ТЕМА 2. Психические процессы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 3. Психические познавательные процессы

Раздел формирует следующие компетенции, обеспечивающие способность к управлению малыми коллективами исполнителей:

- знание и умение описать поведение человека, его причины, индивидуально-психологические особенности личности в категориях психологической науки.

Цели занятия:

1. Определение сущности психических познавательных процессов.

2. Понимание физиологических основ, свойств и видов психических познавательных процессов.

 

План лекции:

1. Ощущение.

2. Восприятие.

3. Внимание.

4. Память.

5. Мышление.

6. Воображение.

Основная часть.

 

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В ее структуре обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс отражает изменение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. К процессам относят эмоциональные, познавательные, волевые. Эмоциональные – все внутренние (душевные, чувственные) переживания. Волевые процессы – принятие решения, исполнение при достижении поставленных целей, т.е. такие процессы, где требуется волевое усилие.

 

 

Ощущение

Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой. В ощущении интегрированы (неразрывно связаны) познавательные, эмоциональные и регуляторные стороны психического.

Изучение развития познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребенка (в отногенезе) показывает, что ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Проделайте небольшой эксперимент: попросите студента закрыть глаза (добровольца из аудитории) и коснитесь его ладони незнакомым предметом, а потом спросите, что он может сказать о предмете. Если испытуемый не узнает, что это такое, то он ответит: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое, шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек.

Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятельности любого органа чувств. Например, когда предмет экпонируется (показывается) 1/100 сек., человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на органы чувств.

Органы чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему (афферентному) нерву передается в определенные участки головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву.

Преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс, его проведение в мозг, формирование ощущения и ответного действия – все это развернуто во времени. Отрезок времени от нанесения раздражителя до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым) периодом. Он неодинаков для разных ощущений. Так, латентный период тактильных ощущений 130 миллисекунд, болевых – 370.

Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов. Двигательные импульсы, которые осуществляют ответную реакцию, в свою очередь вызывают поток чувствующих нервных импульсов, сигнализирующих об эффекте приспособительной реакции. В анализатор поступает новый ряд настроечных импульсов. Описанное явление получило в физиологии название «обратной афферентации».

В качестве основных видов ощущений различают:

Кожные ощущения - прикосновения и давления, осязания; температурные и болевые; вкусовые и обонятельные ощущения; зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статистические и кинестетические) и органические ощущения голод, жажда, боль). 

Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела: смутные, плохо дифференцированные ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого самочувствия.

Кинестетические ощущения - ощущения движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков.

Вибрационные ощущения - связывают тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане являются переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.

Осязание - отличается от кожных ощущений особенно активным характером. Познание окружающего мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Обычно осязание у человека функционирует в связи со зрением и под его контролем.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами . К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая от его других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, темпу, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.п. качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

2. Восприятие

Восприятие (лат. перцепция) целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы.

В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие — это не сумма отдельных ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания.

Физиологические основы восприятия. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Восприятие есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений.

Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию практической деятельности человека.

 Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут вести себя самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практики или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени.

Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются в воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Но благодаря свойству константности — способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия) компенсировать эти изменения — мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по цвету, форме, величине.

Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед человеком задачи. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменить его содержание.

Виды восприятия

- в зависимости от объекта отражения.

Все предметы и явления окружающего мира существуют в пространстве и во времени. Пространство и время – основные формы существования материи. Объективно существуют пространственно-временные отношения между предметами и явлениями отражаются восприятием. В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.

 - в зависимости от степени целенаправленности деятельности личности.

Восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркость, рядоположенностью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. Идя по улице, вы слышите шум машин, разговоры людей, видите яркие витрины, воспринимаете различные запахи и многое другое. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким восприятие будет, например, рассматривание схемы нового узла электронно-вычислительной машины, слушание лекции. Зависимость восприятия от образа деятельности, особенностей жизни, направленности личности и т.д. называется апперцепцией.

Внимание

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания: 1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2) функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, 4) функция регуляции и контроля деятельности.

Основные свойства внимания: концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным), произвольным (преднамеренным) и послепроизвольным. Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин - особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие.

Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание.

Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов - темный и т.д.

Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действие раздражителя. Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу “прыгающей”.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Память

Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Физиологические основы. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, то есть в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения.

Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования - временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, то есть изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении.

Существует нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под действием биотоков происходят измерения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующие прохождение биотоков по этим путям.

Другая теория — молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых “записывается” поступающая в мозг информация.

При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.

Запоминание — психическая деятельности, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.

Сохранение - это удерживание заученного в памяти, то есть сохранение следов и связей в мозгу. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.

Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, то есть процесс угасания, ликвидации, “стирания” следов, затормаживания связей. Г. Эббингауз (1885) показал, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.