Вся история человечества — это история ответа на вопрос «Что делает человека счастливым?» Стремление к счастью, довольству, благополучию бросало человечество то в пучину борьбы, войн, то заставляло «брать время» на размышление о сущности человеческой природы, о смысле появления человека на Земле. «Познай самого себя» было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах.
Античные мыслители, размышляя о «вожделеющих началах» человека, стремились понять причины его поступков, внутреннюю противоречивость побудителей человеческой деятельности. Платон в своих размышлениях о двойственной природе человека — разумном начале души и «яростном начале» — стремился донести мысль о необходимости гармонического воспитания разума и ярости, «вожделеющего начала».
Начало вожделеющее составляет большую часть души каждого человека и по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не умножилось и не усилилось за счет так называемых телесных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно, и таким образом извратить жизнедеятельность всех начал.
Сократ связывал проблему счастья человека с осуществлением таких добродетелей, как благо, мудрость, справедливость, причем при условии, что человек согласует свои стремления и желания с нуждами всего общества. Сам Сократ демонстрировал личной жизнью правильность своих убеждений: аскетизм Сократа хорошо известен всем.
Эпикур утверждал, что полное удовлетворение своих желаний, вожделений (потребностей) — единственно правильный путь достижения счастья. Мерилом человеческого счастья Эпикур провозгласил наслаждение, отсутствие страданий и безмятежное состояние души, призывая к соблюдению меры в удовольствиях.
Путь к счастью через наслаждения оказывается сомнительным, так как в жизни довольно трудно соблюдать меру в удовольствиях. Это хорошо понимали античные мыслители. Достижение счастья через самоограничение, через презрение к материальным благам наиболее ярко продемонстрировал своим образом жизни Диоген: жил в бочке, ходил в рубище, питался отбросами ради того, чтобы быть свободным от всех и заниматься самосовершенствованием. А древнеримский философ Сенека проповедовал в своих сочинениях: «Я рожден для высших устремлений, и я выше того, чтобы быть рабом моего тела; в теле своем я вижу не что иное, как цепи, сковывающие мою свободу».
В Средневековье естественные жизненные потребности рассматривались как низменные. Тяжелые жизненные условия людей приводили к мысли, что земная жизнь — это только подготовка к настоящей жизни, потусторонней. Эту идею как способ оправдать нищенское существование миллионов простых тружеников активно поддерживала церковь. Служители церкви утверждали, что идеал счастья в смиренной материальной скудости, в уповании на загробное блаженство. По словам Августина, в молитвах к Богу человек должен просить Христа «низложить тяжесть плотских желаний и земных похотей». Высшими провозглашались духовные потребности, по сути равнозначные потребности любви к Богу. Тело греховно и смертно, а душа вечна, потому и потребности человека должны существовать как потребности души. Фома Аквинский утверждал: «Потенциями мы именуем способности роста, способность чувственного восприятия, способность желания, способность пространственного движения, способность умопостижения».
Новое время изменило взгляд на природу человека и его потребности. Взгляды мыслителей отражали те противоречивые общественно-политические процессы, которые были обусловлены ростом производства, появлением фабрик, увеличением материальных благ и в связи с этим ростом потребления, а также появлением новых социальных классов — буржуазии и наемной рабочей силы. Борьба буржуазии за политическое влияние в обществе и ее экономическое влияние породили новое философское воззрение на природу человека, его потребности. Мыслители Нового времени отказались от античного аскетизма земной жизни, средневекового презрения ежедневных жизненных потребностей человека и провозгласили любовь к человеку, свободу, равенство и братство. Впервые потребности и интересы человека стали рассматриваться как природные, а не божественные по своей природе, отмечался их противоречивый характер. Так, Т. Гоббс писал: «Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным “страстям”, они ищут “почета и выгод”, действуют “ради пользы и славы”, т.е. ради любви к себе, а не к другим». Ларошфуко замечал, что «страсти — это единственные факторы, доводы которых всегда убедительны», страсти рождены самой природой человека и основываются «на непреложных законах». По сути мыслители Нового времени реабилитировали природу человека, противоречивую, но живую, находящуюся в постоянном поиске и обретении своей человеческой сущности.
