Если из предложенных вариантов выбрано правильных ответов 75% –студент получает 1,5 балла;
если из предложенных вариантов выбрано правильных ответов 50% –студент получает 1 балл;
если из предложенных вариантов выбрано правильных ответов 25% –студент получает 0,5 баллов.
Составитель ________________________ И.О. Фамилия Татьяна Геннадьевна Лешкевич
(подпись)
« » апреля 2018 г., протокол №
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Задание: освоение глоссария – набора базовых понятий по дисциплине «Философия»
Аксиология – философская дисциплина, предметом которой является изучение ценностей.
Анимизм – вера в некие духовные сущности: души и духов, заключенных в материальных предметах или существующих отдельно от них.
Антиномия – положение, в котором логически доказываются и тезис и антитезис.
Антропный принцип – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека от физических параметров Вселенной.
Антропогенез – учение и процесс о происхождении и развитии человека.
Антропология – комплекс дисциплин, занимающихся изучением происхождения, эволюции и природы человека и человеческого общества.
Антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Апейрон – беспредельный, бескачественный, неопределенный первоэлемент Универсума, введенный Анаксимандром.
Апория – понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему.
Атеизм – воззрение, исходящее из признания естественного мира единственным и самодостаточным, а религии – творением самого человека.
Атомизм – учение о дискретном, прерывном строении материи.
Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.
Бессознательное – 1. Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). 2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые. 3. Обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.
Благо – наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности.
Будда – основатель буддизма. Согласно легенде, Будда был сыном царя индийского племени шакья, носил имя Сиддхартхи Гаутамы и жил приблизительно с 623 г. до н.э. по 543 г. до н.э. Жил в полном благополучии до тех пор, пока однажды, выехав за ворота дворца, не увидел калеку, старца, похоронную процессию и, наконец, монаха-аскета. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму, ранее не знавшего, что в мире есть горе, Увиденные страдания побудили его покинуть дворец, начать жизнь аскета. Прозрение наступило после шести лет сомнений и поисков. Гаутма стал просветленным – Буддой, поняв, что жизнь есть страдание, страдание имеет причины и существует путь к избавлению от него.
Буддизм – религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшего просветления» - нирваны. Буддизм зарождается в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основатель буддизма – Будда.
Бытие – в самом общем плане данное понятие обозначает нечто, что есть существующее как таковое.
Веды – древнейшие произведения индийской литературы. Представляют собой свод священных писаний (XII-VII вв. до н.э.). веды являются основанием для разделения школ древнеиндийской философии на ортодоксальные (миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика), то есть почитающие авторитет Вед, и неортодоксальные (чарвака, буддийская школа и джайнизм), то есть не признающие авторитет Вед. Веды имеют четыре раздела: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.
Вера – определенное духовное состояние субъекта, информация не требующая доказательств, сопровождаемая эмоцией уверенности и служащая мотивом и стимулом человеческой деятельности.
Верификация – методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Возможность и действительность – категории материалистической диалектики. Возможность фиксирует объективную тенденцию развития, наличие условий возникновения тех или иных процессов и состояний. Категория действительности представляет любой процесс или ситуацию, которые уже существуют. Возможность бывает абстрактная и реальная. Абстрактная возможность предполагает, что условия для ее реализации либо отсутствуют, либо слабо выражены. Реальная возможность предполагает, что существуют необходимы и достаточные условия для ее реализации.
Волюнтаризм – философское учение, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании всего бытия и человеческих поступков.
Воля – психическая способность, выражающая процесс саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности
Восприятие – психический акт человека, предполагающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Время – форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последующие смены состояний.
Всеобщее – общее для многого, противоположность единичности.
Гедонизм – моральный принцип, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как то, что влечет за собой страдание.
Гилозоизм – учение об одушевленности всей Вселенной.
Гипотеза – не доказанное предположение в науке, объясняющее некоторые явления.
Глобальные проблемы – совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Гносеология – учение о познании; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Государство – политическая форма организации общества, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем.
Гуманизм – система представлений и идей, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей.
Дао – одно из важнейших понятий китайской философии, означает «путь». Дао – это первооснова всего существующего, а также то, где сущее завершает свое существование. Дао понимается как истинное бытие в отличие от мира чувственных вещей. Дао выступает важнейшим онтологическим и гносеологическим принципом китайской философии, и ее этическим постулатом, направляющим поведение, поступки и образ мыслей совершенномудрого.
