Универсальные компетенции (УК)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

 

Направление подготовки/специальность:

37.03.01 «Психология»

 

Уровень образования:

бакалавриат

 

Форма обучения:

очная, очно-заочная, заочная

 

 

   
   
   

 

Ростов-на-Дону, 2018

 

 

 

Программа составлена с учетом Образовательного стандарта Южного федерального университета по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», утвержденного

приказом № 201-ОД от 6 июля 2017 г.

 

 

Составитель:

__________________        __Лешкевич Т.Г.____    

подпись                                                                  ФИО

«__» __________ 2018 г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры _Общей и педагогической психологии

«__ » __________ 2018 г., протокол № __

Заведующий кафедрой:

_____________ _____________________________

   подпись                                              ФИО

« __ » _________ 2018 г.

I . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины «Философия» состоит в формировании у студента-бакалавра целостного  мировоззрения, системы ценностей и гуманитарных смысловых установок, в создании прочных знаний о сущности и назначении философии, ее происхождении и структуре. Ознакомление студента с основами философского знания способствует становлению осознанной мировоззренческой позиции, обогащению гуманитарной культуры, развитию рационального, общетеоретического мышления и методологической культуры.

Задачи:

- рассмотреть роль философии в жизни человека и общества;

- ознакомиться с вехами исторического становления философии;

- раскрыть содержания основных философских категорий и принципов;

- изучить основы философского учения о бытии и познании;

- проанализировать антропологическую проблематику в философии;

- выявить специфику современных философских направлений;

 -рассмотреть социальные проблемы, этические и ценностные приоритеты

современности

 

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Философия» относится к базовой части Общеуниверситетского модуля Б 1. Б.1.3 программы  бакалавриата и предназначена для студентов первого года обучения (1 семестр). Она разработана с опорой на ОС ВО ЮФУ и соответствует программе по философии для социально-гуманитарных и педагогических специальностей.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки:

Знания:  предполагающие устойчивые представления о ходе и течении мировой и отечественной истории, необходимых для формирования общегуманитарной культуры, гражданской и мировоззренческой позиции.

Умения:  вести квалифицированную беседу, использовать убедительные аргументы, уметь применять информационную и библиографическую культуру для подготовки докладов, рефератов и эссе; структурно и содержательно организовать материал

Навыки:  владение навыками публичных выступлений и тематических сообщений, подготовки докладов, рефератов и эссе, коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и ведения дискуссии.   

     [Д.В.1]

2.3 Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: социальная психология и психология общения, политическая психология и психология конфликта, гуманистическая психология, этические и социальные аспекты психологии.

Знание: основ и специфики философии, учения о бытии и познании, основных философских понятий и категорий, характеристик основных социальных групп и специфику форм общественного сознания. Уверенное знание методологии научного исследования: принципов целостности, объективности, всесторонности рассмотрения, диалектики развития, соотношения исторического и логического. Располагать устойчивыми представлениями о специфике методов анализа, синтеза, абстрагирования, моделирования, аналогии, индукции, дедукции, иметь знания основ научной этики.

Умения: использовать научные знания о человеке и обществе, значимые философские идеи и принципы, ценностно-целевые ориентации и способность рефлексивного анализа проблемных ситуаций. Опираться на этику науки и систему гуманитарных ценностей. Уметь демонстрировать ориентировку на значение объекта, смысловое схватывание сути вопроса, работать с оригинальными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; давать их интерпретацию, определять специфику позиций и идей, выявлять влияние современной философии на культурные тенденции современности.

Навыки: использования метода философской рефлексии и стимулирование потребности философской оценки исторических и современных событий и фактов действительности; применение социокультурной детерминации, диалектики единичного, особенного, всеобщего, ценностно-нормативных ориентаций. Использование методологической культуры исследования, применение принципов, сформулированных в рамках философии, к анализу современного состояния и мировоззренческой позиции современника. Обладать навыками устного выступления и письменного изложения, способностью формулировать и предлагать  новые решения поставленных задач профессиональной деятельности с опорой на использование информационной и библиографической культуры.

III . ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с Образовательным стандартом Южного федерального университета по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», утвержденного приказом № 201-ОД от 6 июля 2017 г.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

 

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов,

в том числе ___3____ зачетных единиц,_______часов на экзамен (при наличии)

Форма отчетности: дифференцированный зачёт

(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

4.1.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов  для стационарной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
  Модуль I . Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества             
1.1 1. Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания. 2 2 2   2 Опорные конспекты вопросов семинарских занятий, тесты, презентация.
1.2 2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия. 2 6 10   16  Опорные конспекты, деловая игра, тесты,   реферат, доклад
1.3 3. Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии. 2 2 6   10  Контрольная работа,  эссе, презентация.
  Модуль II . Онтологии и теория познания. Человек и общество.            
2.1 4.Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  2 2 6   6 Опорные конспекты, тест, реферат (эссе или доклад), презентация.
2.2 5. Научное познание, его критерии, методы и формы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание. 2 2 4   6 Контрольная работа, опорные конспекты семинарских занятий, доклад
2.3 6. Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования     2 2 4   5    Анализ источников по теме, опорные конспекты, эссе, реферат, доклад.
2.4 7. Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности.   2 2 4   7 Глоссарий,   реферат, опорные конспекты, презентация.

Итого часов

  18 36 54 Зачет

 

4.1. 2 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества

академических часов для очно-заочной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Триместр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
  Модуль I . Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества   2          
1.1 1.1  Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания.   2 2 2   8 Опорные конспекты вопросов семинарских занятий, тесты, презентация.
1.2 2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия. 2 - 4   12 Графосхема; опорные конспекты, тесты,    реферат, доклад.
1.3 3. Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии. 2 2  2   10 Анализ фрагментов текстов, контрольная работа, сообщение, презентация.
  Модуль II . Онтологии и теория познания. Человек и общество.            
2.1 4.Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  2  2 4   10 Опорные конспекты, Тесты, эссе, реферат, доклад, презентация.
2.2 5. Научное познание, его критерии, методы и формы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание. 2 2 4   10 Контрольная работа, опорные конспекты семинарских занятий, доклад
2.3 6. Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования     2 2  4   10    Опорные конспекты, доклад (или эссе, или реферат)
2.4 7. Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности.   2 2 4   12 Глоссарий, тест, реферат, опорные конспекты, презентация.

