Анализ накопленного опыта в сфере обращения с ТБО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ накопленного в мире опыта обращения с ТБО позволяет констатировать, что обществом были затрачены огромные материальные и финансовые ресурсы, приняты организационные меры на государственном и региональных уровнях, создана экономическая, нормативно-правовая и технологическая база.

Основными направлениями решения проблемы являются сбор и уменьшение количества образования отходов и увеличение объемов их повторного использования после соответствующей обработки. Проблема утилизации отходов актуальна для всех развивающихся стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов, основанной на нормативно-правовых актах.

По мнению зарубежных аналитиков, проблема отходов, при всех национальных и региональных отличиях, формирует следующие схожие аспекты:

- Объем муниципальных отходов постоянно возрастает на душу населения и в абсолютных величинах;

- Состав отходов усложняется, появляется все большее количество экологически опасных компонентов;

- Отношение населения к свалкам меняется и становится резко негативным;

- Принимаются законы, ужесточающие правила обращения с отходами;

- Появляются новые технологии по переработке отходов, включающие системы разделения модернизации заводов, использующих безвредные способы термодеструкции отходов на основе пиролиза, плазменной газификации, а также создания санитарных полигонов захоронения отходов;

- Экономика и управление отходами усложняется. Возрастает цена утилизации отходов и это привлекает частный бизнес. Сбор и переработка отходов требует все более крупных инвестиций.

В развитых странах обращение с отходами достаточно четко регламентируется нормативно-правовыми актами и контролируется государственными органами, регулируется экономически - предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Однако даже в этих странах обращается внимание на то, что невозможно выйти из замкнутого круга проблем ТБО путем простого ужесточения требований законодательно нормативной базы сферы обращения с отходами. Одна из трудностей в разработке последовательной законодательной политики в области ТБО состоит в том, что система, которая «производит» ТБО - очень сложная и динамичная, в которой оптимизация одного из её параметров не гарантирует решения всех проблем, связанных с ТБО. На самом деле, ещё не ясно, какая из комбинаций обращения ТБО является лучшей. Однако ясно, что если общество не разработает оптимальный подход к решению проблем ТБО, то любая страна будет испытывать всё большие сложности, связанные с размещением мощностей по захоронению отходов и всё большими расходами на их эксплуатацию. Оптимальный подход должен привести к созданию оптимальных комплексных систем управления отходами на различных уровнях (от национального до поселка городского типа). Это одна их первоочередных задач общества, учитывающая в совокупности, экологические, социальные, экономические, технологические аспекты решения проблемы.

Резюме

Исследование и анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:

- проблема отходов выдвигается в число важнейших проблем, стоящих перед обществом;

- ее решение требует тщательных взвешенных и разнообразных подходов при участии многих заинтересованных сторон;

- требуется выработка экономического механизма и системы нормативных актов, стимулирующих уменьшение отходов, их разделение и переработку;

- должны быть созданы комплексные системы управления отходами на национальном, региональном и местном уровне, сочетающие организационные, экономические и социальные подходы.

Лидером в решении проблемы обращения с ТБО, их использования в ЕС является Германия, немного отстают от нее Австралия и Нидерланды, еще более отстают Италия (из 24 млн тонн мусора, образовывающегося ежегодно, 8 млн тонн вообще не собирается и не утилизируется) и особенно Испания (на свалках оказываются 95% испанских ТБО). Таким образом, нельзя говорить о полном разрешении проблемы мусора «на Западе» (миф, господствующий в сознании обывателей стран СНГ).

Методологией «управления отходами» и опытом ее реализации интересуются многие страны мира при развитии собственной системы обращения с отходами. В этой связи целесообразно рассмотреть опыт Германии, в которой создана Дуальная система обращения с твердыми бытовыми отходами.

«Дуальная система Германии»

Пионером создания системы обращения с ТБО в Европе на основе принципа «Zero Waste» выступила Германия (тогда еще ФРГ). В конце 80-х в ФРГ ежегодно образовывалось около 17 млн тонн отходов, из которых 12 млн тонн (70%), благодаря щедро упакованной по требованию маркетологов продукции, приходилось именно на упаковку. Утилизации тогда подлежало более 30% таких отходов. Страна задыхалась в ТБО и других отходах.

С учетом возникающей проблемной ситуации в 1986г в ФРГ был принят Закон «Об обходах, который ввел новые приоритеты в политику по отношению к отходам, расставив акценты в следующей последовательности:

- предотвращение возникновения;

- максимальное использование;

- организованное захоронение.

В условиях растущего объёма отходов при постоянном сокращении вместимости полигонов и свалок правительство ФРГ 12 июня 1991 года приняло Постановление об упаковке (VerpackV), задача которого состояло в том, чтобы увеличить степень переработки использованной упаковки. Постановление об упаковке действует по настоящее время и с тех пор неоднократно совершенствовалось. Последние поправки вступили в силу с 1 января 2009 года (Поправка №5). Постановление адресовано тем, кто производит и продаёт упакованные товары.

