В России, расположенной на масштабной территории северной и центральной частей Евразийского материка, проявилось немало общемировых тенденций развития услуг и сервисной деятельности. Вместе с тем историческая эволюция сферы услуг отмечена немалым своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малообжитой территорией, многообразием социальных, региональных и культурно-религиозных миров, свойственных населению страны.
Рассмотрим воздействие на развитие услуг многообразия территориально-климатических зон преобладанием северного и умеренно-континентального климата. Прежде всего, это отразилось на способах удовлетворения жизненно важных потребностей граждан страны.
Первичные потребности, на которые ориентировались семейно-бытовые процессы и общественные услуги, сводились к необходимости наличия у людей прочного жилища, теплой одежды, калорийной пищи, которая возмещала бы ресурсные затраты организма в сложных жизненных условиях, создания возможности передвижения по обширной территории и осуществления культурных коммуникаций людей.
Здесь можно отметить первую сложность для развития отечественной сферы услуг. Чтобы произвести нужные по объему и качеству товары, а также сохранить их, доставить до потребителя, требовалось затратить гораздо больше времени и сил, чем в благоприятных климатических условиях. В нашей стране всегда были трудоемкими процессы строительства дорог и жилья.
Так, в наши дни в Англии трубопровод и канализация проходят практически по поверхности земли. Согласно же отечественным санитарным нормам, трубы (даже газовые) должны идти не мельче глубины промерзания, чтобы трубопровод не был поврежден. Все это приводит к тому, что в нашей стране гораздо дороже обходится стоимость строительства жилых зданий и производственных сооружений из-за необходимости увеличения прочности и морозоустойчивости материалов, фундаментальности строительства. Если в домах Норвегии оконные рамы одинарные, то на средней и северной широтах нашей страны – двойные.
Не меньше трудностей возникало с прокладкой дорог и с поддерживанием их в нормальном состоянии. В период Московского царства в европейской части страны приходилось бороться с болотистыми почвами, непроходимыми лесами. Позже понадобилось обживать безлюдные территории Севера и Сибири. Резкие перепады дневной и ночной, а также летней и зимней температуры воздуха, частое таяние и замерзание воды на дорожных покрытиях быстро придавали проложенным трассам вид первоначального бездорожья. Все это в немалой степени определяло характер ремесленных занятий, а позже профессий, связанных со строительством дорог и жилья, пошивом одежды, бытовым обслуживанием.
В свою очередь редкие и быстро выходящие из строя дороги предъявляли особые требования к средствам передвижения: телеги, тарантасы, повозки у русских всегда были неказистые на вид, но прочные, способные переносить многодневные путешествия по неудобному пути. Это неудобство, казалось, преодолевала железная дорога. Но поддержка железнодорожного полотна в надлежащем состоянии также требовала огромных затрат.
Ямская служба, которая существовала в стране до постройки железных дорог, была создана вопреки неблагоприятным условиям. Долгий период времени она удовлетворяла потребности населения и государства, осуществляя перевозки людей и почты между разными регионами Европейской России, а также между Центром и Сибирью, Дальним Востоком. По размаху и функциональной эффективности в неблагоприятном климате эта служба являлась уникальным явлением в мире. Подобного не было, например, в Канаде, Норвегии, Швеции, где климат мягче из-за влияния теплых атлантических масс воздуха и где основная часть населения сосредоточена в южных районах. При этом ямская служба не могла предложить комфортные перевозки людей, но было примечательным уже одно то, что такая служба действовала весьма продолжительный период времени.
Современники пишут, что в конце XVIII – первой трети XIX вв. никто в Европе не ездил так быстро, как российские курьеры, т.е. военные и гражданские чины, ехавшие по государственной надобности. На почтовых станциях для них специально держали быстрые тройки с тем, чтобы курьерам не приходилось задерживаться в пути. Редко позволяли они себе более или менее продолжительный отдых. Выдержать такую бешеную скачку могли лишь физически очень крепкие люди.
Рассказывают, что Екатерина II, желая удивить австрийского императора Иосифа скоростью езды в России, приказала найти ямщика, который бы взялся на перекладных доставить императора в Москву за 36 часов. Такой ямщик нашелся и был приведен перед государыней. «Берусь, матушка, - сказал он, - доставить немецкого короля за 36 часов до Москвы, но не отвечаю, будет ли цела в нем душа».