Итого часов

  12 24 72 Зачет

 

4.1.3 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества

академических часов для заочной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

триместр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
  Модуль I . Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества   2          
1.1 1.2  Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания.   2 2 -   8 Опорные конспекты вопросов семинарских занятий, тесты, презентация.
1.2 2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия. 2 - 2   16 Графосхема; опорные конспекты, тесты,   реферат, доклад.
1.3 3. Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии. 2 -  2   12 Анализ фрагментов текстов, контрольная работа, сообщение, презентация.
  Модуль II . Онтологии и теория познания. Человек и общество. 6          
2.1 4.Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  2  - 2   14 Опорные конспекты, Тесты, эссе, реферат, доклад, презентация.
2.2 5. Научное познание, его критерии, методы и формы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание. 2 - -   14 Контрольная работа, опорные конспекты семинарских занятий, доклад
2.3. 6. Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования     6 2  -   14    Опорные конспекты, доклад (или эссе, или реферат)
2.4 7. Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности.   6 - 2   14 Глоссарий, тест, реферат, опорные конспекты, презентация.

Итого часов

  4 8 92 Зачет

 

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Очная форма обучения

семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
2 Философия древнего Востока Подготовка реферата 1 неделя 4 Реферат  
2 Античная философия: Анализ диалога Платона (по выбору) Написание эссе 2 неделя 2 Эссе  
2 Основные особенности философии средневековых мыслителей: П. Абеляр, Р. Бэкон, Д.Скот, У. Оккам Опорный конспект    2-3 неделя 2 Опорный конспект     
2 Основные представители и достижения философии Нового времени   Подготовка  2-3 неделя 3 Графосхема  
2 Русская философская мысль XIX- начала ХХ века, (анализ произведения по выбору) Написание эссе 4-5 неделя 4 Творческое задание  
2 Главные проблемы и тенденции философии ХХ-ХХI веков Подготовка презентации 5 неделя 5 Презентация или реферат    
2 Основные этапы научной картины мира. Опорный конспект   6 неделя 3 Опорный конспект  
2 Рассудок и разум, рациональность Написание эссе 7 неделя 2 Эссе  
2 Основы современной методологии   Подготовка  7-8 неделя 2 Опорный конспект или реферат  
2   Отражение и информация, три концепции информации Подготовка реферата 8 неделя 3 Опорный конспект или реферат  
2 Проблема идеального (изучение источника по выбору: Э.Ильенков, Д.Дубровский, М. Лифшиц) Опорный конспект 8-9 неделя 4 Творческое задание по сравнению позиций  
2 Загадки антропогенеза: человек, общество, история Подготовка презентации 10-11 неделя 4 Презентация или реферат    
2 Соотношение необходимости, свободы и ответственности личности Подготовка реферата 12-13 неделя 4 Эссе  
2 Проблема смысла жизни, смысловые регуляции, смысловое самоопределение.   Подготовка  14-15 неделя 4 Реферат  
2 Негативные характеристики техногенной цивилизации XXI века   Подготовка  16-17 неделя 4 Презентация или эссе  
2 Сценарии будущего человечества   Поиск литературы 18 неделя 2 Обзор литературы  
  Итоговая контрольная работа (тест) Проработка теоретического материала, подготовка к контрольной работе   2 Контрольная работа (тест)  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

54

 

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

54

 

4.2.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине для очно-заочной формы обучения

триместр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
5 Философия древнего Востока Анализ источников. Подготовка реферата 1 неделя 6 Реферат  
3 Античная философия: Анализ произведения ( по выбору) Написание эссе 2 неделя 4 Эссе  
3 Основные особенности философии средневековых мыслителей: П. Абеляр, Р. Бэкон, Д.Скот, У. Оккам Опорный конспект    2-3 неделя 4 Опорный конспект     
3 Основные представители и достижения философии Нового времени   Подготовка  2-3 неделя 4 Графосхема  
3 Русская философская мысль XIX- начала ХХ века, (анализ произведения по выбору) Написание эссе 4-5 неделя 4 Анализ основополагающих идей.   
3 Главные проблемы и тенденции философии ХХ-ХХI веков Подготовка презентации 5 неделя 6 Творческая работа или презентация    
3 Основные этапы научной картины мира. Опорный конспект   6 неделя 4 Опорный конспект  
4 Рассудок и разум, рациональность Написание эссе 7 неделя 4 Эссе  
4 О современной методологии   Подготовка  7-8 неделя 4 Творческое задание  
4   Отражение и информация, три концепции информации Подготовка реферата 8 неделя 4 Контрольная работа  
4 Проблема идеального (изучение источника по выбору: Э.Ильенков, Д.Дубровский, М. Лифшиц) Опорный конспект 8-9 неделя 6 Опорный конспект или эссе  
4 Загадки антропогенеза: человек, общество, история Подготовка презентации 10-11 неделя 6 Реферат или презентация    
4 Соотношение необходимости, свободы и ответственности личности Подготовка реферата 12-13 неделя 4 Реферат  
4 Проблема смысла жизни, смысловые регуляции, смысловое самоопределение.   Подготовка  14-15 неделя 4 Эссе  
4 Негативные характеристики техногенной цивилизации XXI века   Подготовка  16-17 неделя 4 Эссе  
4 Сценарии будущего человечества   Поиск литературы 18 неделя 2 Обзор литературы  
  Итоговая контрольная работа (тест) Проработка теоретического материала, подготовка к контрольной работе   2 Контрольная работа (тест)  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

72

 

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

72

 

 


 

4.2.3 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине для заочной формы обучения

