Согласно классификации Леонгарда выделяют 10 основных типов акцентуаций.
1. Гипертимный - склонность к повышенному настроению, оптимизм, быстрая переключаемость, недисциплинированность, склонность к приключениям, романтике, тенденция к доминированию, лидерству. В патологии — невроз навязчивых идей. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Застревающий — склонность к “застреванию аффекта”, злопамятность, обидчивость, одержимость одной идеей, чрезмерная устремленность, ”упертость”, эмоциональная ригидность. В паталогии — паранойальный психопат. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
3. Эмотивный (аффективно-лабильный) — быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу, зависимость от настроения, тонко организованная эмоциональная сфера, способность глубоко чувствовать и переживать, склонность к добрым отношениям с окружающими, ранимость. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают “с полуслова”. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не “выплескивают” наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
4. Педантичный — преобладание ригидности и педантизма, любовь к порядку, четкости, организованности, раздражительность. В патологии — эпилептоидная психопатия. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.
5. Тревожный — меланхоличность с высоким уровнем конституционной тревожности, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, страх ответственности. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат “козлами отпущения”, мишенями для шуток.
6. Циклотимный — резкие перепады настроения, смена гипертимных и дистимных состояний. Ему свойственны довольно частые периодические смены- настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.
7. Демонстративный — сильно выраженный эгоцентризм, стремление быть в центре внимания. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения) . Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
8. Возбудимый — склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
9. Дистимичный — склонность к пониженному настроению, противоположность гипертимности. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это - пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм
10.Экзальтированный — склонность к аффективной экзальтации. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
Заключение.
Сравнительный анализ основных типологических свойств личности человека (темперамент и характер) показаны в таблице.
Темперамент | Характер | |
Общее | Индивидуально-типологическое свойство психики личности | |
Подструктура | Биологическая | Психологическая |
Наследуемость | Врожденная особенность функционирования нервной системы организма | Приобретаемые в процессе жизнедеятельности в обществе качества личности |
Специфика отражения | Динамика протекания психических процессов (форма поведения) | Особенности содержания поведения, определенные отношения к окружающей действительности |
Свойства | Сила, уравновешенность, подвижность | Цельность, сила, устойчивость, пластичность |
Условия | Экстремальные | Обычные, типичные |
Виды | Типы: сангвиник (живой, подвижный), флегматик (инертный, спокойный), холерик (неуравновешенный), меланхолик (слабый) | Акцентуации: гипертимный, дистимичный, циклоидный, застревающий, возбудимый, педантичный, тревожный, демонстративный, эмотивный, экзальтированный |
Характероло-гические черты | Сензитивность (чувствительность), реактивность, ригидность, эмоциональная возбудимость (эмотивность), темп, ритм | Проявление волевых качеств, отношения к труду и деятельности, к вещам и предметам, к себе и другим людям, к миру и обществу |
Рекомендуемая литература:
1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. Уч. пособие. Рекомендовано МОиН. – М.: Вузовский учебник, 2009. – С 109-158.
2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебник для студ. высш. учеб. завед.– 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2004. – С.65-77 и С.112-130.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 273-392.
4. Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие.- 2-е изд. – Казань: КГЭУ, 2009. – С.39-46.
5. Завада Г.В., Бурцева Э.М., Романова Л.М. Психология и педагогика. Конспекты лекций. – Казань: КГЭУ, 2008. – С.26-31.
6. Рубинштеин С.Л Основы общей психологии: учеб. пос. – СПб.: Питер, 2008. – С. 511-633.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студ. высш. учеб. завед.– 7-е изд. стер. – М.: Академия, 2007. – С. 457-496
Самостоятельная работа
Задание: описание своего психологического портрета.
Выполнение работы:
4. Пользуясь психологическими опросниками:
- определите тип темперамента и наличие акцентуаций характера;
- установите взаимосвязь типа темперамента и акцентуаций характера.
5. Составьте психологический портрет, опираясь на результаты тестирования (тесты Айзенка, Леонгарда-Шмишека и другие), обосновав полученные выводы.
6. Оформите результаты в тетради или на листах формата А4.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.