Был даже этап в историографии, когда считали, что римского искусства не было: была великая Греция, а Рим – просто копирует и ничего особо нового не привнес.
Началось в эпоху Возрождения: концепция истории: античность – все высокое умирает – вновь эпоха Возрождения (с Петрарки до Вазари) воскресила старую античную традицию. Античную традицию воскрешали по-разному:
· с одной стороны узнать, изучить, обмерить, понять и сравнить с тем, что делаем мы сами. Они не знали античности, они знали Рим, чьи памятники были вершиной развития. Последовательно эту концепцию развивали следующие люди:
o Франческа Петрарка – впервые сформулировал идею об умершей античности и ее возрождении.
o Лоренцо Гиберти – Книга «Комментарии», не только о современной ему худ ситуации, но и краткий очерк об истории искусства. Основная идея: античность – темные века – Джотто, ЧимАбуэ (воскресили благодаря тому, что они обратились к античному наследию)
o Джорджо Вазари с его жизнеописаниями (два издания: в 1550, второе в 1568 г.) – логическая формулировка – античности нужно подражать, нужно изучать, античность – эталон, т.к. античность подражает природе, что есть цель и основа всего искусства.
· С другой стороны, хотелось возродить античность в жизни, в бытовых реалиях. Чтобы преодолеть разделение, нужно немного воображения, не только скрупулезное изучение.
o Николло Николи – известный гуманист, издал учебник латинского языка. Главное его главное влияние – через собственное поведение. У него была коллекция античных памятников, а чтобы лучше наслаждаться всем этим, он одевался в античные одежды (так писал о нем известный биограф виспассиано дебистичи – Николло Николи был замечательный и такой античный, т.е. он стал снова античным человеком).
o НИколо Маккиавелли – вечером переодевается в античные одежды, читает труды древних авторов и беседует с древними авторами, и они ему отвечают –немного странный, но вполне понятный риторический ход: живой контакт античности и современности.
o Франческо Петрарка – писал письма Цицерону и получал от него ответы. Важно само умение погружения в античность
Т.о. с т.зр. человека возрождения: римское – великое искусство, прошло долгий путь развития, современность должна только подражать, но иногда может превзойти. Оно - эталон художественнной деятельности, поскольку она подражает природе. Чтобы погрузиться – нужны бытовые усилия.
С конца 17 века – изменения. Летрулье – директор франц академии в Риме. В 1699г. излагает концепцию системы образования. Было бы хорошо открыть еще одну академию в Греции, т.к. там можно изучить истоки, лучшие экземпляры и вершину античности. Впервые появляется концепция: вершина античного искусства – Греция, Рим - упадок.
Квинтэссенцией этой концепции будет деятельность человека, стоящий у истоков науки истории искусства: Иоганна Винкельманна. Получил образование в Германии, переезжает в Италию, переходит из протестантства в католицизм. Он не только изучает памятники, но ставит на научную основу: датировка, развитие стиля и т.д.
Монеты – хорошо датируются, проблема развития стиля и художественного языка памятников. Поэтому изучает не только памятники, но и античные монеты, которые помогают проследить особенности развития художественных стилей. 1764г «История искусства древности»:
o окончательная формулировка, просуществовавшая до 20 века: идея упадка в античности и эволюции. Искусство прошло целый ряд этапов в развитии: начало – вершина – упадок. Упадок начался еще с 3 – 2 вв до н.э. античное искусство переживает упадок. Т.е. все искусство др. Рима это очевидный упадок.
o Римского искусства вообще не существует, есть греческое искусство под римским господством – упадок.
o Римляне ничего не создали, они только копировали греческие памятники, но сами ничего не привнесли. А римская архитектура – не более чем второй слабый слепок процессов греческого искусства.
Сама деятельность Винкельмана связана с тем, что в европейском искусстве начинается мощное движение неоклассицизма. Но будет опираться не на римские памятники (как Возрождение), а изучать греческие оригиналы. Весь 19 век прошел под этим знаком того, что римское искусство упадок, никому не нужно, по сути вторично и копия греческого.
Поменялось на рубеже 19 и 20 веков. Причины в становлении истории искусства как науки:
1) Начали изучаться и публиковаться античных памятников.
2) активное издание источников: Плиния, Витрувия и др.
3) поменялась сама художественная ситуация. 19 век под мощным влиянием классической традиции (наполеоновская архитектура, английская палладианская, германии начала века, русский ампир и т.д.). В конце 19 века- отрицание значимости классической традиции. Изменение сознание европейского человека – появляется импрессионизм, модерн и другие направления, которые опираются не только на классическую традицию, но и другие художественные ценности. Вновь обращаются к искусству Рима.
Два ученых, связанные с венской школой искусствознания, сделавшие сущностный переворот. Школа, в отличие от немецких искусствоведов, бежала от общих теоретических рассуждений об искусстве, они возвращались к памятникам. Не общие теории, а конкретика и неповторимость памятника. Как следствие Вена – центр музейного развития.
