Программа «Изотерапия с детьми»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 психолого–педагогические занятия

Мелехина О.А.,

Педагог-психолог МБОУ ЦПМСС

Рецензия

На программу коррекционно-развивающих занятий

Педагога-психолога Мелехиной О.А.

«Изотерапия с детьми»

Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержательной части, списка литературы.

В пояснительной записке обоснована актуальность выбранной темы, поставлены цели и задачи коррекционных занятий, ожидаемые результаты, принципы работы и основные условия для реализации программы.

Адресат: занятия проводятся с детьми в возрасте от 5 до 17 лет.

Темы занятий.

Мой любимый праздник. Семейный портрет. Рисуем музыку. Танцующие руки. Каракум. Мой день рождения. Игрушки. Маленькая лодочка в шторм. Неожиданные картинки. Вместе украсим варежки. Я воздушный шарик. Разноцветная страна.

Цели и задачи:

Знакомство с участниками группы, определения личностных проблем ребенка, помощь в разрешении этих проблем, коррекция и развитие личностных качеств ребенка.

Задача мониторинга – отследить динамику в развитии личности ребенка.

Общие выводы по работе:

Обобщая опыт работы педагога-психолога МДОУ № 29 можно отметить интересные практические наработки в плане работы с детьми дошкольниками в целом, работа соответствует учебной программе и может быть рекомендована для проведения коррекционно–развивающих занятий в дошкольном образовательном учреждении.

 

Зав.кафедрой

психологического обеспечения

образования ИДПОПР

О.Е.Костюченкова

 

 

I Пояснительная записка

Обоснование

Детство – это важный этап в развитии каждого человека. Это период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

В последние годы наблюдаются нарушение психического здоровья детей. Нестабильность в обществе, раннее начало обучения, усложнение учебных требований, ощущение неопределенности и беспокойство родителей и многие другие факторы способствуют развитию нервно-психических расстройств, происходит травматизация детей, развиваются различные нарушения в формировании характера и личности ребенка. Таким детям требуется помощь.

Арт–терапия – это исцеление через искусство. В настоящее время формы арт-терапевтической работы разнообразны, она носит коррекционный, профилактический и развивающий характер.

Методы арт-терапии способствуют достижению следующих результатов:

· Облегчается процесс адаптации к новым условиям (когда ребенок начинает ходить в детский сад, школу и т.д.), лечения, коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказывать их в процессе вербальной психотерапии. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

· Происходит социально – приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

· Развиваются коммуникативные способности, чувство эмпатии.

· Прорабатываются мысли и чувства, которые человек привык подавлять.

· Развиваются сенсорные способности.

· Повышается самооценка человека, развивается чувство полноценности и восприятие себя, как личности.

· Ребенок справляется с состоянием стресса, духовного кризиса, болезни, фобий.

· Устраняются причины и следствия нарушений в развитии личности ребенка.

Продукты художественного творчества дают возможность получить материал для интерпретаций и диагностических заключений. Одним из основных техник арт-терапии является изотерапия.

Цель:

1. Снятие психо-эмоционального напряжения.

2. Развитие коммуникативных способностей.

3. Развитие творческих способностей.

Задачи психолога:

1. Помощь ребенку адаптироваться к новым условиям.

2. Гармоничное и личное развитие ребенка.

3. Развивать коммуникативные способности, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Повысить самооценку и уверенность в свои силы.

5. Снять психоэмоциональное напряжение (психоэмоциональная разгрузка).

6. Восстановить эмоциональное равновесие.

7. Помочь найти приемлемый выход агрессии и других негативных чувств.

8. Научить детей выражать свое настроение и личное отношение к чему-либо через рисование.

9. Развивать творческие способности.

10. Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

11. Устанавливать связь цвета с настроением.

12. Трансформировать накопленное напряжение.

13. Способствовать эффекту катарсиса.

Адресат    Занятия проводятся с детьми с 5-17 летнего возраста.

Ожидаемые результаты

1. Развиваются доброжелательные взаимоотношения между детьми.

2. Развиваются коммуникативные способности детей, умение сотрудничать.

3. Нейтрализуются личностные проблемы (страхи, фобии, агрессия, тревожность).

4. Разовьются креативные способности детей.

Принципы работы

1. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

2. На занятиях используются игровые приемы, что вызывает у детей живой интерес.

3. У детей создается на занятиях чувство безопасности, дети могут свободно выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

4. Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Учитывать настроение, самочувствие каждого ребенка.

