План практического занятия
1. Методика преподавания математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как наука.
2. Роль математики в осуществлении речевого и личностного развития ребенка с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями.
4. Значение специальной методики математики в подготовке учителя-логопеда.
Задания для студентов
1. Посещение коррекционной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Изучение контингента детей, обучающихся в начальных классах: анализ медико-психолого-педагогической документации, клинических диагнозов и логопедических заключений.
3. Рассмотрение и анализ специальных принципов обучения математике учащихся с речевыми нарушениями.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подготовка докладов, рефератов по вопросам практического занятия.
2. Работа с литературой.
Тема 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста
План практического занятия
1. Развитие математического мышления в онтогенезе
2. Механизмы трудностей овладения математикой детей с тяжёлыми нарушениями речи
3. Понятие акалькулии и дискалькулии
4. Пространственное восприятие и анализ у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Задания для студентов
1. Раскрытие возникающих трудностей в овладении математическими знаниями у разного контингента детей коррекционной школы 5 вида.
2. Изучение проявлений акалькулии и дискалькулии у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подготовка докладов по вопросам практического занятия.
2. Работа с литературой.
Тема 3. Методы и средства обучения математике
План практического занятия
1. Изучение методов и средств обучения математике в дошкольных образовательных учреждениях и школе для детей с нарушениями речи.
4. Методика использования средств наглядности на уроках математики в младших классах речевой школы.
5 Технические средства обучения на уроках математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задания для студентов
1. Раскрытие понятия специальных методик обучения математике.
2. Обоснование адекватности использования различных методик обучения в зависимости от структуры нарушений речевой деятельности.
3. Обоснование адекватности использования различных методик обучения в зависимости от особенностей двигательной сферы.
4. Изучение приёмов и методов работы учителя на уроке, которые активизируют и поддерживают внимание учащихся.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Раскрытие роли практических действий и наглядности, моделирования на различных этапах познавательного процесса.
9. Обоснование специфики применения словесных методов в учебном процессе.
10. Изучение основных средств обучения математике детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема 4. Организация учебной деятельности и содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
План практического занятия
1. Учебная программа по математике в коррекционной школе.
2. Использование дидактического материала на уроках математики в речевой школе.
3. Роль занимательных математических заданий в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Урок математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Значение внеклассных занятий по математике для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Задания для студентов
1. Раскрытие урока как основной формы организации учебной деятельности учащихся (типология уроков, цели и задачи урока, этапы урока).
2. Раскрытие роли подготовительной («речевой») работы на этапе ознакомления, закрепления и повторения учебного материала на уроке.
3. Осуществление дифференциации требований к различным группам учащихся на уроке.
4. Раскрытие внеклассной формы коррекционно-развивающего обучения математике.
Задания для самостоятельной работы студентов
1 Рассмотрение психокоррекционного и психотерапевтическое значения обучения математике детей с речевой патологией.
2. Анализ разделов начального курса математики.
3. Рассмотрение взаимосвязи основных разделов программы.
4. Изучение структуры программы учебного материала.
Тема 5. Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе 5 вида
План практического занятия
1. Пропедевтический период обучения математике.
2. Дидактические и речевые игры при изучении первого десятка.
3. Особенности речевой работы при изучении второго десятка.
4. Система обучения решению простых арифметических задач.
5. Система обучения решению составных арифметических задач.
6. Задачи и содержание изучения геометрического материала в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задания для студентов
1. Просмотр видиоматериала «Урок математики в коррекционной школе»
2. Методический анализ урока математики: определение вида урока математики, называние его основных этапов, цели и задач каждого из них.
3. Анализ использования методов и приёмов, наглядных пособий на данном уроке.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Изучение учебно-методической литературы.
2. Подбор примеров по использованию дидактических игр на уроках математики в коррекционной школе.
3. Подготовка к выступлению и демонстрации игр.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
Практические задания для самостоятельной работы студентов
Изучение учебной дисциплины «Методика преподавания математики (специальная)» располагает студентов к освоению лекционных знаний и их закреплению в ходе организации практических заданий. Практические задания предполагают использование литературы, посвященной методике преподавания математике учащихся школы 5-го вида, учебников как основное средство обучения; нетехнические средства обучения: таблицы, дидактические пособия, тетради по математике.
Приобретение студентами практических навыков осуществляется в процессе наблюдения за организацией уроков математики в общеобразовательной и коррекционной школах и просмотра студентами видеоматериалов по определённой учебной тематике.
Студенты выполняют индивидуальные и групповые задания, используя частные методики преподавания по обучению детей решению задач и усвоению ими других математических знаний.
Содержание лекций является основой для подготовки студентов к практическим занятиям.
Целью практических занятий является осуществление контроля над усвоением лекционного материала.
Вопросы, требующие более подробного рассмотрения, прорабатываются студентами и заслушиваются.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 526.