Данные рекомендации разработаны в США и адаптированы для нашей страны.
1. Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.
2. Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».
3. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4-5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.
4. Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.
5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа), то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.
Псалом выжившего.
Я стал жертвой
В борьбе, которая не была честной,
В борьбе, на которую я не давал согласия,
В борьбе, которую я проиграл,
В борьбе, в которой стыдно не поражение, но победа.
Я спасся, и я больше не раб слова «жертва».
Я смотрю назад скорее с грустью, чем ненавистью.
Я смотрю вперед с надеждой, а не отчаянием.
Я, возможно, никогда не забуду, но я не обязан все время помнить.
Я был жертвой.
Я выжил.
Ф.М. Охберг
Полезная информация:
· Задать все интересующие вопросы, связанные с трудностями воспитания можно в интерактивном Клубе успешных родителей, на базе наркокабинета по обслуживанию детского населения Челябинской областной клинической наркологической больницы.
Занятия ведет семейный психотерапевт, кандидат медицинских наук. Кроме того, можно обсудить тревожащую ситуацию в семье как индивидуально, так и во время семейного психотерапевтического сеанса.
Предварительная запись по тел. 775-11-92 (регистратура), либо по адресу г.Челябинск, ул. 40 лет Октября, д.32, (2 этаж, кабинет 24).
Телефон «Горячей линии» по вопросам, связанным с оказанием наркологической помощи: 775-11-91.
· На базе Областного центра диагностики и консультирования (по адресу: ул. Худякова, д.20) можно получить консультацию специалистов кризисной психологической службы, получить консультацию и реальную помощь в преодолении школьной дезадаптации и неуспеваемости.
В режиме дневного стационара формируются группы реабилитации для подростков с поведенческими расстройствами. Предварительная запись по тел. 261-10-87 (регистратура).
· На базе Муниципального учреждения социального обслуживания «Кризисный центр» (ул. Советская, д.36) также можно получить квалифицированные рекомендации психолога и психотерапевта в отношении семейных проблем и взаимоотношений с «трудными» подростками и «особыми» детьми (справки по тел. 263-65-60).
· Телефон доверия Центр «Семья» – 007.
· По телефону доверия Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков 267-00-01 можно сообщить о местах сбыта и потребления наркотических веществ.
· Служба «Телефон Доверия» Областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1 (тел. 729-77-77) окажет психологическую и психотерапевтическую помощь детям, подросткам, находящимся в кризисной ситуации и их семьям.
На телефоне доверия в вечернее и ночное время, а также в праздничные дни работают специалисты-профессионалы: психологи, врачи-психотерапевты и врачи-психиатры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М., 2002.
2. Барла Т.В. Популярная психология: от конфликтов к обретению. – М., 1997.
3. Батарше А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. – М., 1999.
4. Битянова В.Н. Психология личностного роста. – М., 1996.
5. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60 – 90-х гг.). – Новосибирск, 1993.
6. Васильева О.С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. – М., 2001.
7. Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
8. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.
9. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. – Л., 1974.
10. Дмитроченкова И.П., Ланина Н.В. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. – Воронеж, 1990.
11. Емельянов Ю.Н. Активное социально–психологическое обучение. – Л., 1985.
12. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально–психологический тренинг. – Л., 1990.
13. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1988.
14. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2000.
15. Колядинцева О.А., Посашкова И.П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху: Методическое пособие. – Омск: ООИПКРО, 2002.
16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 2000.
17. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1982.
18. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.
19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб, 2005
20. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
21. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.
22. Маркова Л.М. Психология труда учителя. – М., 1993.
23. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. – М., 1994.
24. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. – М., 1991.
25. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – М., 2002. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. – Т. 12, 1991, № 1, с. 47-55.
26. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
27. Прохоров А.О. Психология самоуправления. – Казань, 1997.
28. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1999.
29. Психологические основы формирования у педагогов личностно-ориентированного подхода к ребенку / Под ред. С.С. Харина. – Минск, 1999.
30. Пятницкая Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события – Балашов, 2008.
31. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. – М., 2002.
32. Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М., 2002.
33. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.
34. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988.
35. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М., 1996.
[1] Данный опросник полностью (с бланками, ключами) и др. опросники, представлены в книге Тарабриной Н.В. «Практикум по психологии посттравматического стресса». – СПб, «Питер», 2001 или новая редакция данного издания – 2007 г.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 325.