Тема 1. Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система «мир-человек» как предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Основной вопрос философии как вопрос об отношении мышления к бытию и его две стороны. Соотношение философии и мифологии, философии и религии, философии и науки, философии и искусства. Специфика философии. Традиционные проблемы и категории философии. Рациональность как фундаментальная характеристика философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира. Национальный характер философии. Философия как «эпоха, схваченная в мыслях». 

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения как системы взглядов на мир в целом и его структурные компоненты. Типы мировоззрения: обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное; уровни мировоззрения: эмоционально-образный и логико-рассудочный. Миропонимание, мироощущение, мировосприятие.

Структура философского знания и его основные разделы: онтология, теория познания, логика, диалектика, философская антропология, аксиология, этика, эстетика, философия науки и техники, социальная философия, философия культуры и философия истории, философия политики и философия права.

 Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая, социально-коммуникативная, гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, эвристическая, прогностическая, интегрирующая. Место и роль философии в культуре и в истории человеческой мысли.

Тема 2. Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия.

Культурно-исторические предпосылки зарождения философии. Специфика цивилизаций Древнего Востока в "осевое время" человечества и генезис философии. Философия и мифология

 Античная философия. Философия эпохи эллинизма. Специфика древнегреческой цивилизации. Периодизация античной философии: период становления (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.). Космоцентризм раннегреческой философии. Учение о бытии - Парменид, идея становления - Гераклит, апории Зенона, атомизм Демокрита. Учение о природе нравственных и правовых норм: софисты и Сократ. Античная философская классика: объективный идеализм Платона, его концепция воспитания, учение об идеальном государстве. Аристотель как великий систематизатор, «Метафизика» Аристотеля, пайдея – триединая модель воспитания. 

Философия эпохи эллинизма. Основные школы эллинистической и римской философии: эпикурейцы, стоики, перипатетики, неоплатоники и др. Принцип удовольствия в эпикуреизме, атомизм в эпикурейской физике, логике и этике. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Этика стоиков. Возникновение неоплатонизма, его главные представители. Учение Плотина как вершина развития античного объективного идеализма. Кинизм, этические идеи киников как выражение духовного кризиса эпохи. Скептицизм, его основные представители.

    Философия эпохи средневековья и Возрождения. Религиозный характер философской мысли средневековья. Формирование и роль патристики в западноевропейской философии. Учение Августина. Проблема свободы воли. Учение Фомы Аквинского о разуме и вере, сущности и существовании. Средневековая схоластика. Реалисты и номиналисты. Освоение античной философской классики арабскими мыслителями. Концепция интеллектуальной природы божественного творения мира Ибн-Сины. Ибн Рушд и его учение о двойственном пути к истине.

Пантеизм и натурфилософия Возрождения. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Рождение новой науки (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей). Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Социально-политические и правовые идеи "Утопии" Т. Мора. Социально-правовое учение Н.Макиавелли: идеал сильного государства, примата политических целей над нормами морали, стратегия и тактика деятельности правителя.

 Философия Нового времени. Общая характеристика философии Нового времени: поворот к изучению природы, возникновение опытной науки. Обоснование эмпирического метода (Ф. Бэкон, И. Ньютон); разработка научной методологии и формирование механистической картины мира. Рационализм Р.Декарта, «Правила для руководства ума» (Р. Декарт), интуиция и дедукция, Понятие субстанции: мыслящая и протяженная, дуализм Декарта.

Зарождение идеологии Просвещения, теория «общественного договора» (Т. Гоббс), представитель сенсуализма Дж. Локк и его «Опыты о человеческом разумении». Учение о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница Философия Просвещения: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.; «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Материализм эпохи Просвещения. Субъективно-идеалистическое направление философии (Дж. Беркли, Д. Юм

  Общая характеристика немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Докритический и критический периоды его творчества. И.Кант "Критика чистого разума". Вещь в себе (ноумен), явление (феномен). Этическое учение И.Канта, категорический императив. Утверждение активно-деятельного понимания человека в философии. И.-Г.Фихте и Ф.Шеллинг. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, философская система и диалектический метод. Основные философские произведения Гегеля: "Феноменология духа", "Наука логики", "Философия истории". Бытие, сущность, понятие. Свобода и необходимость. Диалектика истории. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Социальные условия и предпосылки возникновения марксистской философии. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистической диалектики. Сущность материалистического понимания истории. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания. Способ производства как единство производительных сил и производственных отношений. Закономерности исторического процесса. Учение о классах и классовой борьбе как исходный пункт философии марксизма. Формационная теория общественного развития. Развитие философии марксизма.

