В декларативной части учредительного документа (декларации, хартии) содержится собственное волеизъявление юридического лица, закрепляющее принятые им на себя обязанности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декларативная часть учредительного документа содержит публичное уведомление о намерениях юридического лица достигать указанную цель, заниматься указанной деятельностью, находиться в указанном месте, иметь конкретное наименование, совершать юридически значимые действия в указанном порядке и др. Это некое "публичное обещание", адресованное неопределенному кругу лиц, которое связывает само юридическое лицо, обязанное его исполнять.

Декларативная часть учредительного документа принимается самим юридическим лицом посредством акта его уполномоченного органа: общего собрания участников (акционеров), иного органа.

 

Форма устава (учредительного договора)

 

С точки зрения формы устав и учредительный договор являются письменными документами.

Они печатаются на бумаге: с одной стороны листов, черными чернилами, указанным шрифтом <1>.

--------------------------------

<1> См. п. 1.17 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25.

 

Типовой устав

 

Закон допускает возможность использования типовых уставов, формы которых могут быть утверждены уполномоченными государственными органами (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Применительно к акционерным компаниям дореволюционная российская наука различала "нормальные" и "образцовые" уставы. Нормальный устав должен был содержать как правила, общие для всех акционерных компаний, так и особые правила, разработанные специально для данной компании в зависимости от цели компании <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2018. С. 236 - 237.

 

В зарубежных правопорядках такая практика также существует. Обычно в этих случаях регистрация юридического лица осуществляется в упрощенном порядке, поскольку содержание таких уставов не проверяется. Регистрирующий орган ограничивается проверкой достоверности сведений, представленных при государственной регистрации. Участие в гражданском обороте юридического лица, действующего на основании типового устава, облегчает взаимодействие с ним контрагентов, стабилизирует правовые отношения, так как при совершении сделок контрагенты такого юридического лица не могут ссылаться на незнание его устава.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. В случае использования типового устава сведения, которые в силу закона должны содержаться в уставе, включаются в ЕГРЮЛ. Следовательно, осмотрительный контрагент субъекта, действующего на основании типового устава, должен предварительно ознакомиться с выпиской из ЕГРЮЛ.

Решение об использовании типового устава может быть принято как при создании юридического лица, так и в процессе его деятельности. При создании юридического лица такое решение принимается учредителями. В случае использования типового устава при регистрации юридического лица учредительный документ не представляется. В регистрирующий орган представляется заявление и решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.

В процессе деятельности юридического лица решение об использовании типового устава может быть принято его учредителями (участниками) или иным органом.

Если в дальнейшем будет принято решение не действовать по типовому уставу, на основании этого решения вносятся изменения в ЕГРЮЛ (ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Использование типового устава означает добровольный отказ юридического лица от практических возможностей, которые закон предоставляет субъектам в части саморегулирования. При утверждении устава учредители в рамках закона могут выбрать модель управления, распределить компетенцию органов в соответствии со своими потребностями. Поэтому при отказе от этих возможностей и принятии решения об использовании типового устава субъектам следует тщательно взвешивать все последствия.

На основании типовых уставов обычно действуют унитарные некоммерческие организации, созданные в форме учреждений (школы, больницы и др.).

 

Единый типовой устав

 

От типового устава следует отличать единый типовой устав. На основании единого типового устава в случаях, предусмотренных законом, может действовать учреждение. Единый типовой устав утверждается учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

 

Федеральный закон как учредительный документ

юридического лица

 

Существуют юридические лица, у которых содержание учредительного документа целиком определяется специальным федеральным законом <1>. Например, государственная корпорация создается и действует на основании федерального закона о данной корпорации (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ; ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях). Специальным Законом определяется правовой статус Центрального банка (Банка России) <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

<2> См.: Закон о Банке России.

 

Такие законы принимаются, изменяются, отменяются в порядке, установленном для соответствующих федеральных законов. Они содержат все сведения, которые подлежат включению в учредительные документы юридических лиц.

Эти законы содержат правила, которые позволяют квалифицировать данные правовые акты в качестве индивидуальных актов. Как отмечает М.Н. Марченко, в отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты обращены к строго установленному лицу (кругу лиц), издаются к строго определенному случаю (случаям) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 613.

 

Интересно, что в ситуации, когда юридическое лицо действует на основании федерального закона, учредителем является Российская Федерация, которая посредством уполномоченных органов государственной власти сама определяет содержание данного закона. Таким образом, если учредительным документом юридического лица является специальный федеральный закон, можно говорить о том, что такой учредительный документ состоит из статутной части, которая совпадает с приказной частью. В этом случае декларативная часть учредительного документа формируется при создании юридического лица и не может быть изменена самим юридическим лицом.

 

Процедура формирования учредительного документа

 

В учредительном документе могут содержаться две части: писаная и подразумеваемая.

Писаная часть учредительного документа фиксируется непосредственно в документе, который именуется "учредительный договор" и (или) "устав" юридического лица.

