Современное производство требует вовлечение в хозяйственный оборот все новых и новых материальных, энергетических, природных, трудовых и других ресурсов. Мировое их потребление достигло величины, соизмеримой с запасами полезных ископаемых. То, что создавалось природой в течение геологических эпох, сегодня расходуется человечеством за несколько десятилетий. Причем только 5-10% сырья, поступающего в производство, переходит в промышленную продукцию, остальное попадает в отходы производства, которые, загрязняя окружающую среду, нарушают экологическое равновесие в различных регионах планеты.
Поэтому комплексное и рациональное использование природно-ресурсного потенциала становится чрезвычайно актуальной задачей. Одним из направлений ее решения становится вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства и потребления на основе их утилизации.
Отходы производства и потребления являются мощным фактором, воздействующим на окружающую природную среду и в конечном итоге отрицательно влияющим на качество жизни человека.
Однако отходы, загрязняющие окружающую среду, во многих случаях не только могут быть использованы, но их применение выгодно с экономической точки зрения.
Следующие соображения подтверждают такую возможность.
Отходы, генерируемые на всех стадиях производственных процессов и в сфере потребления, выступают в качестве основного компонента взаимодействия экономики и окружающей среды. В то же время они остаются важнейшим источником вторичных материальных ресурсов. Однако уровень их вовлечения в рециклинг остается низким. Особенно острой становится проблема вовлечения в хозяйственный оборот твердых бытовых отходов. Ее сложность обусловлена тем обстоятельством, что значительная их часть является искусственно произведенными материалами, которые не могут быть самостоятельно безопасно превращены факторами природной среды в естественные компоненты. Кроме того, разработка и производство новых материалов и изменение ассортимента потребляемой продукции опережает развитие методов их вторичного использования и утилизации.
Сложность этой проблемы состоит также и в том, что разработка и производство новых материалов, а также изменение ассортимента потребляемой продукции опережают развитие технологий их вторичного использования или утилизации. Особенно это проявляется при утилизации твердых бытовых отходов на мусоросжигающих заводах, где из безобидных и нейтральных материалов могут образоваться высокотоксичные соединения.
В то же время твердые бытовые отходы являются неисчерпаемым источником вторичных материальных ресурсов, которые весьма эффективно заменяют природные ресурсы в процессе производства.
Остаточная полезность ТБО подтверждается анализом их морфологического состава.
Анализ морфологического состава ТБО позволяет сделать вывод о наличии в нем большего количества ценных компонентов, обеспечивающих ресурсный потенциал ТБО в виде:
- вторичного материального ресурса (ВМР);
- вторичного энергетического ресурса (ВЭР).
На основании данного вывода можно заключить, что идеальным экономическим решением проблемы ТБО является их вовлечение в хозяйственное использование в государстве на основе процесса утилизации. Актуальность такого решения обусловлена так же тем, что значительная часть твердых бытовых отходов является искусственно произведенными материалами, которые не могут быть самостоятельно превращены факторами природной среды в ее естественные компоненты. В то же время твердые бытовые отходы являются неисчерпаемым источником вторичных материальных ресурсов, которые весьма эффективно заменяют природные ресурсы в процессе производства.
Однако, в мировой практике до настоящего времени подавляющее количество ТБО все еще продолжают вывозить на свалки (полигоны): в СНГ на свалки вывозят 97% образующихся ТБО, в США — 73%, в Великобритании — 90%, в Германии — 70%, в Швейцарии — 25%, в Японии — около 30%. Недостатки складирования ТБО на свалках: большая потребная площадь земли, сложность организации новых свалок в связи с отсутствием свободных земельных участков, значительные затраты на транспортировку ТБО, потеря ценных компонентов ТБО, экологическая опасность (загрязнение грунтовых вод и атмосферы, распространение неприятных запахов, потенциальная опасность в отношении пожаров и распространения инфекций и пр.).
Удаление ТБО на свалки (полигоны), имеющие глубокие исторические корни, следует рассматривать как вынужденное, сиюминутное решение проблемы, в принципе противоречащее экологическим и ресурсным требованиям. Поскольку полигоны все дальше удаляются от городов, а бесконечно плечо вывоза ТБО увеличиваться не может, для всех стран актуальна проблема промышленной переработки ТБО. Именно промышленная переработка, учитывающая требования экологии, ресурсосбережения и экономики, представляет собой кардинальный путь решения этой проблемы.