Назначение постановления заключается в том, чтобы освободить муниципалитеты от обязанности удаления большого числа упаковок, а ответственность за это перенести на:

- производителей упаковки;

- производителей товаров использующих упаковку;

- оптовиков упакованных товаров (распространители);

Они (производители и оптовики) должны сами организовывать систему сбора, сортировки и переработки упаковочных материалов после их использования.

Основным принципом является то, что производители упаковок и распростра­нители упакованных товаров обязаны использованные упаковки принимать обратно от потребителя и отправлять на утилизацию.

В этом постановлении применим принцип «кнута и пряника» по отношению к розничной торговле. «Кнутом» является обязанность розничной торговли и производителей упаковки принимать обратно от конечного потребителя использованные и пустые упаковки в местах продаж или недалеко от них. «Пряником» является право торговли и производителей упаковки освободиться от «кнута», если они участвуют в некоей системе, которая обеспечивает сбор упаковок мусора у конечных потребителей, купив некую лицензию (о ней позже). Реализация «пряника» возможна лишь тогда, когда система сбора мусора, удобная для потребителя, гарантирует достаточно высокий процент сбора и утилизации. Такой порядок привел в начале 1990-х гг. к созданию Дуальной системы (компании) Германии – Duales System Deutchland DSD (Deutschland). Компания выросла из созданного 28 сентября 1990 года некоммерческого объединения работающих в Германии предприятий пищевой и упаковочной отрасли «Зелёная Точка» (Der Grune Punkt), которое было основано еще до вступления в силу Постановления об упаковке. Впоследствии знаменитая «Зелёная точка» стала товарным знаком компании DSD. Для этого некоммерческое объединение было преобразовано в 1997 году в акционерное общество. В конце 2005 акционерное общество (АG) снова превратилось в Общество с ограниченной ответственностью (GmbH), после того как было куплено компанией «Deutsche Umwelt Investment AG (DUI)», которая является дочерней компанией американского инвестора Kohlberg Kravis Roberts & Со.

Почему система DSD называется Дуальной?

Система называется дуальной (двойной), так как является дополнительной надстройкой к муниципальным службам, занимающимся удалением отходов.

Следовательно, сбор коммунальных отходов осуществляется во всех городах Германии по двум линиям:

- во-первых, с помощью обычных мусорных баков для коммунальных отходов;

- во-вторых, в соответствии с Дуальной системой с помощью желтых контейнеров (или мешков), маркированных «Зеленой точкой», в которые можно бросать только упаковочные материалы из металла, пластика, композитных материалов.

Прежде всего, в Дуальную систему вовлечена продажная упаковка, которая предлагается вместе с каким-то товаром и в результате оказывается у частного конечного потребителя, т.е. в частных домохозяйствах и сопоставимых местах образования отходов. Например, обёртка шоколадки или банка из-под лимонада. Кроме того, к продажной относится упаковка, используемая в сфере торговли, предприятиями общественного питания и другими поставщиками услуг, которые обеспечивают передачу товаров частным конечным потребителям. Этот вид упаковки называется сервисной. К ней относятся, например, пластиковые и бумажные сумки для ношения, а также одноразовая посуда и одноразовые столовые приборы. Немаловажной составляющей Дуальной системы утилизации упаковки является транспортная тара, которая облегчает транспортировку товаров и защищает их от повреждений. Транспортная упаковка как вид отходов образуется, как правило, у дистрибьютора и (или) в торговой сети, а не у частного конечного потребителя. К транспортной таре относятся, в частности, поддоны, термоусадочная пленка и картонные коробки на несколько единиц товара.

При этом в Дуальной системе по каждому виду упаковочных материалов надлежит соблюдать установленные квоты на прием и утилизацию, подтверждая соблюдение документально. То есть, согласно §6, абз.1 Постановления об упаковке все производители и дистрибьюторы наполненных товаром упаковок обязаны участвовать в системе утилизации. Исключение делается для некоторых малых предприятий.

Таким, образом, в настоящее время основной задачей Дуальной компании является организация вывоза, переработки и внедрения в повторный оборот использованной упаковки и, таким образом, уменьшение финансовой нагрузки на производителей и дистрибьюторов, связанной с выполнением ими предписаний об утилизации упаковки. При этом компания DSD сама не занимается сбором, транспортировкой и сортировкой отходов, а нанимает для этой задачи другие предприятия. При выборе подрядчика проводится тендер. Для этой цели Федеративная Республика поделена на так называемые договорные районы DSD, границы которых обычно проходят по границам соответствующих округов и городов, и у заинтересованных предприятий санитарной очистки всякий раз есть возможность предложить свою оферту. Среди предприятий, занимающихся удалением и утилизацией отходов, есть как региональные, так и межрегиональные (например, Remondis, Veolia, Sita Deutschland, Alba AG и т.д.)

Следовательно, Дуальная система - это компания-оператор.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 246.