Мотивация деятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и своё иное, момент самоот­рицания. В связи с многообразием условий реализаций, воз­раста, окружающей среды биологическая потребность стано­вится материальной, социальной или духовной, т.е. трансфор­мируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность—материальная—социальная—духовная) главенст­вующей становится та потребность, которая наиболее соответ­ствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изме­нения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетво­рить мотив. Механизм этого перехода включает:

1) выбор и мо­тивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);

2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компо­нентом деятельности всегда является мотив.

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, на­правляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности,, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная ра­бота с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуще­ствления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуж- дения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой яс­ностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под потребностно-мотивационной сферой личности пони­мается вся совокупность мотивов, которые формируются и раз­виваются в течение жизни человека. В целом эта сфера дина­мична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, под­чиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних дви­жущих сил, побуждающих человека действовать специфиче­ским, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъ­екту поведения, является его устойчивым личностным свойст­вом, изнутри побуждающим к совершению определенных дей­ствий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл:

во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.),

во-вторых, ха­рактеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

- мотивационная система личности — общая (целостная) орга­низация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

- мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потреб­ностей;

- мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наи­более полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.         

Достойные цели, перспективные планы, хорошая органи­зация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересо­ванность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мо­тивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен при­кладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со спо­собностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связа­ны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общест­венные потребности. В мотивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит оттого, какое положе­ние занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование — это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством акти­визации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

1. внешнее воздействие на человека с целью побуждения его про­изводить определенные действия, приводящие к желательно­му результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;

2. формирование определенной мотивационной структуры чело­века как тип мотивирования носит воспитательный и образо­вательный характер. Его осуществление требует больших уси­лий, знаний, способностей, но и результаты превосходят ре­зультаты первого типа мотивирования.

Возникшие потребности заставляют человека активно ис­кать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, вле­чениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и про­цессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный инте­рес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное воз­награждение), социальные мотивы (ответственность, стремле­ние принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной дея­тельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Напри­мер, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результа­тов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руко­водителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атри­буты личности. Например, утверждая, что определенному че­ловеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная моти­вация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жиз­ни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению им­пульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два отно­сительно самостоятельных класса:

1. потребности и инстинкты как источники активности;

2. мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельно­сти, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у че­ловека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно че­ловек будет делать для удовлетворения этой потребности. Воз­можно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия «потребность» и «мотив»? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состоя­ние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направ­лена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления моти­вов (как побуждающих факторов, которые определяют направ­ление деятельности или поведения). Таким образом, потреб­ность побуждает к активности, а мотив — к направленной де­ятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьни­ков выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизи­руется) на одном или нескольких предметах, которые способ­ны удовлетворить эту потребность, например эстетическая по­требность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потреб­ность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие по­требностей происходит путем изменения и развития предме­тов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и кон кретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные ин­тересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере дол­жен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятель­ности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная ак­тивность сама по себе приносит человеку удовольствие и явля­ется специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетель­ствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учеб­ной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В тоже время результативная мотивационная установка иг­рает организующую роль в детерминации деятельности, осо­бенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс дея­тельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на пер­вый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (ее соста­ва, строения, имеющего многомерный и многоуровневый ха­рактер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть свя­зи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотиваци­онную сферу личности, — принадлежность человека к ка­кой-либо группе. Например, подростки, которые интересуют­ся спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в про­цессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с разви­тием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, измене­ние мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с об­ществом в целом.

Мотивы личности — это потребность (или система потреб­ностей) личности в функции побуждения. Внутренние психи­ческие побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятель­ностные мотивы могут быть самые разные:

- органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

- функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;

- материальные — побуждают человека к деятельности, направ­ленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

- социальные — порождают различные виды деятельности, на­правленные на то, чтобы занять определенное место в общест­ве, получить признание и уважение;

 духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но из­менять друг друга.

Потребности человека проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зави­симости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — же­лания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мо­тивов жизни, поведения и деятельности личности:

1. генерализованные, содержание которых выражает предмет по­требностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для че­ловека предмета его потребностей;

2. инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовлен­ностью, наличием возможностей успешно действовать по реа­лизации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Напри­мер, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мо­тивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъектив­ный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совер­шая одинаковые по форме и предметным результатам поступ­ки, нередко руководствуются разными, порой противопо­ложными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оцен­ка поступков должна быть различной: и нравственной, и пра­вовой.

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести цен­ности, убеждения, намерения.

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности обра­зуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутрен­ней структуры личности, являющихся для нее особо значимы­ми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, со­мнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от ро­дителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Цен­ности могут быть:

-    самоориентированными, которые касаются индивида, отра­жают его цели и общий подход к жизни;

- ориентированными другими, которые отражают желания об­щества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;

- ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения — это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учи­телем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества за­висит от воспитания сознательности. Это значит, что он вы­брал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеж­дения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеж­дения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщен­ность и устойчивость — характерные признаки свойств лично­сти, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и спосо­бов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений че­ловек-среда.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 268.