триместр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
3 Философия древнего Востока Анализ источников. Подготовка реферата 1 неделя 6 Реферат  
3 Античная философия: Анализ произведения ( по выбору) Написание эссе 2 неделя 8 Эссе  
3 Основные особенности философии средневековых мыслителей: П. Абеляр, Р. Бэкон, Д.Скот, У. Оккам Опорный конспект    2-3 неделя 6 Опорный конспект     
3 Основные представители и достижения философии Нового времени   Подготовка  2-3 неделя 4 Графосхема  
3 Русская философская мысль XIX- начала ХХ века, (анализ произведения по выбору) Написание эссе 4-5 неделя 6 Анализ основополагающих идей.   
3 Главные проблемы и тенденции философии ХХ-ХХI веков Подготовка презентации 5 неделя 6 Творческая работа или презентация    
4 Основные этапы научной картины мира. Опорный конспект   6 неделя 4 Опорный конспект  
4 Рассудок и разум, рациональность Написание эссе 7 неделя 4 Эссе  
4 О современной методологии   Подготовка  7-8 неделя 6 Творческое задание  
4   Отражение и информация, три концепции информации Подготовка реферата 8 неделя 4 Контрольная работа  
4 Проблема идеального (изучение источника по выбору: Э.Ильенков, Д.Дубровский, М. Лифшиц) Опорный конспект 8-9 неделя 6 Опорный конспект или эссе  
4 Загадки антропогенеза: человек, общество, история Подготовка презентации 10-11 неделя 6 Реферат или презентация    
4 Соотношение необходимости, свободы и ответственности личности Подготовка реферата 12-13 неделя 6 Реферат  
4 Проблема смысла жизни, смысловые регуляции, смысловое самоопределение.   Подготовка  14-15 неделя 6 Эссе  
4 Негативные характеристики техногенной цивилизации XXI века   Подготовка  16-17 неделя 6 Эссе  
4 Сценарии будущего человечества   Поиск литературы 18 неделя 6 Обзор литературы  
  Итоговая контрольная работа (тест) Проработка теоретического материала, подготовка к контрольной работе   2 Контрольная работа (тест)  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

92

 

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

92

 

 




Содержание учебного материала

 

Модуль 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества.

VII . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература.

1 Канке, Виктор Андреевич. Современная философия [Текст]: учебник / В. А. Канке - 5-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2014. - 329с.

2 Философия / Г.М. Пурынычева - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. - 76 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437060

2

7.2. Дополнительная литература.

1. Философия: Учеб. для вузов по специальности "Философия " (бакалавр) / Под ред. В. П. Кохановского - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с.

2. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания. М., Инфра-М., 2015

3. Философия - Кемерово: КемГУКИ, 2014 - 100с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274185

7. 3 . Периодические издания

  1. ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.

2. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ.

 

7.5. Перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

 

 http:// www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека»

 

VIII . МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для ведения образовательной деятельности на базе Академии психологии и педагогики учебные аудитории оборудованы по следующим нормам.

8.1. Учебно-лабораторное оборудование:

(приводятся сведения о специализированных аудиториях, оснащенных оборудованием (стендами, моделями, макетами, информационно-измерительными системами, образцами и т.п.) и предназначенных для проведения лабораторного практикума).

ü В учебной аудитории есть электропитание 220 в.

ü Есть возможность установки экрана.

ü Возможность подключения презентационного оборудования (проектор, мобильный компьютер (ноутбук), аудиоколонки, презентёр).

 

Программные средства

ü Компьютеры АПиП оснащены следующим программным обеспечением:

ü ОС Microsoft Windows 10 Educational.

ü Пакет Microsoft office 2016 (Word, Excell, PowerPoint и т.д.).

ü Программа для воспроизведения видео- и аудио содержимого Медиапроигрыватель VLC 2.2.8 Weatherwax.

ü Программа для сжатия данный 7-zip 16.04.

ü Так же в доступе по плавающей лицензии есть возможность подключить программу для обработки статистический данных Statistica 8.

 

 

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.
Практические занятия Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/ индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Тест Для успешного прохождения теста рекомендуется проходить тесты на интернет-тренажерах в режиме обучения и самоконтроля.

 

Успешное изучение дисциплины требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

При подготовке к лекции студенту рекомендуется:

1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Консультативная психология как наука использует свою терминологию, категориальный, графический материал, которыми студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти её содержание, позволяет развивать мышление.

При подготовке к практическому занятию рекомендуется:

1) ознакомиться с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии;

2) поработать с конспектом лекции по теме занятия, прочитать соответствующие разделы учебников и других источников;

3) выполнить конспект первоисточников и выделить положения и вопросы, не совсем понятные или вызывающие сомнения.

Студентам рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся психологов.

При составлении конспекта не нужно конспектировать все подряд, следует выделять самое главное, познавательное, необходимое для подготовки к занятию; не рекомендуется конспектировать то, что непонятно, если во время изучения материала и конспектирования возникают вопросы или замечаниях, желательно их записывать. Качественно выполненный конспект позволит неоднократно его использовать, продумать и проанализировать материал заново, выстроить собственное представление о предмете, найти интересующие проблемы, понять и усвоить их, подготовиться к зачету. Не стоит увлекаться ксерокопирования статей, книг, чужих конспектов. Не следует забывать, что память и работа бывают только своими, соответственно и знания тоже.

Кроме конспектирования, желательно, готовясь к занятиям, ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, журналах, посвященных изучаемой теме, а также воспользоваться Интернетом. В ходе практических занятий, высказывая свои суждения, задавая вопросы, студент не только демонстрирует свою подготовленность к занятию, но и лучше понимает и запоминает материал.

 

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.

Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы.

Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студентов сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Самостоятельная работа способствует:

· углублению и расширению знаний;

· формированию интереса к познавательной деятельности;

· овладению приемами процесса познания;

· развитию познавательных способностей.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание аспирантом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консультации — установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность аспирантов проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

 

X. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИЛОСОФИЯ»

3 зач. ед.; ак.ч всего: 108, в т.ч.: 18 лекций, 36 практич. 54 срс для очной формы

3 зач. ед.; ак.ч всего: 108, в т.ч.: 12 лекций, 24 практич. 72 срс, 4 ч. зачет для очно-заочной формы

3 зач. ед.; ак.ч всего: 108, в т.ч.: 4 лекций, 8практич. 92 срс, 4 ч. зачет для заочной формы

Преподаватель________Лешкевич Татьяна Геннадьевна ____________________________________ .

