Возможные пути преодоления «кризиса МСЗ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Резюме

Есть ли выход из этой, казалось бы, патовой ситуации?

На этот непростой вопрос дает достаточно простой ответ И. Бабанин: «Как ни странно, решение проблемы отходов лежит в них самих: надо просто вспомнить, что твердые коммунальные отходы(ТКО) – не однородная масса, а смесь множества материалов, имеющих, кроме горючести, самые разные свойства, в том числе коммерческую ценность. Их надо разделять и далее перерабатывать ценные компоненты или ликвидировать «хвосты» (неутилизируемые остатки).

Целесообразность применения того или иного из перечисленных методов обращения с ТБО зависит от размера города, состава и свойств ТБО данного города или региона, потребности в утильных фракциях, тепловой энергии или удобрении, климатических условий и многих других факторов.

Выбранная технология обезвреживания ТБО должна обосновываться следующими критериальными оценками:

1. Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения загрязнения атмосферы, водоисточников, земли.

2. Санитарная и эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов.

3. Выполнение законодательных норм по выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду из комплексов по обезвреживанию отходов (экологическая безопасность), включая системы газоочистки, удаления золы, шлака и очистки сточных вод.

4. Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих:

- производительность технологии;

- уровень ее автоматизации;

- степень защищенности от аварийных ситуаций и залповых выбросов;

- коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии.

5. Капитальные вложения и сроки реализации капитальных вложений, приведенные стоимостные удельные затраты на обезвреживание единицы массы ТБО.

При решении задачи достижения уровня обращения с ТБО, соответствующего сформулированным критериям, необходимо опираться как на результаты накопленного отечественного опыта, так и промышленно развитых стран, для которых кризисы «свалок», МСЗ и МПЗ обострились несколько десятилетий тому назад.

На современном этапе основная тенденция решения проблемы ТБО в мировой практике — максимально возможное сокращение потока отходов на захоронение и сжигание.

Согласно мировому опыту проблему ТБО решает субъект, у которого отходы образуются. Это означает, что проблема должна решаться в системе жилищно-коммунального хозяйства    (жкх), конкретно в городах системе санитарной очистки как подотрасли ЖКХ. В настоящее время эта система в стагнации и требованиям времени пока не соответствует. Главные причины:

- дефицит квалифицированных кадров;

- отсутствие воли решать проблему цивилизованно;

- отсутствие практики реализации управления ТБО по критериям экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения;

- отсутствие на государственном уровне научно обоснованного плана действий: обоснованные стратегические подходы к решению задач управления ТБО не разработаны;

- государственная политика не проводится;

- недостаточное финансирование.

Следствием несистемного управления является, прежде всего, то, что собирают «в одну кучу», и в городе образуется один поток ТБО. При этом не делается различия, куда этот поток направлять — на захоронение, сортировку или сжигание. Почти 100% образующихся ТБО удаляют на примитивные, экологически опасные полигоны, свалки, в то время как в ведущих странах ЕС (Германии, Австрии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швеции и др.) захоронению подвергают менее 20% ТБО – это в 5-10 раз меньше.

Еще одним следствием несистемного управления в сфере ТБО является неподготовленность работников к управлению. Зачастую они набираются опыта «на ходу», в лучшем случае при ознакомлении с практикой работы отдельных промышленных объектов система управления ТБО в целом, остается за кадром. В итоге это приводит к тому, что решение о строительстве того или иного- объекта, например, промышленной переработке ТБО, порой принимается на основе информации о состоянии данного конкретного производства за рубежом, но без сравнения с производствами – аналогами и без учета характеристики состава отечественных ТБО (как сырья для переработки) и, главное, вне связи с общей схемой управления ТБО.

Перечисленные причины и недостатки должны быть преодолены в русле упомянутой выше основной тенденции решения проблемы ТБО в мировой практике – максимально возможного сокращения потока отходов на захоронение.

Поставленная цель может быть решение теоретически двумя путями:

- созданием безотказных производств как воплощению идеи ресурсосбережения;

- вовлечением отходов в хозяйственный оборот на основе утилизации ценных компонентов ТБО.

В упомянутой подотрасли санитарной очистки городов ЖКХ и для безотходного производства практически нереализуема. Это возможная сфера промышленного производства.

В то же время в сфере ЖКХ реальным (как показывает мировой опыт) реализуемым является второе направление – вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Речь идет об их ценных компонентов, которые после соответствующей сортировки, обработки могут выступать в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов.

Выводы и предложения

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.

Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит перед государством. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.

Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов как в целом, так и по отдельным регионам, а также исключить несанкционированное их размещение.

Политика в сфере управления отходами главным образом ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.

Помимо изложенного, напомним также другие взаимосвязанные аспекты проблемы обращения с ТБО, которые указывают на актуальность ее решения:

Объем ТБО

...непрерывно возрастает, как в абсолютных величинах, так и на душу населения.

Состав ТБО

...резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов.

Отношение населения

...к традиционным методам сваливания мусора на полигоны и свалки становится резко отрицательным.

Законы,

…ужесточающие правила обращения с отходами, принимаются на всех уровнях власти.

Новые технологии

...утилизации отходов, в том числе современные системы разделения и санитарные полигоны захоронения все более широко внедряются в жизнь.

Экономика

...управления отходами усложняется. Цены утилизации отходов резко возрастают. Современное управление отходами невозможно представить без частных предприятий и крупных инвестиций.