 Практически – нравственная ориентация русской философии. Историософия П.Я.Чаадаева. "Философические письма". Славянофилы и западники, их понимание места России во всемирной истории. Главная идея славянофильства – самобытность русского духовно-исторического и культурного процесса (А.С. Хомяков, Ф.Д. Самарин, И.В. Кириевский, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев и др.). «Почвенничество» (А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов) - самобытность России на основе осмысления народной жизни и национального духа. Западничество как ориентация России на западный путь развития (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.И. Огарев, П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев и др.). Русская религиозная философия (С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, Н.А. Ильин). Русская идея как направленность на преображение русской жизни, совершенствование православно-христианской сущности нации (разумное самоограничение, социальная свобода, служение общечеловеческим ценностям и идеалам истины, добра, справедливости). Философско-этическая концепция Вл. Соловьева - синтез рационального и мистического познания: Софийность, Всеединство, Богочеловечество. Сборник "Вехи" и критический анализ правосознания русской интеллигенции. Русский космизм: Н.Я. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Космос как единый универсум, объединяющий в себе природу, человека и общество. Понятие ноосферы. Представители отечественной философии (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, М.К. Петров).

Тема 3. Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии.

Особенности современной западной философии.   Позитивизм (О.Конт, Миль, Г.Спенсер). Иррационализм (А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, С. Кьеркегор). «Философия жизни» (В. Дильтей). Философия жизни и проблема бессознательного (А. Бергсон, З. Фрейд). Феноменология (Э. Гуссерль).Становление герменевтики (Х. Гадамер, П. Рикер).

Фрейдизм и неофрейдизм как одно из определяющих направлений западноевропейской философии (Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Основные характеристики экзистенциализма. (А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, В. Франкл). Специфика персонализма и прагматизма. Понятие "информационное общество", философский анализ связанных с ним проблем (Д. Белл, М. Маклюэн, Э. Тоффлер). Философия структурализма и постструктурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан). Философия постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Делез).

 

  Модуль II . Онтологии и теория познания. Человек и общество.

Тема 4. Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  

Становление понятия бытия (Парменид). Монистические и плюралистические концепции бытия. Основные формы бытия: бытие природы, бытие человека, бытие духовного (идеального), бытие социального. Реальность объективная и субъективная. Виртуальное бытие. Категория «субстанции» и «материи», формирование представлений о материи, философское определение материи. Революции в естествознании, отличие философского и естественнонаучного представлений о материи. Материальное единство и многообразие мира. Типы материальных систем и структурных уровней материи. Научная картина мира и идея неисчерпаемости материи.

Атрибуты универсума: движение как способ существования материи и его основные формы. Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии. Движение и покой, изменчивость и устойчивость. Движение и самодвижение. Пространственно-временной континуум. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени. Метрические и топологические свойства пространства и времени. Порядок и направление времени. Представление о времени в культуре: время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Категориально-понятийная система онтологии: единичное, особенное всеобщее, причина и следствие, количество и качество, содержание и форма, возможность и действительность, необходимость и случайность.

Философское учение о сознании. Концепции происхождения сознания. Основные элементы сознания: ощущение, восприятие, представление, память, воля, эмоции, мышление. Функции сознания: отражательная, целеполагающая, преобразовательная, ориентационная. Уровни сознания: общественное и индивидуальное, обыденное, массовое, теоретическое. Формы общественного сознания: философия, наука, религия, политическое сознание, нравственное, эстетическое, правовое сознание.

Мозг, психика, сознание, язык. Материальное и идеальное.  Сознания и самосознание. Проблема бессознательного в истории философии. Формы и уровни бессознательного. Соотношение сознания и бессознательного.

Тема 5. Научное познание, его критерии, формы и методы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание.

Специфика познания и многообразие его форм (обыденное, художественное, религиозное, научное, философское). Истина как цель и содержание познания. Истина как процесс: объективность, конкретность, относительность истины. Истина и заблуждение. Критерии научного познания: предметность, достоверность, обоснованность, доказательность. Субъектно-объектная структура познания, активная роль субъекта. Основные формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория, закон. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие абстрактного мышления.