Кафедра__Общей и педагогической психологии ______________________________________________

Курс 1, семестр 1 для очной формы

Курс 1 триместр[Д.В.2] 3-4 для очно-заочной формы

Курс 1 триместр 3-4 для заочной формы

Направление подготовки (специальность): 37.03.01 «Психология»

 

Текущий контроль

Рубежный контроль

(при наличии)

Модуль 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества

20

10   1. Эссе

5

    2. Контрольная работа

5

    3. Презентация

5

    4. Доклад

5

    5 Тест

 

10     Модуль 2. Онтологии и теория познания. Человек и общество .

20

10[Д.В.3]   1. Опорные конспекты вопросов семинарских занятий

5

    2 Реферат

5

    3  Доклад

5

    4 Глоссарий

5

    5 Тест

 

10     Всего

40

20     Бонусные баллы до 10

Порядок и критерии начисления бонусных баллов преподаватель должен отразить в учебной карте дисциплины в соответствии со спецификой подготовки

  Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 40 баллов  

Указывается виды и формы проведения дифференцированного зачета и порядок начисления баллов при проведении дифференцированного зачета процедуры

Пример:

1 часть – письменная работа или компьютерное тестирование по теории (20 баллов) при условии ответов на все вопросы;

2 часть – устный ответ (20 баллов) при ответах на все вопросы или решение всех задач.

 

           

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ

 

Направление подготовки/специальность:

 

37.03.01 «Психология»

 

                                                       Уровень образования:

_______________бакалавриат________________

 

Форма обучения:

                                            очная, очно-заочная, заочная

 

Фонд оценочных средств разработан Профессором, доктором  филос. наук Татьяной Геннадьевной Лешкевич
    
  Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Общей и педагогической психологии от «  » апреля 2018г., протокол заседания №       
  Зав. кафедрой  
      Ростов-на-Дону, 2018  

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ

«ФИЛОСОФИЯ»

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ

 

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины* Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства**
  Модуль I. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества   УК-1,      
1  Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания. УК-1,     Эссе
2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия УК-1,     Презентация  
3 Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии. УК-1,     Доклад Контрольная работа
  Модуль 2. Онтологии и теория познания. Человек и общество . УК-1, УК-6      
4 Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  УК-1 Опорный конспект
5 Научное познание, его критерии, методы и формы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание. УК-1 Тест
6 Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования УК-6 Реферат
7 Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности. УК-6 Глоссарий

 

 

* Наименование раздела указывается в соответствии с рабочей программой дисциплины.

**Наименование оценочного средства указывается в соответствии с учебной картой дисциплины.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

 

Задание: подготовка эссе

по дисциплине «Философия»

Примерная тематика

Рефератов, докладов

по дисциплине «Философия»

Примерная тематика по модулям

Содержание, с указанием страниц.

Введение Написание данного раздела включает постановку проблемы в рамках выбранной темы, обоснование ее актуальности, формулировку цели и задач, которые предполагается решить в процессе исследования. Объем «Введения» составляет 1/10 часть работы.

Основная часть. В данном разделе раскрывается тема и решается основанная проблема исследования. Основная часть разбивается на главы и параграфы в соответствии с логикой изучения проблемы. Здесь последовательно раскрываются пункты плана, анализируются различные точки зрения на проблему, выдвигается позиция автора. В каждой главе должна решаться определенная задача, сформулированная во Введении, глава должна завершаться краткими выводами. При использовании франментов текста ссылки обязательны.

Заключение. В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы по результатам исследования проблемы, делаются авторские обобщения с учетом рассмотренных точек зрения, выясняется личностная и мировоззренческая значимость темы. Объем Заключения должен соответствовать объему Введения.

Список литературы

Список литературы приводится в конце работы. Должен содержать в среднем от 5-6 источников. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Иностранные источники указываются в конце списка.

Пример:

Номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек). Название издательства. Место (город) издания. Год издания. Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.

В реферате могут содержаться Приложения в виде иллюстраций, схем, графиков, таблиц и т.д. Приложения следует поместить в конце реферата.

Правила оформления реферата

1. Титульный лист. Необходимо указать название учебного заведения, название изучаемой дисциплины, тему, фамилии автора и руководителя исследовательской работы, место и год выполнения.

2. Содержание. Указывается название разделов и соответствующие им начальные страницы.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы

7. Приложения (если имеются).

Объем реферата не должен превышать 20 страниц для печатного варианта. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее 2 см, верхнее – 2 см. Текст печатается через 1,5 интервала. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль. Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Номера страниц ставятся верху в середине листа. На титульном листе номер не ставится.

При цитировании в ссылках необходимо указать фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. Ссылки на источник помещаются в конце реферата.

Сноски располагаются под чертой внизу страницы. Нумерация сносок является сквозной для всей работы.

Критерии оценки:

 

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. Реферат 5 баллов Максимальное количество баллов выставляется при соблюдении следующих требований: - в тексте реферата четко сформулирована проблема исследования – 1 балла; - сделаны выводы по исследуемой проблеме – 2 балла - обозначена авторская позиция –1 балла; - использовано не менее трех литературных источников – 1 балл; За несоблюдение указанных требований оценка снижается .

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Задание: контрольная работа по дисциплине «Философия».

1.Методические рекомендации

Цель – ознакомить с содержательным решением предложенного вопроса и его значением для современного мировоззрения личности. Научиться выявлять существенное, отделять главное от второстепенного, сформировать навык использования материала из предложенных источников, обратив особое внимание на базовые определения употребляемых понятий.

Рекомендации для выполнения: на основе материала из рекомендованной к разделу литературы дать содержательную характеристику проблемы. Базовыми текстами для выполнения контрольной работы являются учебники.

Список вопросов

Философия жизни. Ницше.

Модуль 1. Истоки, смысл и предназначение философии. (Примерные темы презентаций)

1. Философия и структура философского знания.

2.  Соотношение философии и науки

3. Философская антропология, круг ее проблем

4. Философия культуры и ее основные вопросы

5. Философия как аксиология. Многообразие ценностей.

6. Представители материализма и идеализма в истории философии

7. Этика как философская дисциплина, круг ее вопросов.

8. Философия и искусство, специфические характеристики.

9. Основные проблемы античной философии.

10. Философские учения Платона и Аристотеля.

11. Особенности Средневековой философии и основные ее представители.