Дальнейшая работа с целью снижения экологической опасности обращения с ТБО требует его проведения в следующих направлениях:

1. Осуществление на территориях регионов и образующихся, перерабатываемых и захороняемых отходов производства и потребления.

2. Проведение скрининговой инвентаризации мест бывших захоронений отходов с целью выявления дополнительных сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека.

3. Разработкам подзаконных актов по основным положениям закона «Об отходах производства и потребления».

4. Разработка технологии раздельного сбора и утилизации отходов, в том числе их переработки не завершающей стадии утилизации.

5. Внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки отходов. Создать и распространить справочник безопасных технологий переработки ТБО и получения из них вторичного сырья, топлива, энергии.

6. Организация систем и эколого-гигиенического образования руководителей административных территорий, предприятий, организаций по обращению с отходами.

7. Организация системы раздельного сбора ТБО с целью их использования в качестве сырья; систематически проводить разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов потребления.    

8. Разработка системы жесткого контроля за несанкционированными свалками и создание условий исключающий возможность их появления.

9. Установления оптимальных тарифов за переработку ТБО, обеспечивающих экономически оправданное функционирование предприятий и исключающие систему дотаций.

10. Увеличить привлечение внебюджетных источников финансирования в систему управления отходами, для чего подготовить информационно-правовую и нормативно-методическую базу для обеспечения организации и функционирования региональных некоммерческих целевых фондов.

P.S. Экономический скрининг – определения наиболее уязвимых объектов ОПС и ожидаемого воздействия (как положительного, так и отрицательного) для каждого потенциального участвующего региона или территории и каждого типа разрабатываемых мероприятий.

Опыт развитых стран ЕС

Острота проблемы ТБО и необходимость ее решения в различных странах независимо от их особенностей вызвали появление самостоятельного направления природоохранной политики, для обозначения которого получил в странах ЕС широкое распространение термин «управление отходами» (от англ, «waste management»), обозначающий регламентацию и регулирование всех процессов образения с ТБО с целью уменьшения их количества и объема. Такой подход необходим для реализации положений концепции устойчивого эколого-экономического развития, сформулированной в документе, принятом на конференции «Окружающая среда и развитие», проведенной под эгидой ООН в 1992г. (РИО-де-Жанейро), и получившим название «Глобальная Программа действий – Повестка на 21 век».

В концепции сформулированы стратегические и дополнительные принципы и критерии достижения целей устойчивого развития.                 

К стратегическим (на длительную перспективу) относятся принципы:

- количество возобновимых природных ресурсов (или их возможность продуцировать биомассу) не должны по крайней мере, уменьшаться с течением времени;

- максимально возможное замедление исчерпания запасов невозобновимых природных ресурсов с перспективой их замены в будущем на альтернативные природные ресурсы;

- минимизация отходов на основе малоотходных и ресурсосберегающий технологий;

- загрязнение ОПС (как суммарное, так и по видам) в будущем не должно превышать современный уровень.

В качестве дополнительных в концепции особо выделяют два экономических критерия эффективности использования ресурсов, отражающих взаимосвязь производимой продукции с факторами производства:

- уменьшение ресурсоемкости (природоёмкости) экономики (характеризуется показателем «ресурсоемкость экономики»);

- увеличение «природной ресурсоотдачи». Его суть заключается в уменьшении удельного веса продукции и инвестиций в сфере природоэксплуатирующего комплекса народного хозяйства, в состав которого входит горнодобывающая промышленность (характеризуется показателем «природная ресурсоотдача»).

Оба критерия используются на всех уровнях управления ресурсосбережением и обращением с отходами, включая ТБО.

Среди перечисленных принципов и критериев важное место отводится минимизации образования отходов и ресурсосбережению. На современном этапе хозяйственной деятельности эти процессы тесно связаны друг с другом и их «совместность» все более учитывается при выполнении практических работ на уровне жилищно-коммунальных комплексов (ЖКХ) населенных пунктов (городов, их окружения и др.)

Устойчивое экономическое развитие, которое предполагает развитие без ухудшения качества природной среды, требует соответствующего грамотного менеджмента отходов, комплексной системы их утилизации, основанной на большом количестве ресурсосберегающих технологий.

В прошлом главное внимание по отношению к отходам было обращено к их безопасному управлению и к инвестициям в технологии “у конца трубы”.

В настоящее время в рамках менеджмента отходов все больше продвигается политика четырех «П» управления отходами. Эта политика продвигает следующие понятия:

1. Переосмысление — подразумевает, что в существующей системе присутствуют слабые места, и что как хорошо поставленная система она должна была бы позволить разрешить проблему от­ходов разносторонне. Некоторые решения «переосмысления» являются, порой, интуитивными. Такого рода решение не огра­ничивается лишь каким-либо действием, а широкое применение этого принципа может привести к сокращению образования от­ходов в мире.

2. Понижение – предотвращение образования отходов с помощью соответствующих подходов, методов, технологий у источников возникновения отходов, а также благодаря сокращению необоснованно высокого потребления.

Считается, что отходы образуются в течение двух основных стадий — во-первых, когда происходит изготовление продукции (это от­носится к промышленным отходам), и во-вторых, когда происходит использование продукции (бытовые отходы). Для того, чтобы иметь дело с этими основными стадиями, в ЕС предложена двойная стра­тегия, которая имела целью предотвращение образования отходов за счет соответствующих технологий и продукции.

