Анализ опыта обращения с ТБО на мировом уровне указывает на неопределенность решения этой проблемы на современном этапе. Все они (как показано в разделе 2.1) основаны на традиционных неэффективных подходах уменьшения опасного влияния отходов на природную среду путем изоляции полигонов от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательного завода и т.д. Кризис мусора (кризис «свалок», МСЗ и МПЗ) послужила толчком для поиска новых нетрадиционных подходов к решению проблем ТБО. Возникла необходимость кардинального изменения системы обращения с ТБО.
У этой ситуации оказался неодинаковый уровень остроты в различных странах мира. Различают три категории стран, учитывая состав их отходов: развитые, слаборазвитые, и, так называемые, переходные государства, перед которыми стоят различные задачи.
Если в слаборазвитых странах с ними (задачами) связана прежде всего санитарно-гигиеническая проблема (большая масса неиспользованной органики содействует распространению опасных болезней), то перед развитыми странами возникают более сложные вопросы: потеря природных ресурсов, химическое загрязнение и т.п. В так называемых переходных государствах (к которым, в соответствии с этой классификацией, относятся восточноевропейские страны и государства бывшего СССР, а так же ряд южноамериканских и восточноазиатских стран) можно рассматривать проблему ТБО как объединение обеих проблем.
Опыт развитых стран ЕС
Острота проблемы ТБО и необходимость ее решения в различных странах независимо от их особенностей вызвали появление самостоятельного направления природоохранной политики, для обозначения которого получил в странах ЕС широкое распространение термин «управление отходами» (от англ, «waste management»), обозначающий регламентацию и регулирование всех процессов образения с ТБО с целью уменьшения их количества и объема. Такой подход необходим для реализации положений концепции устойчивого эколого-экономического развития, сформулированной в документе, принятом на конференции «Окружающая среда и развитие», проведенной под эгидой ООН в 1992г. (РИО-де-Жанейро), и получившим название «Глобальная Программа действий – Повестка на 21 век».
В концепции сформулированы стратегические и дополнительные принципы и критерии достижения целей устойчивого развития.
К стратегическим (на длительную перспективу) относятся принципы:
- количество возобновимых природных ресурсов (или их возможность продуцировать биомассу) не должны по крайней мере, уменьшаться с течением времени;
- максимально возможное замедление исчерпания запасов невозобновимых природных ресурсов с перспективой их замены в будущем на альтернативные природные ресурсы;
- минимизация отходов на основе малоотходных и ресурсосберегающий технологий;
- загрязнение ОПС (как суммарное, так и по видам) в будущем не должно превышать современный уровень.
В качестве дополнительных в концепции особо выделяют два экономических критерия эффективности использования ресурсов, отражающих взаимосвязь производимой продукции с факторами производства:
- уменьшение ресурсоемкости (природоёмкости) экономики (характеризуется показателем «ресурсоемкость экономики»);
- увеличение «природной ресурсоотдачи». Его суть заключается в уменьшении удельного веса продукции и инвестиций в сфере природоэксплуатирующего комплекса народного хозяйства, в состав которого входит горнодобывающая промышленность (характеризуется показателем «природная ресурсоотдача»).
Оба критерия используются на всех уровнях управления ресурсосбережением и обращением с отходами, включая ТБО.
Среди перечисленных принципов и критериев важное место отводится минимизации образования отходов и ресурсосбережению. На современном этапе хозяйственной деятельности эти процессы тесно связаны друг с другом и их «совместность» все более учитывается при выполнении практических работ на уровне жилищно-коммунальных комплексов (ЖКХ) населенных пунктов (городов, их окружения и др.)
Устойчивое экономическое развитие, которое предполагает развитие без ухудшения качества природной среды, требует соответствующего грамотного менеджмента отходов, комплексной системы их утилизации, основанной на большом количестве ресурсосберегающих технологий.
В прошлом главное внимание по отношению к отходам было обращено к их безопасному управлению и к инвестициям в технологии “у конца трубы”.
В настоящее время в рамках менеджмента отходов все больше продвигается политика четырех «П» управления отходами. Эта политика продвигает следующие понятия:
1. Переосмысление — подразумевает, что в существующей системе присутствуют слабые места, и что как хорошо поставленная система она должна была бы позволить разрешить проблему отходов разносторонне. Некоторые решения «переосмысления» являются, порой, интуитивными. Такого рода решение не ограничивается лишь каким-либо действием, а широкое применение этого принципа может привести к сокращению образования отходов в мире.
2. Понижение – предотвращение образования отходов с помощью соответствующих подходов, методов, технологий у источников возникновения отходов, а также благодаря сокращению необоснованно высокого потребления.
