Социоприродные изменения человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Учение о человеке и его потребностях прошло довольно долгий путь развития. Рассматривая итог этого пути, следует выделить несколь­ко наиболее важных идей, сохраняющих свое значение до настояще­го времени. Можно сказать, что на эти идеи опираются современная концепция потребностей и применяемые на практике стратегии сер­висной деятельности.

       Человек является микрокосмом — концентрированной копией, миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной. Сущ­ность человека и сущность окружающего мира глубоко взаимосвяза­ны. Поэтому мир можно изучать двумя способами: либо раскрывать его собственные законы, либо анализировать его связь с человеком, давать ему оценку исходя из человеческих потребностей и интере­сов. В этом смысле софисты говорили, что «человек есть мера всех вещей», некий масштаб и эталон, на основании которого оценивают­ся все явления действительности.

       Человек — особое, уникальное явление природы, вершина ее развития. Античные мыслители считали, что человек Может быть со­перником богов и во многом приближается к ним силой своего разу­ма и воли. Христианство считало его любимым, высшим и самым со­вершенным творением бога. Великие гуманисты эпохи Возрождения искали в человеке прекрасное божественное начало. В науке XIX- XX вв. возникла точка зрения, что материальный мир (или «абсо­лютная идея» Гегеля) порождает человека в процессе своего разви­тия «с железной необходимостью», «в силу самой своей природы» (Энгельс). Поэтому между человеческими потребностями и окру­жающим человека миром природы должна существовать какая-то глубинная, необходимая связь.

       В истории цивилизации возникло много вариантов религиоз­ной идеологии и религиозных концепций человека. Некоторые со­временные мыслители утверждают, что для человечества вообще и для России в частности нет альтернативы религиозному мировоззре­нию. Так, существует точка зрения, что после отказа от традицион­ной советской идеологии ее место может занять только православ­ная религия. В действительности это утверждение ошибочно, так как альтернатива религиозному мировоззрению в современном мире, ко­нечно, существует. Это гуманистическая идеология, считающая глав­ной целью общества всестороннее развитие человеческой личности. Свободное развитие человека (и через него — всего общественного организма) включает в себя формирование и развитие человеческих способностей и потребностей в процессе научного исследования и преобразования самого человека и окружающего мира. Гуманистиче­ские идеи начали формироваться достаточно давно — мы обнаружи­ваем их в текстах Ветхого и Нового Заветов, в поучениях Иисуса Христа, а затем, уже в завершенном и систематизированном виде — у мыслителей эпохи Возрождения и французских просветителей. Экономическое обоснование гуманизма впервые дается в работах Карла Маркса. Современная концепция гуманизма содержится, на­пример, в трудах экзистенциалистов и Эриха Фромма. Гуманисти­ческая идеология всегда ориентируется на всестороннее развитие способностей и потребностей — не только на потребление готовых вещей и услуг, но и на материальное и духовное творчество, преобра­зование мира для развития каждой личности как условия прогрес­сивного развития всего человеческого сообщества.

       Человек является материальным социальным существом. Ари­стотель называл его «общественным животным». Но в то же вре­мя люди являются живыми организмами и подчинены всем законам природы. Потребности человека тоже делятся на первичные — био­логические и вторичные — социальные.

       Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда, материального производства. Труд — это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком. Удовлетворяя другие по­требности, труд сам превратился в важнейшую потребность общества.

       Еще одна потребность человека, осознанная только в XX в., — это потребность в освоении космоса. Исчерпание природных ресур­сов планеты, по-видимому, приводит к тому, что на каком-то этапе своей эволюции цивилизация вынуждена начать освоение космиче­ского пространства. Так, земная цивилизация, недавно начавшая экс­пансию в космос, в обозримом будущем может превратиться в фактор космической эволюции. Выход в космос уже приводит к формирова­нию нового класса материальных и духовных потребностей — вплоть до такой экзотической, как потребность в развитии космического ту­ризма.

       В настоящее время стало ясно, что потребности человека посте­пенно эволюционируют и заметно различаются в разные историче­ские эпохи. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой. В разные эпохи складываются различные типы потребления. Так, согласно Э. Фром­му, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к на­коплению материальных ценностей, максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ.

       Наиболее глубинное мировоззренческое основание теории потреб­ностей и теории сервисной деятельности — общая философская кон­цепция человека и его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положение человека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основе этого описания сделать выводы о принципах его отношения с природой и о перспективах разви­тия общества.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 209.