С одной стороны, стратегия нацеливает на использование чистых технологий, которые должны быть интегрированы со всеми аспектами политики ЕС. В рамках этого подхода ЕС проводит два действия, которые охватывают собой продолжение финансовой поддержки де­монстрационных проектов чистых технологий и создание европейской информации сети чистых технологий.

С другой стороны, отходы потребления можно минимизировать также на уровне продуктов при учете полного жизненного цикла каждого продукта от колыбели до могилы и его воздействие на окружающую среду. Продукты должны вносить как можно меньший вклад в рост количества опасных отхо­дов. На широком уровне стран ЕС это достигается путем внедре­ния схем “экологических этикеток”, которые позволяют потребителям играть роль в кампании по сокращению отходов и дают им лучшую информацию об экологических характеристиках продуктов. В 1992 г. ЕС ввел добровольную схему экологических этикеток для улучшения проектирования, изготовления продукции и предоставления информа­ции о продукцию потребителю (Правило Совета N 880/92), см. Приложение.

Сокращение у источ­ника сохраняет природные ресурсы и снижает уровень загряз­нения в населенных пунктах.

Повторное использование — означает многоразовое ис­пользование предмета в тех же или других целях. Данное действие определяется понятием рециклинг отходов.

Переработка означает изготовление из предварительно подготовленных отходов новой продукции, имеющей новые или аналогичные свойства. Данное действие определяется понятием рекуперация отходов.

 

Приложение 1

Видно, что новые стандарты менеджмента отходов выводят на первый план предотвращение их появления, а затем подготовку к их повтор­ному использованию. Надлежащее управление отходами начи­нается с предотвращения образования отходов, потому что, в ко­нечном счете, то, что не будет образовано, не будет требовать удаления.

По мере роста численности населения мира и превышения потре­бления над ограниченными природными ресурсами, предотвра­щение образования отходов приобретает все большее значение. За ним следует обработка отходов, переработка, другие варианты утилизации (материальная и энергетическая), и на самом последнем ме­сте находится удаление.

Основные меры, которые концептуально могут быть приняты для предотвраще­ния образования отходов:

- сокращение потребления ресурсов путем сокращения количе­ства используемых материалов и (или) увеличение в упаковке доли утилизируемых материалов;

- уменьшение количества упаковки на единицу продукта (на­пример, избежание использования чрезмерного количества упаковки);

- сокращение количества отходов, в том числе путем повторно­го использования продуктов или продления срока их исполь­зования;

- уменьшение содержания ядовитых материалов, используемых при производстве упаковки;

- продвижение политики содействия применению иерархии от­ходов в работе компании-производителей отходов.

Перечисленные меры – суть современной концепции обращения с ТБО, причем весьма амбициозной.

Дополнительно отметим следующее.

В составе ТБО находится множество видов упаковок продукции. Поэтому один из ключевых инструментов, используемых для поощрения предотвращения образования отходов, - это экодизайн, который строится вокруг аспектов окружающей среды еще на этапе задум­ки и проектирования продукта. Экологические продукты должны создаваться с использованием вторичного переработанного сы­рья и должны содержать как можно меньше опасных веществ. Эти продукты должны потреблять как можно меньше энергии в период своего использования, и должна быть возможность их пе­реработки после того, как они выбрасываются. Символы, используемые для маркировки упаковки приведены в приложении 1. Предотвращение образования отходов тесно связано с усовер­шенствованием методов изготовления и оказанием влияния на потребителей, так чтобы большим спросом у них пользовались более экологичные продукты, и чтобы они использовали мень­ше упаковки. Многие государства проводят кампании по­вышения осведомленности, цель которых состоит в том, чтобы информировать общественность и подтолкнуть потребителей к тому, чтобы пользоваться продуктами, которые дают меньше от­ходов и создают эффективный рынок ресурсов.

В ЕС сфера управления отходами регулируется соответствующими директивами. Так, директива Совета Европы 91/442/ЕЭС от 18.03.91 о размещении отходов способствовала достижению успехов в этой сфере. Именно в этой директиве введено впервые понятие «управление отходами» («waste management»).

Новый подход в обращении с отходами получил название «Zero Waste». Происхождение термина «Zero Waste» связано с весьма успешной японской концепцией тотального управления качеством. Он возник под влиянием идей типа «Zero Defects» («ноль дефектов») - чрезвычайно успешного подхода, посредством которого Toshiba смогла добиться выдающегося результата: один дефект на миллион деталей.

При переходе в область муниципальных бытовых отходов принцип «Zero Defects» назван «Zero Waste». Он имеет два значения:

- «ноль отходов»;

- «нет потерь».

В объединении этих двух значений и заключается новый принцип отношения к отходам производства и потребления, получающий все более широкое распространение.

В соответствии с этим принципом отходы рассматриваются как сосредоточение ценных ресурсов, вовлечение которых в хозяйственный оборот взамен первичных материалов позволит предотвратить надвигающийся экологический кризис.

На практике данный подход реализуется успешно благодаря тому, что «Zero Waste» фиксирует внимание на всем жизненном цикле продукции.

В рамках единого подхода «Zero Waste» сформированы следующие требования, отражающие современные тенденции решения проблемы ТБО:

- ответственность производителей продукции;

- экологическое проектирование производства продукции;

- уменьшение количества отходов;

- раздельный сбор отходов;

- повторное использование и переработка отходов.

В условиях истощения мировых сырьевых ресурсов крайне нерационально как с экономической, так и с экологической точек зрения, закапывать в землю готовое сырье, пригодное для использования.

