Мозг и психика. Критерий психического
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психика (от греческого psychikos – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения
действительности; результат специфических взаимодействий живых систем с
окружающей средой.

Что является материальным носителем психики? Нервная система осуществляет две важнейшие функции:

– связь человека с окружающим его миром и

– согласование, координация работы всех частей организма, управления им.

Таким образом, нервная система необходима человеку для выживания, приспособления к земным условиям. Она и анатомически устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы и на внешнюю среду.

Элементарной единицей нервной системы является нейрон. Нейрон состоит из:

дендрита – древовидного ветвящегося отростка (их может быть несколько), который выполняет функцию восприятия нервного импульса;

собственно тела – которое генерирует преобразует импульс (0,03 мс);

– одного длинного отростка – аксона – (нервное волокно) – проведение импульса, передача другой клетке.

Клетки контактируют между собой с помощью синапсов (от греч «застёжка»).

Нервная система состоит из центральной и периферической. Периферическая НС представляет собой совокупность нервных волокон, осуществляющих связь ЦНС с различными частями тела и внутренними органами. Соответственно здесь различают:

Вегетативную НС – внутренние органы (сердце, легкие, пищеварительный тракт, почки и т.д.)

Соматическую НС – внешний мир через органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)

Центральная НС содержит серое вещество и состоит из головного и спинного мозга

Спинной мозг представляет собой толстый шнур, состоящий из нервной ткани, в поперечном разрезе: по краям – белое вещество, внутри серое вещество.

Спинной мозг является центром ряда безусловных рефлексов, регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, и работу внутренних органов.

В спинном мозге также находятся проводящие пути, состоящие из пучков нервных волокон, по которым передаётся возбуждение от периферических нервных окончаний в головной мозг и из головного мозга к периферии – к мышцам, коже, внутренним органам.

Головной мозг состоит из ряда отделов.

Рассмотрим их через особенности функциональной организации головного мозга.

В головном мозгу человека выделяют три основных блока, каждый из которых играет свою особую роль в обеспечении психической деятельности:

1-ый блок – энергетический – поддерживает тонус коры, необходимой для осуществления процессов жизнедеятельности и саморегуляции поведения.

В него входит:

продолговатый (ствол мозга и гипоталамус) – регулирует дыхание, сердечно–сосудистую деятельность и деятельность органов пищеварения;

средний – управляет положением и координацией тела в пространстве, регулирует мышечный тонус (напряжение мускулатуры);

мозжечок – координация произвольных движений конечностей

промежуточный (подкорка) – расположен под корой больших полушарий – более сложная рефлекторная деятельность, поступают нервные импульсы от органов чувств, центры обмена веществ, терморегуляции тела – большое значение в инстинктивном и эмоциональном проявлениях человека.

2-ой блок – блок приёма, переработки и хранения информации – работа по анализу и синтезу сигналов, приносимых от органов чувств из внешнего мира.

Образно говоря, это система центральных приборов, которые воспринимают зрительную, слуховую и тактильную информацию, перерабатывают или «кодируют» её и сохраняют в памяти следы полученного опыта.

2–ой блок занимает следующие части больших полушарий:

– затылочная область – зрение;

– височная – слух, обоняние, вкус;

– теменные – тактильные ощущения.

Чем больше значение имеет тот или иной вид раздражения в жизни животного или человека, тем больше площадь соответствующего участка коры головного мозга работает.

3-ий блок – блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности – формирование намерений, выработка соответствующей программы действий и выполнение этих программ во внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах – занимает лобные отделы коры. Следовательно, здесь находится область сознания, запечатлены наши знания, умения, привычки и характер.

Высшие психические процессы, такие как, мышление, воображение, речь, память не имеют строго определённой локализации в коре головного мозга, в их осуществлении принимает участие не одна зона, а целая система взаимосвязанных зон.

В случае повреждения какого–либо участка, отвечающего за протекания какого-либо высшего психического процесса, его функции на себя может взять другой участок. Однако поражение лобных долей сказывается на особенностях высших форм поведения. Кроме, снижения умственных способностей, наблюдается также нарушение в личностной сфере человека, в его характере. Люди становятся несдержанными, вспыльчивыми, будучи ранее тактичными, уравновешенными.

Итак, большие полушария головного мозга по сути являются вместилищем психической деятельности человека. Здесь сосредоточение наших мыслей, эмоций, чувств, взглядов, убеждений и т. Д.

Большие полушария – парное образование, состоящее из правой и левой половин, соединённых мозолистым телом. Снаружи полушария покрыты тонким слоем серого вещества толщиной 3–4 мм – кора больших полушарий. Внутренняя часть полушарий – белое мозговое вещество, т.е. состоит из нервных волокон. В коре насчитывается около 15 млрд. нейронов, в 1 мм3 – 30000 нейронов. Число синапсов достигает астрономического числа, если 1 нейрон имеет 6000 связей. Нервные клетки не могут делиться и не размножаются. У новорожденного количество нейронов также как у взрослого человека. Развитие же идёт по пути усложнения строения нейронов и увеличения количества контактов между ними. Начиная с 30–35 лет количество клеток уменьшается, по подсчётам учёных ежедневно гибнет до 50000и более нервных клеток.

