимальный подход должен привести к созданию оптимальных комплексных систем управления отходами на различных уровнях (от национального до поселка городского типа). Это одна из первоочередных задач общества, учитывающая в совокупности экологические, социальные, экономические, технологические аспекты решения проблемы.

В странах ЕС проблемы отходов и необходимость ее решения вызвали (начиная с конца ХХ столетия) появление самостоятельного направления природоохранной политики, для обозначения которого получил в этих странах широкое распространение термин «управление отходами» от англ. «waste managemebt»), обозначающий регламентацию и регулирование всех процессов обращения с отходами с целью уменьшения их количества и объема.

Системы управления отходами должны обеспечивать:

-с одной стороны, высокое качество услуг;

-с другой стороны, обращение с отходами, соответствующие природоохранным требованием.

Таким образом, при этом система должна быть комплексной и основывается на принципах:

-устойчивого управления отходами, когда через определенные периоды после начала действия программы имеющиеся достижения пересматриваются в сравнении с базовыми индикаторами с целью их улучшения и устанавливаются новые приоритеты для последующей деятельности:

-баланс экологических, экономических, технологических и социальных выбросов проблематики отходов;

-«загрязнитель платит»;

-самоокупаемость.

 


Экономические инструменты

Экономические инструменты особенно широко используются при решении проблемы твердых бытовых отходов. К ним относятся следующие:

1.Схема «Платишь столько, сколько выбрасываешь»

Она предусматривает оплату услуг компаний, занимающихся вывозом и утилизацией отходов, в соответствии с весом отходов. Сила распространена широко.

2.Налоги на утилизацию, транспортировку, сжигание и захоронение отходов. Имеют финансированную ставку: от 20 до 50 евро/т в скандинавских странах и Голландии и от 5 до 20 евро/т в других странах ЕС.

3.Возмещение/снижение ставки налогов на захоронение и/или вывоз отходов на сумму, затраченную хозяйствующим субъектом на переработку/минимизацию отходов у источника образования.

4.Товарные сертификаты или товарные экологические разрешения (Nradable environmental permits). Этот инструмент пришел из практики экологической политики и представляет собой разрешение на определенное количество (квоты) тех или иных видов отходов. Если тот или иной потребитель производит меньшее количество отходов, он может продать свою квоту другим потребителям. Такие сертификаты обычно признаются экономически эффективным средством для использования в экологических проектах. Кроме того, это удобный инструмент для компаний при выполнении ими своих обязательств в рамках принятой на себя директивы.

5.Планы по предотвращению образования отходов (Waste prevention plans). Такие планы могут быть составлены как для целых отраслей, так и для отдельных производств. Обычно они разрабатываются в рамках различных систем экологического менеджмента (например, Схема экологического менеджмента и аудита ЕMAS). Преимуществом таких планов является то, что они «позволяют определить наиболее экономически эффективные пути предотвращения образования отходов; однако для их успешного выполнения требуется поддержка соответствующих органов власти.

6.Перенесение ответственности за производство отходов на производителя. В этом случае именно производитель несет ответственность за объем и качество отходов, которые могут образоваться в процессе производства его продукции. В основном это касается упаковки, но может затрагивать и непосредственно продукт. Обычно желаемый уровень переработки и/или минимизации тех или иных отходов устанавливается национальными властями страны. Поскольку соответствующие затраты могут быть слишком высоки для отдельных производителей, то обычно все либо большинство предприятий отрасли создают специализированную компанию, которая занимается переработкой и/или утилизацией отходов для этой отрасли. Финансирование деятельности такой компании осуществляется предприятиями отрасли и торговыми компаниями, реализующими продукцию этих предприятий. Такое перенесение ответственности за отходы на производителей практикуют почти все страны Европы; 10 из них объединены в «организацию ПРО Европа». Эта организация занимается оценкой национальных систем сбора и переработки отходов и присуждает им знак «Зеленая точка» (Diе Grunе Punkt).