Даосизм – учение в китайской философии. Традиционно понимается как учение о Дао или «пути вещей». Главный труд даосизма – «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») (IV-III вв. до н.э.). Основоположник Лао-Цзы.
Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все изменения, происходящие в природе и обществе. В самом общем виде движение – это изменение вообще.
Дедукция – способ рассуждения и метод исследования, заключающийся в выведении частных утверждений из общей посылки.
Детерминизм – учение о закономерной универсальной причинной взаимообусловленности явлений.
Догматизм – способ мышления, опирающийся на догмы, то есть неизменные положения, которые обладают истинностью и достоверностью.
Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух субстанций или видов бытия, лежащих в основе всего сущего, равноправными и не сводимыми друг к другу.
Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека.
Индивид – единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо как единство социального и биологического.
Индивидуальность – совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой, неповторимые и своеобразные отличия человека от других людей.
Индукция – способ рассуждения и метод исследования, заключающийся в получении знания на основе обобщения единичных случаев и выведении общего суждения из ряда единичных посылок.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины.
Иррационализм – направление в философии, отрицающее примат разума и провозглашающее приоритет неразумного начала (воля, бессознательное и т.п.) как фундамента всего мира, так и его познания.
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного познания действительности и специфическая форма воспроизведения действительности – художественно-образная. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.д.
Ислам – одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. Основателем ислама является пророк Мухаммед. Основу вероучения составляют Коран и Сунна; основной догмат – поклонение единому Богу – Аллаху и признание пророка Мухаммеда посланником Аллаха.
Истина – философское понятие, обозначающее в рамках корреспондентской теории истины верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение ее такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
Картина мира – исторически изменяющийся целостный образ действительности.
Категория – 1) форма мышления, отражающая мир с точки зрения всеобщности и необходимости.
Качество, количество, мера – категории материалистической диалектики, с помощью которых отображается развитие материального мира. Качество характеризует устойчивость предметов, явлений, процессов, то есть характеризует в предмете то, что есть предмет как таковой, что отличает его от других вещей. Качество – это существенная определенность предмета. Если предмет теряет свое качество, он становится уже другим предметом, то есть теряет свое бытие. Количество выражает внешнюю определенность предмета: ее величину, число, объем, темп протекания процессов и т.п. Мера – категория, выражающая единство качественной и количественной определенностей предмета. При изменении качественных или количественных характеристик предмета изменяется и его мера.
Конфуцианство – этико-философское учение Китая. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун Фу-цзы) (VI-V в. до н.э.). Основные принципы конфуцианства: взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); человеколюбие (почитание родителей, культ предков); сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). Главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – в основном сборник нравственных поучений.
Космоцентризм – концепция, согласно которой космос занимает центральное место научных и философских рассуждений, предполагающая гармоничное единство человека и космоса.
Креационизм – мировоззрение, основанное на принципе творения мира Богом из ничего
Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, а также исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей и в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Личность – понятие, означающее устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как активного субъекта общественных отношений.
Логика – наука о формах и приемах мышления.
Логос – одно из основных понятий древнегреческой философии, обозначающее всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается ощущениями человека, существуя независимо от них.
Метафизика – 1) философия, то есть наука о всеобщем, первым прообразом которой было учение Аристотеля о высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук. Такое значение метафизики употреблял М. Хайдеггер; 2) онтология, то есть учение о бытии как таковом независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики. Такое понятие метафизики имело распространение XVII в. и было тесно связана с естественными науками; 3) определенный философский способ мышления (познания) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Сущность метафизики в этом смысле заключается в односторонности и абсолютизации одной стороны явления, процессов .
Методология – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Механицизм – 1) мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения; 2) методологическая установка, основанная на абсолютизации и универсализации механической картины мира, признание законов механики как единственных законов мироздания.
Мировоззрение – совокупность представлений человека о себе и о мире, включающее в себя не только знание об объективном мире, других людях и о самом себе, но и отношение человека к этому знанию, то есть оценку, ценности, идеалы, цели. Мировоззрение человека воплощается в единстве нравственных, философских, политических, религиозных и ценностных представлений.
Мифология – изображение природы и всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой.
Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.
Мышление – процесс обобщенного и опосредствованного отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное.
Народ – культурно-историческая общность людей, связанная одинаковым происхождением и языком. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны.
Натурфилософия – философия природы, преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Научная картина мира – совокупность дисциплинарных знаний о законах строения и развития объективной реальности.
Нация – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.