Вообще, количество нейронов, данное при рождении, рассчитано на 200 лет при благоприятном течении обстоятельств. В настоящее время с увеличением стрессогенных факторов, этот срок существенно снижается. В связи с этим учёными проводятся исследования по формированию методики восстановления мертвых нервных клеток, заменой их на искусственные. В частности, исследования подобного рода ведутся в Нижнем Новгороде.

Основной формой нервной деятельности является – рефлекс закономерная ответная реакция организма на любое воздействие, которое реализуется в форме последовательного возбуждения элементов, образующих рефлекторную дугу

Пример: дотронуться рукой до горячей поверхности

Таким образом, психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга. То, что мозг и психика связаны –неоспоримый факт.

Пример влияния мозга на психику: в результате мозговой патологии, фармакологических воздействий, алкоголя, наркотиков – нарушается обычное протекание психических процессов. Здесь же можно отметить последние разработки в области нейронных сетей, устанавливающие связь между нейронами и электронными установками, позволят сконструировать биомеханические протезы конечностей, восстанавливать поражённые участки мозга, разработать устройства, соединяющие мозг с компьютерными системами обработки информации.

Пример влияния психики на мозг: произвольные движения, психосоматические заболевания, язвы, инфаркт – излечение болезней в результате внушения. Люди, лишенные конечностей, обычно чувствуют утраченный орган движения, т.е. физиологического процесса нет, а память о нём сохранилась, т.к. работают соответствующие нейронные сети.

Следовательно, психику нельзя просто свести к работе нервной системы, что вообще-то хотели сделать в нашей стране в 60–х гг. прошлого века, т.е. упразднить психологическую науку. Но, хотя головной мозг обуславливает психику, но её содержание производится не самим мозгом, не внутренние физиологические механизмы, при помощи которых она возникает, а характеристики внешних объектов, т.е. некая переработанная информация извне.

Кто или что обладает психикой? Где психика нужна? Где психическое берёт своё начало? Таким образом, обратимся к поиску т.н. критерия психического.

В истории психологи существует ряд попыток разрешения этой проблемы. Классические теории психического отражения:

«Антропопсихизм» – психика существует только у человека, т.е. критерий психического – это её осознанность, т.к. человек отдаёт себе отчёт, а животные, как и растения, только "живые автоматы".

«Панпсихизм» – (пан – всё) – душой наделена вся природа, в том числе и неживая, т.е. психика признаётся существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема её возникновения снимается – нет критерия.

«Биопсихизм» – психика приписывается всему живому, включая растения. Если есть способность жить, т.е. развиваться за счёт окружающих предметов, размножаться, передвигаться, то есть и психика. Здесь также нет критерия.

Современные теории психического отражения:

Структурный подход«нейропсихизм» – психика есть только у существ, обладающих нервной системой.

Функциональный подход – исходит из внутренних функциональных критериев – гипотеза А.Н. Леонтьева. Она получила большее развитие и признание. Этот подход опирается на ключевой вопрос – «для чего психика существует?», а, следовательно, «каковы функции психики?»

Каковы функции психики? Определение из прошлой лекции.

Разберём отдельно каждую функцию.

1) Отражение воздействий окружающего мира. Для того, чтобы выжить, субъект должен взаимодействовать со средой, добывать питательные вещества, избегать опасности, необходимо правильно отражать окружающую среду, т.е. ощущать, воспринимать, иначе говоря, «считывать информацию».

2) Регуляция поведения и деятельности. В результате поступающей информации и воздействий из окружающего мира субъект начинает соответствующим образом вести себя, у него появляются определённые потребности, мотивы, исходя из которых, он формирует программу своего поведения.

3) Осознание человеком своего места в окружающем мире. Правильная адаптация и ориентация человека в объективном мире, гарантирует ему эффективное осмысление всех реалий этого мира. Человек должен соблюдать нормы поведения, обладать здравым смыслом – осознавать себя как личность, наделённую индивидуально-психологическими особенностями. Эта функция является основным критериям психического по теории «антропсихизма», откуда следует, что человек с неуравновешенной психикой, таковой не обладает.

Исходя из выбранного нами функционального подхода, основополагающее значение имеет именно функция отражения, остальные являются её следствием.

Выясним особенности психического отражения по сравнению с другими видами, и одновременно определим признак (критерий) его возникновения.

Что вообще такое отражение? Приведите пример.

В «Кратком философском словаре» отражение определяется как «свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем».

Отражение – это всеобщее свойство материи, от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей и сложной материей – человеческим мозгом. Чем сложнее организована материя, тем совершеннее формы отражения.