Недостатком такой схемы является ослабление координационной роли государственных органов в национальной системе управления отходами, что ведет в свою очередь, к созданию дополнительных контролирующих инстанций. Однако она позволяет достичь такого уровня минимизации и переработки отходов, который, как правило, недоступен в муниципальных схемах управления отходами без значительных инвестиций.

7.Добровольные соглашения (Voluntary agreements). Обычно они заключаются между органами власти, ответственными за обращение с отходами и отдельными отраслями промышленности. Предметом таких соглашений является сокращение отдельных видов отходов, чтобы создать дополнительные, помимо законодательных, стимулы для их минимизации. Такие соглашения напоминают схемы перенесения ответственности на производителей, поскольку также представляют собой договоры между органами власти и производителями (продукции или отходов). Некоторые из таких документов могут быть охарактеризованы и как соглашения об ответственности производителя, и как добровольные соглашения. Добровольные соглашения инициируются обычно непосредственно предприятиями той или иной отрасли и являются обязательными только для тех предприятий, которые их подписали. Схема перенесения ответственности на производителя предполагает вовлечение всех предприятий отрасли и имеет обязательный нормативный характер на государственном уровне.

Технологические инструменты

Технологические методы минимизации и предотвращения образования отходов, разрабатываются исходя из требований соответствующих нормативно-правовых документов, а также в соответствии с возможностями применяемых технологических процессов. Как правило, они предполагают:

-уменьшение количества упаковки;

-снижение содержания вредных веществ в конечном продукте;

-замену вредных/опасных веществ и материалов в продукте на менее опасные;

-удлинение срока жизни продукта;

-изменение дизайна продукта на более экологичный (использование экологически чистых материалов; создание продуктов с максимальными возможностями повторного использования и вторичной переработки и т.п.).

Информационные инструменты

К таким инструментам относятся различные информационные кампании и информационные материалы (печатные, электронные, радио-, телевизионные и пр.) по вопросам минимизации отходов и предотвращения их образования. Подобные кампании и материалы для них могут быть подготовлены как органами государственной и местной власти, так и отдельными кампаниями либо централизованно в рамках отдельной отрасли.

В ряде стран создаются специализированные информационные центры и консультационные службы, которые предоставляют соответствующую информационную и консультативную поддержку домашним хозяйствам, компаниям, предприятиям и учреждениям по вопросам сокращения отходов. Финансирование подобных служб осуществляется из разных источников: правительственные фонды, международные программы, средства предприятий и т.д.

Как это сделать?

Во-первых, необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность сферы обращения с ТБО в рамках ЖКХ.

Во-вторых, встать на инновационный путь развития ЖКХ.

Для упорядочения процесса и привлечения в сферу коммунального обслуживания инвестиций нужно, прежде всего, определить рыночную стоимость объектов компаний ЖКХ, поскольку, динамика капитализации является интегральным показателем развития систем в рыночной экономике.

Сведения о динамике капитализации должны стать публичным ориентиром, наряду с муниципальным рейтингом управляющих компаний, управляющих жилым фондом в том числе в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).

Инновационный путь развития ЖКХ имеет целью поиск приемлемых способов, ограничивающих прямое захоронение ТБО на полигонах, так как, выделение земель, сооружение и ввод в эксплуатацию новых полигонов – трудные задачи для муниципальных и региональных властей.

Перечень основных технологий, альтернативных захоронений ТБО на полигонах, к настоящему времени сложился и он невелик. В этот перечень входят два ставших уже традиционными способа – сжигание и компостирование отходов, а также относительно новый – раздельный (или селективный) сбор отходов.

Выбор любого из этих способов связан с различными проблемами.

Первые два способа (сжигание и компостирование) вместе с захоронением отходов на полигонах реализуют так называемую «классическую схему», по которой работает в настоящее время подавляющее большинство предприятий. Они создают реальные эколого-экономические проблемы.