12. Специфика средневековой культуры.

13. От патристики к схоластике.

14. Философская система Фомы Аквинского

15. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

16. Материализм и пантеизм Б.Спинозы

17. Лейбниц: метафизика плюрализма и предустановленная гармония

18. Т.Гоббс: теория политического абсолютизма

19. Место немецкой классической философии в истории философии и ее представители.

20. Сущность «коперниканского переворота» И.Канта

21. Диалектический идеализм Г.В.Ф. Гегеля: достоинства и недостатки.

22. Материалистическое понимание истории (К.Маркс):

23. Многообразие направлений современной философии и их отличительные особенности 

24. Русская философская мысль XIX- начала ХХ века

25. Характеристика глобальных проблем современности

26. Цифровая эра и ее отличительные особенностию

Модуль 2. Онтология и теория познания. Человек и Общество. (Примерные темы презентаций)

1. Проблема бытия и существования, характеристика основных форм бытия.

2. Современная характеристика структурной организации универсума. 

3. Пространственно-временной континуум, основные характеристики. 

4. Законы и категории диалектики, их специфика и проблема их универсальности.

5. Синергетика как теория самоорганизации открытых систем.

6. Формы, виды и уровни познания. Познание и практика.

7. Методы научного познания и их современная классификация.

8.  Специфика многообразных форм вненаучного знания. 

9. Основные функции науки и критерии научного познания.

10. Концепции истины.

11. Что такое информация? Три концепции информации.

12. Наука и проблема ее исторического возраста.

13. Сознание и его основные структурные элементы.

14. Традиции понимания сознания в различные исторические эпохи

15. Язык как знаковая реальность

16. Сознание и личность, сознание и самосознание

17. Человек как биосоциальное существо, результат социальной, биологической и культурной эволюции.

18. Личность и массы. Роль личности в историческом процессе.

19. Смысл жизни и ценностная система жизнедеятельности человека.

20. Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности человека.

21. Общество как самоорганизующаяся система. Типы обществ.

22. Социальная философия и ее место в структуре философского знания.

23. Специфика религиозной, философской и научной картин мира.

24. Гражданское общество и государство.

25. Закономерности культурно-исторического процесса. Сущность и функции культуры.

26. Взаимодействие культур и цивилизаций. 

27. Ноосферное мышление и проект современной общепланетарной цивилизации.

28. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

29. Глобализация, ее предпосылки и социокультурные последствия.

30. Цифровая цивилизация и будущее человечества.

 

Методические указания по оформлению мультимедийных презентаций:

На первом слайде должны быть указаны: ВУЗ, факультет, номер группы, название темы, ФИО руководителя, ФИО студента. На втором слайде должно быть указано содержание презентации. Материал должен соответствовать предложенной теме.

1. Размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

2. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

3. Избегать избыточного текстового материала (текст – не более 30 % слайда);

5. Не менее 10 информативных слайдов, на каждом слайде обязателен заголовок;

6. Заключительный слайд – список рекомендуемой для изучения темы литературы;

7. Только оправданное, с точки зрения передачи смысла, использование анимации;

8. Желательно присутствие на слайде информационных блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга, при этом слайд не должен быть информационно перегружен;

9. Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле;

10. Содержание должно быть строго научным;

11. Информация должны быть актуальной и современной, ключевые слова в тексте выделены.

12. Все гиперссылки должны быть активными

Критерии оценки презентации

Неудовлетворительно ( 2 балла) Удовлетворительно (3 балла ) Хорошо (4 балла) Отлично (5 баллов )
Дизайн и мультимедиа Эффекты 1 Цвет фона не ссоответствует цвету ттекста 2 Использовано более 55 цветов шрифта 3 Каждая страница имеет свой стиль оформления 4 Гиперссылки не ввыделены 5 Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией) 6 Звуковой фон не ссоответствует единой концепции, носит отвлекающий характер 7 Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен) 8 Не работают отдельные ссылки 9 Цвет фона плохо соответствует цвету текста 10 Использовано более 4 цветов шрифта 11 Некоторые страницы имеют свой стиль оформления 12 Гиперссылки выделены 13 Анимация дозирована 14 Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер 15 Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией 16 Ссылки работают 17 Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть 18 Использовано 3 цвета шрифта 19 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего 20 Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра 21 Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна 22 Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации 23 Размер шрифта оптимальный 24 Все ссылки работают 25 Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается 26 Использовано 3 цвета шрифта 27 Все страницы выдержаны в едином стиле 28 Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра 29 Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации 30 Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации 31 Размер шрифта оптимальный 32 Все ссылки работают

 

Следует придерживаться:

– отсутствия лишних слов и оборотов;

– точности формулировок;

– отсутствия концептуальных ошибок и заблуждений;

– наличия основополагающих школ и направлений, парадигм;

– единого «идейного формата» презентации. 

- Разработка слайдов: в редакторе Microsoft Power Point.

- Презентация может включать в себя небольшой фильм (не более 5 минут), способствующий наиболее полному раскрытию темы.

Критерии оценки:

 

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. Презентация 5 баллов Максимальное количество 5 баллов выставляется при соблюдении следующих требований: - поставлена проблема исследования; - сделаны выводы по исследуемой проблеме; - обозначена авторская позиция; - соблюдены требования к оформлению работы , - использовано не менее трех литературных источников; За несоблюдение указанных требований оценка снижается.

 

Составитель ________________________ И.О. Фамилия Татьяна Геннадьевна Лешкевич

 

(подпись)

« » апреля 2018г., протокол №

 

Задание: опорный конспект вопросов 

  семинарских занятий

по дисциплине «Философия»

 

       Темы модуля 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества

2.1 Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания.

2.2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия.

2.3 Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии.

Вопрос о развитии.

Что такое номинализм?

1) направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей;

2) направление в средневековой философии, считавшее, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия (универсалии), создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

3) направление, утверждающее первичность материального;

4) направление, утверждающее определяющим количественные соотношения.

В чем суть пантеизма?

1) Бог отождествляется с природой.

2) Бог после творения не принимает участия в судьбе мира;

3) Бог существует вне мира и над ним.

4) Материя причина самое себя

Что такое дедукция?

