Методика преподавания математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как наука. Предмет, задачи, содержание и структура методики преподавания математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Связь методики преподавания математики в школе 5 вида со специальной педагогикой, специальной психологией, с методикой начального обучения математике, с математикой как наукой. Роль математики в осуществлении речевого и личностного развития ребенка с тяжёлыми нарушениями речи. Образовательное, воспитательное, практическое и коррекционно-развивающее значение начального курса математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности начального курса математики для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями. Реализация дидактических принципов на уроках математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности реализации принципов индивидуального и дифференцированного подхода, доступности, систематичности, наглядности, сознательности и активности, коррекционно-развивающей направленности обучения, сочетание наглядности и практической деятельности и др. Патогенетическое и психологическое обоснование принципов коррекционного обучения. Значение наглядности для сознательного и прочного усвоения математических знаний учащихся младших классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, сочетание средств наглядности и речевой деятельности в целях преодоления речевых нарушений и задержки развития детей с тяжёлой речевой патологией. Значение специальной методики математики в подготовке учителя-логопеда.
Тема 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста.
Развитие математического мышления в онтогенезе. Абстрактно-логическое мышление учащихся с речевыми нарушениями. Пространственное восприятие и анализ у детей с речевой патологией. Временные представления и понятия. Психомоторные функции. Особенности словесного опосредования. Произвольная деятельность планирования и контроль. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Причины и трудности овладения математических знаний детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Характеристика акалькуляции и дискалькуляции детского возраста; виды; причины; проявления акалькулии и дискалькулии. Коррекция психического развития детей с речевой патологией в процессе обучения математике. Особенности взаимодействия учителя с учащимися, страдающими тяжёлыми нарушениями речи в процессе обучения. Руководство учебной деятельностью в процессе обучения математике в коррекционной школе.
Тема 3. Методы и средства обучения математике
Классификация методов обучения математике. Особенности использования методов обучения математике детей с речевой патологией. Организация наблюдений за математическими фактами. Выполнение действий по показу и речевому заданию, оречевление деятельности.
Методы формирования математических понятий. Способы формирования вычислительных и измерительно-графических навыков, умений решать задачи. Индуктивный и дедуктивный способы ознакомления с учебным материалом. Понятие специальных методик обучения математике. Психологическое обоснование адекватности использования различных методик обучения в зависимости от уровня познавательного развития учащихся, структуры нарушений речевой деятельности, особенностей двигательной сферы. Роль практических действий и наглядности моделирования на различных этапах познавательного процесса. Специфика применения словесных методов в учебном процессе.
Средства обучения математике в дошкольных образовательных учреждениях и школе для детей с нарушениями речи.
Роль учебника и учебных материалов в обучении математике для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Специфика работы на уроках математики в школе 5 вида. Специфика работы по учебнику математики учащихся – дисграфиков, дислексиков. Тетрадь по математике. Методика использования средств наглядности на уроках математики в младших классах речевой школы. Технические средства обучения на уроках математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Использование средств наглядности на различных этапах учебного процесса. Пособия для самостоятельной работы. Требования к изготовлению пособий.
Развитие речи на уроках математики, ее коррекция. Место логопедической работы на уроках математики детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема 4. Организация учебной деятельности и содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Учебная программа по математике в коррекционной школе. Разделы начального курса обучения математике в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Взаимосвязь основных разделов программы. Структура программы. Принцип концентричности расположения учебной информации. Специфические компоненты программы. Распределение учебного материала по годам обучения. Межпредметные связи и их роль в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями. Организация обучения математике детей с тяжёлыми нарушениями речи. Урок математики в коррекционной школе. Основные требования к уроку математики в коррекционной школе. Система уроков математики. Виды уроков математики. Структура урока математики. Современные требования к уроку. Анализ урока математики (психолого-педагогический, методический). Планирование учебного материала: тематические и поурочные планы. Требования к содержанию плана урока. Контроль и учет состояния математической подготовки учащихся. Оценка знаний учащихся по математике. Виды текущей проверки знаний.
Использование дидактического материала на уроках математики в речевой школе. Разнообразие форм организации учебной работы по математике (экскурсии, измерительные работы на местности, самостоятельные, индивидуальные и групповые занятия учащихся в классе).
Домашняя самостоятельная работа. Формирование у учащихся умения самостоятельно выполнять математические задания. Роль занимательных математических заданий в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дидактические игры и упражнения. Значение внеклассных занятий по математике для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности внеклассной работы по математике в речевой школе. Разнообразие форм и видов внеклассной работы.
Тема 5. Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе 5 вида
Пропедевтический период обучения математике. Причины, обуславливающие необходимость большого подготовительного периода в обучении математике детей с тяжёлыми нарушениями речи. Организация занятий в подготовительный период. Изучение уровня подготовленности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи к обучению математике. Система подготовительного периода обучения математике. Коррекция и развитие высших психических функций и моторики учащихся речевой школы в период пропедевтического периода, предупреждение «зеркальности», формирование навыков учебной деятельности, работа по развитию и коррекции речи. Развитие первоначальных понятий о числе, счёте и арифметических действиях. Специфика формирования приёмов устных вычислений.
Количественные натуральные числа. Счет. Цифра. Отрезок натурального ряда. Присчитывание и отсчитывание по 1. Сравнение чисел. Смысл действий сложения и вычитания. Методика изучения темы: «Десятки», работа по развитию речи в связи с изучением нумерации первого десятка, дидактические и речевые игры при изучении темы.
Методика изучения темы «Два десятка», особенности речевой работы при изучении темы. Методика ознакомления учащихся с величинами и их измерением, методика развития временных представлений, методика обучения элементам геометрии.
Устный счет на уроках математики, его место и организация, дидактический материал. Методика обучению решению арифметических задач; необходимые умения и навыки, особенности понимания и решения задач детьми с тяжёлыми нарушениями речи, понятие об арифметической задаче, их классификация, система обучения решению простых арифметических задач, причины и пути преодоления трудностей, составные задачи, этапы работы над задачей, их особенность в речевой школе, работа по развитию и коррекции речи учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы над задачей.
Образовательные технологии
При прохождении дисциплины «Методика преподавания математики (специальная)» необходимо базироваться на принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Для этого рекомендуется в лекционном курсе доказать, что данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребёнка, связаны с речевыми проблемами и могут приводить к трудностям усвоения детьми элементарных математических знаний; необходимо проведение традиционных лекций в виде практических / интерактивных занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации уроков), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде тестирования), консультации, зачёт.
Тематика и планы практических занятий
Дата: 2019-02-25, просмотров: 948.