Считается, что отходы образуются в течение двух основных стадий — во-первых, когда происходит изготовление продукции (это относится к промышленным отходам), и во-вторых, когда происходит использование продукции (бытовые отходы). Для того, чтобы иметь дело с этими основными стадиями, в ЕС предложена двойная стратегия, которая имела целью предотвращение образования отходов за счет соответствующих технологий и продукции.
С одной стороны, стратегия нацеливает на использование чистых технологий, которые должны быть интегрированы со всеми аспектами политики ЕС. В рамках этого подхода ЕС проводит два действия, которые охватывают собой продолжение финансовой поддержки демонстрационных проектов чистых технологий и создание европейской информации сети чистых технологий.
С другой стороны, отходы потребления можно минимизировать также на уровне продуктов при учете полного жизненного цикла каждого продукта от колыбели до могилы и его воздействие на окружающую среду. Продукты должны вносить как можно меньший вклад в рост количества опасных отходов. На широком уровне стран ЕС это достигается путем внедрения схем “экологических этикеток”, которые позволяют потребителям играть роль в кампании по сокращению отходов и дают им лучшую информацию об экологических характеристиках продуктов. В 1992 г. ЕС ввел добровольную схему экологических этикеток для улучшения проектирования, изготовления продукции и предоставления информации о продукцию потребителю (Правило Совета N 880/92), см. Приложение.
Сокращение у источника сохраняет природные ресурсы и снижает уровень загрязнения в населенных пунктах.
Повторное использование — означает многоразовое использование предмета в тех же или других целях. Данное действие определяется понятием рециклинг отходов.
Переработка означает изготовление из предварительно подготовленных отходов новой продукции, имеющей новые или аналогичные свойства. Данное действие определяется понятием рекуперация отходов.
Приложение 1
Видно, что новые стандарты менеджмента отходов выводят на первый план предотвращение их появления, а затем подготовку к их повторному использованию. Надлежащее управление отходами начинается с предотвращения образования отходов, потому что, в конечном счете, то, что не будет образовано, не будет требовать удаления.
По мере роста численности населения мира и превышения потребления над ограниченными природными ресурсами, предотвращение образования отходов приобретает все большее значение. За ним следует обработка отходов, переработка, другие варианты утилизации (материальная и энергетическая), и на самом последнем месте находится удаление.
Основные меры, которые концептуально могут быть приняты для предотвращения образования отходов:
- сокращение потребления ресурсов путем сокращения количества используемых материалов и (или) увеличение в упаковке доли утилизируемых материалов;
- уменьшение количества упаковки на единицу продукта (например, избежание использования чрезмерного количества упаковки);
- сокращение количества отходов, в том числе путем повторного использования продуктов или продления срока их использования;
- уменьшение содержания ядовитых материалов, используемых при производстве упаковки;
- продвижение политики содействия применению иерархии отходов в работе компании-производителей отходов.
Перечисленные меры – суть современной концепции обращения с ТБО, причем весьма амбициозной.
Дополнительно отметим следующее.
В составе ТБО находится множество видов упаковок продукции. Поэтому один из ключевых инструментов, используемых для поощрения предотвращения образования отходов, - это экодизайн, который строится вокруг аспектов окружающей среды еще на этапе задумки и проектирования продукта. Экологические продукты должны создаваться с использованием вторичного переработанного сырья и должны содержать как можно меньше опасных веществ. Эти продукты должны потреблять как можно меньше энергии в период своего использования, и должна быть возможность их переработки после того, как они выбрасываются. Символы, используемые для маркировки упаковки приведены в приложении 1. Предотвращение образования отходов тесно связано с усовершенствованием методов изготовления и оказанием влияния на потребителей, так чтобы большим спросом у них пользовались более экологичные продукты, и чтобы они использовали меньше упаковки. Многие государства проводят кампании повышения осведомленности, цель которых состоит в том, чтобы информировать общественность и подтолкнуть потребителей к тому, чтобы пользоваться продуктами, которые дают меньше отходов и создают эффективный рынок ресурсов.
В ЕС сфера управления отходами регулируется соответствующими директивами. Так, директива Совета Европы 91/442/ЕЭС от 18.03.91 о размещении отходов способствовала достижению успехов в этой сфере. Именно в этой директиве введено впервые понятие «управление отходами» («waste management»).
Новый подход в обращении с отходами получил название «Zero Waste». Происхождение термина «Zero Waste» связано с весьма успешной японской концепцией тотального управления качеством. Он возник под влиянием идей типа «Zero Defects» («ноль дефектов») - чрезвычайно успешного подхода, посредством которого Toshiba смогла добиться выдающегося результата: один дефект на миллион деталей.
При переходе в область муниципальных бытовых отходов принцип «Zero Defects» назван «Zero Waste». Он имеет два значения:
- «ноль отходов»;
- «нет потерь».
В объединении этих двух значений и заключается новый принцип отношения к отходам производства и потребления, получающий все более широкое распространение.