Необходимость и случайность – категории материалистической диалектики, с помощью которых отображается развитие материального мира. Необходимость – фактическая обусловленность явлений данными обстоятельствами, то, что обязательно должно произойти при данных условиях. Случайность – проявление внешних неустойчивых связей в действительности, то, что проявляет себя как единичное и неповторимое.
Неопозитивизм (логический позитивизм) - одно из основных направлений философии XX в. (основные идеи были сформулированы представителями Венского кружка в 1920-х гг.). Возникает и развивается как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки. Это вопросы о роли знаково-символических средств научного мышления, о границе между научным и ненаучным знанием, об отношении теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, о структуре теории, о природе и функциях математизации и формализации знания и др. Основные представители: Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн и Ханс Рейхенбах.
Номинализм – направление в средневековой философии, считавшее понятие лишь именами. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением от этих вещей, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Объективный – соответствующий объекту, существующий вне нашего сознания и независимо от него.
Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Отчуждение – понятие, обозначающее 1) процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; 2) превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений.
Ощущение – наиболее элементарный психический акт сознания, представляющий собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Память – способность, обеспечивающая запечатление, хранение и воспроизведение опыта. Память представляет собой процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Пантеизм – учение о единстве Бога и мира.
Патристика – учение «Отцов Церкви» (II-VIII вв.), связанного с обоснованием христианского вероучения, истолкования Священного Писания.
Плюрализм – философское учение, согласно которому существует множество независимых друг от друга субстанциальных начал.
Позитивизм – направление философии второй половины XIX – начала XX вв. (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер), объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности субъекта, ориентированной на получение достоверных знаний о мире.
Понятие – одна из форм отражения мира, форма мышления, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств.
Постпозитивизм – этап в развитии философии науки, пришедший на смену неопозитивизму. Постпозитивизм характеризуется разнообразием методологических концепций: критический рационализм К. Поппера, парадигмальный анализ Т. Куна, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, концепция неявного знания М. Полани, методологически анархизм П. Фейерабенда, эволюционная эпистемология Ст. Тулмина.
Практика – это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества.
Представление – чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.
Причина и следствие – категории материалистической диалектики, с помощью которых отображается развитие материального мира. Причиной явления называется то явление, если оно предшествует первому во времени и порождает его. Второе явление, причиной которого является первое, называется следствием. Связь между причиной и следствием получает название причинно-следственной связи.
Пространство – такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие.
Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.
Разум – высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.
Рационализм – философское направление, полагающее человеческий разум способным познавать законы природы и общества, а также единственным источником познания, не нуждающимся в чувственном опыте.
Реализм – направление в средневековой философии, утверждавшее что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.
Религия – совокупность взглядов и представлений, основанная на вере в сверхъестественное, а также система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность.
Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.
Рефлексия – (от лат. reflexio – обращение назад) способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания. Оборачивание мышления на самое себя.
Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости и в условиях отсутствия внешнего целеполагания.
Секуляризация – процесс освобождения различных сфер общества, общественного и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии.
Сенсуализм – учение в теории познания, полагающее ощущение единственным источником познания.
Силлогизм – вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух ранее установленных суждений, называемых посылками, получается третье суждение, называемое выводом.
Синергетика – междисциплинарное направление, изучающее процессы самоорганизации структур различной природы.
Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочно-целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в самоконтролируемом поведении человека.
Софистика – 1) сознательное применение в споре неправильных посылок, выведение следствий с нарушением законов и принципов формальной логики; 2) философское учение софистов в Древней Греции (V в. до н.э.). Наиболее известный представитель Протагор (около 480-около 410 гг. до н.э.). Софисты были учителями и воспитателями, готовящими к публичной жизни. Софисты брались обучить своих учеников думать и говорить, поэтому имели много слушателей.
Стоицизм – учение в античной философии. Основные представители: Зенон из Китиона (Древняя Греция) (334-262 гг. до н.э.) и Марк Аврелий (Рим) (121-180 гг.). Онтологические идеи: мир имеет целостное строение и является материальным, но в то же время божественным и живым. Для того чтобы стать счастливым, можно пойти по одному из двух путей: или овладеть внешними обстоятельствами, или быть независимым от них. Овладеть внешними обстоятельствами человек не в силах, поэтому остается второй путь – стать независимым. Если нет возможности властвовать над миром, необходимо научиться властвовать над собой.
Структурализм – направление в современной философии, возникшее в начале ХХ в. в ряде гуманитарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.). В разных областях культуры (язык, литература, социальные институты, история идей, искусство, массовая культура) представителями структурализма осуществляется поиск структур. Представители: Клод Леви-Строс (1908-2009 гг.), Ролан Барт (1915-1980 гг.), Мишель Фуко (1926-1984 гг.), Жак Лакан (1901-1981 гг.) и др.