Сжигание всей массы ТБО абсурдно с точки зрения ресурсосбережения, дорого, и практически гарантирует негативные последствие для атмосферы и здоровья населения.

Также экологически опасным оказалось компостирование ТБО из-за содержания в получаемом компосте тяжелых металлов.

Что касается раздельного сбора компонентов ТБО населением, то несмотря на теоретические преимущества данного способа его организация потребует десятилетий, прежде чем будут достигнуты показатели, которые уже сегодня демонстрируются во многих европейских странах, где применяется схема комплексного экологического менеджмента и ресурсосбережения, организована специальная отрасль экономики, обеспечивающая условия санитарной очистки город для повышения их экологического потенциала.

Данная схема реализуется одной или несколькими крупными компаниям по следующей цепочке: исследование ТБО и условий их раздельного сбора – непосредственный сбор отходов, профессиональная сортировка, - обработка утилизируемых компонентов ТБО – повторное использование или переработка обработанных компонентов на базовых предприятиях в новую продукцию – захоронение неутилизируемых компонентов на полигонах или их обезвреживание термическими и другими способами.

Приведенная цепочка «работает» на вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Но из-за организационных, технических, экономических сложностей ее охвачено не более 35-40% территорий этих стран. Кроме того, в этих странах, в том числе Германии, население высказывает недовольство чрезмерной организованностю системы раздельного сбора, а также в целом управления обращением с ТБО. Это отрицательное социальное последствие раздельного сбора. Высказываются предложения отказаться от раздельного сбора у жилого и общественного секторов или, по крайней мере, резко упростить его. При этом предлагается обеспечивать сортировку отходов профессионально на специализированных предприятиях (комплексах) на основе инновационных технико-технологических результатов научно-технического прогресса.

С учетом изложенного, в сфере обращения с ТБО, необходим прорыв с помощью новых подходов для решения задачи: «Ноль ресурсов не полигоны».

Сложность поставленной задачи в том, что при ее идеальном решении необходимо одновременно обеспечивать координацию достижения результатов по четырем направлениям: экономическому, экологическому, ресурсному и социальному.

Анализ накопленного опыта подсказывает видение создания идеальной системы управления обращением с ТБО. Ключевым пунктом при этом является необходимость развивать не переработку отходов, а ресурсосбережение посредством их переработки, а также заботиться о повышении производительности труда и снижении издержек по всем звеньям процесса ресурсосбережения.

Речь идет о создании нового типа системы обращения с ТБО на основе циркуляционного ресурсного цикла, при котором действует иная, новая схема обращения с ресурсами со следующими обязательными составляющими:

-промышленность производит продукцию, пригодную после окончания срока службы к сырьевому или энергетическому использованию;

-наличие производственных мощностей (комплексов) для профессиональной технико-технологической сортировки, последующей обработки разделенных компонентов и, наконец, использования или переработки утилизируемых фракций в новую продукцию, обезвреживания неутилизируемых «хвостов» термо способами или захоронением на полигонах;

-цена вторичного сырья не дороже первичного сырья (за счет экологических платежей);

-наличие соответствующим образом настроенной транспортной логистики.

Важнейшим звеном среди перечисленных составляющих является эффективная автоматизированная сортировка на специализированных комплексах. На это звено переносится центр тяжести вместо раздельного (селективного) сбора компонентов ТБО. Последний не отвергается.

К созданию упомянутых комплексов конкретно приступили в Санкт-Петербурге, где введен в действие первый автоматический отходоперерабатывающий комплекс мощностью 100 тыс. т/год, и планируется на рыночных условиях запустить в работу комплекс мощностью 1 млн т/год. Распространение опыта Санкт-Петербурга, основанного на использовании автоматической технической сортировки, в масштабах стран позволит России в течении 5 лет (до 2022 г) обрести статус мирового лидера в области ресурсосбережения и увеличит, благодаря организации ресурсосбережения, ВВП вначале на 5%, а со временем – на 15%.