Промышленная переработка ТБО означает их вовлечение в хозяйственный оборот. При этом речь идет о переработке ценных утилизационных компонентов. Неутилизируемые фракции по-прежнему должны захоронятся на полигонах или обезвреживаться термическими способами.
Совершенно очевидно, что капитальные вложения в решение проблемы ТБО должны быть ориентированы на создание, наиболее прогрессивного промышленного производства.
Для практического вовлечения ТБО в промышленную переработку необходим выбор оптимальных технических решений для проектирования и строительства каждого завода, исходя из уровня мировой техники, маркетинговых условий, стоимостных показателей, степени отработанности и готовности технологий к промышленному применению и возможности их адаптации к конкретным условиям, требований экологии и экономики.
Проекты новых заводов должны учитывать все лучшие мировые достижения в области переработки ТБО, поэтому задача заключается в объективном выборе, на основе тщательного изучения мировой практики и разработок ведущих фирм, и эколого-экономической и технологической оценке различных методов, последних поколений технологических процессов:
Реализации такого подхода означает создание новой отрасли промышленности, решающей задачи минимального образования отходов, их сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания неутилизируемых остатков хвостов ТБО; их размещения.
Совершенно очевидны сложность актуальной поставленной задачи и одновременно сложность ее решения. Дополнительно, сложность проблемы обусловлена также тем, что разработка и производство новых материалов, а также изменение ассортимента потребляемой продукции опережают развитие технологий их вторичного использования или утилизации. Особенно это проявляется при утилизации твердых бытовых отходов на мусоросжигающих заводах, где из безобидных и нейтральных материалов могут образоваться высокотоксичные соединения (диоксины и др.).
Следует отметить, что низкий уровень вовлечения в хозяйственный оборот твердых бытовых отходов порожден не только технологическим развитием общества, но и сложившимися стереотипами культуры их обращения в быту, а также относительно поздним осознанием необходимости управления ими и отсутствием квалифицированных специалистов.
Вовлечение отходов в хозяйственный оборот обусловлено наличием определенных условий действия множества взаимосвязанных и взаимозависимых факторов. К числу важнейших условий относятся следующие: состояние экономики, принятые концепции экономического развития; состояние рынков первичного и вторичного сырья; уровень государственного регулирования в секторе обращения отходов.
Экономический рост сопровождается увеличением потока отходов и их разнообразием, особенно данная тенденция проявляется в рамках концепции ориентации на потребителя. Переход к концепции устойчивого развития экономики предполагает качественное преобразование технического и технологического уровней производства, изменение отраслевой структуры, модификации ценностных и целевых приоритетов экономической политики и рыночных отношений, изменений стереотипов и поведенческих норм социума, активизации участия граждан в обсуждении проектов экономического развития.
Уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот во многом зависит от конкурентоспособности вторичного сырья на рынке материальных ресурсов. Качество и экономическая доступность вторичных материальных ресурсов выступают важнейшими факторами их конкурентоспособности. В свою очередь, качество и экономическая доступность зависят от характеристик сырьевой базы, технического, технологического, организационного уровней производственных процессов, рентабельности вторичных материальных ресурсов.
Приемлемый уровень рентабельности создает условия для привлекательности сектора вторичного сырья в качестве объекта предпринимательской деятельности.
Развитие предпринимательства в секторе вторичных материальных ресурсов остается в числе решающих факторов создания конкурентной среды в этом виде экономической деятельности и, следовательно, увеличения объемов сбора, заготовки, переработки отходов. Рынок вторичных материальных ресурсов в настоящее время нельзя признать устойчивым. Резкие колебания спроса на отдельные виды вторичного сырья сказываются на предложении, и предприниматели начинают сворачивать уже налаженные производственные процессы. В то же время потребители из-за отсутствия устойчивого предложения вторичных материальных ресурсов не уверены в гарантированных поставках.
По сравнению с сектором первичного сырья, производство вторичных материальных ресурсов резко отличается по воздействию на окружающую среду. Если в первом случае неизбежно негативное воздействие на состояние окружающей среды, то вовлечение отходов в хозяйственный оборот улучшает ее характеристики. Последнее обстоятельство, признаваемое нами, однако, не приносит никаких дополнительных выгод отдельно взятому предпринимателю - выигрывает все общество в целом, которое, впрочем, не сразу может ощутить все результаты данной деятельности в явном виде.
