Цель: игра учит ребенка управлять своим поведением и способствует формированию волевых качеств личности.
Эта игра связана с ролевыми действиями. Воображаемая ситуация помогает ребенку справляться с решением задачи. Активные действия совершаются небольшими группами (по 5-6 человек) по очереди. Остальные дети выполняют роль жюри; наблюдая и оценивая правильность действий товарищей, они замечают их ошибки. Это способствует усвоению и осознанию правил игры, более четкому и сознательному их выполнению. Таким образом, игра не только учит детей сдержанности, но и создает предпосылки для формирования самоконтроля.
Игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети четырех–пятилетнего возраста.
Описание игры.
Игра начинается с организации игрового пространства, в чем активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников, напротив перпендикулярно проводятся две черты на расстоянии друг от друга примерно 20 шагов, сбоку ставится стул для ловишки (кота). Все садятся на приготовленные стульчики. Выбираются 5-6 человек, которые будут выполнять роль смелых мышек, а одного ребенка выбирают на роль кота. Мышки становятся у первой черты, а кот занимает место на своем стульчике.
С началом стихотворного текста, который произносит воспитатель вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте.
Произносится следующий текст:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири...
На эти слова мыши осторожно, тихо делают несколько шагов и останавливаются примерно на середине пространства между двумя чертами. Сидящие дети хлопают в ладоши, а мыши делают движения руками, будто дергают за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Пауза, во время которой воспитатель и дети медленно произносят «бом-бом-бом». Мыши и кот замирают, готовясь бежать.
Убежали мышки вон.
С последними словами мыши убегают, а кот их ловит. Спасаться от кота мыши могут за любой чертой, двигаясь назад или вперед. Ловить их кот может только в пространстве между двумя чертами.
Тут же дети оценивают действия мышей и кота: выполняющие роль жюри вместе с воспитателем отмечают, какие мыши были смелые, какие трусливые, кого кот поймал, хороший ли был кот, не нарушали ли кот и мыши правила.
После этого назначаются новые мыши и кот, и игра повторяется сначала.
Правила игры
1. Бежать можно только после того, как будет произнесена последняя фраза («Убежали мышки вон»).
2. Ловить мышек можно только в пространстве между двумя чертами. Вход за черту коту запрещен.
3. Спасаться от кота разрешается либо за одной, либо за другой чертой, по выбору ребенка.
4. Пойманными считаются те мыши, до кого дотронулся кот. Хватать и тащить детей запрещается.
Один из важных моментов игры – оценка выполнения правил. Воспитатель должен помочь детям заметить и отметить все ошибки мышек и кота и нарушения правил (задавая наводящие вопросы). Важно поощрить тех детей, которые вовремя побежали и четко выполняли все правила. Замечая промахи и ошибки других, дети лучше осознают правила игры.
Упражнение № 4 «Ласковые лапки».
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Одному ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Второму ребенку необходимо провести эту процедуру. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Затем дети меняются ролями. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
Упражнение № 5 «Спокойствие, только спокойствие!».
Цель: В этой игре ребенок будет тренироваться сохранять спокойствие в самых разных ситуациях, при испуге, удивлении, неожиданности, отвращении.
Попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое, всем известное стихотворение. Сейчас он должен будет читать его максимально спокойно, проговаривая по одной строчке, что бы ни происходило вокруг. А происходить вокруг будет то, что вы сумеете придумать страшного и неприятного. Вот такая у вас здесь роль. Можно сказать, как у старухи Шапокляк, но только вы-то знаете, что это на благо любимому чаду (все равно что поход к врачу).
Пусть ребенок начнет читать первую строчку. Допустим, он произносит: «Ехал грека через реку». А вы тем временем подкрадетесь сзади и хлопнете в ладоши. Но чтец должен спокойно продолжить: «Видит грека: в реке рак». Тогда вы можете выключить свет или даже неожиданно толкнуть ребенка в плечо. В общем, так вы будете «издеваться над маленьким» до последней строчки стихотворения.
Занятие № 16.
Упражнение № 1 «Доброе утро!».
Упражнение № 2 «Дракон».
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.