Из-за неблагоприятных природно-климатических и ландшафтных условий, а также по причине скудного прибавочного продукта в России на протяжении столетий не было объективной базы для расширения рыночных отношений и динамичного типа развития. В обществе закрепился так называемый раздаточный тип хозяйства с коллективными формами труда, с мобилизационной формой развития, а также воспроизводство довольно низкого аскетического уровня жизни граждан.
Немалое своеобразие в развитие отечественных процессов экономической деятельности вносило также хозяйственной и этно-культурное многообразие российского общества. Начиная с XV века в состав российского государства постоянно включались земли, на которых жили представители разных этнонациональных сообществ, имевших разнотипную хозяйственную культуру. Гражданами страны становились народы со своеобразным укладом жизни и привычками, сторонники разных религий. Если говорить, например, о трудовых занятиях и технологиях, то в России XIX в. можно было встретить как современные формы экономической деятельности (передовые технологии земледелия, железнодорожное строительство, банковская деятельность и т.д.), так и традиционные занятия (архаичные формы земледелия, кочевое скотоводство, охота на морского зверя и т.д.).
Объединяющим фактором для такого пестрого в хозяйственном и духовном отношении сообщества выступала русская культура, а русский язык являлся государственным языком и средством межнационального общения. Немаловажным фактором интеграции выступал также общий труд, тесное и равноправное проживание друг с другом представителей разных народов страны. В ходе их совместной жизнедеятельности и массовых взаимодействий появлялись единые качества психологии, общие взгляды на жизнь. Так, из общего мировосприятия родилось сходное понимание хозяйственного практицизма.
Население России понимает практицизм несколько иначе, чем он трактуется, например, в западноевропейской культуре (ориентация на расширение производства, достижение прибыли, индивидуального успеха и др.). Практицизм народов Евразии вырастает из способности преодолевать суровые природно-климатические условия и потенциальную катастрофичность окружающей среды, умножать корпоративные формы труда и досуга, вести скромный образ жизни при минимальном бытовом комфорте. Но нетрудно заметить, что в дореволюционной России разные субъекты хозяйственной практики, сохраняя свое понимание практицизма, вместе с тем осваивали и то его значение, которое шло к нам с Запада. Иначе они были бы не в состоянии вести дела на равноправной основе с западными партнерами.
На развитии услуг все указанные выше особенности российского общества и культуры сказывались непосредственным образом. Так, у разных этнических групп и культурных сообществ были неодинаковые представления об иерархии социальных запросов, различное понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т.п. Новые, наиболее эффективные и продвинутые формы обслуживания, которые шли из Западной Европы, поначалу укореняясь в городах, среди образованных слоев населения, имели мало шансов быстро распространиться по территории страны. Им противодействовали местные традиции, неодинаковые условия жизни, а также массовая привычка жить устоявшимся укладом, который сформировался исторически и доказал свою эффективность.
После освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. основной производящей и потребляющей единицей в российском обществе было крестьянское хозяйство. Главная цель его деятельности — удовлетворение потребностей крестьянской семьи. Переход крестьян из деревни в город и превращение их в рабочих не приводили к заметному изменению уровня потребления, но делало его более разнообразным (диверсифицированным) и более товарным. Людям, живущим в городе, чаще приходилось покупать товары и услуги, а не производить почти все необходимое самим, как в крестьянском хозяйстве в деревне. Таким образом, в эпоху перехода к индустриальной фазе общественного развития в России сосуществовали 2 формы потребления — товарная и натуральная.
На рубеже XIX-XX вв. товарная форма уже преобладала и в стране в целом, и в семьях рабочих. У крестьян товарная форма потребления тоже росла, но преобладала еще натуральная. Например, в Санкт-Петербурге на рубеже веков доля товарных расходов в общей сумме расходов составляла у не связанных с деревней семей 67%, а у связанных с деревней — 61,7%.
