Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека. Деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством является направленность – обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека. Исходным звеном фундаментом направленности является потребностно-мотивационная сфера.

Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Потребность — это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, это состояние нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта. Поэтому потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности, которые определяют активность личности и избирательность ее отношений к действительности. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать как реальное состояние дискомфорта. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.

По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т.д. И хотя естественные потребности остаются теми же (по их перечню), что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются от естественных потребностей животных. Скажем потребность в пище, удовлетворяемая сырым мясом, обработанным на огне и съедаемым с помощью ножа и вилки – это разные потребности характеризующие разные ступени развития

Культурные потребностих обусловленные особенностями общественной жизнью и деятельности человека, уровнем развития человеческой цивилизации. Кроме примитивных животных потребностей у человека появляются потребности в труде, познании, искусстве.. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения человек приобретает различные культурные потребности.

Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что даже для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узко личностный характер, используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях. И в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узко личностные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, — потребности коллектива приобретают характер потребностей личности.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в пище, одежде, жилищах и т.д.); в духовных — зависимость от продуктов общественного сознания (познание чего-либо). Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми, что является важнейшим условием духовного развития человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальным норм, ценностей, овладения социальным опытом, осуществляется профессионализация человека.

Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи, которые являются, в свою очередь, предметом материальных потребностей.

Потребности человека могут быть здоровые, полезные и нездоровые вредные. Почему человек стремится удовлетворить не только здоровые потребности, но и нездоровые. Например, потребности курения табака, употребление наркотиков, алкоголя и некоторые другие не являются здоровыми. При этом немало людей идут на их удовлетворение, понимая пагубность этого для своего здоровья и благополучия окружающих. Для большинства людей стремление к удовлетворению негативных потребностей часто связано с тем, что через их реализацию они удовлетворяют другие значимые для них потребности. Например, часто курение, употребление алкоголя способствует более ускоренной реализации потребностей в самоутверждении, общении и т.п. Поэтому в преодолении тех или иных негативных потребностей, привычек человека важно прежде всего правильно понять, реализация каких других значимых для индивида позитивных потребностей происходит с помощью этих нездоровых потребностей, и помочь ему успешно удовлетворять, реализовывать здоровые потребности.

Потребности находятся в определенной иерархии. Самая важная (доминирующая) потребность может подавлять второстепенные. В западной и отечественной психологии популярной является пирамида потребностей известного американского психолога гуманистического направления – А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей человека и выстраивает их в определенной иерархической последовательности

1. базовую основу жизнедеятельности человека составляют основные естественные, природные, физиологические потребности: в воздухе, пище, одежде, жилище и т.д.

2. потребность в безопасности и защищенности

3. потребность в принадлежности к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.)

4. потребность в самоопределении, самоактуализации, самоутверждении и признании окружающими, в первую очередь значимыми людьми: потребность в труде, потребность в познании окружающего мира (в результате чего формируется научная картина мира), потребность в справедливости, потребность в развитии, саморазвитии, самосовершенствовании.

Их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархической взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей.

Между потребностью и активностью лежит мотив.

Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность.

Мотивы отличаются друг от друга 1) видом потребности, которая в них проявляется, 2) формами, которые они принимают, 3) широтой или узостью, 4) конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. В зависимости от этого различают следующие мотивы:

Виды мотивов

1) неосознанные

влечения наиболее примитивная форма мотива, неопредмеченное побуждение.

установки – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность в соответствии с прошлым опытом.

Осознанные

желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека.

стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Стремления могут приобретать различные психологические формы.

намерения - конкретная форма стремлений человека, при которой осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать,

мечта как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченной картине то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и

страстимотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человек все, что не связано с значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Стремлениями являются и идеалы как потребность

убеждения это система осознанных мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением ( упорядоченным и внутренне организованной системой воззрений).

Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. есть мотивы, которые не мешают, а порой и помогают друг другу, и есть мотивы-антогонисты, взаимоисключающие друг друга. По мере развития человека из массива разнообразных, часто очень противоречивых мотивов начинают выделяться главные, ведущие, преобладающие, которые и образуют направленность личности

Направленность личности человека - система устойчивых осознанных мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрений и т. д.), относительно независимых от наличных ситуаций и ориентирующих деятельность личности на выполнение жизненной цели.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»), различают эгоистическую и общественной коллективисткой.

Направленность личности характеризуется:

 уровнем зрелостистепенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом. идеологической позицией,

 широтой диапазоном сфер проявления устремлений (соответственно м.б. узкой или широкой)

 интенсивностью, - силой устремления личности по реализации поставленных целей

устойчивостью и действенностью.

Определив понятие потребность, мотив, направленность можно дать и определение деятельности человека это исторически конкретная форма активности человека по преодолению преград, мешающих достижению его цели- получению доступа к определенным ценностям, удовлетворяющим его потребности.

 Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходиться выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личность находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». По тому, каковы у человека его главные жизненные цели, можно судить о ценности, богатстве и широте его личности. Важно, чтобы цель, поставленная человеком перед собой, не была узколичной, а имела объективную ценность. И не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковывало бы крупную личность. Лишь обывателя ничто не качается и ничто не интересует. Обыватель связан только со своим скудным мирком, а настоящему человеку всегда многое близко и важно.

 

2. Темперамент. Свойства и типы темперамента. (см. опорный конспект)

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. Быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются.

ХОЛЕРИК. Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание таких людей в коллективе.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Чувства и эмоциональные состояния возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 292.