Главной же проблемой использования такого сырья становится его отделение от мусорной массы, поскольку в смеси оно практически не пригодно для переработки. Учитывая невозможность полноценной технической сортировки бытовых отходов, в системе управления ими приоритетном являемся раздельный сбор отходов на этапе их образования. Для этого в странах ЕС используются экономические стимулы, юридические меры, агитация и пропаганда среди населения.

Реализация перечисленных требований единого подхода «Zero Waste» к жизненному циклу продукция означает новую стратегию в рамках которой можно преобразовать существующие сегодня экспоненциальные процессы производства отходов и избавления от них в «интеллектуальные» системы, позволяющие:

- использовать ресурсы, содержащиеся в бытовых отходах;

- создавать рабочие места, связанные с их переработкой.

Начиная с 1991 г., требования «Zero Waste» введены в законодательство стран ЕС, что привело к изменению ситуации с отходами. Фирмы оказались вынужденными проводить переоценку своих продуктов с точки зрения срока их службы и возможности их вторичного использования или переработки.

Однако изложенный подход пока избирателен и относится к трем видам отходов: упаковке, транспортным средствам, электротехническим оборудованием.

Особенно проблемным является первый вид отходов - упаковка, в которую по требованию маркетологов размещают продукцию.

Основными экологическими проблемами при обращении с упаковочными отходами являются:

- небольшой жизненный цикл упаковки;

- гетерогенный состав упаковочных отходов;

- значительно большее количество упаковочных отходов в отличие от других видов (по объему их количества в странах ЕС составляет 50%, а по массе 30%).

Перед странами ЕС стоит задача выполнения принятой 20.12.1994г.

Европейской Директивы 94/62/ЕС «об упаковке и упаковочных отходах».

В настоящее время «управление отходами» осуществляется в различных формах, на различных уровнях:

- государственное регулирование;

- частно-государственное партнерство;

- национальные операторы.

На практике эти формы переплетаются, а их развитость в различных странах различна.

По сравнению с другими странами мира, благоприятная ситуация с управлением отходов имеет место в Европейском союзе, хотя и неодинаковое в странах, входящих в него.

Одним из наиболее универсальных природоохранных соглашений по управлению отходами является Базельская конвенция, разработанная еще в 80-х годах XX в, и вступившая в силу в 1992 году. К конвенции, призванной оградить здоровье людей и окружающую среду от пагубного воздействия, связанного с образованием, переработкой, перевозкой и захоронением опасных и других отходов, присоединилось 170 стран, включая Россию и все государства ЕС.

В предложении Европейской комиссии (ЕК) в 6-й программе по охране окружающей среды (ЕАР), проблема отходов включена в управление природными ресурсами. Она занимает часть главы, названной "Приемлемое использование полезных ископаемых и управление отходами". Комиссия также определила стратегию ресурсосбережения и вторичного использования отходов, которая является основой обращения с отходами в странах ЕС.

В Стратегии Охраны Окружающей Среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии среди действий, необходимых «для снижения рисков для здоровья людей посредством управления предотвращением загрязнений» перечислены меры для «улучшения управления отходами и химикалиями». При этом критически анализируется: недостаточное внимание превентивным технологическим подходам; эффективность ресурсов и недостаток стимулов для внедрения современных технологий обработки отходов; современные технологии предотвращения, очистки и нейтрализации отходов; неэффективное управление промышленными и бытовыми отходами; недостаточный рынок для товаров, произведенных при помощи переработки отходов; недостаток стимулов для поощрения повторного использования и восстановления.

Таким образом в ЕС политика в области управления отходов, в основном, под­чинена задачам по охране окружающей природной среды. Экономический анализ в большей части ограничен понятием «экономической приемлемости» без детальной оценки. Используемые высокотехнологичные решения довольно дороги.

Общество осознало, что с одной стороны, отходы - понятие условное (то, что сегодня здесь называется отходами, завтра, а в другом месте и сегодня, будет сырьем, строительным материалом, топливом), а с другой стороны отходы - это объективная реальность: ими надобно управлять.

Опыт развивающихся стран

В развивающихся странах, как правило, отсутствует политика в области управления отходами. Кроме того, большинство развивающихся стран не имеет современных норм и правил по обращению с отходами. Тем не менее, управление отходами стало представлять интерес в связи с развитием здравоохранения и защиты окружающей среды. Есть большие различия в стандартах управления отходов развивающихся стран. Главным образом, различия обусловлены климатическими, культурными, промышленными, геологическими и юридическими факторами.

Резюме

Исследование и анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:

- проблема отходов выдвигается в число важнейших проблем, стоящих перед обществом;

- ее решение требует тщательных взвешенных и разнообразных подходов при участии многих заинтересованных сторон;

- требуется выработка экономического механизма и системы нормативных актов, стимулирующих уменьшение отходов, их разделение и переработку;

- должны быть созданы комплексные системы управления отходами на национальном, региональном и местном уровне, сочетающие организационные, экономические и социальные подходы.

Лидером в решении проблемы обращения с ТБО, их использования в ЕС является Германия, немного отстают от нее Австралия и Нидерланды, еще более отстают Италия (из 24 млн тонн мусора, образовывающегося ежегодно, 8 млн тонн вообще не собирается и не утилизируется) и особенно Испания (на свалках оказываются 95% испанских ТБО). Таким образом, нельзя говорить о полном разрешении проблемы мусора «на Западе» (миф, господствующий в сознании обывателей стран СНГ).

