Потребности можно разделить на две группы — материальные, насущные (в пище, жилье, одежде) и духовные (в общении, музыке, книге).
Согласно концепции потребностей известного американского психолога (русского происхождения) Абрахама Маслоу, потребности человека образуют пирамиду (рис. 2.1). Основание пирамиды составляют физиологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиа- тивные потребности — в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше — потребность в уважении, престиже (в самоуважении, компетентности, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, потребность в самовыражении, самоактуализации (в реализации своих целей, способностей).
Между потребностями существует иерархическая зависимость. Потребности более высокого уровня начинают управлять поведением человека только после того, как реализованы потребности более низкого уровня. Маслоу утверждает (это утверждение оспаривается многими теоретиками): чем ниже располагается потребность, тем более довлеющей она станет, если не будет удовлетворена. Так, голодающий человек вряд ли станет сильно беспокоиться о самоуважении.
Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы. Однако, по Маслоу, потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух (или более) уровнях потребностей. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так: физиологические — на 85 %, в безопасности и защищенности — на 70 %, в любви и принадлежности — на 50 %, в самоуважении — на 40 %, в самоактуализации — на 10 %.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется к удовлетворению потребностей данного уровня и будет стремиться удовлетворить эти потребности в достаточной мере.
Рассмотрим иерархию потребностей Маслоу более подробно.
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне; только после этого любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Человек, которому не удается удовлетворить основные потребности — в пище, воде и т.п., не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку основные потребности очень быстро становятся настолько доминирующими, что необходимость в реализации всех других потребностей отпадает.
Потребности в безопасности и защищенности отражают заинтересованность в долговременном выживании, т.е. это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Например, предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком можно рассматривать как поступок, отчасти мотивированный поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защищенности можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами, такими, как наводнение, землетрясение, общественные беспорядки, война и т.д.
Потребности в принадлежности и любви проявляются в стремлении человека установить отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Так, ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянутся к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.
Маслоу определил два рода любви у взрослых:
1. дефицитарная любовь — любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем более усиливается любовь этого рода. Такая любовь возникает из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества и т.п.;
2. бытийная любовь — любовь к сущности, к бытию или «существу» другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром для другого, чем эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал бытийную любовь как обнаруживающую даосское отношение невмешательства, способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь улучшить что-либо. Например, бытийная любовь к природе выражается в умении любоваться цветами, наблюдать их рост, оставляя их в покое, тогда как дефицитарная любовь выражается в срывании цветов и устроении из них букетов. Бытийная любовь — это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может распространяться даже на маленькие несовершенства ребенка. По Маслоу, бытийная любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем дефицитарная. Она остается живой и свежей, в то время как дефицитарная любовь со временем утрачивает свежесть и остроту.
Потребность в уважении возникает, когда потребность любить других и быть любимыми ими достаточно удовлетворена и ее влияние на поведение уменьшается. Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два типа:
1. самоуважение, которое включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь; удовлетворение потребностей в самоуважении порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим;
2. уважение другими — это потребность в престиже, признании, репутации, статусе, оценке и приятии. Здесь человеку необходимо знать: то, что он делает, признается и оценивается. Маслоу предположил, что потребности в уважении достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
Потребности в самовыражении — это потребности человека реализовать желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, полностью использует свои таланты, способности и потенциал личности; можно сказать, что самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым можно стать в потенции, достичь вершины своего потенциала. Но, по Маслоу, многие избегают в полной мере использовать свой потенциал, опасаясь ответственности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Это явление Маслоу назвал «комплекс Ионы». Он характеризуется страхом успеха, что мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что человек боится изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боится оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Социализация также оказывает затормаживающее влияние на процесс самоактуализации. Таким образом, людям нужно общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации — негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе самоактуализации.
Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели, вытесняя другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформное окружение. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.
В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
1. дефицитные мотивы, направленные на удовлетворение дефи- цитарных состояний, например голод, холод, опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения;
2. мотивы роста, или метапотребности, иными словами, бытийные потребности имеют отдаленные цели, функция которых состоит в обогащении и расширении жизненного опыта.
К метапотребностям можно отнести потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, уникальности, истине, чести и т.д.
Совершенных людей, к сожалению, нет. Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, нужно сначала отказаться от иллюзий относительно нее.
Концепция иерархии потребностей Маслоу включает следующие основные идеи и предпосылки мотивации:
- человек постоянно ощущает какие-то потребности; о человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определенные группы;
- группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу;
- потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
- если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;
- обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, комплексно взаимодействующих между собой;
- потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения;
- потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня;
- потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.
В книге «К психологии Бытия» Маслоу позже добавил список высших потребностей, которые он обозначил как потребности роста (бытийные ценности). Однако Маслоу отмечает, что они плохо поддаются описанию, так как все они взаимосвязаны и не могут быть полностью отделены друг от друга, поэтому, определяя одну из них, необходимо обращаться к другой. В список бытийных ценностей, по Маслоу, входят: цельность, совершенство, завершенность, справедливость, жизненность, богатство проявлений, простота, красота, добро, индивидуальное своеобразие, истинность, непринужденность, склонность к игре, честность, самодостаточность. По мнению Маслоу, бытийные ценности часто являются мощным мотивом человеческой деятельности и входят в структуру личностного роста.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 286.