Проблемы гносеологии: агностицизм, скептицизм, сенсуализм, рационализм, знание и вера, детерминизм и индетерминизм, диалектика, метафизика, синергетика. Основные принципы диалектики: объективность, целостность, всесторонность, конкретность, принцип развития, принцип историзма. Кумулятивный рост научного знания и научные революции. Понятие метода научного познания. Классификация методов. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Роль интуиции в познании. Отличительные характеристики вненаучного знания.

 

Тема 6. Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования

Человек как целостное биосоциальное существо. Загадки антропогенеза и происхождение человека в свете синергетики. Становление общественных отношений и их качественное отличие от отношений биологических. Родовая сущность человека. Человек в системе социальных связей и проблема отчуждения. Специфика предметно-практической деятельности человека как решающий фактор его эволюции. Соотношения врожденных и приобретенных качеств человека, генетические и социальные факторы выдающихся способностей людей. 

Различие понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». «Человек есть мера всех вещей». Личность как субъект социальных связей и отношений, как развивающаяся система нравственно-ценностных и индивидуально-социальных качеств. Роль социальной и культурной среды в социализации и формировании личности. Проблема типологизации личности. Исторически выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. Индивидуализм, конформизм. Проблема унификация личности.

Конечность индивидуального существования человека, проблема жизни и смерти. Самоценность человеческой жизни. Феномен совести, самоосознавания, внутреннего диалога и коммуникации, личностного опыта, самоотдачи и самореализации. Проблема смысла жизни как самовоплощенного существования человека. Многообразие поисков смысложизненных ориентиров. Проблема бессмертия за пределами ее биологических смыслов Телесное и духовное в человеке. Роль религиозного опыта в человеческой жизни. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

 

 Тема 7. Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности

Общество как живая самоорганизующаяся, самовоспроизводящаяся система. Разнообразие подходов к его изучению: идеалистическое и материалистическое понимание общества и движущих сил его развития. Роль разделения труда в развитии общества Понятия базиса и надстройки, способа производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Основные структурные элементы общества. Материальная, социальная, политико-правовая и духовная сферы общества.. Проблемы социальной рефлексии: дискуссии по вопросу о законах общественного развития, критериях социальной стратификации, системного взаимодействия социальных структур, механизмов реализации «гражданского общества», «правового государства». Идеологизация, деидеологизация, политизация и деполитизация современной общественной жизни. Реформирование социальной системы как процесс перехода в новое качество. Роль реформ в социальном управлении, в политике и праве. Глобализация и имплантация западных образцов как тенденция современного развития. Соотношение эволюционных и революционных изменений в обществе. Активная роль человека в историческом развитии. Свобода и ответственность личности. Волюнтаризм и фатализм.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Многообразие определений сущности культуры с позиций деятельностного, аксиологического, семиотического и личностно-значимого подходов, отличающих образованного человека от варвара. Роль традиций и новаций, общечеловеческого и национального в культуре. «Массовая», элитарная, субкультура, контркультура. Постмодернизм и кризис современной культуры.   

Цивилизационный подход (О.Шпенглер. А.Тойнби) и его развитие в России

(Н.Данилевский, С. Соловьев). Своеобразие цивилизаций Востока (индийская, китайская, ближневосточная), Запада (античная, христианская Европа, современная западная цивилизация). Россия как особая историко-культурная целостность, ее вклад в мировую культуру. Диалоге культур и проблемы современной техногенной цивилизации, их негативные последствия. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной и цифровой цивилизации. Глобальные проблемы современности. Социокультурное единство человечества и необходимость идеи человекоразмерного будущего.  

 

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Философия» с целью формирования и развития профессиональных навыков используются следующие образовательные технологии:

1) Технологии проблемного обучения:

а) лекции как основные формы аудиторных занятий, проводимые как проблемные в интерактивном режиме диалога-обсуждения ключевых вопросов функционирования и развития общества и конкретных социальных ситуаций, фактов;

б) активные и интерактивные формы проведения аудиторных занятий: имитационные технологии:

- разбор конкретных социальных фактов с использованием различных объяснительных моделей и социально-психологических концепций, развитие критического мышления.

2) Технологии проектного обучения: проектные задания по каждому модулю курса, результаты которых представляются в виде докладов и письменных отчетов.

3) Технологии контролируемой самостоятельной работы студентов: эссе, проектные задания, контрольные задания.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 224.