1) Вывод от общего к частному;

2) Вывод от частного к общему;

3) Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

4) Объединение частей объекта в целостность

Спецификация теста

Тесты составлены с учётом модульной структуры курса и содержательно соответствуют его тематическим блокам.

3. Инструкция по выполнению

Вопросы для обсуждения на семинарах  

по дисциплине Философия

(наименование дисциплины)

Главное оценочное средство, способствующее формированию компетенций, это семинарские занятия, предполагающие активную работу студентов, их выступления с докладами, сообщениями, участие в ролевых играх, дискуссиях, работе по типу малых групп, представление собственных презентаций, схем, указывающих на персоналии, даты, основные характеристики учений и наиболее значимые произведения мыслителей, анализ глоссария - базовых понятий курса.

Устное выступление  на семинаре нацелено на раскрытие конкретного вопроса семинарского занятия и может сопровождаться схемами, которые составляются студентами самостоятельно по вопросам семинарских занятий и защищаются устно на семинаре. Схема может быть начерчена студентом на доске (интерактивной доске), оформлена на бумаге. Выступление характеризует уровень гуманитарной культуры студента и его владение материалом.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

 

Направление подготовки/специальность:

37.03.01 «Психология»

 

Уровень образования:

бакалавриат

 

Форма обучения:

очная, очно-заочная, заочная

 

 

   
   
   

 

Ростов-на-Дону, 2018

 

 

 

Программа составлена с учетом Образовательного стандарта Южного федерального университета по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», утвержденного

приказом № 201-ОД от 6 июля 2017 г.

 

 

Составитель:

__________________        __Лешкевич Т.Г.____    

подпись                                                                  ФИО

«__» __________ 2018 г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры _Общей и педагогической психологии

«__ » __________ 2018 г., протокол № __

Заведующий кафедрой:

_____________ _____________________________

   подпись                                              ФИО

« __ » _________ 2018 г.

I . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины «Философия» состоит в формировании у студента-бакалавра целостного  мировоззрения, системы ценностей и гуманитарных смысловых установок, в создании прочных знаний о сущности и назначении философии, ее происхождении и структуре. Ознакомление студента с основами философского знания способствует становлению осознанной мировоззренческой позиции, обогащению гуманитарной культуры, развитию рационального, общетеоретического мышления и методологической культуры.

Задачи:

- рассмотреть роль философии в жизни человека и общества;

- ознакомиться с вехами исторического становления философии;

- раскрыть содержания основных философских категорий и принципов;

- изучить основы философского учения о бытии и познании;

- проанализировать антропологическую проблематику в философии;

- выявить специфику современных философских направлений;

 -рассмотреть социальные проблемы, этические и ценностные приоритеты

современности

 

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Философия» относится к базовой части Общеуниверситетского модуля Б 1. Б.1.3 программы  бакалавриата и предназначена для студентов первого года обучения (1 семестр). Она разработана с опорой на ОС ВО ЮФУ и соответствует программе по философии для социально-гуманитарных и педагогических специальностей.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки:

Знания:  предполагающие устойчивые представления о ходе и течении мировой и отечественной истории, необходимых для формирования общегуманитарной культуры, гражданской и мировоззренческой позиции.

Умения:  вести квалифицированную беседу, использовать убедительные аргументы, уметь применять информационную и библиографическую культуру для подготовки докладов, рефератов и эссе; структурно и содержательно организовать материал

Навыки:  владение навыками публичных выступлений и тематических сообщений, подготовки докладов, рефератов и эссе, коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и ведения дискуссии.   

     [Д.В.1]

2.3 Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: социальная психология и психология общения, политическая психология и психология конфликта, гуманистическая психология, этические и социальные аспекты психологии.

Знание: основ и специфики философии, учения о бытии и познании, основных философских понятий и категорий, характеристик основных социальных групп и специфику форм общественного сознания. Уверенное знание методологии научного исследования: принципов целостности, объективности, всесторонности рассмотрения, диалектики развития, соотношения исторического и логического. Располагать устойчивыми представлениями о специфике методов анализа, синтеза, абстрагирования, моделирования, аналогии, индукции, дедукции, иметь знания основ научной этики.

Умения: использовать научные знания о человеке и обществе, значимые философские идеи и принципы, ценностно-целевые ориентации и способность рефлексивного анализа проблемных ситуаций. Опираться на этику науки и систему гуманитарных ценностей. Уметь демонстрировать ориентировку на значение объекта, смысловое схватывание сути вопроса, работать с оригинальными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; давать их интерпретацию, определять специфику позиций и идей, выявлять влияние современной философии на культурные тенденции современности.

Навыки: использования метода философской рефлексии и стимулирование потребности философской оценки исторических и современных событий и фактов действительности; применение социокультурной детерминации, диалектики единичного, особенного, всеобщего, ценностно-нормативных ориентаций. Использование методологической культуры исследования, применение принципов, сформулированных в рамках философии, к анализу современного состояния и мировоззренческой позиции современника. Обладать навыками устного выступления и письменного изложения, способностью формулировать и предлагать  новые решения поставленных задач профессиональной деятельности с опорой на использование информационной и библиографической культуры.

III . ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с Образовательным стандартом Южного федерального университета по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», утвержденного приказом № 201-ОД от 6 июля 2017 г.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

 

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

Универсальные компетенции (УК)

УК-_1_

способность использовать социально-гуманитарные знания, культуру мышления, системный подход и критический анализ при формировании мировоззренческой и гражданской позиции

Знания:  предмета, специфики и предназначения философии - мировоззренческой и методологической функций философии; - основных направлений философии, этапов ее исторического развития и  ведущих представителей философии; - фундаментальных положений философского учения о бытии и познании,  - методологии и специфики уровней и форм познания; - основ философской антропологии,    -философское осмысление культурного многообразия и глобальных проблем современности Умения:  - применять основы философских знаний для построения научной картины мира; -использовать универсальную философскую методологию; -уметь формулировать собственную мировоззренческую позицию; - предлагать содержательную интерпретацию оригинальных текстов и приводить весомые суждения великих философов;  - опираться на философские принципы объективности, обоснованности и доказательности для  построения публичного выступления; - знать традиции русской философской школы и обосновывать принципы патриотизма, гуманизма, общенационального единства   Навыки: обладать навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации по социально-гуманитарной проблематике; - использования социально-гуманитарной и философской терминологии; - ведения самостоятельной исследовательской работы;    - соблюдения норм научной этики при подготовке   научных докладов, статей, работы в коллективе; - анализа причинно-следственных связей для перспективного видения последствий социальных процессов; - использования специфики философского отношения к миру для оценки тенденций современности;    - ведения дискуссии по значимым социально-гуманитарным проблемам.