Методологией «управления отходами» и опытом ее реализации интересуются многие страны мира при развитии собственной системы обращения с отходами. В этой связи целесообразно рассмотреть опыт Германии, в которой создана Дуальная система обращения с твердыми бытовыми отходами.

«Дуальная система Германии»

Пионером создания системы обращения с ТБО в Европе на основе принципа «Zero Waste» выступила Германия (тогда еще ФРГ). В конце 80-х в ФРГ ежегодно образовывалось около 17 млн тонн отходов, из которых 12 млн тонн (70%), благодаря щедро упакованной по требованию маркетологов продукции, приходилось именно на упаковку. Утилизации тогда подлежало более 30% таких отходов. Страна задыхалась в ТБО и других отходах.

С учетом возникающей проблемной ситуации в 1986г в ФРГ был принят Закон «Об обходах, который ввел новые приоритеты в политику по отношению к отходам, расставив акценты в следующей последовательности:

- предотвращение возникновения;

- максимальное использование;

- организованное захоронение.

В условиях растущего объёма отходов при постоянном сокращении вместимости полигонов и свалок правительство ФРГ 12 июня 1991 года приняло Постановление об упаковке (VerpackV), задача которого состояло в том, чтобы увеличить степень переработки использованной упаковки. Постановление об упаковке действует по настоящее время и с тех пор неоднократно совершенствовалось. Последние поправки вступили в силу с 1 января 2009 года (Поправка №5). Постановление адресовано тем, кто производит и продаёт упакованные товары.

Назначение постановления заключается в том, чтобы освободить муниципалитеты от обязанности удаления большого числа упаковок, а ответственность за это перенести на:

- производителей упаковки;

- производителей товаров использующих упаковку;

- оптовиков упакованных товаров (распространители);

Они (производители и оптовики) должны сами организовывать систему сбора, сортировки и переработки упаковочных материалов после их использования.

Основным принципом является то, что производители упаковок и распростра­нители упакованных товаров обязаны использованные упаковки принимать обратно от потребителя и отправлять на утилизацию.

В этом постановлении применим принцип «кнута и пряника» по отношению к розничной торговле. «Кнутом» является обязанность розничной торговли и производителей упаковки принимать обратно от конечного потребителя использованные и пустые упаковки в местах продаж или недалеко от них. «Пряником» является право торговли и производителей упаковки освободиться от «кнута», если они участвуют в некоей системе, которая обеспечивает сбор упаковок мусора у конечных потребителей, купив некую лицензию (о ней позже). Реализация «пряника» возможна лишь тогда, когда система сбора мусора, удобная для потребителя, гарантирует достаточно высокий процент сбора и утилизации. Такой порядок привел в начале 1990-х гг. к созданию Дуальной системы (компании) Германии – Duales System Deutchland DSD (Deutschland). Компания выросла из созданного 28 сентября 1990 года некоммерческого объединения работающих в Германии предприятий пищевой и упаковочной отрасли «Зелёная Точка» (Der Grune Punkt), которое было основано еще до вступления в силу Постановления об упаковке. Впоследствии знаменитая «Зелёная точка» стала товарным знаком компании DSD. Для этого некоммерческое объединение было преобразовано в 1997 году в акционерное общество. В конце 2005 акционерное общество (АG) снова превратилось в Общество с ограниченной ответственностью (GmbH), после того как было куплено компанией «Deutsche Umwelt Investment AG (DUI)», которая является дочерней компанией американского инвестора Kohlberg Kravis Roberts & Со.

Почему система DSD называется Дуальной?

Система называется дуальной (двойной), так как является дополнительной надстройкой к муниципальным службам, занимающимся удалением отходов.

Следовательно, сбор коммунальных отходов осуществляется во всех городах Германии по двум линиям:

- во-первых, с помощью обычных мусорных баков для коммунальных отходов;

- во-вторых, в соответствии с Дуальной системой с помощью желтых контейнеров (или мешков), маркированных «Зеленой точкой», в которые можно бросать только упаковочные материалы из металла, пластика, композитных материалов.

Прежде всего, в Дуальную систему вовлечена продажная упаковка, которая предлагается вместе с каким-то товаром и в результате оказывается у частного конечного потребителя, т.е. в частных домохозяйствах и сопоставимых местах образования отходов. Например, обёртка шоколадки или банка из-под лимонада. Кроме того, к продажной относится упаковка, используемая в сфере торговли, предприятиями общественного питания и другими поставщиками услуг, которые обеспечивают передачу товаров частным конечным потребителям. Этот вид упаковки называется сервисной. К ней относятся, например, пластиковые и бумажные сумки для ношения, а также одноразовая посуда и одноразовые столовые приборы. Немаловажной составляющей Дуальной системы утилизации упаковки является транспортная тара, которая облегчает транспортировку товаров и защищает их от повреждений. Транспортная упаковка как вид отходов образуется, как правило, у дистрибьютора и (или) в торговой сети, а не у частного конечного потребителя. К транспортной таре относятся, в частности, поддоны, термоусадочная пленка и картонные коробки на несколько единиц товара.

При этом в Дуальной системе по каждому виду упаковочных материалов надлежит соблюдать установленные квоты на прием и утилизацию, подтверждая соблюдение документально. То есть, согласно §6, абз.1 Постановления об упаковке все производители и дистрибьюторы наполненных товаром упаковок обязаны участвовать в системе утилизации. Исключение делается для некоторых малых предприятий.