1) Викгоф «Введение к венской книге бытия» 1895г. Очень быстро, уже в 1900 переводят на английский язык – под названием «Римское искусство».
o Развитие искусств не идет прямолинейно, а с отходами, возвратами и т.д.
o Римское искусство – не конец искусства античности, а начало всего дальнейшего развития европейской традиции (с него началась поздняя античность, средневековье, возрождение).
o Он меняет оценку римской архитектуры. Рим – принципиально иная и новая концепция архитектуры. Греция – пластична, мыслит отдельным объемом, ордерная, но всегда внешнее понимание объема. Рим – новые материалы, новые конструкции (арочные, сводчатые). Она открывает внутреннее пространство – впервые не только фасад, но и внутреннее пространства. Отсюда – базилика! Арка – основа художественной формы. Ордер – не только конструкции, но и декорации, которая не работает, но объясняет конструкцию. Купол, свод.
o Величие еще и в изобразительной части: с его точки зрения, римское искусство открывает 2 ключевых принципа: натурализма и иллюзионизма. На основании этих принципов РИ создает два направления, которых не было у греков: римский портрет и исторический рельеф.
o Этапы в развитии мирового искусства по принципу изображения:
1) Дополняющий – Древний Восток: нет глубины пространства, изображения кладутся на плоскость, дополняя друг друга;
2) Разделяющий – Греция: один эпизод отделяется в рассказе от другого, они существуют отдельно друг от друга и каждый самодостаточен;
3) Непрерывный –Рим: римский исторический рельеф. Именно этот тип будет важен для раннего христианства, возрождения и далее.
Т.е. Рим не конец, Рим – начало, без него не было бы всего того, что потом должно произойти.
2) Ригль. Из музея декоративного искусства. «Проблемы стиля» 1893г. «Позднеримская художественная промышленность» 1901 г. Памятники декоративного искусства конца античности и раннего христианства.
o разработал концепцию о том, что развитие художественной деятельности человечество связано с так называемым имманентным художественным стремлением (которое существует всегда в человеческой душе) – «кунстволлен» (художественная воля). Именно она определяет специфику памятника и способствует развитию искусства. Но она существует не только у творца, но и у зрителя, именно благодаря этой воле может осознать памятник.
o Его понимание развития мирового искусства: от осязания памятника (тактильность) к пространству (оптическое, визуальное восприятие)
1. Древний восток – только осязающий момент
2. Греческое искусство – осязание, но немного оптического (храм – периптер)
3. Рим – оптические ценности и непрерывный рассказ, которым характеризуется римский исторический рельеф.
o Он не проецируется на плоскость как в Греции. В Риме плоскость – не граница, это атмосфера, пространство, глубина, куда объем погружается (пространственные ценности)
o развитие сюжета параллельно плоскости – непрерывное развитие.
Оппозиция: Йозеф Стжиговский «Запад или Рим» 1901г. Он не говорит о постепенной развитии греческого и римского искусства. Он пытается понять, как античная традиция включается в мировое искусства. Для него важны не центры, как Афины или Рим, для него важны восточные центры, которые были преобладающие в позднее античное время. Именно благодаря восточным влияниям в позднеантичное время и формируется новый художественный язык, важный для искусства Византии и западноевропейского средневековья.
Все большее возрастание значение античности и роли Рима в частности для англоязычной литературы. Мисс Стронг (конец 1910-нач 1920гг) – развивает концепции Виткофа: римское искусство (исключительно изобразительного) в развитии прошло целый ряд этапов, связанные с разным пониманием сути исторического рельефа, трактовки пространства и т.д. От простого алтаря Августа, полностью выполненного под греческим влиянием, через Арку Тита, колонну Траяна, колонну Марка Аврелия вплоть до эпохи Константина проходит развитие римского искусства, где формируются принципы, отличные от греческого искусства.
Джон Тойнби 1934 г «Школа Адриана». 1951 г – статья. Его концепция: он изучал не столько сами памятники, сколько социальную среду, где возникли памятники. ДТ не отрицает факта наличия РИ. Но лучшие памятники делали греческие мастера, почему же мы говорим, что это римское искусство? Для Рима важно не кто делал, а для кого и в каких условиях делали. Например рельефы алтаря Мира – важнейший пропагандистский инструмент для идей Августа. Т.е. не столько художник определяет программу и художественный посыл памятника и даже его художественные, средства сколько заказчик влияет на идейный мир, в котором возникает памятник. Греки приносят блестящее мастерство, но используют его для донесения римских идей.
Рихард Бригль (???) с 1960 до 1990х годов. 1984г. «Изобразительная повествовательность. Развитие рассказа от этрусков до позднего Рима». Соединение предыдущих идей: своеобразие римского искусства, его образного строя, формирующегося под влиянием римских идей.
Карнелиус Вернеоль (Vermuele) «Римское искусство эпохи империи в Греции и Малой Азии». Не столько восток, сколько новое сопереживание, совместное существование позднегреческой и римской традиции дают импульс следующим традициям.
Рануччо Бьянки-Бандинелли (Bianchi Bandinelli) . «Рим – центр силы (римское искусство до 200 до н.э.)». «Поздняя империя от 200 до 400 г н.э.». На широком материале изучения ментальности (проблема смерти, рождения человека и т.д.) рассматривает развитие римского искусства.
По римской архитектуре.
Аксель Боэциус (Boethius A.). «Этрусская и республиканская архитектура». Концепция: римская архитектура опирается на убогую собственную традиции, этрусскую традицию, прекрасно знает греческие памятники, под влиянием эллинистической традиции, создает те основные методы, типологии, конструкции, формально образные схемы, которые позволяют создать одну из школ эллинистической архитектуры, но вместе с тем совершенно новую римскую систему, которая будет смотреть в будущее.– римская – в конце республиканского периода.
Джон Вард-Перкинс (Ward-Perkins J.B.) в книге о римской имперской архитектуре изложил эти принципы. Roman Imperial Architecture.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 325.