Основные условия

1. Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой комнате S=49,3м2.

2. Группа 8-10 участников.

3. Материально- техническое оснащение:

− магнитофон с аудиокассетами;

− изоматериал:

− ватманские листы;

− листы бумаги А – 4, А – 12;

− гуашевые, акварельные краски;

− кисточки художественные и клеевые;

− клей ПВА;

− цветная бумага;

− ножницы;

− картон;

− картинки из журналов;

− маркеры;

− фломастеры;

− восковые мелки;

− простые и цветные карандаши;

− стаканчики для воды.

Основные методы

1. Развивающие психологические игры и упражнения.

2. Аутотренинг (с использованием звуков природы, релаксационной музыки).

3. Самостоятельная изодеятельность.

4. Рассказы детей о своей работе.

Правила для участников

1. Когда кто-то говорит, то все его внимательно слушают, не перебивают.

2. Принимается любой ответ, ничего не отрицается.

3. Принимать друг друга такими, какие мы есть.

4. Доброжелательное отношение друг к другу.

5. Доводить начатое дело до конца.

 

II Тематический план занятий по программе «Изотерапия»

Тема Цели и задачи № занятий Наименование работы Кол-во часов на одну группу
1 Введение Знакомство с участниками группы 1 1. Беседа 2. Игра 3. Аутотренинг 4. Самостоятельная деятельность детей 5. Рассказы детей о своем рисунке 1
2 Диагностика Определение личностных проблем ребенка 2-3 1. Беседа 2. Игра/приветствие 3. Аутотренинг 4. Самостоятельная деятельность детей 5. Рассказы детей о своем рисунке 2
3 Коррекция Разрешение личностных проблем ребенка 4-7 7. Беседа 8. Игра/приветствие 9. Аутотренинг 10. Самостоятельная деятельность детей 11. Рассказы детей о своем рисунке 11
4 Развивающие занятия Развитие личностных качеств ребенка 8-11 1. Беседа 2. Игра 3. Аутотренинг 4. Самостоятельная деятельность детей 5. Рассказы детей о своем рисунке 14
5 Мониторинг Отслеживание динамики в развитии личности детей 12 1. Приветствие. 2. Сообщение темы 3. Аутотренинг 4. Самостоятельная работа детей 5. Рассказы детей о своем рисунке 1

Итог: 29 часов.

Библиография

1. Копытин А.Н. Основы арт-терапии. – СПб., 1999г.

2. Копытин А.И. Практическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001г.

3. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001г.

4. Самоукина «Игры в школе и дома».

5. Захаров А.И. Ночные и дневные страхи и т.д. – СПб., 2000г.

6. Жейм Дж Джинотт. Групповая психотерапия с детьми. – М., 2001г.

Ведущий

Мелехина О.А. – педагог-психолог, арт-терапевт.

Тема «Мой любимый праздник»

(коллективная работа)

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

Задачи:

· Повысить самооценку и уверенность в свои силы.

· Развивать коммуникативные способности, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

· Продолжать учить детей выражать свое настроение через рисунок.

Материал: Лист ватмана, краски акварельные, гуашевые, кисти №5, №3, палитры, карандаши цветные, восковые мелки, магнитофон, аудиокассеты, релаксационная музыка, детская классика.

Методы и приемы:

Беседа «Ребята, недавно у нас с вами были праздники и до этого тоже были праздник». А как вы думаете:

− Что такое праздник?

− Какие бывают праздники?

− Какой ваш любимый праздник, почему?

− Какое настроение у вас во время праздника?

Как известно, лицо человека выражает его настроение. Давайте проверим. Изобразите с помощью мимки свое настроение:

− Когда вам весело? (радость)

− А когда разворачиваете подарок? (удивление)

− А когда к вам не пришли те гости, которых вы ждали с нетерпением? (грусть).

А еще настроение человека помогает выразить движения.

Игра «Пожалуйста».

Давайте, ребята, поиграем с вами в игру, которая называется «Пожалуйста». Я сейчас буду просить вас выполнять разные движения. Но их нужно выполнять, если я произнесу слово «пожалуйста», а если я не произнесу этого слова? (дети заканчивают фразу).

− Пожалуйста, попрыгайте на одной ножке.

− Полежите на полу.

− Пожалуйста, побегайте на месте быстро-быстро.

− Покрякайте.

− Пожалуйста, помашите руками, как мельница крыльями.