УК-6 способностью соблюдать принципы и нормы толерантного отношения к носителям разных этнокультурных традиций, религиозных и политических взглядов в многонациональном и поликонфессиональном обществе (способностью соблюдать принципы и нормы толерантного отношения к носителям разных этнокультурных традиций, религиозных и политических взглядов в многонациональном и поликонфессиональном обществе;

 

 

Знания: специфики философии как любви к мудрости;  - мировоззренческой и гуманистической миссии философии; - истории формирования философской мысли и вклада носителей различных культур; - философской аксиологии как учения об общегуманитарных ценностях; - универсального принципа единства во многообразия, идей прогресса общественного развития и особенностей философского понимания социальной сущности человека;    Умения:  - применять основы философских знаний для определения мировоззренческой позиции;  -опираться на миротворческий потенциал высказываний великих философов;  - использовать принцип аргументированного убеждения, основанного на социокультурной детерминации, объективности и доказательности;  - подбирать иллюстративный материал, исторические свидетельства, связанные с доказательством дружественного отношения  к носителям разных этнокультурных и религиозных традиций; - использовать универсальный метод философской рефлексии в процессе принятия решений и осуществления межкультурного диалога  Навыки: публичного выступления, основанного на принципах гуманизма и толерантности; демонстрировать уважение к различным культурам и конфессиям; вести полемику на основе рациональных аргументов и фактов; - соблюдения норм этики в межкультурном диалоге; - опоры на гуманистическую систему ценностей и авторитет мировой и российской культуры для формирования собственной мировоззренческой и жизненной позиции 

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов,

в том числе ___3____ зачетных единиц,_______часов на экзамен (при наличии)

Форма отчетности: дифференцированный зачёт

(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

4.1.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов  для стационарной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
  Модуль I . Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества             
1.1 1. Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания. 2 2 2   2 Опорные конспекты вопросов семинарских занятий, тесты, презентация.
1.2 2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия. 2 6 10   16  Опорные конспекты, деловая игра, тесты,   реферат, доклад
1.3 3. Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии. 2 2 6   10  Контрольная работа,  эссе, презентация.
  Модуль II . Онтологии и теория познания. Человек и общество.            
2.1 4.Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  2 2 6   6 Опорные конспекты, тест, реферат (эссе или доклад), презентация.
2.2 5. Научное познание, его критерии, методы и формы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание. 2 2 4   6 Контрольная работа, опорные конспекты семинарских занятий, доклад
2.3 6. Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования     2 2 4   5    Анализ источников по теме, опорные конспекты, эссе, реферат, доклад.
2.4 7. Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности.   2 2 4   7 Глоссарий,   реферат, опорные конспекты, презентация.

Итого часов

  18 36 54 Зачет

 

4.1. 2 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества

академических часов для очно-заочной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Триместр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
  Модуль I . Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества   2          
1.1 1.1  Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания.   2 2 2   8 Опорные конспекты вопросов семинарских занятий, тесты, презентация.
1.2 2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия. 2 - 4   12 Графосхема; опорные конспекты, тесты,    реферат, доклад.
1.3 3. Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии. 2 2  2   10 Анализ фрагментов текстов, контрольная работа, сообщение, презентация.
  Модуль II . Онтологии и теория познания. Человек и общество.            
2.1 4.Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  2  2 4   10 Опорные конспекты, Тесты, эссе, реферат, доклад, презентация.
2.2 5. Научное познание, его критерии, методы и формы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание. 2 2 4   10 Контрольная работа, опорные конспекты семинарских занятий, доклад
2.3 6. Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования     2 2  4   10    Опорные конспекты, доклад (или эссе, или реферат)
2.4 7. Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности.   2 2 4   12 Глоссарий, тест, реферат, опорные конспекты, презентация.

Итого часов

  12 24 72 Зачет

 

4.1.3 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества

академических часов для заочной формы обучения

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

триместр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
  Модуль I . Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества   2          
1.1 1.2  Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания.   2 2 -   8 Опорные конспекты вопросов семинарских занятий, тесты, презентация.
1.2 2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия. 2 - 2   16 Графосхема; опорные конспекты, тесты,   реферат, доклад.
1.3 3. Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии. 2 -  2   12 Анализ фрагментов текстов, контрольная работа, сообщение, презентация.
  Модуль II . Онтологии и теория познания. Человек и общество. 6          
2.1 4.Онтология как философская наука о бытии, атрибуты бытия: движение-развитие, пространство-время. Философское понимание сознания и его структуры.  2  - 2   14 Опорные конспекты, Тесты, эссе, реферат, доклад, презентация.
2.2 5. Научное познание, его критерии, методы и формы. Диалектический метод. Научное и вненаучное знание. 2 - -   14 Контрольная работа, опорные конспекты семинарских занятий, доклад
2.3. 6. Философское учение о человеке. Природа и сущность человека, смысл его существования     6 2  -   14    Опорные конспекты, доклад (или эссе, или реферат)
2.4 7. Социальная философия. Понятие общества и его структуры. Культура и цивилизация. Восток - Запад - Россия. Глобальные проблемы современности.   6 - 2   14 Глоссарий, тест, реферат, опорные конспекты, презентация.