Потребление рабочих в дореволюционной России постепенно приобретало черты стиля потребления индустриального общества. В то же время внутри рабочего класса возникло большое имущественное расслоение. Наиболее высокооплачиваемые, квалифицированные рабочие могли, например, приобретать двух- и трехэтажные дома, держать домашнюю прислугу, сдавать в наём комнаты и полностью удовлетворять свои базовые потребности. Существовали, однако, слои рабочего класса, жившие в крайней нищете. Так, по воспоминаниям современников, в начале XX в. в Санкт-Петербурге рабочие могли жить по 4 семьи в одной комнате площадью приблизительно 20 м2. После Октябрьской революции 1917 г. в России постепенно создается индустриальное общество со средним уровнем массового потребления. В стране формируется плановый способ производства и потребления товаров и услуг. Однако, по мнению ряда экономистов, настоящая научная теория планового ведения народного хозяйства за все годы существования советской власти так и не была разработана. В реальной экономике ярко проявлялись две особенности советской плановой системы:
1. постоянный дефицит товаров и услуг;
2. искусственное поддержание низких цен на товары массового потребления, что делало их доступными основной массе населения.
В результате сложилось расхождение государственных цен и цен свободного рынка: рыночные цены на товары и услуги намного превышали государственные.
Частые революционные изменения в политике и экономике России прямо отражались на сфере потребления. Ее развитие сопровождалось периодами оживления натурального хозяйства. Натуральное семейное производство — особенно для сельского населения — временами становилось единственной возможностью удовлетворить базовые потребности. Не раз вводилась карточная система распределения товаров и услуг и другие формы нормирования. Глубокая деформация человеческого поведения в условиях постоянной нехватки товаров и услуг была в юмористической форме описана, например, в произведениях М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова и других советских писателей.
Социалистическое государство почти полностью взяло на себя функцию снабжения населения СССР товарами и услугами. Так, частное предпринимательство в сфере услуг было крайне ограничено и носило в основном скрытый, теневой характер. Государство не сумело справиться с задачей обеспечения общественно-необходимого уровня потребления — особенно продуктов питания за счет внутреннего производства продовольствия. Несмотря на энергичные меры (импорт зерна, экспорт энергоносителей, дотации сельскому хозяйству) радикально улучшить продовольственное снабжение не удавалось. В этих условиях неудовлетворенность общественных потребностей резко ограничивала возможности удовлетворения личных потребностей большинства населения.
В период социалистического строительства в СССР индустриализация проводилась на фоне ограничения потребления крестьянства. Коллективизация сельского хозяйства не решила проблем потребления продовольствия. Источником питания для крестьян в большой степени становилось приусадебное хозяйство. Жители городов были вынуждены заниматься садоводством и огородничеством.
Организация потребления социальных и культурных благ также стала почти исключительной прерогативой государства. Литература и искусство развивались под жестким контролем цензуры.
Однако анализ экономических показателей приводит к выводу, что в последние десятилетия перед началом горбачевской перестройки были достигнуты самые высокие показатели потребления за весь период социалистического строительства. В стране начали формироваться некоторые черты «общества массового потребления».
Сравнение экономических показателей царской России и СССР выявляет рост потребления в стране. В царской России потребности в продуктах питания основной массы населения удовлетворялись только на минимальном уровне. За период социалистического строительства СССР по параметрам потребления основных продуктов питания достиг уровня среднеразвитых государств мира. Однако потребление продуктов питания как в царской России, так и в СССР в несколько раз отставало от уровня наиболее развитых стран в соответствующие периоды. Это давало повод знаменитому оппоненту советской идеологии американскому политологу Збигневу Бжезинскому утверждать, что главная причина краха советской, системы в СССР — «слишком малые успехи социализма» по сравнению, например, с более динамичным развитием стран «большой семерки». Национальная культура, включающая в себя культуру потребления, развивалась в СССР в условиях довольно сильной фрустрации базовых потребностей.
Наиболее крупных успехов СССР достиг в потреблении социальных и культурных благ (услуги здравоохранения, образования, учреждений культуры и искусства). По этим показателям страна приблизилась к уровню наиболее развитых государств мира.
В ходе строительства социализма сильно уменьшилось натуральное потребление товаров и услуг, несколько выросло товарное и очень сильно — в 10 раз — непосредственно-общественное, связанное с распределением товаров и услуг через общественные фонды потребления без прямой зависимости от количества и качества труда. Таким способом обычно распределялись жилье, услуги здравоохранения, образования, спорта.