Основополагающим во взглядах мыслителей Нового времени было понимание человека и общества как природных по своей сути явлениях (натуралистический подход). В связи с этим потребности человека связывают его с природой, так как через естественные потребности природа подчиняет себе человека, в свою очередь естественные потребности проявляются в общественной жизни в виде интересов и стремлений к пользе. Именно через потребности осуществляется сведение социального к индивидуальному, физическому по своей природе и тем самым сведение общественных законов к естественным, растворение общества в природе. Побудителями человеческой деятельности являются сами потребности, что стимулирует развитие человеческого ума, по мнению Ж.Ж. Руссо, впервые высказавшего мысль о воспитании людей в связи с развитием их потребностей и общественного строя.
П.А. Гольбах одним из первых предпринял попытку классифицировать потребности на «первые» и «мнимые». Первые вложены человеку природой, это естественные потребности в пище, одежде, жилище, семье — все то, что необходимо человеку для поддержания биологического существования. Естественные потребности выступают побудителями человеческой деятельности и заставляют его трудиться. С естественными потребностями связаны страсти, чувства, интересы человека. При удовлетворении «первых» потребностей возникают «мнимые», или «утонченные», потребности — результат действия воображения индивида. По Гольбаху, потребности первичны по отношению к интересам; интересы он понимал как ориентированность на личное благо, на личную пользу. Однако эгоистическая природа человека под воздействием общества, воспитания способна примирить личное и общественное благо; так как общественное благо включает в себя и личное благо каждого, то оно должно быть критерием нравственного поведения людей. Залогом этого является природное равенство людей. Каждому человеку, полагали мыслители Нового времени, независимо от рождения и положения должно быть дано равное право преследовать свои интересы, свою пользу, если это не вредит общественному благу.
Немецкая философия конца XVIII — начала XIX в., отвергая предшествующее понимание человека как природного по своей сути существа, перешла к социально-исторической трактовке человека. Несмотря на зависимость развития человека от исторического развития общества, немецкие философы не отказывали человеку в собственной активности, признавали его деятельную сущность. Однако человек трактовался ими как порождение не природы, а некой духовной силы (абсолютного Я у И.Г. Фихте, Абсолюта у Ф.В. Шеллинга, абсолютной идеи у Г.В.Ф. Гегеля).
Гегель утверждал, что в процессе своей жизнедеятельности человек добивается удовлетворения своих потребностей, интересов, страстей, но попутно осуществляет и нечто большее, что не осознается им, но скрыто в его деятельности. Именно этот результат Гегель связывал с неким мировым разумом, абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через многообразие потребностей, интересов и страстей человека. Опираясь на принцип противоречивости развития, Гегель высказал идею о динамичности и разнообразии потребностей человека, ибо активен сам человек, противоречива его сущность, динамична и разнообразна общественная жизнь. Однако человек у немецких философов был оторван от природы и отдан во власть абсолютного духа.
К. Маркс и Ф. Энгельс в XIX в. внесли существенный вклад в понимание человека и его потребностей. Несмотря на то что в центр своей теории они поставили угнетенный класс — пролетариат, им удалось глубоко исследовать проблему зависимости потребностей человека от конкретно-исторических условий. Они утверждали, что происхождение и развитие человеческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства, т.е. обусловлены общественно-историческим процессом, в котором участвуют многие разнопорядковые факторы и прежде всего производительные силы и производственные отношения. Чаще всего потребности рождаются прямо из производства или из положения вещей, основанного на производстве. Маркс и Энгельс рассматривали потребности в качестве внутренних, существенных побудительных сил, источника человеческой деятельности и активности, существенного момента в содержании отношений индивида к окружающему миру, как проявление сущностных сил человека.
«Философия жизни» стала первой критикой марксистского классового подхода к человеку и его потребностям. А. Шопенгауэр, родоначальник «философии жизни», в своей работе «Афоризмы для усвоения житейской мудрости» утвердил самое ценное для человека — его личность. Счастье человека, считал он, заключается в том, чтобы открыть в себе самом как можно больше источников наслаждения, ибо внешние источники счастья ненадежны, преходящи, ате, что находятся в личности, сохраняются дольше всего. При этом, по Шопенгауэру, духовные потребности для человека гораздо важнее материальных и физических. Для людей с узким, обывательским кругозором проблема в том, что «ничто идеальное не доставляет им никакого интереса и развлечения, и они, чтобы уйти от скуки, постоянно нуждаются в реальностях. Но эти последние отчасти скоро исчерпываются и тогда, вместо того чтобы развлекать, утомляют, отчасти же навлекают всяческие бедствия; тогда как идеальное неисчерпаемо и само по себе невинно и безвредно». Как видим, и Шопенгауэр односторонне понял природу человека и его потребностей, поставив в центр идеальное в жизнедеятельности индивида, и недооценил роль материальных потребностей и интересов в жизни как человека, так и общества в целом, хотя и не отрицал материальное богатство как универсальное средство для удовлетворения всех потребностей человека. «Всякое другое благо... может удовлетворить только одному желанию, одной потребности: еда хороша для голодного, вино — для здорового, лекарство — для больного, шуба — для зимы, женщины — для молодости... Следовательно, все они хороши только относительно. Одни деньги хороши, безусловно, это абсолютное благо, ибо они отвечают не только одной потребности... но потребности вообще». Установка «философии жизни» была безоговорочно принята многими западноевропейскими философскими школами в воззрениях на человека XX в.