− Полетайте.

− Встаньте на стульчик.

− Пожалуйста, потрогайте ухо соседа.

− Пожалуйста, обнимите дружочка рядом.

− Пожалуйста, погладьте себя по голове.

Задание: сейчас мы с вами отправимся в страну праздников, в этой стране бывают разные–разные праздники, самые любимые, а отправимся мы туда на ковре самолете. А когда прилетим, то вы нарисуете свой самый любимый праздник.

Релаксация.

Деятельность детей.

Рассказ детей о своем рисунке.

Тема «Семейный портрет»

Цель: раскрытие творческих способностей.

Задачи:

· Уточнить представления и знания детей о своей семье.

· Развивать коммуникативные особенности, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

· Помочь найти приемлемый выход агрессии и других негативных чувств по отношению к родным.

· Воспитывать умение слушать друг друга.

Материал: магнитофон, аудиокассеты, релаксационная музыка, детская классика, альбомный лист бумаги каждому ребенку.

Методы и приемы:

Беседа:

· Что такое семья?

· С кем вы живете?

· С кем ты больше всего любишь проводить время, отдыхать, играть, заниматься?

Игра: «Представление себя».

Дети стоят в кругу и по кругу друг за другом говорят о себе положительные качества: «Я – Миша, я – добрый, красивый».

Сегодня вы будете рисовать каждый свою семью.

Релаксация «Я и моя семья».

Самостоятельная деятельность.

Рассказ ребенка о своей работе.

Тема: «Неожиданные картинки».

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

· Повышать самооценку ребенка и развивать уверенность в свои силы.

· Развивать творческие способности.

· Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

· Трансформировать накопленное напряжение.

· Способствовать эффекту катарсиса.

· Учить детей продолжать замысел рисунка своего сверстника и доводить его до конца.

· Продолжать устанавливать связь цвета с настроением.

Методы и приемы:

Игра «Да и нет»: Дети разбиваются на пары и встают друг напротив друга, договариваются, кто из детей будет говорить «да», а кто «нет». Один ребенок начинает игру, произнеся слова: «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет»! Тогда первый снова говорит: «Да»! Может быть чуть–чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему «Нет»! И тоже слегка погромче и т.д., но выбранные слова дети говорят то тихо, то громко, нежно и грубо… По сигналу дети заканчивают спор.

1. Задание: Мы сегодня будем учиться продолжать дорисовывать картинку своего друга.

Каждый задумывает свою тему. Давайте, повторим какой цвет обозначает: – радостное настроение: желтый, зеленый, розовый…

− спокойное: синий, фиолетовый…

− грустное: черный…

2. Самостоятельная изодеятельность детей.

Дети начинают рисовать какую-либо картинку (2-3 минуты). По команде взрослого дети передают начатый рисунок своему соседу справа и продолжают рисовать начатую другим ребенком картинку. Через 2-3 минуты дети снова передают рисунок соседу справа и т.д. Рисунки передают до тех пор, прежде все сделают полный круг.

По окончании работы.

4. Вопросы детям:

− нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

− понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

− какой рисунок тебе нравится больше всего?

Тема «Рисуем музыку».

Цель: Снятие психо–эмоционального напряжения.

Задачи:

· Научить детей благодарить друг друга и выражать дружеские чувства.

· Учить детей устанавливать связь цвета с настроением.

· Трансформировать накопленное напряжение.

· Воспитывать умение доводить замысел до конца.

Методы и приемы:

1.  Приветствие: «Спасибо за приятный день».

Дети встают в круг «Сегодня мы с вами будем учиться выражать дружеские чувства и благодарить друг друга». Один ребенок становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день». Оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет свободную руку любого ребенка, прожимает и говорит то же, что и второй ребенок и т.д. В результате все дети держат друг друга за руки. В завершении церемонии дети безмолвным крепким троекратным пожатием рук прощаются.

2. Обсуждение с детьми, как с помощью цвета можно выразить свое настроение:

− радость: желтый, розовый

− спокойствие: зеленый, синий, голубой

− грусть: черный, коричневый, серый

3. Релаксация: «Страна музыки».

4. Самостоятельная изодеятельность детей.

5. Рассказ о своей работе.

Тема «Разноцветная страна»

(коллективная работа)

Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения.

Задачи:

· Развивать творческие способности детей.

· Повышать самооценку и уверенность в свои силы.

· Развивать коммуникативные способности.