Таким, образом, в настоящее время основной задачей Дуальной компании является организация вывоза, переработки и внедрения в повторный оборот использованной упаковки и, таким образом, уменьшение финансовой нагрузки на производителей и дистрибьюторов, связанной с выполнением ими предписаний об утилизации упаковки. При этом компания DSD сама не занимается сбором, транспортировкой и сортировкой отходов, а нанимает для этой задачи другие предприятия. При выборе подрядчика проводится тендер. Для этой цели Федеративная Республика поделена на так называемые договорные районы DSD, границы которых обычно проходят по границам соответствующих округов и городов, и у заинтересованных предприятий санитарной очистки всякий раз есть возможность предложить свою оферту. Среди предприятий, занимающихся удалением и утилизацией отходов, есть как региональные, так и межрегиональные (например, Remondis, Veolia, Sita Deutschland, Alba AG и т.д.)

Следовательно, Дуальная система - это компания-оператор.

Заключение: перспективы ДСГ ( DSD )

Таким образом, с 1991 года в Германии сложилась Дуальная система утилизации упаковки, при которой с одной стороны производители упаковки платят компании - оператору за организацию системы утилизации, с другой стороны домохозяйства вовлечены в процесс раздельного сбора мусора. При этой система постоянно совершенствуется, в последнее время рынок становится всё более конкурентным. О его объемах можно судить по тому факту, что производители упаковки ежегодно платят фирме DSD более одного миллиарда евро. Компания «Дуальная система» была длительное время монополистом на рынке утилизации отходов упаковки в Германии, что пришло в противоречие с современной антимонопольной политикой ЕС.

Учитывая доминирующее положение на рынке компании DSD Комиссия ЕС по вопросам конкуренции вынесла в 2001 году решение, что применяемый фирмой DSD порядок взимания с клиентов платы за использование знака «Зелёная точка» затрудняет доступ к рынку для конкурентов. По мнению Комиссии, DSD использовала своё господствующее положение на рынке, требуя плату за использование знака в полном размере даже в том случае, кода она не оказывает услугу по удалению упаковки, а эти услуги оказывала конкурирующая фирма, чему имелись документальные подтверждения. Комиссия в своей оценке руководствовалась принципом, что за не предоставленную услугу нельзя требовать никакой оплаты. В связи с данным решением Комиссии ЕС теперь знак «Зелёная точка» имеется и на упаковке компаний, работающих с другими операторами по утилизации отходов, а так же у тех, кто сам занимается вывозом отходов. То есть зачастую невозможно определить, была ли реально произведена оплата за упаковку в зелёном мешке или в зелёной бочке. Таким образом, на рубеже тысячелетия компания перестала быть единственной компанией, допущенной к утилизации упаковки.

Другими поставщиками этих услуг сегодня являются Dienstleistungs GmbH, Landbell AG, BellandVision GmbH, Eko-Punkt (дочка компании Remondis), Redual GmbH, Vfw AG, ZENTEK GmbH & Co, KG и Veolia Umweitservice Dual GmbH. Компании при этом могут маркировать свою упаковку собственным знаком или зелёной точкой. Необходимой предпосылкой для использования зарегистрированного знака «Зелёный пункт» в Германии является заключение Соглашения об использовании марки с обществом ограниченной ответственностью DSD. Соглашение об использовании марки является чисто лицензионным соглашением, а не договором о вывозе и утилизации отходов. В результате его подписания компаниям безвозмездно предоставляется право ставить на упаковку, защищенную во всём мире торговую марку «Зелёная точка» (Der Grune Punkt) Плата за использование марки, а также сборы за участие в Дуальной системе, по прежнему вычисляются, исходя из материала и веса упаковки, скорректированного на стоимость соответствующего вторсырья. Расчёты с компанией DSD производятся по принципу самообложения, т.е. согласно соглашению об использовании знака клиент сам направляет извещение о фактически введённых в оборот количествах упаковочного материала.

На основании европейского опыта по обращению с бытовыми отходами необходимо принять во внимание следующие рекомендации:

- внедрить принципы раздельного сбора пластмассовых бытовых отходов на основе принципов раздельного сбора, действующих в индустриально развитых странах - членах ЕС;

- для привлечения частного бизнеса в сферу глубокой переработки пластмассовых упаковочных отходов, повысить соответствующие коммунальные тарифы;

- очень важным условием эффективного использования отходов, является использование одних отходов для переработки других, например,: использование топлива, полученного при термической переработке пластмассовых отходов, для сжигания горючей части бытовых отходов.

Возможные пути преодоления «кризиса МСЗ»

Для преодоления «кризиса МСЗ» в различных странах предпринимаются попытки устранить экологическую опасность МСЗ на основе двух методов термической обработки ТБО:

- пиролиза;

- плазменной газификации.

Пиролиз - известный термохимический процесс разложения органической массы твердых бытовых отходов, осуществляемый в реакторах при температуре 450-1050°С. Он является экологически опасным, так как устраняется синтез диксинов, бензапирена и других токсичных соединений.

Сущность данного метода описана ниже в теме, посвященной методом утилизации и обезвреживания ТБО.

Высокотемпературная плазменная газификация – новый инновационный перспективный метод переработки различных углеводородсодержащих отходов, а также некоторых минеральных отходов. Его сущность изложена ниже в теме, посвященной методам утилизации и обезвреживания ТБО.

«Кризис МПЗ»

К числу перспективных технологий обезвреживания и переработки отходов относится биотехнология.

Живые компоненты биоты имеют энергетический КПД много выше, чем технические системы, выполняющие ту же функцию. Недостатком биотехнологических процессов является невысокая скорость протекания процессов, что сильно увеличивает капитальные вложения при сооружении промышленных объектов. Важнейшей задачей является подбор микроорганизмов и технологических режимов для переработки конкретных отходов или композиции отходов.