Обратимся к рисунку «Виды и структура отражения» и наглядно проследим уровни сложности отражения, и определим как появляется интересующее нас психическое отражение.

Самый простейший вид отражения – физическое – свойственно как живой, так и неживой природе. Оно имеет место быть при механическом, физическом и химическом взаимодействии. Его особенность состоит в «безразличности» отражаемого воздействия для физического объекта, т.е. никак далее не используется для продления своего существования, наоборот, даже может привести к разрушению

Пример 1: Скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление, в результате волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается.

Пример 2: Удар руки по столу.

Для живой материи не всегда становится безразлично отношение к обмену веществ, отражение утрачивает пассивный случайный характер. Более того, ей необходим этот обмен, чтобы поддерживать своё существование (надо питаться, защищаться от опасности и т.д.), т.е. необходимо активно реагировать на изменение окружающей среды.

Так, при переходе от физического к физиологическому отражению появляется раздражимостьспособность живых организмов (растений и животных) реагировать изменением своего состояния на биологически полезные и вредные воздействия.

Раздражимость есть критерий наличия физиологического отражения.

Физиологическое – более сложный вид отражения, характерный для органической материи (живой природы). При непосредственном контакте с окружающей средой, организм приходит в активное состояние для поддержания постоянства своей внутренней среды.

Пример 1: поворот цветка вслед за солнцем, изменение сетчатки глаза при воздействии света, сокращение мышц.

Многим живым организмам вполне достаточно такой формы активности и соответствующих форм отражения – так живут представители царства растений. Но! Они не замечают посторонних воздействий в процессе непосредственного обмена веществ. Они не ориентируются активно в окружающей среде.

Пример 1: Так, цветы могут погибнуть без света и влаги, даже если источник влаги существует рядом.

В отличие от этой пассивной формы жизнедеятельности организм животного активно ищет или уходит от вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигналам или признакам, т.е. начинает вырабатывать индивид. способ поведения.

Пример: Так, звук или запах сами по себе не съедобны, но по ним хищник может определить, где прячется его потенциальная жертва.

Таким образом, при переходе от растительной жизни к животной, начиная с простейших живых организмов, появляется

Чувствительность – способность живых организмов биологические нейтральные («абиотические») воздействия, но объективно связанные с биологически значимыми (биотическими) свойствами.

Так в примере звук и запах – абиотические воздействия, жертва (пища) – биотическое свойство (предмет).

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева чувствительность является объективным критерием появления психического отражения – наиболее сложного и развитого вида отражения.

Или другими словами чувствительность есть признак наличия психики в организме.

Почему и как возникла психика в истории эволюции живой материи? Почему стало не достаточно физиологической формы отражения?

А.Н. Леонтьев: Психика возникла потому, что она оказалась «могучим средством приспособления животных к окружающей среде». Толчком для этого послужил переход от однородной среды к среде предметно-оформленной. В результате, происходит явление, названное «примат функции над органом». Среда → усложненная форма поведения → адаптация психического отражения → адаптация физиологических основ (нервной системы).

Отступление: эта идея названа гипотезой, т.к. исчерпывающих доказательств не существует, но с т.з. функционального подхода она истинна. Прежде всего, истинна в том, что воспроизводит специфику психического отражения, отличающего его от простейших видов.

Особенности психического отражения:

1) Даёт возможность правильно (адекватно) отражать окружающую действительность.

Возникающие образы материального мира являются слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий, их правильность определяется на практике. Отсюда вторая особенность.

2) Оно совершенствуется в процессе активной деятельности.

Чтобы что–то узнать, освоить, тем самым продвинуться в своём развитии, необходимо взаимодействовать с предметом: играть, учится, работать.

Пример: у ребёнка от 6 мес – 1,5 года –предметно–манипулятивная игра.

3) Оно всегда преломляется через индивидуальность

Оно зависит от ранее сложившихся особенностей психики, через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, поэтому одно и тоже внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми, и даже одним и тем же человеком в разное время.

Пример 1: Случай при проведении зачёта в группе СО-2-06 весной 2009 года. Преподаватель – 50 б., студентка – 60 б.

Пример 2: Многие пользуются при обращении с просьбой, думая: «Подойду, когда будет в хорошем расположении духа.»

4) Оно носит опережающий характер

Оно даёт возможность предвосхитить к.-л. сигналы:

– животные заранее готовятся к зиме;

– человек предвидит результаты своих действий, поведения.

? Различие между опережающим отражением животных и человека, а также разных людей заключается в отдаленности по времени предвосхищения результатов действий.

В зависимости от того на каком уровне развития находится животное (его морфология, нервная система, условия жизни, поведенческая активность), у него появляется соответствующий уровень психического отражения.

Проследим процесс усложнения психики в животном мире (начиная от простейших до человека) по таблице, опираясь на труды отечественных учёных А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества
специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия,
другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют
его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые -
приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает
активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до
человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись,
дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и
оперативными.











Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.