Требования к содержанию писаной части устанавливаются законом.

Подразумеваемая часть может не фиксироваться непосредственно в документе, именуемом "учредительный договор" и (или) "устав", а содержаться в императивных и диспозитивных нормах законодательства.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 66.3 ГК РФ после включения в устав и фирменное наименование акционерного общества указания, что общество является публичным, к данному обществу применяются правила о публичных обществах. Это означает, что те положения устава, которые ранее относились к деятельности общества как непубличного, перестают действовать, хотя формально они содержатся в уставе как письменном документе. До внесения изменений в устав такого публичного общества его статус будет определяться непосредственно положениями законодательства, даже если эти положения отсутствуют или противоречат правилам, изложенным в письменном документе, именуемом "устав" такого публичного общества.

Подразумеваемая часть обычно содержит предписания, относящиеся к статутной части учредительного документа, которая отражает предписания законодательства и не воспроизводится в документе, именуемом "устав" и (или) "учредительный договор".

Процедура формирования учредительного документа зависит от выбранной организационно-правовой формы и состава учредителей.

Если организация учреждается одним лицом, то ее устав утверждается решением единственного учредителя.

Природа такого решения различается в зависимости от правового положения учредителя и организационно-правовой формы создаваемого юридического лица. Так, решение единственного учредителя - гражданина о создании хозяйственного общества является односторонней сделкой. Федеральное казенное предприятие создается на основании административного акта - постановления Правительства РФ (п. 3 ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Государственная корпорация создается на основании федерального закона (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ; п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

Если организация учреждается несколькими учредителями, учредительный договор заключается, а устав единогласно утверждается ее учредителями (ст. 50.1, абз. 1, 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Учредительный договор заключается учредителями в порядке, установленном гражданским законодательством для заключения договоров, и оформляется в виде одного документа, подписанного учредителями (ст. 70 ГК РФ). К учредительному договору применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Решение учредителей об утверждении устава должно быть единогласным. Оно фиксируется в протоколе учредительного собрания, которое принимает решение об учреждении юридического лица (ст. 50.1 ГК РФ; ст. 9 Федерального закона "Об акционерных обществах"). В протоколе указывают дату и место его составления, состав учредителей, присутствовавших на собрании, результаты голосования и принятые таким собранием решения, в числе которых и решение об утверждении устава. Протокол подписывается всеми учредителями.

Сведения, содержащиеся в учредительных документах, должны быть достоверными. В случае недостоверности этих сведений регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации юридического лица <1>. За предоставление в регистрирующий орган недостоверной информации лицо, подавшее такие сведения, несет административную и уголовную ответственность (ст. 14.25 КоАП РФ, ст. 170.1 УК РФ).

--------------------------------

<1> См. подп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

На момент формирования учредительного документа при создании организации юридического лица еще нет (ст. 50.1 ГК РФ). В качестве правоспособного субъекта гражданского права юридическое лицо возникает только с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании (п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 51 ГК РФ). Следовательно, при принятии решения о создании организации и утверждении ее устава учредители выражают собственную волю. Получается, что в случае использования типового устава и единого типового устава содержание учредительного документа полностью охватывается волей законодателя и составляет статутную часть учредительного документа.

Возможный конфликт интересов учредителей и юридического лица преодолевается двумя способами. Во-первых, правом вето любого учредителя, не согласного с содержанием учредительного документа, поскольку закон требует единогласия при утверждении устава. Во-вторых, правом юридического лица после его создания изменить положения устава по своему усмотрению.

 

Изменение учредительных документов

 

Изменения в учредительные документы могут быть внесены в порядке, различающемся в зависимости от типа, вида и организационно-правовой формы юридического лица.

Например, устав акционерного общества может быть изменен по решению общего собрания акционеров общества (п. 1 ст. 12 Закона об акционерных обществах). Изменение устава по решению общего собрания акционеров будет являться правовым последствием совершения волевого юридического акта самим юридическим лицом.

Изменение, внесенное в устав унитарного предприятия по решению уполномоченного государственного органа (п. п. 2, 7 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях), будет являться правовым последствием принятия данным органом административного правового акта.

Учредительный договор полного товарищества, устав фонда могут быть изменены решением суда (п. 2 ст. 72, абз. 2 п. 1 ст. 123.20 ГК РФ).

Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих изменений или с момента уведомления о них регистрирующего органа, кроме случаев, предусмотренных законом. Если третьи лица знают о наличии незарегистрированных изменений и действуют, исходя из таких изменений, то юридическое лицо не вправе ссылаться на отсутствие их государственной регистрации.

Следовательно, для самого юридического лица, его участников, членов органов управления, а также для третьих лиц, знающих о наличии изменений и ссылающихся на них, учредительные документы считаются измененными с момента принятия решения об их изменении. Для третьих лиц, не знающих об изменении или не желающих ссылаться на эти изменения, они приобретают силу лишь с момента государственной регистрации.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 283.