Размышляя о назначении науки, Д.И. Менделеев пришёл к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели – предназначение и польза.
Не исключение из общего правила психология и педагогика. Следует различать научные и практические задачи психологии педагогики. Задачи педагогической и психологической науки – вести исследования, а практические задачи – осуществлять психологическую помощь, организация образования (воспитания, обучения).
К основным задачам психологии относят:
1. Изучение закомерностей развития психики: психический процессов, свойств, состояний и их особенностей в различные возрастные периоды;
2. Изучение закономерных зависимостей человеческого поведения от биологических психологический и социальных факторов;
3. Изучение психологических особенностей различных видов человеческой деятельности(трудовой, научной, творческой и др.);
4. Оказание помощи личности в трудных жизненных, личностных ситуациях и др.
В общем виде задачи педагогики можно представить следующим образом:
1. Вскрытие закономерностей в области образования и управления образовательными системами.
2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
3. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
4. Прогнозирование образования.
5. Внедрение результатов исследований в практику.
6.Разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.
Гораздо богаче и разнообразнее те задачи, которые возникают оперативно, под влиянием потребностей практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения.
Заключение.
Таким образом, психология и педагогика относятся к антропологическим наукам. Предметом изучения психологии является психика человека, педагогики – образование (обучение и воспитание личности). Наблюдается тесная связь между этими науками. Представлены категориальные аппараты. Структура наук представлена различными отраслями. Знания по психологии и педагогике важны и нужны каждому человеку для оптимальной реализации себя в обществе.
Рекомендуемая литература:
1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. Уч. пособие. Рекомендовано МОиН. – М.: Вузовский учебник, 2009. – С. 9-33 и C. 207-246.
2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебник для студ. высш. учеб. завед.– 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2004. – С. 3-52 и С. 131-160.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 7-131 и С. 484-500.
4. Рубинштеин С.Л Основы общей психологии: учеб. пос. – СПб.: Питер, 2008. – С. 10-89.
5. Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие.- 2-е изд. – Казань: КГЭУ, 2009. – С. 3-20.
6. Завада Г.В., Бурцева Э.М., Романова Л.М. Психология и педагогика. Конспекты лекций. – Казань: КГЭУ, 2008. – С. 3-9.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студ. высш. учеб. завед.– 7-е изд. стер. – М.: Академия, 2007. – С. 3-205
8. История педагогики и образования: учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И.; под ред. З.И.Васильевой. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
Самостоятельная работа
Задание: Заполнение таблицы «Возникновение и развитие взглядов на предмет изучения психологии».
Выполнение работы:
1. Изучив предмет психологии и развитие взглядов о психике в 19 – 20 вв., провести анализ исторического развития представлений о предмете психологической науки.
2. Ознакомиться с формой таблицы и требованиями к ее заполнению.
3. Заполните в тетради таблицу:
Исторический период | Представители | Предмет изучения | Основные положения и важнейшие итоги |
Развитие психологии как науки о душе
Дата: 2019-02-25, просмотров: 268.