Методы и приемы:

1. Приветствие: «Передай маску».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. С помощью мимики дети передают своему соседу слева свое настроение. С помощью мимики сосед слева должен в точности повторить это выражение лица. Далее он своему соседу передает мимикой свое настроение и т.д. Выражение лица может быть комическим, угрожающим, страшным, радостным и т.п.

2. Сообщение темы:

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в разноцветную страну. Напомнить детям технику рисования по мокрому.

3. Релаксация «Разноцветная страна».

4. Самостоятельная художественная деятельность.

5. Рассказ о своей работе.

Тема: «Танцующие руки».

Цель: Снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения.

Задачи:

· Развить креативность.

· Трансформировать накопленное напряжение.

· Повысить самооценку и уверенность в свои силы.

· Учить детей делиться своими впечатлениями, выражать свои чувства.

· Воспитывать культу общения, умение слушать друг друга.

Методы и приемы:

1. Приветствие «Похлопывающий массаж».

Дети разбиваются на пары, выбирают, кто будет первым, кто вторым.

Первые номера встают на колени, наклоняются вперед и кладут голову на ладони перед собой. А вторые номера встают сбоку от первых на колени и начинают мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Начинают похлопывать от плеч и постепенно переходят по всей спине до пояса. Постукивают поочередно, то правой, то левой рукой. Через 2 минуты участники меняются ролями.

Обсудите: – что чувствовали, когда вам делали массаж?

                 – что больше понравилось – когда делал массаж ты?

2. Релаксация: «Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуйте, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. 

3. Самостоятельная изодеятельность.

Каждый ребенок берет по два мелка, в каждую руку по мелку. Лежа на полу под такт музыки дети обеими руками рисуют на бумаге.

4. Рассматривание детских работ.

Тема «Каракули» (Винникота)

(парами)

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Задача:

· Упражнять в свободном движении карандаша или мелка по листу бумаги и без какой–либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий;

· Учить видеть в этом «клубке» какой-либо образ и развивать его;

· Помочь найти приемлемый выход агрессии и других негативных чувств, развивать творчество, фантазию, воображение;

· Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:   Корзинка, разноцветные клубки, альбомный лист бумаги на каждого ребенка, ИЗО материалы, релаксационная музыка, детская классика.

Методы и приемы:

1.  Беседа: посмотрите, ребята, я составила корзинку с клубками. Прибежал котенок, поиграл с ними и все нитки запутал. Посмотрите, на что похожи эти нитки, что с ними стало? (запутались). А давайте поиграем в игру «Путаница» и попробуем запутаться, как эти нитки.

2.  Игра «Путаница»: дети встают в круг, держась за руки, не расцепляя рук дети меняются местами, перешагивают через сцепления, руки «запутываются». Рассматриваем, что получилось.

3.  Задание: «Мы сейчас с вами будем рисовать путаницу. Показ нанесения каракулей, научить детей как среди запутанных линий найти знакомые фигуры и предметы».

4. Релаксация.

5. Работа детей.

6. Рассказ детей о своих работах.

Тема «Мой день рождения»

Цель: помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Задача:

· Повысить самооценку и уверенность в своих силах;

· Трансформировать негативные личностные особенности ребенка;

· Воспитывать умение доводить замыслы до конца;

Материал: альбомный лист каждому ребенку, релаксационная музыка.

Методы и приемы:

1.  Беседа: Ребята, вы наверное все любите отмечать свой день рождения? Расскажите, как вы его отмечаете?

2. Игра-поздравление с днем рождения «Каравай».

3. Релаксация «Мой день рождения».

4. Деятельность детей.

5. Рассказ детей о своей работе.

Тема «Игрушки»

Цель: формировать культуру физического прикосновения и объятия.

Задачи:

· Помочь зажатым, тревожным детям и агрессивным детям найти способ удовлетворения своей потребности в тепле и близости.

· Развивать у детей умение выражать свое отношение к сверстникам, позитивных взаимоотношений между детьми.

· Воспитывать культуру общения, умение слушать рассказы товарищей, не перебивая их.

Игра «Игрушки»

Внести 4 мягких игрушки. Рассказать детям, что эти игрушки мы купили в магазине. Там им было скучно и грустно, т.к. их никто не брал на руки и не обнимал, а им так этого хотелось. Предложить детям позаботиться о них: взять на руки, приласкать ее и сказать ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передать игрушку своему соседу.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.