В соответствии с этим принципом отходы рассматриваются как сосредоточение ценных ресурсов, вовлечение которых в хозяйственный оборот взамен первичных материалов позволит предотвратить надвигающийся экологический кризис.
На практике данный подход реализуется успешно благодаря тому, что «Zero Waste» фиксирует внимание на всем жизненном цикле продукции.
В рамках единого подхода «Zero Waste» сформированы следующие требования, отражающие современные тенденции решения проблемы ТБО:
- ответственность производителей продукции;
- экологическое проектирование производства продукции;
- уменьшение количества отходов;
- раздельный сбор отходов;
- повторное использование и переработка отходов.
В условиях истощения мировых сырьевых ресурсов крайне нерационально как с экономической, так и с экологической точек зрения, закапывать в землю готовое сырье, пригодное для использования.
Главной же проблемой использования такого сырья становится его отделение от мусорной массы, поскольку в смеси оно практически не пригодно для переработки. Учитывая невозможность полноценной технической сортировки бытовых отходов, в системе управления ими приоритетном являемся раздельный сбор отходов на этапе их образования. Для этого в странах ЕС используются экономические стимулы, юридические меры, агитация и пропаганда среди населения.
Реализация перечисленных требований единого подхода «Zero Waste» к жизненному циклу продукция означает новую стратегию в рамках которой можно преобразовать существующие сегодня экспоненциальные процессы производства отходов и избавления от них в «интеллектуальные» системы, позволяющие:
- использовать ресурсы, содержащиеся в бытовых отходах;
- создавать рабочие места, связанные с их переработкой.
Начиная с 1991 г., требования «Zero Waste» введены в законодательство стран ЕС, что привело к изменению ситуации с отходами. Фирмы оказались вынужденными проводить переоценку своих продуктов с точки зрения срока их службы и возможности их вторичного использования или переработки.
Однако изложенный подход пока избирателен и относится к трем видам отходов: упаковке, транспортным средствам, электротехническим оборудованием.
Особенно проблемным является первый вид отходов - упаковка, в которую по требованию маркетологов размещают продукцию.
Основными экологическими проблемами при обращении с упаковочными отходами являются:
- небольшой жизненный цикл упаковки;
- гетерогенный состав упаковочных отходов;
- значительно большее количество упаковочных отходов в отличие от других видов (по объему их количества в странах ЕС составляет 50%, а по массе 30%).
Перед странами ЕС стоит задача выполнения принятой 20.12.1994г.
Европейской Директивы 94/62/ЕС «об упаковке и упаковочных отходах».
В настоящее время «управление отходами» осуществляется в различных формах, на различных уровнях:
- государственное регулирование;
- частно-государственное партнерство;
- национальные операторы.
На практике эти формы переплетаются, а их развитость в различных странах различна.
По сравнению с другими странами мира, благоприятная ситуация с управлением отходов имеет место в Европейском союзе, хотя и неодинаковое в странах, входящих в него.
Одним из наиболее универсальных природоохранных соглашений по управлению отходами является Базельская конвенция, разработанная еще в 80-х годах XX в, и вступившая в силу в 1992 году. К конвенции, призванной оградить здоровье людей и окружающую среду от пагубного воздействия, связанного с образованием, переработкой, перевозкой и захоронением опасных и других отходов, присоединилось 170 стран, включая Россию и все государства ЕС.
В предложении Европейской комиссии (ЕК) в 6-й программе по охране окружающей среды (ЕАР), проблема отходов включена в управление природными ресурсами. Она занимает часть главы, названной "Приемлемое использование полезных ископаемых и управление отходами". Комиссия также определила стратегию ресурсосбережения и вторичного использования отходов, которая является основой обращения с отходами в странах ЕС.
В Стратегии Охраны Окружающей Среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии среди действий, необходимых «для снижения рисков для здоровья людей посредством управления предотвращением загрязнений» перечислены меры для «улучшения управления отходами и химикалиями». При этом критически анализируется: недостаточное внимание превентивным технологическим подходам; эффективность ресурсов и недостаток стимулов для внедрения современных технологий обработки отходов; современные технологии предотвращения, очистки и нейтрализации отходов; неэффективное управление промышленными и бытовыми отходами; недостаточный рынок для товаров, произведенных при помощи переработки отходов; недостаток стимулов для поощрения повторного использования и восстановления.
Таким образом в ЕС политика в области управления отходов, в основном, подчинена задачам по охране окружающей природной среды. Экономический анализ в большей части ограничен понятием «экономической приемлемости» без детальной оценки. Используемые высокотехнологичные решения довольно дороги.
Общество осознало, что с одной стороны, отходы - понятие условное (то, что сегодня здесь называется отходами, завтра, а в другом месте и сегодня, будет сырьем, строительным материалом, топливом), а с другой стороны отходы - это объективная реальность: ими надобно управлять.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.