Предмет, основной вопрос и функции философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2. Структура философского знания и многообразие философских дисциплин.

Становление философии и основные этапы ее исторического развития.

Философия древних цивилизаций Индии и Китая. Краткая характеристика.

Греческая натурфилософия. Краткая характеристика.

Классическая античная философия: объективный идеализм Платона, философия Аристотеля.

Философия Средних веков. Характеристика основных направлений.

Философия эпохи Возрождения.

Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.

Немецкая классическая философия: Кант. Основные положения.

Немецкая классическая философия: Гегель. Основные положения.

Современная западная философия: обзор направлений.

Философия жизни. Ницше.

Позитивизм и его основные формы

Феноменология. Краткая характеристика.

Герменевтика, психоанализ. Специфика подходов.

Прагматизм, экзистенциализм. Краткая характеристика.

Русская философия: становление и основные этапы

Философия истории: западники и славянофилы.

Философский синтез Вл. Соловьева.

Онтология – учение о бытии, основные формы бытия.

Что такое диалектика?  Общая характеристики ее законов и категорий ?

23. Характеристика  основны х категори й диалектики : причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, содержание и форма, единичное, особенное и всеобщее.

Материя – как объективная реальность . Типы материальных систем.

Атрибуты универсума: движение, развитие, пространство, время

Что такое пространств енно- врем енной континуум, современные представления о специфике пространства и времени в микро и мега мире.

С пецифика человеческого сознания .

Характеристика структур ы и основных функций сознания .

Язык как знаковая реальность и его основные функции.

Понятие идеального и его интерпретации.

Структурные элементы и критерии научного познания.

Многообразные формы вненаучного знания.

Методологи я: основные принципы и классификация методов.

34. Что такое культура? Ее основные концепции и определения.

Ц енности и их роль в человеческой жизни.

Как соотносятся формы общественного сознания ?

Что такое обществ о и какова его структура?

П рогрес с, регресс , ко эволюция .

П рирода и сущность человека

В чём состоит проблема периодизации исторического процесса?

Что характеризует формационный подход к истории развития человечества и в чём особенности цивилизационного подхода?

Общая характеристика глобальных проблем современности.

Критерии оценки: максимальное количество баллов – 5 балла

Текст содержит четко сформулированные определения базовых понятий темы – 1 балл;

- текс структурирован, в нем последовательно и четко изложено содержание рассматриваемого вопроса –2 балл;

- текст содержит основные выводы, личностную и мировоззренческую значимость темы – 2 балл;

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

 

Задание: компьютерные презентации по дисциплине «Философия».

Примерная тематика презентаций по модулям

 

Цель – научить студентов лаконично формулировать основное содержание ответа на вопрос, наглядно представлять информацию и формировать сопроводительную справку к презентации.

                                                                                                            

Модуль 1. Истоки, смысл и предназначение философии. (Примерные темы презентаций)

1. Философия и структура философского знания.

2.  Соотношение философии и науки

3. Философская антропология, круг ее проблем

4. Философия культуры и ее основные вопросы

5. Философия как аксиология. Многообразие ценностей.

6. Представители материализма и идеализма в истории философии

7. Этика как философская дисциплина, круг ее вопросов.

8. Философия и искусство, специфические характеристики.

9. Основные проблемы античной философии.

10. Философские учения Платона и Аристотеля.

11. Особенности Средневековой философии и основные ее представители.

12. Специфика средневековой культуры.

13. От патристики к схоластике.

14. Философская система Фомы Аквинского

15. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

16. Материализм и пантеизм Б.Спинозы

17. Лейбниц: метафизика плюрализма и предустановленная гармония

18. Т.Гоббс: теория политического абсолютизма

19. Место немецкой классической философии в истории философии и ее представители.

20. Сущность «коперниканского переворота» И.Канта

21. Диалектический идеализм Г.В.Ф. Гегеля: достоинства и недостатки.

22. Материалистическое понимание истории (К.Маркс):

23. Многообразие направлений современной философии и их отличительные особенности 

24. Русская философская мысль XIX- начала ХХ века

25. Характеристика глобальных проблем современности

26. Цифровая эра и ее отличительные особенностию

Модуль 2. Онтология и теория познания. Человек и Общество. (Примерные темы презентаций)

1. Проблема бытия и существования, характеристика основных форм бытия.

2. Современная характеристика структурной организации универсума. 

3. Пространственно-временной континуум, основные характеристики. 

4. Законы и категории диалектики, их специфика и проблема их универсальности.

5. Синергетика как теория самоорганизации открытых систем.

6. Формы, виды и уровни познания. Познание и практика.

7. Методы научного познания и их современная классификация.

8.  Специфика многообразных форм вненаучного знания. 

