Структура педагогики и психологии. Их взаимосвязь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итоги научных исследований представителей перечисленных и других психологических направлений и школ позволяют постоянно расширять поле теоретических и прикладных разработок. В результате к настоящему времени сформировался целый ряд отраслей психологии, реализующих научные достижения в той или иной области деятельности человека. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия между людьми (В.Штерн, А.Ф.Лазурский) на основе применения специальных тестовых, опросных и других методик. Психофизиология исследует физиологические механизмы, реализующие психические явления и процессы.

Медицинская психология первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно медицинскую психологию, охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретических целях, так и в интересах лечебной психиатрической практики, и нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

В последние годы широкое развитие получили детская и педагогическая психологии, тесно связанные между собой, поскольку психическое развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Помимо этого, появилась также возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения.

Развитие промышленного производства поставило перед психологией задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигательных операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека и проведения профессионального отбора. В связи с этим в самостоятельную отрасль выделилась психология труда. В условиях автоматизации производства на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и другие сложные психические процессы. Специальных исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования, что послужило основанием для оформления инженерной психологии.

Одной из важнейших отраслей психологии является социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах -трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также различную внутреннюю структуру. В ее предмет также входят вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нем функций (ролей), вопросы психологической совместимости участников коллективной деятельности и управления ею.

В качестве особой отрасли выступает психология личности, интегрирующая результаты научных исследований перечисленных и многих других отраслей. На стыке некоторых названных направлений формируются новые области, к числу наиболее перспективных из которых можно отнести психологию сервисной сферы общества (психологию сервиса).

Педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

теория воспитания;

дидактика(теория обучения);

возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования,   изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.)

философия образования

 сравнительная педагогика

 социальная педагогика и др.

Образование изучает не только педагогика, но ряд других наук: психология ( психологические аспекты обучения, личность педагога, личность воспитанника и т.д.), социология (коллектив и личность, взаимоотношения в сообществах и т.д.), философия, история, культурология, валеология и многие другие. Педагогика, несомненно, тесно связана с результатами исследований, проводящихся в этих науках. В целом, различают два вида связи педагогики с другими науками:

Методологическая связь.

К этому виду относят:

-использование в педагогике основополагающих идей, общих концепций, которые возникают в других науках (например, из философии);

- использование методов других наук (например, из социологии).

Предметная связь.

Этот вид связи характеризуется:

- использованием конкретных результатов других наук (например, из психологии);

- участием в комплексных исследованиях.

Несомненно, наиболее тесная связь педагогики с психологией. Однако, нужно очень четко представлять себе, что предметом исследования психологии как науки является психологическая структура личности (главными составляющими которой являются сознание, деятельность, самосознание), а значит, она дает отправные данные на которых необходимо научно выстраивать всю систему обучения, воспитании, образования. И эти уже занимается педагогика.

К числу наиболее важных связей с психологией педагогика относит:

1. Возрастные характеристики групп воспитанников и обучаемых.

2. Представления о психических процессах.

3. Интерпретации отдельных характеристик личности, в первую очередь – самостоятельности, активности, мотивации.

4. Представление цели образования в форме, которую педагогика может воспринять в форме содержания.

В своем развитии общая педагогика как интегрируется с другими науками (появились – педагогическая психология, педагогическая этика и др.), так и дифференцируется – т.е. выделяется в ряд относительно самостоятельных научных разделов, отраслей педагогики. К ним можно отнести: возрастную педагогику, профессиональную педагогику, педагогику высшей школы, сравнительную педагогику, историю и философию образования и т.д.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 184.