Важная часть законодательства об управлении отходами основана в ЕС на понятия приоритетных направлений. В частности, директивно установлены такие направления, как снижение объемов образования отходов, их раздельный сбор, вторичное использование, вторичная переработка и обезвреживание.
Первичным направлением в решении проблем ТБО является разработка оптимальных систем их раздельного сбора и удаления (транспортировки). Промедление с удалением отходов из мест образования недопустимо, так как может привести к серьезному загрязнению городов. Удаляют отходы после сортировки либо на полигоны захоронения, либо на специальные заводы для переработки и обезвреживания.
Данное направление является предметом исследования в настоящей работе, а потому детально рассматривается ниже в соответствующих разделов.
Вторичное использование компонентов ТБО приобрело чрезвычайную важность, когда, в соответствии с нормами новой Рамочной Директивы 2008/98/ЕС «Об отходах», отходы стали рассматриваться в Европейском союзе как ценный антропогенный ресурс.
Вторичное использование отходов подразумевает инновационные технологии и операции рециклинга и рекуперации.
Рециклинг - возврат образующийся отходов в основной технологический процесс, который привел к их образованию.
Рекуперация - использование отходов после их подготовки и очистки или без них в других (сторонних) технологических процессах, а так же для получения энергии.
В настоящее время эти два понятия обозначают совместно как экорециклинг.
Ежегодно 15 ноября отмечается Всемирный день рециклинга, или Международный день вторичной переработки. Главная цель данного праздника привлечь внимание власти, общественности, населения, промышленных структур к этой теме.
Более чем в 50 странах принят Закон о рециклинге. Многими экспертами образцом в вопросах организации рециклинга признан Федеральный Закон «Об экономической рециклинге Германии» (от 07.10.1996 г.)
Основная идея заключается в том, что недостаточно сформировать правовые инструменты по проведению рециклинга, определить необходимые стандарты и нормы и обеспечить контроль потоков отходов к установкам по переработке и утилизации, но гораздо важнее обязать производителей уже на стадии разработки продукции добиваться уменьшения количества будущих отходов.
Однако преимущество вторичного использования перед уничтожением действует не всегда. Так, отходы передаются на вторичную переработку только в том случае, если это возможно технически, а также экономически и экологически оправдано. В противном случае отходы уничтожаются, а именно:
- когда их уничтожение является решением более приемлемым с экологической точки зрения;
- когда стоимость переработки отходов оказывается гораздо больше стоимости конечной произведенной продукции или сырья.
Параграф 22 Закона возлагает существующую для реализации целей экономического рециклинга ответственность за продукцию на того, кто разрабатывает, изготавливает, обрабатывает, перерабатывает или реализует изделия. Непосредственное обязательство, однако, для производителей из этого положения не вытекает. Законом также определены механизмы отчетности о проведении процедуры уничтожения отходов; структура системы рециклинга; определены потоки отходов; перечень всех необходимых мероприятий. Подобная практика существует во многих европейских странах.
По данным Eurostat, в ведущих странах ЕС в качестве вторичных материальных ресурсов используют 40-65% ТБО, сжигают с утилизацией энергии 25-35% ТБО, захороняют менее 20% ТБО. Для сравнения: в странах СНГ захоронению подвергают 97-98% образующихся ТБО. Уровень вторичной переработки в США несколько ниже, составляет около 35%.
Таким образом, переработка отходов с извлечением всех ценных сырьевых компонентов является наиболее эффективной формой их использования и дает возможность при такой переработке отходов получать полноценные виды сырья и материалов, пригодных для более экономичного производства товаров. Одновременно за счет применения вторичного сырья может быть высвобождено значительное количество первичных ресурсов. Такое увеличение ресурсного потенциала может без крупных дополнительных затрат дать дополнительные финансовые поступления в доходную часть регионального бюджета. Кроме того, активизация работы по заготовке и переработке вторичного сырья открывает возможность увеличения рабочих мест и улучшения показателей трудовой занятости населения. Мировая индустрия рециклинга обеспечивает занятость около 1,5 млн человек, а общая стоимость продукции, пополняемая в мире за счет рециклинга составляет примерно 300 млрд долл.
Повышение уровня работы с отходами требует решения ряда технологических организационных и экономических проблем. Указанные проблемы должны рассматриваться применительно к роли отходов при их воздействии на окружающую природную среду и при их использовании в качестве вторичных материальных ресурсов.
С учетом изложенного, можно сделать вывод, что современная политика ЕС в сфере обращения с отходами направлена, в соответствии с подходом «Zero Waste» на:
- во-первых, на контроль всего жизненного цикла продукции потребления, так как становится все более очевидным, что минимизировать образование отходов надо в самом начале жизненного цикла материалов. При такой постановке вопроса цели снижения материалоемкости, т.е. ресурсосбережения в экономической деятельности в долгосрочной перспективе будут более важными, чем цели в области управления отходами;
- во-вторых, на повышение внимания к экономической целесообразности решения проблем ТБО.
Результаты выбора таких направлений в перспективе следующие:
1. Новая политика ЕС, направленная на контроль всего жизненного цикла продуктов потребления, может привести к значительному изменению существующих норм.
2. Повышенное внимание к экономической целесообразности, вероятно, приведет к более экономически выгодным решениям и новым правилам.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что стратегия стран ЕЭС в сфере обращения с отходами определяется следующими принципами:
- предотвращение образования отходов;
- раздельный сбор отходов;
- рециклирование отходов и вторичное использование материалов;
- оптимизация конечной обработки отходов;
- регламентация транспортировки отходов;
- проведение мероприятий по реабилитации окружающей среды (рекультивация полигонов и др.);
- воспитание населения в духе рационального потребления;
- включение экологических параметров в стандарты качества продукции.
Кроме того, в качестве первоочередной задачи в проблеме совершенствования системы управления обращения с отходами выдвигается создание средств информационной поддержки принятия решений в виде информационного инструмента. Базовыми компонентами информационной среды, обеспечивающей достоверность, прогнозируемость и управляемость состояния системы обращения с отходами являются следующие группы программно-технических разработок:
- база данных об отходах, технологиях, ресурсах, потребителях;
- базы знаний об уровнях управления (транспортный, технологический, маркетинговый, административный) и типах мероприятий (удаление, утилизация, переработка);
- технологии поддержки принятия экспертных решений при комплексной оптимизации задач оперативного, текущего и перспективного планирования в обращении с отходами;
- реализация информационно-аналитического сопровождения учета и контроля на рынке вторичных ресурсов.
Основой сбора и систематизации данных об отходах может служить стандартный унифицированный паспорт отхода. Он содержит, как минимум, физико-химические характеристики отхода, данные о его количестве, технологии образования, месте образования, стоимости его вторичного сырья. Накопление и хранение данных об отходах осуществляется в базах данных ЭВМ. При объединении ЭВМ в сети появляется возможность создания распределенных баз данных и объединенных узлов принятия управленческих решений.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.