В твердых бытовых отходах содержится большое количество (30-40 % по массе) органики, переработав которую известным издавна методом компостирования, можно получить более ценное удобрение. Основываясь на этой идеи общество и предложило способ переработки ТБО компостированием в промышленных условиях на основе их механобиологической переработки (МБП). В настоящее время многие промышленные отходы, разбавленные углеродсодержащими компонентами, также перерабатывают биохимическими методами, в т.ч. компостированием.

Компостирование - биохимический (иногда называют биотермическим) процесс, предназначенный для преобразования сырых холодных органических твердых отходов в стабильный, подобный гумусу продукт (компост) используемый для улучшения состава почвы или в качестве топлива. Его характеризуют как направление вторичной переработки отходов («ресайклинг»). Кроме того, компостирование позволяет объединить решение проблем утилизации твердых и влажных (канализационных) отходов больших городов. Первые (твердые) подвергают переработки методом аэробного компостирования, а вторые методом анаэробного компостирования в промышленных условиях - на мусороперерабатывающих заводах (МПЗ). В первом случае получают компост, содержащий цельный гумус, а во втором – биогаз и компост.

Законченный цикл аэробной переработки ТБО на МПЗ состоит из трех законченных этапов:

- предварительная подготовка отходов;

- биотермический процесс обезвреживания и компостирования во вращающихся с малой скоростью (1-1,5 об/мин) биобарабанах, в которых под действием вначале мезофильных бактерий (при температуре 20-35°С), а далее термофильных бактерий (при температу­ре до 55°С) в течении 2-3 сут. образуется компост.;

- обработка компоста (контрольная сортировка, в процессе которой осуществляется грохочение, извлечение минеральных примесей).

Полученный сортированный компост отправляют на специальную площадку завода для дозревания, где его складируют в штабеля.

Что касается анаэробной ферментации, которая протекает при температуре от 35°С (мезофильный режим) до 55°С (термофильный режим), то она наиболее эффективна при переработки влажных отходов с высоким содержанием органических веществ. Выход биогаза (содержит 60% метана) составляет 80-100 м3/т влажных отходов. Продолжительность анаэробного сбраживания - три недели. Хвосты анаэробного сбраживания подвергаются обезвреживанию и дозреванию. В итоге получается компост.

Несмотря на определенные достоинства механо-биологического метода переработки твердых бытовых отходов надежды, связанные с решением проблемы обращения с ТБО с его помощью не оправдались. Метод имеет серьезные эколого-­экономические недостатки, которые привели к «кризису МПЗ».

В экологическом плане к ним относятся.

- невозможность получения чистого компоста из-за наличия в нем тяжелых металлов, поэтому компост из ТБО фактически мало пригоден для использования в сельском хозяйстве (на западе такой «компост» применяют только для покрытия свалок или депонируют (собирают), а это новые проблемы).При использовании такого компоста необходимо учитывать фоновые концентрации микроэлементов тяжелых металлов в почве, с тем, чтобы не превысить значения предельно допустимых концентраций (ПДК) в почве и в сельскохозяйственной продукции;

- наличие (30-40%) некомпостируемых отходов (надо захоронять или сжигать);

- выделение в процессе компостирования вредных газов (аммиак, оксиды углерода, углеводороды и др.).

В экономическом плане следует отметить:

- необходимость высоких капиталовложений и эксплуатационных расходов при реализации метода в условиях МПЗ (особенно с использованием анаэробного метода переработки);

- необходимость дополнительной подготовки компоста перед его реализацией (гранулирование и др.), ибо получаемый компост не имеет товарного вида.

В связи с изложенным большинство МПЗ убыточны. Поэтому, предпринимаются, например, попытки получения синтетического газообразного и жидкого топлива для автотранспорта из продуктов компостирования, выделенных на мусороперерабатывающих заводах.

Резюме

Есть ли выход из этой, казалось бы, патовой ситуации?

На этот непростой вопрос дает достаточно простой ответ И. Бабанин: «Как ни странно, решение проблемы отходов лежит в них самих: надо просто вспомнить, что твердые коммунальные отходы(ТКО) – не однородная масса, а смесь множества материалов, имеющих, кроме горючести, самые разные свойства, в том числе коммерческую ценность. Их надо разделять и далее перерабатывать ценные компоненты или ликвидировать «хвосты» (неутилизируемые остатки).

Целесообразность применения того или иного из перечисленных методов обращения с ТБО зависит от размера города, состава и свойств ТБО данного города или региона, потребности в утильных фракциях, тепловой энергии или удобрении, климатических условий и многих других факторов.

Выбранная технология обезвреживания ТБО должна обосновываться следующими критериальными оценками:

1. Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения загрязнения атмосферы, водоисточников, земли.

2. Санитарная и эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов.

3. Выполнение законодательных норм по выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду из комплексов по обезвреживанию отходов (экологическая безопасность), включая системы газоочистки, удаления золы, шлака и очистки сточных вод.

4. Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих:

- производительность технологии;

- уровень ее автоматизации;

- степень защищенности от аварийных ситуаций и залповых выбросов;

- коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии.

5. Капитальные вложения и сроки реализации капитальных вложений, приведенные стоимостные удельные затраты на обезвреживание единицы массы ТБО.

