Иерархия потребностей А.Маслоу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Потребности можно разделить на две группы — материальные, насущные (в пище, жилье, одежде) и духовные (в общении, музыке, книге).

Согласно концепции потребностей известного американско­го психолога (русского происхождения) Абрахама Маслоу, по­требности человека образуют пирамиду (рис. 2.1). Основание пи­рамиды составляют физиологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в поряд­ке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиа- тивные потребности — в принадлежности и любви (в принадлеж­ности к группе, в признании и принятии); еще выше — потреб­ность в уважении, престиже (в самоуважении, компетентности, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребно­сти (стремление знать, исследовать); далее расположены эстети­ческие потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, потребность в самовыражении, самоактуализации (в реализации своих целей, способностей).

Между потребностями существует иерархическая зависи­мость. Потребности более высокого уровня начинают управ­лять поведением человека только после того, как реализованы потребности более низкого уровня. Маслоу утверждает (это ут­верждение оспаривается многими теоретиками): чем ниже располагается потребность, тем более довлеющей она станет, если не будет удовлетворена. Так, голодающий человек вряд ли станет сильно беспокоиться о самоуважении.

Высшая природа человека опирается на его низшую приро­ду, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основа­ния. Таким образом, большая часть человечества не может про­явить свою высшую природу без удовлетворения базовой низ­шей природы. Однако, по Маслоу, потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потреб­ности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух (или более) уровнях потребностей. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потреб­ности примерно так: физиологические — на 85 %, в безопасно­сти и защищенности — на 70 %, в любви и принадлежности — на 50 %, в самоуважении — на 40 %, в самоактуализации — на 10 %.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовле­творяться, человек вернется к удовлетворению потребностей данного уровня и будет стремиться удовлетворить эти потреб­ности в достаточной мере.

Рассмотрим иерархию потребностей Маслоу более подробно.

Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовле­творены на каком-то минимальном уровне; только после этого любые потребности более высокого уровня станут актуальны­ми. Человек, которому не удается удовлетворить основные по­требности — в пище, воде и т.п., не будет заинтересован в по­требностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку основные потребности очень быстро становятся настолько до­минирующими, что необходимость в реализации всех других потребностей отпадает.

Потребности в безопасности и защищенности отражают за­интересованность в долговременном выживании, т.е. это по­требности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Например, предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком можно рассматри­вать как поступок, отчасти мотивированный поисками безо­пасности. Другое проявление потребности в безопасности и защищенности можно видеть, когда люди сталкиваются с ре­альными чрезвычайными обстоятельствами, такими, как на­воднение, землетрясение, общественные беспорядки, война и т.д.

Потребности в принадлежности и любви проявляются в стремлении человека установить отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Так, ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стре­мящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянутся к участию в ре­лигиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.

Маслоу определил два рода любви у взрослых:

1. дефицитарная любовь — любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетво­рение, тем более усиливается любовь этого рода. Такая любовь возникает из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества и т.п.;

2. бытийная любовь — любовь к сущности, к бытию или «сущест­ву» другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром для другого, чем эгоистическим удовлетворени­ем. Маслоу часто описывал бытийную любовь как обнаружи­вающую даосское отношение невмешательства, способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пыта­ясь улучшить что-либо. Например, бытийная любовь к природе выражается в умении любоваться цветами, наблюдать их рост, оставляя их в покое, тогда как дефицитарная любовь выражает­ся в срывании цветов и устроении из них букетов. Бытийная лю­бовь — это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может распространяться даже на маленькие несовер­шенства ребенка. По Маслоу, бытийная любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем дефицитарная. Она остается живой и свежей, в то время как дефицитарная лю­бовь со временем утрачивает свежесть и остроту.

Потребность в уважении возникает, когда потребность лю­бить других и быть любимыми ими достаточно удовлетворена и ее влияние на поведение уменьшается. Потребности в само­уважении Маслоу разделил на два типа:

1. самоуважение, которое включает такие понятия, как компе­тентность, уверенность, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь; удов­летворение потребностей в самоуважении порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что человек поле­зен и необходим;

2. уважение другими — это потребность в престиже, признании, репутации, статусе, оценке и приятии. Здесь человеку необхо­димо знать: то, что он делает, признается и оценивается. Маслоу предположил, что потребности в уважении достигают мак­симального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их ин­тенсивность уменьшается.

Потребности в самовыражении — это потребности человека реализовать желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, полностью ис­пользует свои таланты, способности и потенциал личности; можно сказать, что самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым можно стать в потенции, достичь верши­ны своего потенциала. Но, по Маслоу, многие избегают в пол­ной мере использовать свой потенциал, опасаясь ответствен­ности. Они предпочитают ставить перед собой незначитель­ные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Это явление Маслоу назвал «комплекс Ионы». Он характеризуется страхом успеха, что мешает человеку стремиться к самосовер­шенствованию. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что человек боится изменить свое неинтересное, ограни­ченное, но налаженное существование, боится оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Социализация также оказывает затормаживающее влияние на процесс самоактуализации. Таким образом, людям нужно об­щество, в котором можно раскрыть свой человеческий потен­циал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуа­лизации — негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской об­становке, более склонны к приобретению здорового представ­ления о процессе самоактуализации.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, ко­торых он изучал, не были совершенны и даже не были свобод­ны от крупных ошибок. Приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремле­нии к своей цели, вытесняя другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шоки­рующей их более конформное окружение. Кроме того, им мо­гут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувст­во вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

В дополнение к своей иерархической концепции мотива­ции Маслоу выделил две глобальные категории мотивов чело­века:

1. дефицитные мотивы, направленные на удовлетворение дефи- цитарных состояний, например голод, холод, опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения;

2. мотивы роста, или метапотребности, иными словами, бытий­ные потребности имеют отдаленные цели, функция которых состоит в обогащении и расширении жизненного опыта.

К ме­тапотребностям можно отнести потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, уникальности, истине, чести и т.д.

Совершенных людей, к сожалению, нет. Можно найти лю­дей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, свя­тые, подвижники и инициаторы. Вместе с тем эти же люди мо­гут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцен­тричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, нужно сначала отка­заться от иллюзий относительно нее.

Концепция иерархии потребностей Маслоу включает следую­щие основные идеи и предпосылки мотивации:

- человек постоянно ощущает какие-то потребности; о человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определен­ные группы;

-  группы потребностей иерархически расположены по отноше­нию друг к другу;

- потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

- если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;

- обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, комплексно взаимодействующих между собой;

- потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения;

- потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня;

- потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В книге «К психологии Бытия» Маслоу позже добавил спи­сок высших потребностей, которые он обозначил как потреб­ности роста (бытийные ценности). Однако Маслоу отмечает, что они плохо поддаются описанию, так как все они взаи­мосвязаны и не могут быть полностью отделены друг от друга, поэтому, определяя одну из них, необходимо обращаться к другой. В список бытийных ценностей, по Маслоу, входят: цельность, совершенство, завершенность, справедливость, жиз­ненность, богатство проявлений, простота, красота, добро, ин­дивидуальное своеобразие, истинность, непринужденность, склонность к игре, честность, самодостаточность. По мнению Маслоу, бытийные ценности часто являются мощным моти­вом человеческой деятельности и входят в структуру личност­ного роста.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.