Рыночные теории предполагают в перспективе возможность увеличения использования отходов через экономические регуляторы. Однако в настоящее время ввиду несовершенства рыночного механизма сектор обращения отходов (сектор вторичного сырья) не может регулироваться только рыночными методами: безусловным остается присутствие государства в управлении отходами, вовлечении их в хозяйственный оборот. Наряду с законодательными, нормативными и инструктивными документами необходимо создание действенного экономического механизма, способствующего эффективному обращению отходов.
При решении данной проблемы следует обратиться к опыту промышленно развитых стран.
В настоящее время инфраструктура сферы обращения с отходами активно развивается в странах ЕС, США, Японии. В то же время в странах СНГ она находится в зачаточном состоянии. Существующая система обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) представляет собой нераздельный сбор отходов, их транспортировку на полигоны или на места временного размещения отходов, которые в большинстве случаев 99% выступают в роли мест длительного хранения: Следовательно, процесс сортировки и выделения полезного компонента отсутствует, что приводит к увеличению количества отходов, размещаемых на полигонах и затратам на размещение отходов.
Главной причиной низкого уровня вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственное использование является отсутствие необходимой инфраструктуры, а также технологические трудности, связанные с высокой энергоемкостью предварительной обработки и последующей переработки отходов, а также необходимостью достижения, необходимой чистоты конечных продуктов.
Например, в России, крупнейшей стране СНГ, насчитывается 389 объектов переработки отходов: комплексов по переработке ТБО - 243, комплексов по сортировке - 53, мусоросжигающих заводов - около 10. Учитывая то, что полигонов ТБО в стране насчитывается 1 399, санкционированных свалок - 71 533, налицо явная неразвитость инфраструктуры переработки отходов.
Между тем в европейских странах наметилась тенденция к сокращению уровня захороняемых на полигонах отходов. Так, в Германии в 2005 г. был введен запрет на захоронение ТБО на полигонах, в Нидерландах за последние 25 лет количество отходов, захороняемых на полигонах, сократилось в 6 раз, с 1995 г. действует мораторий на открытие новых полигонов и расширение существующих. В России пока лишь планируется ввести запрет.
Фактором, сдерживающим развитие инфраструктуры обращения с отходами, является несовершенство нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления. существующем законодательстве отходы рассматриваются лишь как источник негативного воздействия на окружающую среду, а не как вторичные ресурсы.
Другой причиной, препятствующей вовлечению отходов в хозяйственный оборот, является то, что себестоимость захоронения отходов гораздо ниже себестоимости их переработки.
Наконец, к числу причин препятствующих использованию ТБО в качестве ВМР и ВЭР, вовлечению их в хозяйственный оборот является то, что в сфере обращения с отходами присутствует также ряд нерешенных структурных проблем, вызванных несовершенством действующего законодательства в данной сфере: отсутствие координации между муниципальными образованиями и властями различного уровня при осуществлении ими полномочий в сфере обращения с отходами; отсутствие контроля со стороны государства за транспортными потоками отходов; отсутствие эффективных рычагов понуждения участников деятельности по обращению с отходами к соблюдению требований экологической безопасности и минимизации негативного воздействия отходов на окружающую среду. В то же время сложившаяся ситуация в сфере обращения с отходами представляет угрозу здоровью населения и является одной из острейших составляющих современного экологического кризиса.
Для нормализации сложившейся ситуации, как показывает опыт стран ЕС, необходимо принятие ряда мер, направленных на:
- внедрение селективного сбора ТБО вручную «у источника» их образования с помощью населения;
- дополнительную профессиональную сортировку на специальных мусоросортировочных комплексов;
Обработку отходов с целью их подготовки для последующей переработке в новую продукцию или размещению неутилизируемых «хвостов» на полигонах, их термообработки и др.
Поставленная задача является непростой, так как содержание компонентов ТБО различается по городам и характеризуется довольно интенсивной динамикой изменения состава во времени, что требует применения различных подходов и методов к решению проблемы.
Для успешного преодоления указанных сложностей необходимо использование соответствующих экономических инструментов со стороны государства в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения в ТБО. К ним относятся:
- льготное налогообложение;
- льготное кредитование;
- развития механизмов экологического страхования;
- развитие льготного финансирования;
- предоставление дотаций и субсидий;
- создание рынка ресурсосберегающих технологий;
- др.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.