Итого часов

  4 8 92 Зачет

 

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Очная форма обучения

семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
2 Философия древнего Востока Подготовка реферата 1 неделя 4 Реферат  
2 Античная философия: Анализ диалога Платона (по выбору) Написание эссе 2 неделя 2 Эссе  
2 Основные особенности философии средневековых мыслителей: П. Абеляр, Р. Бэкон, Д.Скот, У. Оккам Опорный конспект    2-3 неделя 2 Опорный конспект     
2 Основные представители и достижения философии Нового времени   Подготовка  2-3 неделя 3 Графосхема  
2 Русская философская мысль XIX- начала ХХ века, (анализ произведения по выбору) Написание эссе 4-5 неделя 4 Творческое задание  
2 Главные проблемы и тенденции философии ХХ-ХХI веков Подготовка презентации 5 неделя 5 Презентация или реферат    
2 Основные этапы научной картины мира. Опорный конспект   6 неделя 3 Опорный конспект  
2 Рассудок и разум, рациональность Написание эссе 7 неделя 2 Эссе  
2 Основы современной методологии   Подготовка  7-8 неделя 2 Опорный конспект или реферат  
2   Отражение и информация, три концепции информации Подготовка реферата 8 неделя 3 Опорный конспект или реферат  
2 Проблема идеального (изучение источника по выбору: Э.Ильенков, Д.Дубровский, М. Лифшиц) Опорный конспект 8-9 неделя 4 Творческое задание по сравнению позиций  
2 Загадки антропогенеза: человек, общество, история Подготовка презентации 10-11 неделя 4 Презентация или реферат    
2 Соотношение необходимости, свободы и ответственности личности Подготовка реферата 12-13 неделя 4 Эссе  
2 Проблема смысла жизни, смысловые регуляции, смысловое самоопределение.   Подготовка  14-15 неделя 4 Реферат  
2 Негативные характеристики техногенной цивилизации XXI века   Подготовка  16-17 неделя 4 Презентация или эссе  
2 Сценарии будущего человечества   Поиск литературы 18 неделя 2 Обзор литературы  
  Итоговая контрольная работа (тест) Проработка теоретического материала, подготовка к контрольной работе   2 Контрольная работа (тест)  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

54

 

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

54

 

4.2.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине для очно-заочной формы обучения

триместр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
5 Философия древнего Востока Анализ источников. Подготовка реферата 1 неделя 6 Реферат  
3 Античная философия: Анализ произведения ( по выбору) Написание эссе 2 неделя 4 Эссе  
3 Основные особенности философии средневековых мыслителей: П. Абеляр, Р. Бэкон, Д.Скот, У. Оккам Опорный конспект    2-3 неделя 4 Опорный конспект     
3 Основные представители и достижения философии Нового времени   Подготовка  2-3 неделя 4 Графосхема  
3 Русская философская мысль XIX- начала ХХ века, (анализ произведения по выбору) Написание эссе 4-5 неделя 4 Анализ основополагающих идей.   
3 Главные проблемы и тенденции философии ХХ-ХХI веков Подготовка презентации 5 неделя 6 Творческая работа или презентация    
3 Основные этапы научной картины мира. Опорный конспект   6 неделя 4 Опорный конспект  
4 Рассудок и разум, рациональность Написание эссе 7 неделя 4 Эссе  
4 О современной методологии   Подготовка  7-8 неделя 4 Творческое задание  
4   Отражение и информация, три концепции информации Подготовка реферата 8 неделя 4 Контрольная работа  
4 Проблема идеального (изучение источника по выбору: Э.Ильенков, Д.Дубровский, М. Лифшиц) Опорный конспект 8-9 неделя 6 Опорный конспект или эссе  
4 Загадки антропогенеза: человек, общество, история Подготовка презентации 10-11 неделя 6 Реферат или презентация    
4 Соотношение необходимости, свободы и ответственности личности Подготовка реферата 12-13 неделя 4 Реферат  
4 Проблема смысла жизни, смысловые регуляции, смысловое самоопределение.   Подготовка  14-15 неделя 4 Эссе  
4 Негативные характеристики техногенной цивилизации XXI века   Подготовка  16-17 неделя 4 Эссе  
4 Сценарии будущего человечества   Поиск литературы 18 неделя 2 Обзор литературы  
  Итоговая контрольная работа (тест) Проработка теоретического материала, подготовка к контрольной работе   2 Контрольная работа (тест)  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

72

 

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

72

 

 


 

4.2.3 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине для заочной формы обучения

триместр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
3 Философия древнего Востока Анализ источников. Подготовка реферата 1 неделя 6 Реферат  
3 Античная философия: Анализ произведения ( по выбору) Написание эссе 2 неделя 8 Эссе  
3 Основные особенности философии средневековых мыслителей: П. Абеляр, Р. Бэкон, Д.Скот, У. Оккам Опорный конспект    2-3 неделя 6 Опорный конспект     
3 Основные представители и достижения философии Нового времени   Подготовка  2-3 неделя 4 Графосхема  
3 Русская философская мысль XIX- начала ХХ века, (анализ произведения по выбору) Написание эссе 4-5 неделя 6 Анализ основополагающих идей.   
3 Главные проблемы и тенденции философии ХХ-ХХI веков Подготовка презентации 5 неделя 6 Творческая работа или презентация    
4 Основные этапы научной картины мира. Опорный конспект   6 неделя 4 Опорный конспект  
4 Рассудок и разум, рациональность Написание эссе 7 неделя 4 Эссе  
4 О современной методологии   Подготовка  7-8 неделя 6 Творческое задание  
4   Отражение и информация, три концепции информации Подготовка реферата 8 неделя 4 Контрольная работа  
4 Проблема идеального (изучение источника по выбору: Э.Ильенков, Д.Дубровский, М. Лифшиц) Опорный конспект 8-9 неделя 6 Опорный конспект или эссе  
4 Загадки антропогенеза: человек, общество, история Подготовка презентации 10-11 неделя 6 Реферат или презентация    
4 Соотношение необходимости, свободы и ответственности личности Подготовка реферата 12-13 неделя 6 Реферат  
4 Проблема смысла жизни, смысловые регуляции, смысловое самоопределение.   Подготовка  14-15 неделя 6 Эссе  
4 Негативные характеристики техногенной цивилизации XXI века   Подготовка  16-17 неделя 6 Эссе  
4 Сценарии будущего человечества   Поиск литературы 18 неделя 6 Обзор литературы  
  Итоговая контрольная работа (тест) Проработка теоретического материала, подготовка к контрольной работе   2 Контрольная работа (тест)  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

92

 

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

92

 

 




Содержание учебного материала

 

Модуль 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 308.