При этом негативное воздействие отходов на окружающую среду будет ликвидировано с наименьшими затратами. Регионы не попадут в «неоколониальную» зависимость от западных псевдоинвесторов. Тарифы на удаление отходов для жителей и предпринимателей существенно не увеличатся.

Если из бытовых отходов извлечь ценные ресурсы, то для захоронения на полигонах останется от общей массы ТБО менее четверти от общей массы отходов. Для этого в масштабах России, по прогнозам Н. Колычева, достаточно построить 200 автоматизированных мусоросортировочных комплексов (МСК), организовать грамотную логистику и обеспечить стимулирование работы в рамках вертикально интегрированных объединений (на основе кооперации и комбинирования возможностей городов и переработчиков отходов). При этом необходимо:

-постепенно замещать импортную технику;

-восстановить систему воспитания, обращения, повышения квалификации и сохранения кадров для ЖКХ;

-повышать бытовую культуру населения, прививая ему современные навыки обращения с ТБО:

Ответственность за развитие решение проблемы ресурсосбережения при обращении с ТБО в ЖКХ и развитие территориальных систем обращения с отходами возлагается на муниципальные и региональные органы власти.

Объект программы

Объектов программы организации ресурсосбережения при обращении ТБО в ЖКХ являются предприятия различных форм собственности по сбору, вывозу, сортировке, обработке, т.е. утилизации отходов.

Построение и функционирование управляющей подсистемы субъекта управления, а следовательно содержание функций управления определяются спецификой объекта управления. При этом исследуется организационно-экономические отношения, возникающие в результате предпринимательской деятельности ЖКХ. Конкретно, имеются в виду, прежде всего отношения, возникающие по поводу вовлечения в хозяйственный оборот отходов, между организациями, в различных сферах и отраслях экономики, населением, государственными и муниципальными органами управления, общественными объединениями.

Особенности объекта обуславливают выделение определенных видов управленческой деятельности (специфических функций субъекта управления). Каждый вид выступает в качестве условно обособленной части единого управленческого процесса и предполагает обязательное исполнение в его рамках всех общих функций. Состав видов управленческой деятельности обусловливается состоянием управляемого объекта, его изменениями, а также развитием управляющей системы – может либо расширяться, либо сокращаться.

 

Варианты организационного построения программы

Процесс управления твердыми бытовыми отходами может быть реализован в рамках различных оргструктур. Имеется несколько возможных вариантов организационного построения системы управления ТБО и приравненных к ним отходов на территориальном уровне.

Первый вариант: сохраняется действующая оргсхема, за существующими службами закрепляется выполнение дополнительных функций по управлению муниципальными отходами.

Второй вариант: предполагает создание в крупных городах специализированных центров по управлению муниципальными отходами и сохранению в небольших муниципальных образованиях существующего положения. Центр по управлению отходами может быть организован на правах службу (отдела) администраций городских поселений либо создана самостоятельная коммерческая организация, которой делегируется определенные полномочия в рамках действующего законодательства.

Третий вариант: создание нескольких территориальных узлов, объединяющих усилия муниципальных образований по управлению обращением отходов. Реализация такого варианта возможно, по нашему мнению, только при образовании или использовании уже действующей самостоятельной коммерческой организации. Принципиальная схема территориального узла представлена на рис.3.

Наиболее перспективен, на наш взгляд, третий вариант, позволяющий решать проблемы обращения отходов не только в крупных городах, но и в сельских поселениях, где из-за нехватки бюджетных средств затруднительно решение вопросов со сбором, транспортировкой и размещением отходов. В небольших поселениях из-за низкой концентрации отходов, возможных для дальнейшей

Тема 3: Теоретические и методологические основы управления твердыми бытовыми отходами

Дата: 2019-02-25, просмотров: 258.