Философия экзистенциализма (существования), появившись в XX в., во многом продолжила идеи «философии жизни». Несостоятельность классового подхода к человеку, отчужденность положения индивида, его незащищенность и одиночество — причины популярности идей экзистенциализма, утверждавшего человека центром человеческого общества, индивидуальный гуманизм как более развитую и конкретную форму теории и практики человеколюбия.
Исследуя положение человека в индустриальном обществе, экзистенциализм приходит к выводу, что человек существует в неподлинном бытии. Один из классиков экзистенциализма М. Хайдеггер объясняет это положение человека. В неподлинном бытии господствует некая безличная «Ман», которая побуждает человека действовать не из своих собственных, индивидуальных потребностей, а исходя из истолкования себя по аналогии с другими («как все», «так модно», «необходимо обществу» и т.д.). В связи с этим человек приходит в состояние отчуждения от себя, от своего подлинного бытия. Современное индустриальное общество с его «нивелированной индивидуальностью», где каждый вынужден быть, как другой, а не самим собой, и есть образец неподлинного бытия.
Напротив, подлинное существование выступает как осознание человеком своей конкретной историчности и свободы. Это возникает лишь в условиях, когда человек попадает в пограничную ситуацию, ситуацию выбора между жизнью и смертью. Только в таком случае к нему приходит озарение, понимание подлинности своего бытия и человек возвышается над обыденностью, обретает свободу, выражает свою индивидуальность. Свобода выбора — это единственное, от чего несвободен человек, и именно эта несвобода выражает подлинную свободную сущность человека. Как утверждал Ж. П. Сартр, человек обречен на свободу — свободу выбора.
Однако экзистенциализм, принимая конкретно-историческое понимание человека, оказался несвободным от субъективизма. Это выразилось в том, что фундаментальная категория «существование» трактуется как поток эмоционально окрашенных переживаний человека, как субъективно идеальное: жизнь человека сводится полностью к духовному, нематериальному существованию. Такое существование имеет иррациональную природу, неподвластную разуму, непознаваемо, и человек может воспринимать его в чувственно-эмоциональном плане как страдающее, озабоченное, преисполненное страхом, беспомощностью и отчаянием. Таким образом, экзистенциализм представляет собой своеобразное отражение чувственно-эмоционального положения человека в индустриальном обществе, где господствует технико-технологическая мощь современной цивилизации.
В середине XX в., в период перехода индустриального общества к более высокой фазе развития — информационной цивилизации - в западной обществоведческой мысли сложился ряд сменявших друг друга теорий понимания человека и его потребностей, которые в совокупности отражали высокий динамизм и сложный характер современного развития человечества. Человек выступает в этих теориях не только как индивид, но и как материальное существо, его динамично сменяющиеся потребности являются решающим фактором развития не только экономики, но и всего общества. В 1950—1960-х гг. в наиболее развитых странах мира сформировалось новое общество, качественно отличающееся от индустриального общества начала XX в., — общество массового потребления. Соответствующий подход в отличие от классового основывался на понимании семьи как социальной и потребительской ячейки, на новом представлении о богатстве общества как потоке устойчивого потребительского спроса, на демократических формах решения острых социальных и политических проблем, на массовой занятости населения и высокой оплате труда, а также на надежной системе социального обеспечения населения.
Выдающейся теорией такого общества стала теория «общества изобилия» американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта. Дальнейшее научно-техническое развитие человека, которое привело к утверждению информационной цивилизации в наиболее развитых странах мира, породило качественно новое состояние общества, названное А. Тоффлером «информационным обществом».
Главной формой богатства такого общества становится развитый интеллектуальный, духовный мир человека. Тенденции развития информационного общества наиболее полно и глубоко систематизированы в теории мегатенденций Дж. Несбита и П. Абурден. Все теории человека и его потребностей, которые появились в конце XX в., нацелены на активизацию индивидов и рационализацию их действий в условиях демократизации общества.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 300.