В условиях планового хозяйства удовлетворение потребностей, а также их формирование сильно зависело от государственной политики и тех экономических концепций, которые были положены в ее основу. Особенности понимания потребностей и потребления в советской экономической науке и в практической деятельности государства можно свести к следующим:
Вплоть до эпохи перестройки потребление вообще не рассматривали как производственное отношение и сферу экономической деятельности. Это тем более странно, что в классических трудах создателя идеологии Коммунистической партии — Карла Маркса — в качестве производственных отношений выделены отношения производства, распределения, обмена и потребления.
Потребление рассматривалось как второстепенная сфера общественной жизни; провозглашался абсолютный приоритет производства над сферами распределения, обмена и потребления. Пренебрежение сферой потребления проявилось, в частности, в «уравниловке» в оплате труда. Механизм потребления мало использовался для стимулирования развития труда и производства. Между тем, воздействие на потребление стимулирования производства широко применялось ведущими западными менеджерами уже в начале XX в. Так, Генри Форд объяснял, что он платит рабочим большую зарплату не только для поощрения за хорошую работу, но и для того, чтобы было кому покупать его автомобили. В советском руководстве понимание роли потребления в экономике стало формироваться только с увеличением внимания к сфере услуг и зарождением «общества массового потребления».
В течение всего периода социалистического строительства постоянно менялись приоритеты в оценке Структуры потребления и роли ее составных частей. На первых его этапах роль нематериальных благ и сферы услуг недооценивалась. В 70-е гг. удалось достичь среднемирового уровня удовлетворения первичных потребностей основной массы населения, но приблизиться к уровню потребления ведущих стран мира не удалось. Тогда же была разработана концепция «социально-экономических отличий» социалистических стран от стран с рыночной экономикой, согласно которой достигать такого высокого уровня потребления вообще не требовалось. Эти отличия якобы выражались в том, что при социализме преобладает потребление социальных и культурных благ, а удовлетворение потребностей должно носить преимущественно «непосредственно-общественный», «нетоварный» характер (например, бесплатное распределение жилья или путевок на курорты).
В экономической теории и в практике государственного управления господствовала идея приоритета интересов общества над интересами отдельной личности. В сфере потребления это выражалось в применении нормирования — так называемых рациональных норм потребления, нормативов обеспечения населения товарами и услугами. В обосновании этих норм преобладала «общественная» составляющая, слабо учитывавшая личные особенности потребления отдельных людей и даже специфику целых регионов. Так, в городах, возводившихся на ударных комсомольских стройках, предусматривалось такое же количество детских садов, школ и спортивных сооружений на 10 000 человек населения, что и в старых городах в центре России. Однако специфика возрастной структуры новых населенных пунктов (много молодых семей) приводила к нехватке услуг этих учреждений. Нормативы количества продавцов и официантов на 10 000 человек были в несколько раз ниже, чем даже в странах социалистического лагеря (Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария и др.), что опять же вызывало дефицит услуг. В действительности всевозможные нормативы и «рациональные нормы потребления» являются полезным ориентиром экономической политики, но при двух условиях. Во-первых, они должны быть научно обоснованы. Во-вторых, спрос и потребности людей определяются не только какими-то рациональными нормами: они сильно зависят также от платежеспособности, культурных традиций, моды и рекламных кампаний.
В эпоху горбачевской перестройки произошло обострение дефицита товаров и услуг. В то же время развитие индивидуального и кооперативного производства в конце 1980-х гг. показало, что товарный рынок и рынок услуг могут быстро пополниться за счет малых негосударственных предприятий, частного предпринимательства.
С 1992 г. («реформ Гайдара») Россия делает резкий скачок к «обществу массового потребления». Население широко втягивается в торговлю товарами, оказание услуг и их потребление. Расширяется ассортимент предметов потребления и видов услуг, впервые за многие десятилетия преодолевается дефицит. Потребление постепенно превращается в цель экономической деятельности. Возникает небольшой слой населения с очень высокими доходами, на основе его запросов формируется сектор престижного потребления (дорогая одежда и автомобили, дорогостоящий ремонт и строительство, элитные клубы и виды отдыха, особые бытовые услуги).
Параллельно с прогрессивными сдвигами в сфере потребления проявились и негативные социальные последствия проводимых реформ:
1. Падение потребления жизненно необходимых товаров и услуг, фрустрация насущных потребностей у большинства населения.
2. Усиление гедонистических наклонностей потребителей, акцент на простые удовольствия и развлечения, ослабление потребностей в развитии личности и творческих потребностей.