Субстанция – 1) то, что существует самостоятельно, само по себе. 2) сущность, лежащая в основе явления.
Существование – все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии.
Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющие основные черты и тенденции развития явления.
Схоластика (от лат. школьный) – средневековая философия, сочетающая в себе христианское богословие и философию Аристотеля. Основная задача представителей схоластики – рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Фома Аквинский (1225-1274 гг.), Дунс Скот (1265-1308 гг.), Роджер Бэкон (1214-1292 гг.), Роберт Гроссетест (ок. 1175-1253 гг.), Уильям Оккам (ок. 1285-1349 гг.) и др.
Телеология – учение о целесообразности мира, наличии в нем объективных изначально заданных целей.
Теология – богоучение, то есть систематизация вероучения той или иной религии.
Теоретический – уровень научного исследования, представляющий знание в форме упорядоченной системы, дающее представление о закономерностях и существенных характеристиках изучаемых объектов.
Теоцентризм – концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо, а также источник совершенного бытия и высшего блага.
Трансцендирование – выход за пределы сознания и познания.
Фальсификация – методологическая процедура, позволяющая установить истинное значение гипотезы или теории на основе ее принципиальной опровержимости.
Феноменология – направление в философии ХХ в. Основатель – Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.). Основная задача феноменологии – поиск и обнаружение предельных и изначальных характеристик сознания и познавательного процесса.
Фетишизм – вера в наличие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующее почитание этих предметов. Предметы-фетиши призваны были предохранять от врагов, болезней, помогать на охоте и т.д.
Философия – форма общественного сознания, связанная с пониманием мира в целом и места в нем человека, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.
Форма и содержание – категории диалектики, с помощью которых отображается развитие универсума. Форма выражает внутреннюю и внешнюю организацию предмета или явления, а содержание указывает на единство составных элементов, свойств, связей, противоречий этого предмета или явления.
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.
Экзистенциализм – направление в философии ХХ в., центром исследований которого является уникальность, неповторимость и пограничные ситуации человеческого существования. Представители: М. Хайдеггер (1889-1976 гг.), Ж-П Сартр (1905-1980 гг.), А Камю (1913-1960 гг.)
Экзистенция – одно из основных понятий экзистенциализма, обозначающее способ бытия человеческой личности.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. Экологией называют также само состояние окружающей среды, природы.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знания обосновываются в опыте.
Эмпирический – уровень научного исследования, ориентированный на непосредственное изучение явлений и использующий методы наблюдения, эксперимента, измерения, сравнения.
Эпикуреизм – учение в античной философии, основатель – Эпикур (342/341-271/270 гг. до н. э.), утверждавший, что счастье – это наивысшее благо (эвдемонизм). Жизнь есть благо и врожденная радость, которая нам дана, и о которой не надо заботиться. Пусть лишь тело будет здоровым и душа спокойной, тогда и жизнь будет прекрасной.
Эстетика – наука о закономерностях, сущности и формах творчества по законам красоты.
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах отдельных людей, человечества и мира в целом; учение о конце света.
Этика – дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Критерии оценки:
· Высшая оценка - 8 баллов выставляется студенту, если количество правильных и полных ответов составляет от 85% до 100%;
· 6 баллов - от 71 % до 84 %;
· 4 балла - от 60 % до 70 %;
· «2 балла - менее 60 %.
Составитель ________________________ И.О. Фамилия Татьяна Геннадьевна Лешкевич
(подпись)
« » апреля 2018г., протокол №
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Вопросы для обсуждения на семинарах
по дисциплине Философия
(наименование дисциплины)
Главное оценочное средство, способствующее формированию компетенций, это семинарские занятия, предполагающие активную работу студентов, их выступления с докладами, сообщениями, участие в ролевых играх, дискуссиях, работе по типу малых групп, представление собственных презентаций, схем, указывающих на персоналии, даты, основные характеристики учений и наиболее значимые произведения мыслителей, анализ глоссария - базовых понятий курса.
Устное выступление на семинаре нацелено на раскрытие конкретного вопроса семинарского занятия и может сопровождаться схемами, которые составляются студентами самостоятельно по вопросам семинарских занятий и защищаются устно на семинаре. Схема может быть начерчена студентом на доске (интерактивной доске), оформлена на бумаге. Выступление характеризует уровень гуманитарной культуры студента и его владение материалом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 288.