Различия психики животных и человека. Понятие о сознании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и
психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то
время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу
явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может
с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и
будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка
отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее
адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом,
выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания
о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме
того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании
большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в
мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция
развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным
свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе
ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную
ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у
обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой
ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и
усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно
воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от
данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут
возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их
непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека
к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от
данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные
воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен
поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это
первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности
создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной
ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как
орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в
данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для
обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме
того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно
- в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному
плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в
мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с
другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и
передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача
общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале
известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного
типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во
всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек
присваивает общественный опыт. общественный опыт занимает доминирующее
место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей
мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения
ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения.
Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению
отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека
развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная
память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен
способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому
четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком
является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не
остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления
действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды
отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные
эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая
способность сопереживать горе и радость другого человека.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи.
Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических
предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал
способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать
множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог
создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации.
Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных:
человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой
общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что
позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать
взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в
общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая
совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется
разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат
общественно-исторических условий формирования человека в трудовой
деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть
“общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические
характеристики? Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем
нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким
нечто существует для него, это - знание”. В структуру сознания, таким
образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых
человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут
быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С
помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении
воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная
картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение -
строить образные модели того, что является объектом потребностей, но
отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем
использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже
о полном распаде любого из указанных психических познавательных
процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое
различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека
и его ”не - я”. Человек, впервые в истории органического мира
выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает
сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он
единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.
е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя
в целом. Отделение “я” от ”не - я” - путь, который проходит каждый
человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания
человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности
человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при
этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения,
учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые
коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только изменяет
форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет
вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет
способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю”.
Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам
возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и
направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав
определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”,
- писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где
находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные
отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены
эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих
других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального
сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания
характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной
ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о
близких людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это
совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета.
Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем
понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой
такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота
ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое
регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания,
невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он
совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во
сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но
реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или
“субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но
благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более
неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых
отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и
некоторые патологические явления, возникающие в психике больного
человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании,
что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к
животной психике. Бессознательное - это столь же специфически
человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано
общественными условиями существования человека, выступая как частичное,
недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
















































































































































Заключение.

Психика является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший
продукт особым образом организованной материи”. А. Н. Леонтьев сформулировал объективный критерий психического. Психическое появляется тогда, когда организм приобретает способность отражать биологически нейтральные ("абиотические") воздействия, но объективно связанные с биотическими свойствами. Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в
условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира
развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие
собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется
законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта
человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно
человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию
и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется
человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания
человеческий детей среди животных.

 

Рекомендуемая литература

1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. Уч. пособие. Рекомендовано МОиН. – М.: Вузовский учебник, 2009. – С. 34-58

2. Рубинштеин С.Л Основы общей психологии: учеб. пос. – СПб.: Питер, 2008. – С. 90-162.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 220-230.

4. Завада Г.В., Бурцева Э.М., Романова Л.М. Психология и педагогика. Конспекты лекций. – Казань: КГЭУ, 2008. – С. 10-24.

 

 











Самостоятельная работа

Задание: подготовка реферативного сообщения «Методы изучения психических процессов и состояний (по выбору)».

Выполнение работы:

1. Изучите определения понятий «психический процесс», «психическое состояние», «психологическое свойство». 

2. Соберите информационный материал по теме доклада (по выбору) и найдите методики оценки данного психического явления (психического свойства, психического процесса или психических состояния).

3. Оформите данную работу на листах формата А4.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.