3. Увеличение распространения «неразумных», деструктивных потребностей, товаров и услуг для их удовлетворения (удовлетворение такого рода потребностей часто связано со всевозможной преступной деятельностью, ущемляющей законные права других людей).
4. Резкая дифференциация доходов и, следовательно, возможностей удовлетворения потребностей по регионам и социальным группам. Большой разрыв между богатыми и бедными.
В условиях реформ 1980-90-х гг. население России выработало три основных стратегии потребительского поведения:
1. Натурализация потребления товаров и услуг. Это основной способ поддержания уровня автономного потребления в условиях неустойчивости денежных доходов. Он широко используется для обеспечения сельскохозяйственной продукцией. Бытовые услуги также могут быть оказаны в рамках домашнего хозяйства, минуя рынок. Самостоятельное производство продуктов питания дает возможность сельским жителям поддерживать более высокий уровень потребления, чем горожанам. В конце 1990-х гг. уровень натурального потребления за счет подсобных хозяйств в среднем по России достиг 12% в городе и 31% на селе.
2. Действия потребителей, направленные на повышение рыночных доходов. В простейшем варианте — это работа по совместительству (сверхурочная) в одном или нескольких учреждениях. Кроме того, в структуре личных доходов продолжает уменьшаться доля заработной платы за счет появления доходов с капитала и ренты. Увеличивается доля доходов от собственности, финансовых операций и предпринимательской деятельности. Ряд экономистов высказывает предположение, что скрытые от налоговой службы и государственной статистики доходы в настоящее время могут быть не просто большими, но и преобладающими.
3. Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров.
Структура потребления становится все более сложной и разнообразной, ассортимент товаров и услуг расширяется. Повышается доля потребления товаров и услуг, характерных для постиндустриального общества — компьютеры и средства связи, а также соответствующие этой технике услуги, международный туризм и т. п. Возникает значительный отрыв потребностей и потребления (и в материальной, и в духовной сфере) от национальных традиций. В страну начинают проникать единые стандарты и традиции потребления, которые начали формироваться в европейском сообществе в конце XX в.
Поведение потребителей в современном мире довольно сильно зависит также от религиозных традиций. Буддизм, ислам, иудаизм и три главных направления христианства — православие, католицизм и протестантизм — предлагают своим адептам несколько разные системы ценностей, стратегии жизненного поведения и, следовательно, разные стандарты потребления. Даже люди, не разделяющие те или иные религиозные взгляды, находятся под влиянием выработанных церковью стандартов потребительского поведения. Это влияние происходит через сложившиеся в обществе традиции, семейное воспитание, подражание (конформистское поведение).
Наиболее распространенная в России идеология православной церкви включает в себя следующие установки потребительского поведения:
- Цель потребления — не стимулирование производства, развитие способностей человека и т. п., а удовлетворение только основных, базовых потребностей (все должны есть «хлеб свой насущный»).
- Необходимо разумное ограничение потребления и отказ от потребления постоянно возрастающей массы материальных благ, предлагаемых «обществом массового потребления».
- Приоритетным для всех слоев общества должно быть приобщение к духовной и интеллектуальной сферам деятельности. Потребление духовных благ приоритетно по отношению к потреблению материальных. Ограничение в потреблении материальных благ может использоваться в целях духовного развития человека.
- Целью духовного потребления является обретение душевного равновесия, которое достигается путем приобщения к православной системе ценностей.
- Важнейшими потребностями являются стремление к гармоничным отношениям с природой и к потреблению натуральных продуктов.
- Церковь сама по себе является своеобразной сервисной организацией, так как официально провозглашает своей целью удовлетворение религиозных потребностей верующих («духовное кормление» и т. п.). При этом священнослужители называют религиозные потребности духовными, хотя в действительности первые представляют собой одну специфическую разновидность духовных потребностей (существующую к тому же только у верующих людей). Важно иметь в виду, что религиозные взгляды потребителей оказывают влияние и на те потребности, которые удовлетворяются светскими сервисными организациями.
В целом можно сделать вывод, что в России, как и в других странах, современные стандарты и традиции потребления являются результатом долгого исторического развития и без этой предыстории были бы необъяснимы. На них оказывают влияние экономика, культура, политика (например, государственное регулирование) и религия. Учет всех этих факторов необходим для организации и развития сервиса.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.