При решении задачи достижения уровня обращения с ТБО, соответствующего сформулированным критериям, необходимо опираться как на результаты накопленного отечественного опыта, так и промышленно развитых стран, для которых кризисы «свалок», МСЗ и МПЗ обострились несколько десятилетий тому назад.

На современном этапе основная тенденция решения проблемы ТБО в мировой практике — максимально возможное сокращение потока отходов на захоронение и сжигание.

Согласно мировому опыту проблему ТБО решает субъект, у которого отходы образуются. Это означает, что проблема должна решаться в системе жилищно-коммунального хозяйства    (жкх), конкретно в городах системе санитарной очистки как подотрасли ЖКХ. В настоящее время эта система в стагнации и требованиям времени пока не соответствует. Главные причины:

- дефицит квалифицированных кадров;

- отсутствие воли решать проблему цивилизованно;

- отсутствие практики реализации управления ТБО по критериям экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения;

- отсутствие на государственном уровне научно обоснованного плана действий: обоснованные стратегические подходы к решению задач управления ТБО не разработаны;

- государственная политика не проводится;

- недостаточное финансирование.

Следствием несистемного управления является, прежде всего, то, что собирают «в одну кучу», и в городе образуется один поток ТБО. При этом не делается различия, куда этот поток направлять — на захоронение, сортировку или сжигание. Почти 100% образующихся ТБО удаляют на примитивные, экологически опасные полигоны, свалки, в то время как в ведущих странах ЕС (Германии, Австрии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швеции и др.) захоронению подвергают менее 20% ТБО – это в 5-10 раз меньше.

Еще одним следствием несистемного управления в сфере ТБО является неподготовленность работников к управлению. Зачастую они набираются опыта «на ходу», в лучшем случае при ознакомлении с практикой работы отдельных промышленных объектов система управления ТБО в целом, остается за кадром. В итоге это приводит к тому, что решение о строительстве того или иного- объекта, например, промышленной переработке ТБО, порой принимается на основе информации о состоянии данного конкретного производства за рубежом, но без сравнения с производствами – аналогами и без учета характеристики состава отечественных ТБО (как сырья для переработки) и, главное, вне связи с общей схемой управления ТБО.

Перечисленные причины и недостатки должны быть преодолены в русле упомянутой выше основной тенденции решения проблемы ТБО в мировой практике – максимально возможного сокращения потока отходов на захоронение.

Поставленная цель может быть решение теоретически двумя путями:

- созданием безотказных производств как воплощению идеи ресурсосбережения;

- вовлечением отходов в хозяйственный оборот на основе утилизации ценных компонентов ТБО.

В упомянутой подотрасли санитарной очистки городов ЖКХ и для безотходного производства практически нереализуема. Это возможная сфера промышленного производства.

В то же время в сфере ЖКХ реальным (как показывает мировой опыт) реализуемым является второе направление – вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Речь идет об их ценных компонентов, которые после соответствующей сортировки, обработки могут выступать в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов.

Выводы и предложения

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.

Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит перед государством. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.

Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов как в целом, так и по отдельным регионам, а также исключить несанкционированное их размещение.

Политика в сфере управления отходами главным образом ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.

Помимо изложенного, напомним также другие взаимосвязанные аспекты проблемы обращения с ТБО, которые указывают на актуальность ее решения:

Объем ТБО

...непрерывно возрастает, как в абсолютных величинах, так и на душу населения.

Состав ТБО

...резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов.

Отношение населения

...к традиционным методам сваливания мусора на полигоны и свалки становится резко отрицательным.

Законы,

…ужесточающие правила обращения с отходами, принимаются на всех уровнях власти.

Новые технологии

...утилизации отходов, в том числе современные системы разделения и санитарные полигоны захоронения все более широко внедряются в жизнь.

Экономика

...управления отходами усложняется. Цены утилизации отходов резко возрастают. Современное управление отходами невозможно представить без частных предприятий и крупных инвестиций.

Дальнейшая работа с целью снижения экологической опасности обращения с ТБО требует его проведения в следующих направлениях:

1. Осуществление на территориях регионов и образующихся, перерабатываемых и захороняемых отходов производства и потребления.

2. Проведение скрининговой инвентаризации мест бывших захоронений отходов с целью выявления дополнительных сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека.

3. Разработкам подзаконных актов по основным положениям закона «Об отходах производства и потребления».

4. Разработка технологии раздельного сбора и утилизации отходов, в том числе их переработки не завершающей стадии утилизации.

5. Внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки отходов. Создать и распространить справочник безопасных технологий переработки ТБО и получения из них вторичного сырья, топлива, энергии.

6. Организация систем и эколого-гигиенического образования руководителей административных территорий, предприятий, организаций по обращению с отходами.

7. Организация системы раздельного сбора ТБО с целью их использования в качестве сырья; систематически проводить разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов потребления.    

8. Разработка системы жесткого контроля за несанкционированными свалками и создание условий исключающий возможность их появления.

9. Установления оптимальных тарифов за переработку ТБО, обеспечивающих экономически оправданное функционирование предприятий и исключающие систему дотаций.

10. Увеличить привлечение внебюджетных источников финансирования в систему управления отходами, для чего подготовить информационно-правовую и нормативно-методическую базу для обеспечения организации и функционирования региональных некоммерческих целевых фондов.

P.S. Экономический скрининг – определения наиболее уязвимых объектов ОПС и ожидаемого воздействия (как положительного, так и отрицательного) для каждого потенциального участвующего региона или территории и каждого типа разрабатываемых мероприятий.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.