9. Основные функции науки и критерии научного познания.

10. Концепции истины.

11. Что такое информация? Три концепции информации.

12. Наука и проблема ее исторического возраста.

13. Сознание и его основные структурные элементы.

14. Традиции понимания сознания в различные исторические эпохи

15. Язык как знаковая реальность

16. Сознание и личность, сознание и самосознание

17. Человек как биосоциальное существо, результат социальной, биологической и культурной эволюции.

18. Личность и массы. Роль личности в историческом процессе.

19. Смысл жизни и ценностная система жизнедеятельности человека.

20. Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности человека.

21. Общество как самоорганизующаяся система. Типы обществ.

22. Социальная философия и ее место в структуре философского знания.

23. Специфика религиозной, философской и научной картин мира.

24. Гражданское общество и государство.

25. Закономерности культурно-исторического процесса. Сущность и функции культуры.

26. Взаимодействие культур и цивилизаций. 

27. Ноосферное мышление и проект современной общепланетарной цивилизации.

28. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

29. Глобализация, ее предпосылки и социокультурные последствия.

30. Цифровая цивилизация и будущее человечества.

 

Методические указания по оформлению мультимедийных презентаций:

На первом слайде должны быть указаны: ВУЗ, факультет, номер группы, название темы, ФИО руководителя, ФИО студента. На втором слайде должно быть указано содержание презентации. Материал должен соответствовать предложенной теме.

1. Размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

2. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

3. Избегать избыточного текстового материала (текст – не более 30 % слайда);

5. Не менее 10 информативных слайдов, на каждом слайде обязателен заголовок;

6. Заключительный слайд – список рекомендуемой для изучения темы литературы;

7. Только оправданное, с точки зрения передачи смысла, использование анимации;

8. Желательно присутствие на слайде информационных блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга, при этом слайд не должен быть информационно перегружен;

9. Все слайды должны быть выдержаны в едином стиле;

10. Содержание должно быть строго научным;

11. Информация должны быть актуальной и современной, ключевые слова в тексте выделены.

12. Все гиперссылки должны быть активными

Критерии оценки презентации

Неудовлетворительно ( 2 балла) Удовлетворительно (3 балла ) Хорошо (4 балла) Отлично (5 баллов )
Дизайн и мультимедиа Эффекты 1 Цвет фона не ссоответствует цвету ттекста 2 Использовано более 55 цветов шрифта 3 Каждая страница имеет свой стиль оформления 4 Гиперссылки не ввыделены 5 Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией) 6 Звуковой фон не ссоответствует единой концепции, носит отвлекающий характер 7 Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен) 8 Не работают отдельные ссылки 9 Цвет фона плохо соответствует цвету текста 10 Использовано более 4 цветов шрифта 11 Некоторые страницы имеют свой стиль оформления 12 Гиперссылки выделены 13 Анимация дозирована 14 Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер 15 Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией 16 Ссылки работают 17 Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть 18 Использовано 3 цвета шрифта 19 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего 20 Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра 21 Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна 22 Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации 23 Размер шрифта оптимальный 24 Все ссылки работают 25 Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается 26 Использовано 3 цвета шрифта 27 Все страницы выдержаны в едином стиле 28 Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра 29 Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации 30 Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации 31 Размер шрифта оптимальный 32 Все ссылки работают

 

Следует придерживаться:

– отсутствия лишних слов и оборотов;

– точности формулировок;

– отсутствия концептуальных ошибок и заблуждений;

– наличия основополагающих школ и направлений, парадигм;

– единого «идейного формата» презентации. 

- Разработка слайдов: в редакторе Microsoft Power Point.

- Презентация может включать в себя небольшой фильм (не более 5 минут), способствующий наиболее полному раскрытию темы.

Критерии оценки:

 

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. Презентация 5 баллов Максимальное количество 5 баллов выставляется при соблюдении следующих требований: - поставлена проблема исследования; - сделаны выводы по исследуемой проблеме; - обозначена авторская позиция; - соблюдены требования к оформлению работы , - использовано не менее трех литературных источников; За несоблюдение указанных требований оценка снижается.

 

Составитель ________________________ И.О. Фамилия Татьяна Геннадьевна Лешкевич

 

(подпись)

« » апреля 2018г., протокол №

 

Задание: опорный конспект вопросов 

  семинарских занятий

по дисциплине «Философия»

 

       Темы модуля 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества

2.1 Предмет и основной вопрос философии, мировоззренческая и методологическая функции философии. Структура философского знания.

2.2 Происхождение философии и ее исторические типы: античная философия; философия Средневековья и Возрождения; Философия нового времени; Классический этап в философии; Философия марксизма; Русская философия.

2.3 Современная западная философия; специфика основных направлений современной западной философии.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.